Тема 1. Художественное воссоздание судеб русского дворянства в переломную эпоху

Тема 1. Художественное воссоздание судеб русского дворянства в переломную эпоху

(И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

  1. История семьи Лаврецких как типично дворянская. Воспитание, образование, отношение хозяев и крепостных каждого поколения Лаврецких. Потрет Федора Лаврецкого.
  2. «Лишние люди» и новые люди: споры по общественным проблемам, выбор пути развития России в кризисный момент (Паншин, Михалевич, Лаврецкий). Смысл выражения «землю пахать» и признание исторической вины.
  3. Поэзия «дворянских гнезд»: особый тип лиризма как реакция на смену культур. Значение эпизода возвращения Ф. Лаврецкого в Васильевское (чтение и анализ главы 19 – определить эмоциональную доминанту). Средства лиризации: пейзаж, музыка.
  4. Любовь и долг: этическая проблематика романа – человеческое счастье и его нравственная основа (гармония счастья и совести). Внешние и внутренние причины разрыва Лизы Калитиной и Федора Лаврецкого. Черты трагической героини в образе Лизы Калитиной.
  5. Особенности психологизма Тургенева-романиста: формы и средства (жесты, позы, мимика персонажей, речь). Подобрать примеры из текста.
  6. Финал романа: проблема смены поколений на сломе эпох.

Литература:

Гулак А.Т. «Тайный психолог» (Приемы словесного выражения личности в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо») // Филологические науки. – 2005. – № 6. С. 32 – 39.

Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982. Гл. 3. (конспект)

Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972. (конспект)

Батюто А.А. Тургенев-романист. – Л., 1972. – С. 3 – 38.

Никольский С.А. Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и литературе 2 половины 19 – начала 20 в.: философско-литературоведческий анализ // Вопросы философии. – 2005. – № 5. С. 108 – 132.

Дополнительная литература:

Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. – М., 1980.

Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л., 1975.

Художественные тексты:

Тургенев И.С. Дворянское гнездо.

Тема 2. Проза малых форм в творчестве И.С. Тургенева.

1. Концепция человека-героя в статье И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот».

2. Изображение типа лишнего человека («Дневник лишнего человека», Фауст», «Гамлет Щегровского уезда»). Соединение темы «маленького» и «лишнего» человека.

3. Вопросы любви, человека и природы в повестях 1850-х годов И.С. Тургенева («Поездка в Полесье»; «Ася», «Первая любовь»). Романтическая поэтика: образы героинь, пейзаж, художественные детали, повествование, язык.

4. Фантастические повести 1880-х годов «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич»

Литература:

1. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева: Изображение человека. – Свердловск, 1989.

2. История русской литературы 19 века. 1870-1890 годы. – М., 2001.

3. Курляндская Г.Б. Типология героев в произведениях Тургенева // Литература в школе. – 1999. - № 6. – С. 21 – 26

4. Лебедев Ю.В. Жизнь Тургенева. – М., 2006.

5. Мостовая Н.Н. Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева. – СПб., 2003.

6. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист. – Л., 1985.

Художественные тексты:

Тургенев И.С.«Дневник лишнего человека», «Фауст», «Гамлет Щегровского уезда», «Поездка в Полесье»; «Ася», «Первая любовь», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич»

Тема 7. «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Тема 10. Преломление «болезненных» настроений эпохи в поэзии

Тема 13. Проблема смысла жизни и реализованности человека в драматургии

Коллоквиум № 2

Форма работы: Выступление студентов с сообщениями и докладами по конкретному вопросу. Обсуждение выступления. Дискуссия. Конспектирование

Читательская конференция

Судьба литературного наследия третьей трети XIX века в современной культуре

Цель занятия: Закрепить полученные знания о литературном процессе третьей трети XIX века. Включить литературу данного периода в культурный контекст. Выявить в современной культуре типологически и генетически сходные явления и процессы.

Форма работы: Выступление студентов с сообщениями и докладами по определенной теме. Обсуждение выступления. Дискуссия.

Темы докладов

  1. Современная критика и публицистика «толстых» журналов о литературе и искусстве третей трети XIX века.

Задание: Обзор отделов критики и публицистики современных «толстых» журналов: Новое литературное обозрение, Звезда, Знамя, Нева, Октябрь, Наш Современник, Новый мир, Урал.

- Основные направления, имена, темы

- Точки пересечения и современная трактовка важнейших вопросов

- Жанры публикаций

- Общая картина эпохи

  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: Поколенческая проблематика в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Ивана Сергеева «Отцы и дети».

Задание: Сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.

  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: Жанровые трансформации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и комиксов Кати Метелицы «Анна Каренина».

Задание: Сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.

  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: «Чайка» А.П. Чехова и «Чайка» Б. Акунина: интертекстуальный диалог.

Задание: Интертекстуальный анализ произведений А.П. Чехова, Б. Акунина. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.

  1. Современные постановки и экранизации литературных произведений третей трети XIX века. Обзоры, рецензии, история создания.

Примерная литература: Рязанов Э. Неподведенные итоги. – М., 1986; Юрьев Ю.М. Записки: В 2-х т. – М., 1963; Периодические издания о кино и театре.

Задание: Представить свидетельства создателей, отзывы критики и зрителей.

  1. Театральные постановки произведений А.Н. Островского, А.П. Чехова: по материалам местной периодической печати.

Задание: Познакомить с постановками, интерпретациями и откликами критиков в местной прессе.

  1. Педагогическая, просветительская и журналистская деятельность Л.Н. Толстого.

Задание: Познакомить с основными положениями просветительской и журналистской деятельности Л.Н. Толстого, современными откликами. По материалам исследований творчества Л.Н. Толстого.

  1. Забытые имена: Биография и творчество поэтов «больного» поколения К.К. Случевского и К.М. Фофанова.

Задание: Дать биографическую справку поэтов, отзывы современной им критики, обзор основных тем, мотивов, образов поэзии. Использовать литературу к персоналиям.

  1. «Надсоновский» миф и феномен молодого поэта.

Задание: Дать представление о мифе «Надсона». Использовать литературу к персоналиям.

  1. Рецепция творчества ведущих писателей и поэтов в массовом сознании.

Задание: Изучить современное восприятие наследия ведущих писателей и поэтов в массовом сознании. Провести мини социологическое исследование в форме опроса, анкетирования.

Подготовка выступлений предполагает самостоятельную работу студента по сбору материала и консультации с преподавателем.

Время проведения конференции – последняя предсессионная неделя

Тема 1. Художественное воссоздание судеб русского дворянства в переломную эпоху

(И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

  1. История семьи Лаврецких как типично дворянская. Воспитание, образование, отношение хозяев и крепостных каждого поколения Лаврецких. Потрет Федора Лаврецкого.
  2. «Лишние люди» и новые люди: споры по общественным проблемам, выбор пути развития России в кризисный момент (Паншин, Михалевич, Лаврецкий). Смысл выражения «землю пахать» и признание исторической вины.
  3. Поэзия «дворянских гнезд»: особый тип лиризма как реакция на смену культур. Значение эпизода возвращения Ф. Лаврецкого в Васильевское (чтение и анализ главы 19 – определить эмоциональную доминанту). Средства лиризации: пейзаж, музыка.
  4. Любовь и долг: этическая проблематика романа – человеческое счастье и его нравственная основа (гармония счастья и совести). Внешние и внутренние причины разрыва Лизы Калитиной и Федора Лаврецкого. Черты трагической героини в образе Лизы Калитиной.
  5. Особенности психологизма Тургенева-романиста: формы и средства (жесты, позы, мимика персонажей, речь). Подобрать примеры из текста.
  6. Финал романа: проблема смены поколений на сломе эпох.

Литература:

Гулак А.Т. «Тайный психолог» (Приемы словесного выражения личности в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо») // Филологические науки. – 2005. – № 6. С. 32 – 39.

Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982. Гл. 3. (конспект)

Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972. (конспект)

Батюто А.А. Тургенев-романист. – Л., 1972. – С. 3 – 38.

Никольский С.А. Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и литературе 2 половины 19 – начала 20 в.: философско-литературоведческий анализ // Вопросы философии. – 2005. – № 5. С. 108 – 132.

Дополнительная литература:

Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. – М., 1980.

Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л., 1975.

Художественные тексты:

Тургенев И.С. Дворянское гнездо.

Наши рекомендации