Приветственное слово к Дню рериховской поэзии
Мы избрали 4 мая как День рериховской поэзии, то есть поэзии, посвящённой рериховской тематике, и источником нашего поэтического творчества были книги Учения Живой Этики, произведения Е.И.Рерих, книги Н.К.Рериха и Б.Н.Абрамова.
Раньше такой поэзии не было, но отдельные созвучные ей моменты мы находим в творчестве Гумилёва, Цветаевой, Блока и других поэтов Серебряного века, а теперь мы её квалифицируем как особый вид поэзии на небывалую доселе тему.
Мы строим город небывалый,
Одежды белые надев,
Не ради власти или славы —
Во имя блага всех людей.
Мы строим и не отступаем
От трудностей и от преград;
Свой труд за счастье почитаем,
Не ждём похвал или наград
И не боимся поношений.
Мы знаем — в город тот придут
Посланцы новых поколений,
Которых неотложно ждут.
Н.Д.Спирина
То же относится и к рериховской поэзии, как части строительства небывалого периода в жизни и России, и нашей планеты в целом.
Поэзия — это синтез всех искусств, в ней имеется и слово, и музыка, и ритм, и живопись.
И в этот день мы ощущаем особую радость от встречи с вами, как с нашими единомышленниками, так же пламенно любящими и почитающими поэзию, как и мы.
Во все века поэзия была царицей искусств и лучшие мыслители воздавали ей должную дань. И Апостол Иоанн говорит, что «вначале было Слово». А поэзия есть высшее достижение слова.
Молитва — ведь это тоже Поэзия, но с заглавной буквы, наивысший вид поэзии. Вспомним псалмы Давида, молитвы подвижников, тему пророка в стихах Пушкина и Лермонтова.
Вспомним молитвенные воззвания, имеющиеся в книгах Живой Этики. Вот некоторые из них:
«Ты, Позвавший меня на путь труда, прими умение и желание моё. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня среди дня и ночи. Яви, Владыка, руку Твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!»(1)
«...Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!»(2)
«...Да поможет мне Учитель принести пользу там, где нужно. Пусть будет миру хорошо»(3).
4 мая 2002 г.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Человечество от голода не погибнет,
но может погибнуть от бессердечия.
Из Записей Е.И.Рерих
«Уявление значения сердца старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас»(1), — сказано в книге «Сердце». Поэтому сейчас мы и решили поговорить о значении сердца и его функции и о том, что может произойти при бессердечии. «О сердце всегда хорошо сказать. О самом нужном уместно помянуть. Именно, где сердце, там и Огонь. Каждый путник не выйдет без огнива, не забудет, что оно понадобится ночью. Так без сердца наступает ночь духа. Не преграды страшны, но бессердечие каменное»(2).
Что же говорится в книгах Учения Живой Этики о бессердечии? «Бессердечие есть не что иное, нежели акультурное состояние сердца. (...) Но культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. (...) Сердце требует постоянного питания, иначе, лишённое связи высшей, оно разлагается»(3). Из этого следует, что связь с Высшим питает сердце, которое без неё разлагается, но для этой связи нужно проявить постоянное несломимое устремление к Высшему.
В книге «Аум» говорится: «Так приобщимся к Высшему Миру не по приказу, но по влечению сердца. Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится Свыше»(4). «Может быть, найдутся столь тёмные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром, — сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса»(5).
«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь. Самое явленное почитание не достигает назначения без любви. Какая же преданность будет без любви? Какая же огненность в иссушенном сердце? После уявления любви можно ждать соизмеримости с Высшим Миром. Каждый предмет изучается только при любви. Каждая трудность побеждается силою любви. Поистине, Великая Любовь лежит основанием Высшего Мира!»(6)
«Не условные обряды, но сердечная молитва делает Прекрасный Мир близким и насущным. Можно подходить к самому Высшему с наполненной чашей лучших помыслов. Можно приносить лучшие опыты, ручаясь, что они направлены к добру. Когда добро живёт, оно отворит все врата к Миру Высшему»(7).
«Нужно в сердце нести почитание Высшего Мира как самое важное и прекрасное в земной жизни»(8).
«Человеку необходимо реальное познание и постижение Высшего Мира. Религии несли самые ужасные войны. Самое потрясающее жестокосердие произошло от судорожных мыслей о Высшем Мире. Такое ужасное состояние показывает, что Мир Высший не постигнут во всём его Величии»(9).
В Записях Б.Н.Абрамова говорится: «Сострадать — значит страдать с страдающим. Чувство страдания есть стимул к оказанию помощи. Ведь боль не чужая, а как бы своя. Из чувства единения проистекает сострадание. Единение и сострадание неразрывно и одно вытекает из другого. Тот, кто чувствует полное единство, обладает и полным состраданием. (...) Жестокость — отличие тёмных, и разрушение — удел жестокости. Но всякое разрушение имеет предел, в то время как созидание предела не имеет. Так же и жестокость разрушает сама себя, а сострадание утверждает рост сердца»(10).
В вопросе о состоянии сердца человечество можно разделить на три категории: первая — полное отсутствие сердца, вторая — слабая развитость активности сердца, третья — это работа сердца в полном объёме, без всяких ограничений. Поговорим о первой категории, то есть о полном отсутствии сердца.
Всякое себялюбие, то есть эгоизм, относится к бессердечию. Эгоисты стремятся захватить всё только для себя, не считаясь с наносимым при этом ущербом для других.
В семье это выражается в жестоком отношении к её членам, в отсутствии забот о семейном благополучии; в коллективе — в недобросовестном отношении к своей работе и в возложении своих обязанностей на других; в сфере межгосударственных отношений — в развязывании войн с целью захвата чужих территорий и их достояния, международных конфликтов на национальной или религиозной почве, в нежелании оказать помощь другим странам, терпящим бедствие.
Вторая категория — это слабая развитость сердца. При ней, наряду с оказанием помощи ближнему, существует и определённая расчётливость, когда люди бахвалятся своей добротой и афишируют её, а также рассчитывают получить какое-либо вознаграждение за свою помощь. При оказании такой помощи принимает участие больше мозг, чем сердце. И даже если в сердце возникает чувство сострадания, то при этом имеется и мысль о том, как выявление этого сострадания может отразиться на нас самих и обременить нас.
В письмах Е.И.Рерих сказано: «...Помогать мы должны. Ибо кто знает, когда именно мы платим старый долг, и, отказав в помощи, мы тем самым нарастим проценты на свой долг. Велико заблуждение воздерживаться от помощи близким из боязни усложнить свою карму. Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма или самости? Но, конечно, нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом. Так, если требуемая от нас помощь не превышает наших возможностей, мы должны это сделать»(11).
Не просто помогать без раздраженья,
Не причиняя боли за добро…
Двойная жертва — не жалеть себя,
Жалея ближнего.
Большое сердце
Вмещает это в радости отдачи
Себя — другому, о себе забыв.
Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
И высшая категория проявления сердца — это самозабвенная помощь всему живому в полной мере, не жалея своих сил и средств, без мысли о каком-либо ущербе или вознаграждении для себя. Особо полную активность сердца проявляют подвижники и национальные герои, самозабвенно творя благо каждый в своей сфере. В Учении Живой Этики говорится: «Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живёт в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности. Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями, причина которых бывает слишком различна, но самым внутренним добросердечием; оно зажигает тот свет, который во тьме светит. Так сердце является поистине международным органом...»(12)
«Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлёт преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла. На низшем плане Бытия условия добра и зла разнятся от значения их в Высшем Мире. Можно себе представить горнило сияющее Света и тьмы зияющую пропасть. Так ужасно скрещиваются мечи демонов и Архангелов! Среди искр боя сколько сердец привлекается к Свету и тьме!»(13)
«Пусть творится всё во благо. Пусть каждое действие открывает новое достижение. Пусть мысль о пользе сопровождает каждый поступок. (...) Неразрывно с добром стоит Учение Сердца!»(14)
«Когда человечество сговорится послать добрую мысль одновременно, то и заражённая атмосфера низших слоёв сразу прояснится. Так нужно заботиться хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как Спаситель человечества мыслит лишь о всём мире, так, следуя Ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии. Не нужно смотреть на посылки мысли как на какое-то сверхъестественное действо. Пусть это будет пищею духа; как топливо костра во нощи! Так же нужно просто следовать за высшим примером. Сердце будет часами верными, когда призовёт к мысли о всех. Не нужно утомительных медитаций, мысль о мире кратка, и отрешение от себя в ней так просто отражается. Пусть будет миру хорошо!»(15)
«Пусть будет миру хорошо!»
И в нём найдём мы каплю счастья.
Ко всей Вселенной мы причастны.
И чтобы светлый век пришёл,
Мы повторяем в дни ненастья:
«Пусть будет миру хорошо!»
Н.Д.Спирина. Капли
26 мая 2002 г.
ЯВЛЕНИЕ МУЗЕЯ
Мы расцениваем Музей как воплощение Учения в действии. Слова, чтобы иметь силу, должны материализоваться. И активность Музея есть материализация слов, сказанных нам Учителем.
Почему Музей строится именно в России Азиатской и символом её является Настасья Микулична — русская богатырша с азиатским обликом? Ничего случайного у Рериха не бывает. Все его творения наполнены глубочайшим смыслом, раскрытие которого доходит до нас далеко не всегда сразу, а через какое-то время и через какие-то события и сроки. Сейчас мы начинаем предугадывать эти надвигающиеся события. В данное время они показывают, что Европа пуста и не может уже быть ведущей в духовном отношении, какой она была ранее. Очень символично, что Англия уже опускается под воду, и дело не в количестве сантиметров её опущения, а в самом факте этого беспрецедентного явления. Россия же Азиатская находится в самом центре огромного и мощного материка, не подвергающегося никаким землетрясениям и катаклизмам. И потому новое созидание основывается именно на этом мощном фундаменте.
У нас начали издаваться книги, брошюры, репродукции и, наконец, журнал «На Восходе», подобного которому ещё нигде ничего не издавалось. Красота его формы соответствует глубине его содержания и питает всех ищущих Света. Даже малые дети тянутся к этому изданию и любуются им.
Так начинается Новая Эпоха, и именно в Россазии, как называла этот огромный регион Елена Ивановна Рерих.
12 июня 2002 г.
УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ[13]
«...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: ''Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя''. Незабываемо было зрелище этого седого, улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками, — оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Перед нами было одно из чудес природы, мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям».
«Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным — так, чтобы они не знали, откуда пришло благодеяние. Куинджи, посылая денежную помощь бедным, добавлял: ''Только не говорите, от кого''».
«Неповторяема была вся жизнь его. Простой крымский пастушок, он сделался одним из самых прославленных наших художников исключительно благодаря своему дарованию. Излишне говорить, что, конечно, всё своё богатство он завещал народу на художественные цели».
«''Хоть в тюрьму посади, а всё же художник художником станет'', — говаривал мой учитель Куинджи. Но зато он же восклицал: ''Если вас под стеклянным колпаком держать нужно, то и пропадайте скорей! Жизнь в недотрогах не нуждается!'' Он-то понимал значение жизненной битвы, борьбы Света со тьмою».
«Пришёл к Куинджи с этюдами служащий; художник похвалил его работы, но пришедший стал жаловаться: ''Семья, служба мешают искусству''. ''Сколько вы часов на службе?'' — спрашивает художник. ''От десяти утра до пяти вечера''. ''А что вы делаете от четырёх до десяти?'' ''То есть как от четырёх?'' ''Именно от четырёх утра''. ''Но я сплю''. ''Значит, вы проспите всю жизнь. Когда я служил ретушёром в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырёх до девяти было в моём распоряжении. А чтобы стать художником, довольно и четырёх часов каждый день''.
Так сказал маститый мастер Куинджи, который, начав от подпаска стада, трудом и развитием таланта занял почётное место в искусстве России. Не суровость, но знание жизни давало в нём ответы, полные осознания своей ответственности, полные осознания труда и творчества».
«Помню, как после окончания Академии Художеств Общество Поощрения Художеств пригласило меня помощником редактора журнала. Мои товарищи возмутились возможностью такого совмещения и прочили конец искусству. Но Куинджи твёрдо указал принять назначение, говоря: ''Занятый человек всё успеет, зрячий всё увидит, а слепому всё равно картин не писать''».
«Сорок лет прошло с тех пор, как ученики Куинджи разлетелись из мастерской его в Академии Художеств, но у каждого из нас живёт всё та же горячая любовь к Учителю жизни. В каждой статье об искусстве приходят на память всегда свежие заветы Учителя, уже более четверти века ушедшего от земли. Ещё в бытность нашу в Академии Щербов изобразил в карикатуре нашу мастерскую; для обстановки Щербов взял мою картину ''Сходятся старцы'', но карикатура лишь подчеркнула нашу общую любовь к Учителю. Когда же в 1896 году Президент Академии обвинил Куинджи в чрезмерном влиянии на учащихся и потребовал его ухода, то и все ученики Куинджи решили уйти вместе с Учителем. И до самой кончины Архипа Ивановича все мы оставались с ним в крепкой любви, в сердечном взаимопонимании и содружестве».
«...Чем выше наш Учитель, тем больше мы сами, ибо закон соответствия точен. Много жизненных примеров, подтверждающих этот закон, можно привести. Люблю пример, совершившийся на моих глазах. Куинджи был большим учителем, но лишь оценивший его ученик Н.К.[Рерих] стал сам велик. Те же ученики, которые не прочь были умалить его и за спиною даже назвать просто ''Архипом'', постепенно совершенно деградировали и сошли на нет» (Е.И.Рерих).
«Куинджи однажды услышал, что ученики между собою называли его Архипом. Когда все собрались к чаепитию, он сказал, улыбаясь: ''Если я для вас буду Архипкой, то кем же вы сами будете?'' Учительство, подобное Гуру Индии, сказывалось в словах Архипа Ивановича».
«Куинджи умел быть суровым, но никто не был таким трогательным. Произнеся жестокую критику о картине, он зачастую спешил вернуться с ободрением: ''Впрочем, каждый может думать по-своему. Иначе искусство не росло бы''».
«Куинджи умел защитить неправо пострадавшего. Ученики Академии часто не знали, кто смело вставал на их защиту. ''Не трогайте молодых!''»
«Однажды с Куинджи говорили о чудесах авиации. Он вздохнул: ''Хорошо летать, прежде бы научиться по земле пройти''. Он-то умел по земле ходить».
«Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звёзд...»
На Восходе, 2002, № 6
ПОСЛЕДНИЙ ОТБОР
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Конечный выбор отберёт —
Куда бессмертный дух пойдёт,
Решит навек свою судьбу.
И вот вступает он в борьбу
Со всеми узами земли,
Что приковать его могли
К векам,
которые ушли.
Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»
Когда наступает новая эпоха, она подразумевает и тех, кто будет составлять эту эпоху, то есть людей, олицетворяющих её. Эпоха — это прежде всего люди, а не растительный и животный мир. Чем же будут отличаться люди грядущей эпохи от уходящей? Понимание этого и решит судьбу новых поколений.
«Трудность деления человечества по светотени — в том, что борьба за преобладание тьмы или Света происходит в каждом сознании и в каждом сердце, совершенно независимо от того, в какой части света они находятся и к какому народу принадлежат. Драматична борьба эта тем, что каждый сам выбирает и должен сам же решить участь свою. Великий Отбор ныне идёт по лицу всей планеты. И каждый решает будущее своё. В этой борьбе значение ведущих идей времени является решающим, так как сознание и сердце, их принимая или их отвергая, решают свой путь. Этими новыми идеями насыщена Нами аура Земли. Никакие барьеры и ограничения не могут удержать их от распространения. Они достигают всех сердец и сознаний, и потому борьба против проникновения их безнадёжна. Так каждый решает, за войну он или за мир, за свободу для малых народов или продолжение векового рабства и так далее. Идеи носятся в воздухе, пронизывая мозг и заставляя решать или за, или против. Всё больше и больше людей становятся под Знамёна Нового Мира и новых идей. И в этом значение и смысл происходящего на планете. Мир Новый идёт, и твёрдую поступь его уже ничто не в силах остановить. Победа утверждена. Она неизбежна. И скоро наступит желанное время полной победы сил Света над силами зла, разрушения, человеконенавистничества и тьмы»(1).
«В сущности говоря, все Учения, когда-либо данные людям Владыками, имели в виду только будущее. Человек, принявший Учение, будущие построения внедрял в своём сознании и, превращая их в явления прошлого, тем самым утверждал их магнитно ведущую силу. Всё таким образом принятое и утверждённое им становилось в сознании его цепью причин, ведущих сознание его в будущее. (...) Делать будущее прошедшим для утверждения его в жизни в настоящем — Наш метод. Он прост, но сила его велика и тайна его незаметна, ибо прикрыта простотой. Контроль над мыслями необходим потому, что мысли, становясь ведущими человека в будущее причинами, требуют строгого отбора, дабы не могли угнездиться там сорняки. (...) Всякое планирование будущего полезно, если оно сознательно. Планированное будущее направляет течение потока эволюции по воле человека. Будущее, лишённое плана, делает человека, людей и народы жертвою случайных течений и отдаёт их во власть стихий. (...) Учение, знающее направление эволюции человечества и далёкую цель, даёт в руки принявшего его могучий рычаг, могущий двигать большими делами и достигать в этом будущем намеченных целей. Те, кто по плану живёт, преуспевают, те, кто без плана, будут топтаться на месте. Только когда известна далёкая цель, направление может быть правильным. (...) Провозглашая дары эволюции: психическую энергию, движение женщин и кооперацию, — Применяем Наш метод утверждения в будущее ведущих причин путём внедрения их в сознание, делая их таким образом магнитами-двигателями, установленными в памяти сознания. (...) При построении будущего нельзя забыть тёмные руки, пытающиеся разрушить каждое светлое начинание. Где Свет, там и тьма — его антипод, потому так и сложно строительство в мире земном. (...) Свет побеждает тьму. Эту формулу надо запомнить, как к Свету ведущий магнит. На Нашем щите начертано слово ''победа''»(2).
На Щите начертана победа, —
Смело, смело, воины, вперёд!
На восходе Солнца тьма уйдёт,
На пороге Света сгинут беды,
Расцветут надземные цветы,
Воплотятся лучшие мечты...
Щит Огня — ручательство победы!
Н.Д.Спирина. Капли
Качество этого рода мышления определяет тех, кто будет пригоден для будущих построений. Вспомним про некоторые качества, требуемые для успешного продвижения людей в будущее. Самое основное — это мысль.
«Хочу Указать, что путь ко Мне или в бездну чрезвычайно реален и определяем легко. Не может быть никаких колебаний, кому и чему служит дух. Каждый данный момент мыслью своею отмечает ищущий свой путь, а также и каждое уклонение, повороты и задержки. Индикатором служит мысль, окрашивающая преобладающим цветом своим ауру человека. Кого хочет обмануть идущий во тьму человек?
И если кого-то он обманул и даже обманывал долго, то во что же обойдётся этот обман ему самому, и не он ли будет платящим. Всё хорошее останется внутри, всё плохое останется внутри, и всё плодоносит. Можно ли обмануть свою собственную мысль? Так всякий обман невыгоден прежде всего обманщику, ибо высока за него плата и неизбежна. Ущерб наносится прежде всего себе самому, ибо каждая крупица зла остаётся в микрокосме его породителя, принося свои следствия. Лжецы, обманщики, делатели зла и тёмных деяний, подумайте о том, какую страшную участь готовите для себя в пространстве! Всё порождённое вами в мире зло остаётся в виде кристаллов огненных энергий внутри вас с тем, чтобы, когда плотное тело не будет мешать, привлекать к вам из пространства созвучные тёмным энергиям вашим условия. Ничто не освободит вас от действия закона, ничто не поможет, пока энергии порождённого вами зла не исчерпают всей своей силы на вас самих. Обратные удары кармы ужасны, и их избежать невозможно, и нет утешения породителям чёрных огней. Отбор в станы Света и тьмы совершается по светотени. Светимость утверждается мыслью. Отсюда и проистекает первенствующая значимость её в жизни обычной»(3).
«В духовном мире, как в наитончайшем, законы ещё непреложнее, грани по сродству там несравненно тоньше, нежели на физическом плане, ибо там совершается великий отбор»(4).
«Каждый избирает и творит свой путь. Время, этот великий просеиватель, сделает свой отбор»(5). «Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всём пространстве планеты»(6).
«Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой карме человечества и планеты, знал о грозной опасности, и потому Он имел в виду приближающееся очередное смещение расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами и перед которыми заблаговременно совершается великий отбор годных семян перед окончательным Судом. Будучи Посвящённым, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днём Последним, в силу ужасающего падения духовности в человечестве. Ведь возможно, что не собрать будет столько противодействующих, вернее, разряжающих энергий, чтобы удержать планету от конечного гигантского взрыва. К этому взрыву Кн. Мира сего и направляет все свои усилия, ибо он знает, что в очищенной атмосфере, пронизанной новыми огненными лучами, или энергиями, пребывание его в сфере земной станет нестерпимым, невозможным. Потому он стремится взорвать, чтобы, как сказано, ''уплыть на обломках''. Не о том ли смещении расы говорит и Апостол Пётр...»(7) — «...Земля и все дела на ней сгорят. (...) Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»(8). Также и «Откровение»: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали»(9); и Пророк Исаия: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь»(10).
«Только в такое особое время можно так близко подойти. Лишь на смене рас даётся Откровение и Иерархия приближается к людям. Часто ли бывает смена рас?! И такой смены, как сейчас, никогда не было и не будет по сложности и необычности положения. Потому и возможности необычные. Недоступное становится доступным, непостижимое — постижимым, неявное — явным. Как в период тропических ливней всё растёт с небывалой силой и быстротой — все посевы, все травы. Выявляются сорта и породы. Что подставим под ливень ускоренных возможностей? Можно сделать скачок гигантский, опередив себя на тысячелетия, укоротить свой путь неизмеримо. Сейчас возможно всё. Через некоторое время, когда пройдёт этот переходный поворотный роковой период, эволюция человека опять пойдёт своим обычным путём. И многие повернутся в отчаянии бессильного сожаления на то грозное и чудовищно тяжкое время, когда всё было возможно и когда солнце Иерархии приближалось к земле так близко, как никогда»(11).
«Огромное планетное поле последнего столкновения Света с тьмою имеет своё отражение в каждом человеческом сознании. Никто не может уклониться от этой последней борьбы и неизбежности последнего и окончательного выбора, чтобы, сделав его, примкнуть к полюсу Света или полюсу мрака. Только в отличие от всего, что было раньше, выбор этот окончательный и бесповоротный, то есть необратимый. И в этом — и трагедия, и счастье людей. Трагедия — для избравших тьму, и счастье — для Свет предпочтивших. Стремительно совершается это последнее, решающее разделение. И многие катятся в бездну. Каждое преодоление в себе импульсов, в бездну влекущих, освобождает сознание для
утверждения Света и устремляет его к полюсу Света. Так важно именно сейчас устоять. А там, с наступлением Света, как на крыльях поднимется дух в суждённые сферы»(12).
В твоих руках судьба твоя,
И каждый сам себе судья.
На крыльях волн огонь идёт,
Он явит суть и отберёт.
И перед собственным судом
Твой путь откроется огнём —
Пойдёшь ты в рост
или на слом.
Н.Д.Спирина. Капли
30 июня 2002 г.