Давая материал за этот год, мы выделяем в отдельную группу тему, особо важную для нас на этом этапе — о строительстве Музея Н.К.Рериха в Новосибирске.

Мы строим...

Музей мы строим небывалый,

Одежды белые надев,

Не ради власти или славы —

Во имя блага всех людей.

Мы строим и не отступаем

От трудностей и от преград;

Свой труд за счастье почитаем,

Не ждём похвал или наград,

И не боимся поношений.

Мы знаем — в тот Музей придут

Посланцы новых поколений,

Которых неотложно ждут.

Н.Д.Спирина. На Восходе, 2001, № 5

Первый камень...

Н.К.Рерих прозревал самую суть явлений. И когда в 1943 году он рисовал картину «Настасья Микулична» — он предвидел не только ближайшую победу русского воинства над смертельным врагом, но и будущее великого региона — России Азиатской. Николай Рерих утверждал, что «духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири».

Сейчас закладывается первый камень основания этого возрождения — Музей Н.К.Рериха в Новосибирске. Это и будет началом воплощения Учения Живой Этики в реальную материальную форму.

Что требуется от нас? Осознать, что на данный момент участие в строительстве Музея есть главная задача для принявших Учение и вступивших на путь служения Общему Благу.

«Дума рождает дела», и устремление к выполнению порученного притягивает новые возможности. Особенно успешно пойдёт стройка, если необходимость её будет осознана не формально, но по зову сердца.

Музей Н.К.Рериха в Новосибирске явится центром изучения и распространения высоких идей Учения Живой Этики не только в России, но и во всём мире, и магнит его будет неуклонно возрастать. И множества будут стекаться к нему, чтобы утолить свою духовную жажду из живого, действующего источника. И какое счастье, что каждый из нас может внести свою посильную лепту в это строительство, знаменующее начало Новой Эпохи.

На Восходе, 2001, № 5

Наша страна прославится Музеем Н.К.Рериха в столице России Азиатской — Новосибирске. Там будут проводиться выставки картин Н.К.Рериха и репродукций; литературно-музыкальные слайд-программы, экскурсии, встречи, Чтения; музыковедческие, искусствоведческие и педагогические секции; специальные программы для детей и подростков, а также беседы у камина, на котором изображён белый конь Чинтамани, несущий с небес заповеданный Камень Счастья. Посещая Музей, вы приобщитесь к подлинной духовной красоте.

Поддержите стройку небывалого в мире Музея!

На Восходе, 2001, № 1

Музей Рериха в Новосибирске — первый в России Азиатской, потому что он полностью посвящён теме Рерихов и всему, связанному именно с этой темой. Также крайне важно утверждение Николая Рериха о том, что возрождение России начнётся с Сибири. А наш город — столица Сибири, её центр. И на картине Николая Рериха, находящейся в нашей Картинной галерее, богатырша Настасья Микулична изображена с азиатским ликом и в азиатском одеянии. И поднимается она на мощном коне к Великому Действу в сверкающих лучах восходящего Солнца. И принимая во внимание, что в творчестве Рериха нет ничего случайного, мы понимаем символ Настасьи Микуличны как возрождение России Азиатской.

На Восходе, 2001, № 6

Несмотря на всё то, что происходит в мире и вокруг нас, мы должны неизменно сохранять свой настрой, основанный на Учении Живой Этики, утверждать данное к нашему сроку Учение и внутри себя, и в нашей внешней деятельности и непоколебимо верить в то, что Новый предуказанный Мир настанет. Необходимо постоянно держать контакт с Иерархией Света, для того чтобы в будущем через нас это озарение передавалось окружающим нас людям. Если мы будем крепко держаться нашего Фокуса, наших Старших, Они смогут лучше помочь через нас всей планете. Сейчас время роковое, можно сказать отборочное. Данный период особенно знаменателен тем, что один окончательно утвердится в Свете, а другой безвозвратно предастся тьме. Поэтому крайне важно держать контакт с Иерархией Света, и этому очень помогает постоянное чтение книг Учения Живой Этики, Писем Е.И.Рерих, «Граней Агни Йоги». Необходимо обращаться к Высшему, читать, наполнять благими мыслями пространство и чётко представлять себе, какое будущее мы хотим иметь для человечества, верить в нашу будущую судьбу, которая нам предназначена. Ведь говорится в книге «Зов»: «Укрепляйте глаза, чтобы не ослепнуть, когда Приоткрою край завесы Грядущего» (31.03.1923). В России это будет особо прекрасно, но в это надо твёрдо верить и всемерно утверждать. Это будущее уже создано в Высших Сферах, но нужно воплотить его на земном плане. Наша задача — помочь Иерархии Света в этом спасительном труде. Этой цели служат и наши «круглые» и «квадратные» столы, и секции, и беседы, и создающийся Музей Н.К.Рериха в Новосибирске; и мысли наши должны постоянно работать в этом направлении.

На Восходе, 2001, № 6

* * *

Дорогие друзья! Мы рады и счастливы вновь приветствовать вас, видеть вас, встречаться с вами, общаться и объединяться. Это такое счастье, когда в мире есть друзья и когда мы все идём по одному пути и все друг друга понимаем и любим. Мы очень, очень рады, что снова с вами, что вы приехали к нам со всех концов, и мы очень это ценим, зная, как это трудно. Спасибо вам за внимание!

Сегодняшнее наше Слово будет о величайшем понятии, которым держится Мир, — о добре.

ДОБРО

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Кто добрее посеет, тот щедрее пожнёт.

Надземное. 795

«Учение Добра должно быть другом всего Добра во всех его проявлениях»(1). «...Существуют отрасли труда, воплощающие добро в полном его значении. Разве труд земледельца не добро? Разве творчество прекрасное не добро? Разве мастерство высокого качества не добро? Разве знание — не добро? Разве служение человечеству — не добро? Можно утверждать, что существо жизни — добро...»(2)

«Добро уже тем хорошо, что каждая степень его хороша, например самоконтроль, или самообладание, или бесстрашие, или к людям любовь, или преданность Учителю Света»(3).

«Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение»(4). «Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда»(5). «Каждое действие добра есть вечное достижение. Когда шлаки зла давно уже разложатся, места добра процветать будут»(6). Доказательством этому могут служить многочисленные примеры из истории человечества.

Когда-то существовала Атлантида — грандиозный материк, население которого обладало очень большими знаниями и могуществом, но стало работать на разрушение, на вред, утвердив зло вместо добра. И в результате, когда кульминация зла дошла до своего предела, материк ушёл под воду.

Вспомним Рим — столицу могущественной империи древности, где в Колизее отдавали на растерзание диким зверям первых христиан. В настоящее время от Колизея остались груды камней.

Примером процветания добра является Святыня нашей Родины — Троице-Сергиева лавра, созданная в XIV веке величайшим Святым Сергием Радонежским. Началась она с крохотной избушки, срубленной Его руками в дремучих радонежских лесах, обитателями которых являлись только дикие звери, и превратившейся в могучий оплот христианской веры и защиты Отечества.

Сейчас мы живём в Новосибирске — огромном городе с миллионным населением, превратившемся из временного посёлка строителей железной дороги в конце прошлого века в столицу России Азиатской, включающую в себя мощный центр науки — Академгородок, в котором имеется университет и десятки институтов разных отраслей науки.

«Сотворение добра есть улучшение будущего»(7).

«Ученик просил Учителя: ''Укажи, как приложить к жизни Учение?'' — Учитель посоветовал: ''Для начала стань немного добрее''»(8). «Качество добра есть великое насыщение действия справедливостью и сердцем»(9). «...Каждое доброе действие преображает частицу хаоса, потому каждое творение доброе называем сожжением хаоса» (10).

«...Творение добра есть долг человека»(11). Оно «должно быть настолько естественным состоянием человека, что не нужно и говорить о таком назначении. Человек не может указывать на свои добрые дела как на нечто особенное; иначе можно предположить, что обычное состояние человека во зле, и только в виде исключения он иногда допускает и что-то доброе»(12).

«В духе каждого человека живёт начало добра, которое может насыщать всё сущее, если сознательно вызывать эти энергии Света»(13). «Не часто люди умеют ради добра напрягать волю. Никто не сказал им в детстве, какое мощное оружие они могут иметь при себе и сколько надземных помощников привлечёт их добрый приказ»(14).

Всегда готовы нам помочь Святые, Подвижники и ближайшие к нам духи Добра и Света — Ангелы. Они ждут, чтобы мы открыли им дверь, и они проявят себя неожиданным и чудесным образом. О них в нашем издательстве недавно вышла книжечка «Силы Небесные». К этим Высшим существам — Ангелам — мы «приближаемся мыслью и в мыслях и отдаляемся тем же путём» (15)

«Человек должен понять, что самоприказ к добру и к Общему Благу призовёт Надземную Помощь»(16). «Учитесь исполниться добрым приказом; он умножит силы»(17).

«И ещё помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засорённые глаза не вполне различают добро. Они, вследствие болезни своей, различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймёт все зёрна добра и кончит великодушием и любовью»(18).

«Глаз добрый... это творческий глаз, свет в людях и явлениях жизни творящий, на которые он обращён. Когда потенциал мысли растёт, нужна особая осмотрительность, чтобы уметь усиливать и утверждать гармонические частицы в каждом явлении жизни и уменьшать противоположные им. Это воздействие энергий человеческого микрокосма распространяется на предметы, вещи, одежду, растения... животных, человека и на все явления жизни, акцентируя и усиливая или гармонические элементы объектов воздействия, или дисгармонические и разрушительные»(19). «Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра»(20).

Истинно сказано, что «спросится не только за злые слова, но и за непроизнесённые добрые слова»(21). «Даже если кто случайно совершит благо, хвалите его. За каждую кроху добра хвалите. Тому, кто взывает во мраке, безразлично, кто принесёт Свет. Расширение поля зрения есть принесение Света. Полезно это действие как подающему, так и принимающему Свет. Передача Света есть его расширение. Было одно пламя, вот их стало уже два, значит, и совершилось благо»(22).

«Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получат хороший урожай. ...Каждое намерение будет приведено в исполнение... каждое добро просияет»(23). «...Каждая мысль добра есть... стрела Света»(24). «Добрая мысль есть первооснова доброго действия»(25). «Добрые мысли будут лучшим очистителем окружающего. Утверждение посылок добра будет ещё сильнее, нежели очистительные ароматы. (...) Так среди обычной жизни можно творить много добра. Каждая такая посылка как молния очищающая»(26).

«Мы не будем знать, к кому дойдут добрые зовы, но они принесут общечеловеческую пользу. (...)

''Пошлите добрые зовы. Они дойдут по своему назначению''»(27).

«Добро можно творить без личной заинтересованности в творимом. В этом свобода делания. Хорош человек или плох, но дать можно и ему, даже плохому, от своего света. Даяние это не персональное, но безлично-пространственное. Когда светильник вносится в тёмное помещение, он, солнцу подобно, озаряет добрых и злых. Не нам судить, на кого или что падает свет, как не судит об этом луч солнца и не выбирает предмета, на который упасть. Пространственное служение предполагает безличную раздачу»(28).

«В чём же главная польза от посылок мыслей? Кроме полезности для добрых дел, ради которых мысль посылается, главная польза в укреплении самого пространства добром. Такое насыщение пространства есть великая защита здоровья планеты. Таким образом, можно приучаться много раз ежедневно посылать добрые мысли, как пространственные стрелы. (...) Явление добра есть великая ценность, не теряющаяся в пространстве»(29).

«Хотя неуловимы добрые следствия намерений, добрых мыслей и действий, но по закону причинности всё приносит следствие. (...) Как прекрасен закон, дающий жизнь каждому добру и каждому творческому началу!»(30)

«Много говорится о добре и много зла делается»(31). «Могут сказать, что понятие добра вообще не существует, что для одного — добро, то для другого зло. (...) Между тем понятие добра в сущности своей неизменно. Но... сердце подскажет, где сущность добра»(32). «Добро и зло испытуются сердцем...»(33)

«...Ток зла или ток добра будет избран духом свободной волей, выраженной действиями каждого явленного дня»(34). «Только по делам распознаете, где добро и где зло...»(35) По словам Христа, «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их»(36).

«...Преобладание добра над злом живёт в Космосе и вся беспредельная жизнь дышит им, как огонь пространства!»(37) Иначе жизнь в пространстве не могла бы существовать, потому что зло всегда направлено на разрушение жизни.

Елена Ивановна Рерих писала: «Человечество продвигается лишь путём познания добра и зла»(38). «Лишь горячее устремление к Свету, к действенному добру и служению человечеству приближает нас к Лестнице Иакова»(39). «Именно всем нашим существом, всеми силами души будем поддерживать добро и бороться со злом, бороться как с тем злом, которое живёт вне нас, так и с тем, которое гнездится в нас самих»(40).

«Зло может быть искореняемо лишь добром. Такая истина проста и тем не менее остаётся непонятой. У людей добро обычно не действенно и потому остаётся в бездействии. Они не могут вообразить, как добро может вытеснять зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при всей деятельности добро лишено жестокости. В этом одно из самых значительных отличий от зла, также и в отсутствии самости и самомнения»(41)..

«Принципы Добра и Зла повторяются на всех планах, с той разницей, что, продолжая линию в сферы Тонкого Мира, все выражения обостряются»(42).

«В трудах старых отшельников можно найти замечание: ''Добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние''. Конечно, это замечание понимается как символ, но вдумчивый физиолог поймёт, что и в этом определении заключается поучительный химический опыт. Претворение энергии в аромат есть определённый факт. Когда утверждается о благоухании фризий или фиалок, можно предполагать о близости физической или тонкой энергии Доброго Начала. Наоборот, запах тления сопровождает всё низкое, как на физическом, так и на духовном плане»(43).

«Мыслью можно вызывать, усиливать и утверждать в любом явлении жизни те или другие частицы, то есть стороны добра или зла. Если, взяв человека, усмотреть в нём частицы добра и, вызвав их к жизни, их тем усилить, свет в человеке будет усилен, если же — наоборот, усмотреть... в нём только плохое, это будет усилением тьмы, которая в нём. Так что нашею мыслью о людях можем мы в них вызывать к жизни и усиливать элементы добра или зла, тьмы или Света. Мыслью творить человека может каждый. Потому осуждение — безусловное зло, ибо творит оно тьму в человеке и усиливает всё то плохое, что в нём уже есть. Осуждением даже из неплохого человека можно сделать плохого. Осуждение — зло, обсуждение — благо. Знать — не значит ещё осуждать. Знать, не осуждая, будет достижением очень высокой ступени. Снять маску, увидеть обнажённую сущность под ней и всё же от осуждения воздержаться — признаком служит высокого духа. Так, поднявший камень осуждения и бросивший его в другого человека оказывается сослужителем тьмы»(44).

«Светить своей аурой может каждое сердце добра. Не надо для этого никаких оккультных знаний или упражнений. Надо просто мыслить во благо. (...) Светить — это свойство доброго сердца»(45).

Как провозгласил Владимир Маяковский,

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!(46)

В книге «Надземное» Учитель говорит: «...Выгодно жить в добре и любви. Такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет источником счастья.

Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждающие, что красота есть добро, и добро прекрасно»(47).

25 февраля 2001 г.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Больше всего хочется снова встретиться, встретиться так же хорошо, как встретились мы сегодня. Так единодушно все слушали Слово о Добре, и выступали, и смотрели, и даже если ничего не говорили, всё равно эти эманации дружелюбия, согласия, полной гармонии всех так радостно было ощущать. Это так необыкновенно нужно; в зале не чувствовалось никакой оппозиции, а наоборот, поддержка и сердечное участие. Так хорошо слушали все, так легко было говорить, хотя Слово было очень трудное. Потому я благодарю всех за такую мобилизацию своих сердец. Все сердца звучали в унисон. Это было прекрасно. Спасибо. Надеемся на будущие встречи, такие же нужные и для нас, и для всех, и для пространства.

25 февраля 2001 г.

РАДОСТЬ — ОСОБАЯ МУДРОСТЬ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Уча радости, не ошиблись.

Листы Сада Мории. Зов. 1.05.1922

Великий Учитель в книге «Зов» говорит: «И когда вы будете строить Храм Красоты и на подходах к нему раскинете сад Радости, то назовите сад этот Моим Именем, ибо Я сказал вам: Радуйтесь, дети! (...) Шлю радость и благо и правду, ибо здесь всё»(1).

«...Хочу, чтобы... могли подойти ко Мне радостными и светлыми в день Великого Мрака перед Восходом»(2).

Соберём из других книг Учения Живой Этики, Писем Елены Ивановны Рерих и «Граней Агни Йоги» слова о Радости.

«Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка — всё предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдёт напряжение, которое откроет ещё одни врата. Кто дал людям право воображать, что они навсегда обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой даже в час гонения знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают простую истину — всё находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда»(3).

«...Мудрые люди иногда, в час опасности, восклицали — радость, радость! Не могло это восклицание означать лишь самовнушение. Они знали о сокровище радости и как бы хотели занять оттуда воспламенение чувств, необходимых для подвига. (...) Никто не может противиться радости подвига. (...) Так будем растить её, как ценнейшие цветы, но не умалим её подозрением, что она есть иллюзия»(4).

«Осмотритесь широко и соберите все пламена радости»(5). Умейте сказать каждому о самом радостном. «Так постучитесь в огненную дверь души человеческой»(6).

«Не может быть одной радости, но будет несчётное множество радостей, и каждая из них затронет особое сочетание нервных центров»(7).

Учение есть источник, «который несёт нескончаемую радость»(8). «...Разве не радость вдумываться в краткие и глубоко мудрые жизненные формулы, так неустанно и щедро рассыпаемые. Радость расширению сознания есть одна из самых высоких и чистых радостей»(9).

«Будем Учение держать как великую радость бытия!»(10) «Урусвати знает, насколько существенна радость бытия. (...) Откуда же возникает это бодрое чувство... Почему такая радость не обусловлена богатством или самодовольством? Она может возникать среди самых тяжких трудностей и гонений. Среди напряжений такая радость особенно ценна и целительна. (...) Она проявляется как предвестница наивысших токов, которые одухотворяют всю окружающую атмосферу... (...) Какие сильные мысли придут к человеку, который восчувствовал радость бытия! Около него очистится атмосфера и даже окружающие почувствуют облегчение...»(11)

«Сколько красоты и радости заключается в жизни, поставившей себе целью сослужение с Силами Света на общее благо! И радость эта, прежде всего, заключается в великом освобождении от привязанности к мелочам жизни, которое неминуемо наступает, если в сознании установилось непрестанное памятование об избранном Идеале и в сердце горит пламень преданности и благодарности к Позвавшему нас»(12).

«Радость бытия обуславливается связью с Иерархией. Даже крест свой можно нести с радостью, если сильна связь»(13). «Каждый жизненный подвиг на благо человечества безмерно усиляет мощь радости бытия»(14).

«Боритесь всеми силами и радостным духом вписывайте в хранилище опыта каждую страницу трудностей, ибо именно эти страницы и только они сложат вам победный венец... Радость борьбы есть основная нота Бытия. (...) Радуйтесь данному вам подвигу!»(15) «Радостный воин стоит сотни безрадостных, не знающих упоения битвой»(16).

«Радость битвы и радость победы — удел того, кто победе суждён»(17). «Радость победы сперва над собой, а после над тьмою будет победителю высшей наградой»(18).

«Освобождение от недостатков своих приносит духу радость и лёгкость, как будто бы с плеч сбрасывается груз тяжкий. Эту радость можно усилить, сбрасывая ещё более энергично ненужную поклажу. Раз утвердившись в радости освобождения от скверны своей, не так уж трудно начатое дело очищения сознания от всякого сора довести до конца»(19).

«Ученик, преодолевая и побеждая себя и получая радость от каждой победы, передаёт это чувство по Серебряной Нити Учителю»(20).

«Истинно, нет ничего целебнее и мощнее этого чувства. Радость есть кратчайший путь к высшему знанию и к Великим Братьям. Много мужества и не за одну жизнь нужно собрать, чтобы сохранить эту радость и в часы жизненных испытаний, потому трижды благословенны те, кто накопил в себе это мужество. Недаром радость духовная называется особой мудростью»(21).

«В сердце утверждается радость вопреки безрадостности окружающего. (...) Источник радости — сердце, но не само по себе, но объединённое с Сердцем Владыки. В этом единении с Сердцем Великого будем искать искры радости, радости прочной, уже не омрачаемой ничем внешним»(22).

«Радость есть особое огненное состояние. Огни радости сияющи и светоносны. Когда они являют устойчивость и постоянство, это означает победу духа над тьмою»(23).

«Чувство радости тоже требует тренировки, и его тоже можно воспитать. Начать следует с того, чтобы выбрать всё, могущее вызвать чувство радости, и сосредоточиться на нём, отбросив при этом все мысли, отягощающие сознание»(24).

«Причин для радости в мире плотном может не быть никаких, и всё же творческое воображение человека будет в состоянии её утвердить и объединить сознание с теми сферами, где звучит пространственная радость»(25).

Маяковский говорил об этом так:

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо вырвать

радость

у грядущих дней.

В этой жизни

помереть

не трудно.

Сделать жизнь

значительно трудней.

Учитель призывает: «Живите радостью о будущем». «От предвосхищения будущего можно почувствовать радость и даже освобождение от омрачения»(26) обстоятельствами данного момента.

«Владыка Сказал: ''Радуйтесь, дети!'' Но пусть это будет духовная радость, радость о духе. Можно радоваться и о земном, но помнить при этом, что скоротечна и непрочна радость земная. Но радость от духа и о духе не зависит от дел земных, коротких, и потому ею радоваться можно вопреки и независимо от суетливой и призрачной занятости обывательской. Радость... духа — от Высших Миров. В Высших Сферах пространство звучит радостью, и эти моменты можно улавливать сердцем. Это и будет... ''совершенная'' радость...»(27)

Земная радость, как цветок, —

Сорви его, и он увянет;

Но Корень счастья так глубок,

Он не исчезнет, не обманет,

Он не рассеется, как дым,

Не опадёт листом сухим...

Мы в Нём живём,

мы вечно с Ним.

Н.Д.Спирина. Капли

«...Уплачивая кармический долг, можно либо печалиться, либо радоваться — зависит от самого человека. (...) Мудрость не горюет и не радуется слишком, ибо кто может сказать, что несёт за собою данная печаль или радость... Как часто радуются тому, что впоследствии приносит несчастье, и наоборот. Потому лучше утверждать равновесие и, поднимаясь над потоком бесконечных явлений, держать сознание поверх двухполюсных уявлений астрала...»(28) Об этом так говорится в стихотворении Б.Н.Абрамова «Ёлочка»:

Ёлочка стройная, вечно зелёная,

Скромным нарядом горда,

Лето ли, осень, зима ли суровая, —

Ты неизменна всегда.

Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую,

Хочется просто спросить:

Как равновесие, силу великую,

В жизни земной сохранить?

Б.Н.Абрамов. Из сборника «Сребротканная нить»

«Именно в радости о чём-то обычно лежит корень печали о нём же. Радуясь людской похвале, тем самым обрекаем себя на огорчения при порицании. Эту двойственную природу личных переживаний надо понять, чтобы не стать жертвою переживаний на положительном полюсе, обуславливая тем самым неизбежность противоположных ощущений»(29).

Великий поэт А.С.Пушкин, прозревший этот закон, сказал: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Кроме хвалы, бывают и другие скоропроходящие радости, которые вызывают тревогу своей недолговечностью, например, радости в материальных делах, в каком-то личном успехе, в земной любви.

Как много жертв любви земной,

Несовершенной и неверной,

Условной, временной и злой...

Но по Любви совсем иной

Томится сердце.

Так о Солнце

Перед угаснувшей свечой

Тоскует дух во тьме ночной.

Н.Д.Спирина. Капли

«Радоваться чужой радости и чужим возможностям бескорыстно — уже достижение. Так можно войти в круг многих сознаний и тем освободиться от самости, чтобы в конце концов начать жить интересами всего человечества. Лишь бы выйти из скорлупы собственной ауры. Если хоть раз ощутить, какую свободу это даёт, откроет это ощущение путь к работе на Общее Благо, работе, дающей высочайшую радость и удовлетворение духу. Эта чистая, не личная, не эгоистическая радость поднимает сознание, словно на крыльях»(30).

«Невозможно даже мыслить о Братстве, если человек не рад принять участие в общем труде. (...) Разве не весело чувствовать около себя истинных сотрудников? У Нас не мала радость каждому сотруднику»(31). «Истинно, Мы видим огонь даже в самом маленьком работнике, если в духе его живёт песнь нескончаемой радости труда»(32). «Труд радостный является успешным в несколько раз»(33). «Утверждаю, что радость работы есть лучшее пламя духа»(34).

«Среди новых достижений науки будут указаны мощные эмоции радости и любви. Пусть человечество постепенно приближается к светлым двигателям и поймёт, что каждая мысль о радости уже есть целебное начало. Даже среди горестей можно находить явление любви и сострадания. Пусть эти вехи помогут усталому путнику. Пусть учёные покажут, насколько ритм радости даёт прилив психической энергии. Пусть наука разъяснит, насколько целебна мощь радости. (...) Яро нужно устремиться к обновлению жизни. Каждый может мыслить о героизме, о радости, о возвышенной любви. Каждый может мыслить о прекрасной Надземной Жизни. Каждый может приобрести мощь достичь целебного лекарства и распространять такие эманации на всё окружающее»(35).

«...Несмотря на великое мировое смятение и рушение, огни радости зажигаются в сердце, ибо происходит и великое строительство»(36), — писала Елена Ивановна Рерих.

«Начиная дела, умейте радоваться началу»(37), — призывает Учитель. Также и мы радуемся тому, что заложено начало строительства Музея Н.К.Рериха в нашем городе. Ростки его уже видны и поддерживаются многочисленными Обществами как у нас на Родине, так и за рубежом. Каждую поддержку мы также принимаем с большой радостью и благодарностью. Это ли не радость — знать, что имеется столько единомышленников в деле созидания будущего оплота Учения Живой Этики.

В этом Музее будут подлинники и репродукции картин выдающегося мастера, именем которого назван Музей. В искусстве — великий источник радости. Благодаря Музею все мы сможем постоянно приобщаться к этому источнику красоты и гармонии.

25 марта 2001 г.

СВЯЩЕННЫЙ ЗНАК

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Учение Живой Этики говорит: «...Нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры»(1). «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее»(2).

«...Когда Мы утверждаем великое значение Знамени Мира, нужно принять его духом. Истинно, так Мироспасение придёт! Время великое, время такое значительное!»(3)

«...Каждое светлое напряжение и устремление даёт планете утверждение Нового Мира. Потому великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла»(4).

«...В эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся — Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени...»(5) «Истинно, Великое Знамя Мира покроет весь мир!»(6)

У Николая Рериха есть статья, которая называется «Знамя Мира». В ней он пишет: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. (...) Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские ''Три Сокровища'' говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. ...Знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Бари. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях

Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих»(7).

«Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения...»(8)

Для нашего времени наиболее важна трактовка знака Знамени Мира как Любовь, Красота и Действие в круге Вечности. «Спросят: где же поиски совершенства? Отвечайте: нам в любви, красоте и действии — тех трёх путей достаточно», — сказано в книге «Зов»(9).

Поговорим немного об основах Триединства Знамени Мира. Первое из них — Любовь. Какая же любовь подразумевается в этом священном символе? Она имеет и космический, и личностный аспект. В завете Христа «Бог есть любовь» — Бог, сотворивший Небо и Землю, несказуемое Начало всех начал.

Высокая энергия Любви —

Торжественная творческая сила, —

Ты звёздный мир и атом сотворила;

Ты — всё во всём — в травинке и в звезде,

В неисчислимых формах мирозданья;

Ты призываешь следовать тебе,

Не знать преград в трудах

и в познаванье;

И созидать, не ведая конца,

Уподобляясь сущности Творца.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»

В аспекте личном Христос завещал всем людям «любить ближнего, как самого себя».

О значении любви Апостол Павел оставил пронзительный и мощный призыв ко всем людям: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»(10).

Далее мы рассмотрим вторую часть знака Знамени Мира в аспекте Красоты. У Николая Рериха есть притча на тему о значении Красоты. Она называется «К Нему».

Я нашёл наконец пустынника.

Вы знаете, как трудно найти

пустынника здесь на земле.

Просил я его, укажет ли

он путь мой и примет ли

он благосклонно мои труды?

Он долго смотрел и спросил,

что у меня есть самое любимое?

Самое дорогое? Я отвечал:

«Красота». — «Самое любимое

ты должен оставить». — «Кто

заповедал это?» — спросил я.

«Бог», — ответил пустынник.

Пусть накажет меня Бог —

я не оставлю самое прекрасное,

что нас приводит

к Нему.

Н.К.Рерих. Цветы Мории

В последних словах этой притчи указывается на то, что именно нас приводит к Наивысшему.

«...Красота есть Звезда Путеводная...»

В Царстве Духа твоё зарождение.

Ты ведёшь нас путями свободными;

Ты хранишь нас от злых наваждений

В океанах смертей и рождений;

И возносишь в миры светородные

Возрождений

и перерождений.

Н.Д.Спирина. Капли

Красота есть понятие, охватывающее все сферы жизни. Без неё нет пути к эволюции человечества. Красота окружает нас повсюду, но надо научиться её видеть и уметь восхищаться ею. Она и в природе, и в искусстве, и в чувствах и поступках человеческих.

В книге «Надземное» Великие Учителя говорят о том, как Они неуклонно на протяжении бесчисленных эпох заботятся о сохранении мировых сокровищ красоты в произведениях человеческого гения. «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замк<

Наши рекомендации