Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов

Выступление на «круглом столе», посвящённом дню рождения Е.И.Рерих

Сегодня мы чтим память той, которая, по решению Великого Учителя, «будет именоваться Матерью Агни Йоги»(1). Что такое Агни Йога? По определению академика Александра Леонидовича Яншина, Агни Йога, или Учение Живой Этики, есть «мировая этическая система». Это не религия, это именно система, в которой этические законы систематизированы и изложены в чёткой, доступной человеку форме. Именно Елена Ивановна Рерих принесла огонь этого Учения людям.

В прекрасных символах на полотнах Николая Рериха отражены труды Матери Агни Йоги.

На картине «Капли жизни» на выступе скалы, на фоне снежных вершин, сидит женщина в золотом одеянии. Она собирает в кувшин капли жизни — капли мудрости и знания, льющиеся из высокогорного источника. В глубоком раздумье смотрит она вниз, на землю, куда принесёт она эту собранную ею жизненосную влагу.

Две картины Н.К.Рериха под названием «Агни Йога» (диптих). На первой из них изображена прекрасная женщина в предутренних сумерках, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. У неё две ауры: одна — вокруг головы — изумрудного цвета, и вторая — вокруг всей фигуры — сложная, многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом. Внутри её ауры горит язычок пламени, который она готовится принести людям.

На второй картине этого диптиха — на синей, омытой водами Нового Мира скале стоит женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. А кругом высятся такие же синие, острые скалы нарождающейся небывалой Новой Эпохи. Приближается рассвет.

Что было бы, если бы эта женщина так самоотверженно не принесла этот огонёк нам, ведь держать огонь на ладони совсем не легко и стоять на наклонном выступе скалы среди океана совсем не просто?!

Восходит из лона морского

Омытая новая твердь...

Рождение мира иного

Даруется ныне узреть.

И Матерь к урочному сроку

Невиданно дивной Зари

Возносит в руке Агни Йогу

Для девственно чистой Земли.

Н.Д.Спирина. Агни Йога

Следующая картина имеет два названия: «Держательница Мира» и «Камень несущая». На фоне горных вершин, с Белухой вдалеке, стоит стройная царственная женская фигура, держа в полуприкрытой плащом руке ларец. В этом ларце находится камень, данный Рерихам Великим Учителем. Именно о нём сказано в книге «Зов»: «Камень драгий, единый, благостью в жизни сохраните»(2).

Этот камень — талисман Нового Мира, и в нём заключена судьба будущего человечества. Этот же ларец держит в руках Николай Константинович на портрете Святослава Рериха, и его же, окружённого сиянием, осторожной горной поступью несёт вниз, к людям, мудрый конь на картине Николая Рериха «Сокровище Мира — Чинтамани».

По камням неровным, скользким, острым,

По ущельям узким и глухим,

Вдоль обрывов в бездну, осторожной

Горной поступью идёт один

Белый конь. Несёт он бережливо

Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак,

Светоч мира, данный на Вершинах,

Камень, заповеданный в веках.

Лики скал дивятся каменело

В напряжённой гулкой тишине

Огне-голубому озаренью,

Проплывающему на коне.

Отблеск зорь грядущего восхода

В пламени Сокровища горит

Долгожданного. Во тьму народов

Послан белый огненный Магнит.

Н.Д.Спирина. Сокровище Мира

Следующая картина — «Ведущая». На эту тему Николай Константинович написал несколько вариантов картин. Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича ''Та, которая ведёт'' [''Ведущая'']. Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги»(3).

Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

«Сам Вышел». К высокому берегу, на котором виднеется храм, приближается ладья. На ней стоит в молитвенном устремлении женщина, к которой спускается по воздуху в окружении огромной светоносной ауры Великий Учитель. В нём угадываются черты Преподобного Сергия Радонежского. По её пламенным сердечным молитвам нисходит Он к ней.

Как пред иконою свеча,

Стоишь ты перед Ним...

Всю жизнь дышала и жила

Ты только Им Одним.

Вся жизнь твоя — века, века —

По сердцу пройдена,

И лишь Ему, лишь Одному

Навеки отдана.

Всегда, поверх земной судьбы,

К Нему стремилась ты;

Им наполнялись и цвели

Заветные мечты.

Он был как солнце для тебя,

Как воздух, как вода,

Как тёмной ночью кораблю

Ведущая звезда.

В Нём крепость мужества была

И силы остриё;

Улыбка, радость и покой,

И знание твоё...

И для тебя являлся Он

Началом и Концом;

Единым истинным твоим

Космическим Отцом.

Ты видела Его во всём;

И спрятать не могли

От взора сердца свет Его

Все миражи земли.

Ты с Ним прошла через костёр,

В тюрьме Он был с тобой,

В глухих стенах монастыря

Он видел подвиг твой.

Ты устремлялась на врагов

Сверкающим мечом,

В Его лучи облечена

И под Его щитом.

Ты ждать умела — и ждала

В работе и в бою

За новый мир, за светлый Град,

За Родину свою.

И вот теперь твой лёгкий чёлн

Домчал тебя туда,

Где негасимая горит

Ведущая Звезда.

Сам Вышел... Всё, что было — сон,

Мгновенно прожитой...

А есть лишь ОН, и только ОН

Стоит перед тобой.

Земля исчезла... Тела нет...

Лишь сердце, как костёр...

И над тобой Лучи Его —

Пылающий шатёр.

Сам Вышел... Завершился путь

Всей жизни — Им Одним.

....................................

Как пред иконою свеча,

Горишь ты перед Ним!

Н.Д.Спирина. Сам Вышел

Переходим к полотнам Святослава Николаевича. На картине «И мы приближаемся» воспроизводится та же ладья и та же женская фигура в молитвенной позе. Но здесь она ещё только приближается по нефритовой глади горного озера, мимо гряды громадных грозных скал, к ослепительному сиянию далёких священных гор.

Уйдём туда, где нет конца,

Уйдём туда, где нет начала,

В тот Мир, где нас всегда встречала

Любовь Единого Отца

И где в ответ на Солнца Свет

Восторгом сердце отвечало.

Н.Д.Спирина. Капли

Святослав Рерих был великий, исключительный портретист. В портретах, созданных им, он умел превосходно передать не только внешнее сходство, но и духовное содержание портретируемого. Он оставил нам несколько бесценных портретов своей матери.

На портрете с тем ларцом, о котором мы уже говорили, изображена женщина удивительной красоты, от которой невозможно оторвать глаз. В ней всё прекрасно, начиная от высокой пышной причёски, где седина воспринимается как языки пламени, и кончая дивной красоты точёными руками. А в бездонной глубине её огромных глаз таится мудрость и скорбь. Так же прекрасен и другой её портрет, в белом.

И совсем недавно мы нашли в книге Зинаиды Григорьевны Фосдик «Мои Учителя» графический портрет Елены Ивановны Рерих. Её состояние на этом портрете погружает в глубины Мудрости.

Великое сердце

Матери Агни Йоги

Великое Сердце — вместилище огненных сил;

Носитель его всю планету в себе заключил.

Червонный доспех окружает твердыню огня.

В том сердце

все зёрна грядущего Нового Дня.

Великое Сердце, как знамя, всегда впереди;

Оно открывает врата.

Услыхавший — приди!

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

13 февраля 1999 г.

СУТЬ ВЕЩЕЙ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Мы стоим на пороге роковых событий на нашей планете, которые могут изменить коренным образом всю жизнь Земли. Теперь мы слышим о реальной угрозе страшных наводнений и землетрясений — о том, что уже давно предсказывали пророки древности, такие как Нострадамус, и о чём уже говорят современные учёные. В нашу жизнь входит такое понятие, как переполюсование Земли, то есть смещение наклона земной оси и образование новых магнитных полюсов, что повлечёт за собой невообразимые изменения географии нашей планеты. Все эти события могут привести к неожиданному массовому уходу множества людей с планеты, что, в свою очередь, может вызвать ужасную панику и смятение среди тех людей, которые считают, что со смертью кончается жизнь.

Поэтому сейчас как нельзя более своевременно начать осознавать, что есть земная жизнь человека и что есть его смерть.

Великая мудрость всех веков и народов утверждала, что с момента земной смерти подлинная жизнь не только не кончается, но, наоборот, начинается.

Вспомним, что говорили о жизни и смерти Великие Посвящённые, Те, которые знали, «проникшие в суть вещей», как говорил Кришна — Великий Учитель Древней Индии, сложивший её мировоззрение. Все основные положения его Учения содержатся в Бхагавад-Гите, что в переводе означает «Песнь Господня». Для подлинных откровений не существует времени, также и законы Вселенной остаются неизменными для всех эпох. И Бхагавад-Гита, данная Кришной за много веков до Рождения Христа, не утратила своей актуальности в наше время и звучит сейчас для нас особенно остро и пронзительно в связи с тем, что мы вплотную подошли к роковым вопросам жизни и смерти.

Знаменитую Бхагавад-Гиту Кришна произнёс своему любимому ученику Арджуне, когда тому предстояло вступить в бой на поле Курукшетра и он, увидев в числе врагов своих родственников и друзей, стал оплакивать их, понимая, что во время боя может лишить их жизни. Как сказала Анни Безант, «среди бесценных Учений, рассыпанных в великой индусской поэме ''Махабхарата'', нет более редкого и драгоценного, чем ''Песня Господня''. С тех пор как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь его ученика и друга, она укрепила и утешила много измученных и усталых душ».

В Бхагавад-Гите утверждается идея бессмертия, основанная на неуничтожаемости нашего высшего, истинного «Я». Оно неразрушимо, потому что является частицей Бога, бессмертной и вечной, которая находится во всём и во всех. «Я — Атма, что пребывает в сердцах всего сущего. Я — начало, середина, а также и конец всех существ». «Я — и вкус воды, Я и блеск Луны и Солнца, и Священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня. Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников. (...) Я — мудрость одарённых Разумом и блеск всех великолепных вещей». Кришна утешает Арджуну тем, что даже и в битве тот не может никого убить фактически, так как в своей сущности человек бессмертен.

Он говорит: «Думающий, что он может убить, и думающий, что он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить, ни быть убитым. Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, он не перестаёт существовать». «Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых, ибо поистине не было времени, когда бы Я или ты, или эти владыки земли не были; воистину, не перестанем мы быть и в будущем».

«Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые. Оружие не рассекает его, огонь не палит его, вода его не мочит, ветер не сушит его. Ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить его...»

И далее Кришной даётся целый ряд определений нашего бессмертного духа: «Постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный Он. Непроявленным, непостижимым, неизменным именуется Он. Зная Его таким, ты не должен скорбеть». Здесь говорится о бессмертном духе человека. Но по закону Бытия мы должны пройти через материю и по закону Кармы — должны сделать всё, что нам суждено в этой жизни выполнить.

И далее в Бхагавад-Гите говорится: «Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит», — не скорбит потому, что понимает вечное эволюционное движение человеческого духа, находящегося в материи.

«Соприкосновения с материей (то есть вхождение духа в материальную оболочку. — Н.С.) бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно... Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию».

Бессмертия человек достигает тогда, когда своё сознание он перестаёт отождествлять со своей телесной оболочкой. Именно об этом говорится в следующем стихотворении:

Ничто тебя не может уязвить.

Ты нерушим, ты вечен, ты нетленен.

Протянута серебряная нить,

И Щит хранит, несокрушим и верен.

То тень твоя, что мечется в сетях

И знает радости, и горести, и страх.

А ты — Свидетель ей,

безмолвен,

беспределен.

Н.Д.Спирина. Капли

Нужно почувствовать в себе этого Свидетеля, наблюдающего за нашей личностью, её метаниями и желаниями. Ведь в каждом из нас такой Свидетель есть.

В Бхагавад-Гите об этом говорится так: «Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудаче, совершай действия в слиянии с Божественным. (...)

Тот, чей ум спокоен среди страданий, бесстрастен среди наслаждений, кто освободился от желаний, страха и гнева, тот именуется мудрецом со стойким умом.

Тот, кто ни к чему не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не радуется и не ненавидит, разумение того

установилось». Не это ли именуется подлинным счастьем?

Приведём ещё одно прекрасное речение из Бхагавад-Гиты, которое особенно любила Елена Ивановна Рерих: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путём человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». Так говорит Бог устами Шри Кришны.

Закончу это слово своим стихом на тему «Из Бхагавад-Гиты».

Ты — это Корень всей Вселенной,

Ты — Лоно жизни всех миров,

Источник вечных проявлений,

Сменяющихся вновь и вновь.

Ты — это жизнь во всём объёме —

Растёт трава, цветут цветы,

Стекают реки в водоёмы —

И это в корне только Ты.

Ты — вкус воды. Ты — блеск светила.

Ты — звук в эфире, свет огня;

В героях мужество и сила,

Любовь в сердцах и подвиг дня.

Ты — сила сильных и свободных

От вожделений и страстей;

Ты — утвержденье благородных

Стремлений к высшей Красоте.

Ты — всё, что было, всё, что будет.

В движеньях вечных недвижим.

Оживлены земля и люди

Твоим дыханием одним.

Ты — Нерушимое в творенье,

Что сохраняется всегда,

Когда всё рушится в смятенье

И исчезает без следа.

Бесчисленны пути исканий,

Но все они — Твои пути;

Идущий горними стезями

К Тебе не может не дойти.

И никого не отвергая,

В лучах Любви и Красоты,

И все пути благословляя,

К нему навстречу выйдешь ТЫ.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

(2)8 марта 1999 г.

СВЕТ НЕПОБЕДИМЫЙ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Сегодня мы хотим затронуть великую и неотложную тему — о любви.

Как много уже сказано о любви и как мало её в мире! И сейчас, когда всюду царит такая ненависть и разъединение, когда человека человек посылает бомбить города и сёла, как никогда нужно говорить о любви. В Учении Живой Этики сказано: «Именно среди разложения планеты нужно обратиться к наиболее здоровому началу»(1). «Но что же среди земных средств может противостать тьме? Именно огонь любви»(2).

Ещё на заре христианства в своём Послании к Коринфянам апостол Павел писал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (...)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»(3).

С чего же начать путь любви? С самого малого, доступного нам. В Учении сказано: «Капля доброты превращается в действенное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?»(4) Не надо бояться малости: всё начинается с чего-то малого — с капли добра, с крохи любви, — но и эта кроха может процвести чудесным садом. В Евангелии говорится, что Царство Божие, или Царство Любви, подобно малому зерну горчичному, которое, будучи посаженным, вырастает и становится деревом, и птицы небесные укрываются в ветвях его.

Прежде всего, нужно начать с осознания того, что мир — един, и наши братья, какие бы они ни были, — это то же, что и мы.

Вспомним о двух основных заповедях Христа — о любви к Богу и о любви к ближнему. Из любви к Богу проистекает и любовь к Его творениям. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»(5), — гласит первая заповедь Христа. И тогда возможно будет исполнить и вторую заповедь — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»(6). В первом случае требуется полное отрешение от себя и самозабвенная любовь к Высшему; вторая — приравнивание себя ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее — «от былинки до звезды». При наличии такой любви нет ни к кому и ни к чему безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему, и в этой второй любви человек входит в Мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом Мироздании, — совершается с ним самим. Поразительный пример этого слияния со всеми дал Христос в Евангелии в пронзающих душу словах: «...То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне»(7). Это ли не величайший пример единения себя со всеми? Можно ли при таком мироощущении причинять боль или вред кому бы то ни было, чему бы то ни было?! Пора начать об этом думать.

Co-чувствие, со-радование, со-страдание есть первые шаги к такой любви.

Сочувствовать — значит чувствовать то же самое, что ощущает другой человек. Сострадание — это когда страдания ближнего причиняют тебе такую же боль, как и ему. При таком восприятии человек не сможет причинить боль другому.

Учитель призывает: «...Пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания. (...) Все Боддисатвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»(8).

Сострадание вызывает желание помочь, которое «должно быть воспитано», и начинать это воспитание надо с младенчества, иначе потом будет поздно, так как с годами сердце может очерстветь. «...Отсутствие сострадания делает человека негодным к подвигу, ибо такие души лишены мужества»(9). Значит, сострадание может быть только действенным; чтобы помочь ближнему, защитить его, надо иметь мужество, а подвиг без мужества невозможен.

Далее, в Учении говорится: «Сострадание имеет корни лишь в сердце»(10). «Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль, тогда найдёте и слова утешительные»(11). Эгоизм превращает сердце человека в сухой сморчок или, по выражению Учения, в сморщенное манго, так как замыкает человека в сферу собственных переживаний и ощущений; потому такое сердце не способно почувствовать или воспринять состояние другого.

Е.И.Рерих писала: «Себялюбивый, эгоист, осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Счастье в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, всё счастье придёт. Потому учитесь любить, привыкайте любить всё прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному!»(12)

Ещё один аспект сочувствия. Не чувствовать вражды или обиды к заблуждающемуся человеку — значит уже помочь ему и тем проявить сострадание.

Христос говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...»(13)

К сочувствию примыкает не только сострадание, но и сорадование. Сочувствовать — значит разделять не только горе ближнего, но также и его радость, что бывает гораздо труднее сделать, ибо этому мешает зависть. Потому сорадование встречается ещё реже, чем сострадание.

Сердца людей открыты вниз,

И мы нередко с другом плачем;

Но ты на радость отзовись,

Ты с ближним раздели удачу —

Ведь в счастье каждый одинок,

И вянет, завистью охвачен,

Улыбки розовый цветок.

Н.Д.Спирина. Капли

Закончим это выступление словами Учения: «Любите друг друга — жутко разъединение»(14).

«Сердце не будет пламенеть без любви, не будет нерушимо и не будет самоотверженно. Так принесём признательность каждому вместилищу любви, она на границе Нового Мира, там, где упразднены ненависть и нетерпимость»(15)

«Любите и помогайте другим любить! Несите радость духа окружающим вас!»(16)

29 апреля 1999 г.

СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Сегодня мы затрагиваем необычную тему — тему об Ангелах. Возникла она неожиданно и настойчиво зазвучала с начала этого года.

Мы знаем, что в настоящее время приближается роковой момент для нашей планеты и всего человечества — переход от тёмного века Кали Юги к светлому веку — Сатия Юге. Но она не может совершиться без предварительной подготовки к ней сознания людей. И в этой труднейшей подготовке к веку Добра и Света нам готовы прийти на помощь Силы Небесные, если мы эту Помощь призовём и примем.

Тёмные силы пытаются создать у людей иллюзию безысходности перед кажущейся победой зла, которая выражается в чудовищной преступности, падении нравов и неслыханном разгуле тьмы. Но не запугать тех, кто верит в победу Света.

Победа Света — как восход —

Неотвратима, непреложна;

Пусть ночь глухая безнадёжна,

Наступит час — она пройдёт.

Н.Д.Спирина. Капли.

И в этой победе Света нашими помощниками будут Силы Небесные — АНГЕЛЫ.

В книге «Иерархия» сказано: «Об Ангелах-Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей?»(1)

«Так, среди развалин вавилонских святилищ археологи раскопали скульптуры крылатых существ, напоминающих Ангелов, о которых говорили библейские пророки»(2).

«Раннехристианский апокриф ''Книга Еноха''[8] также содержит сведения о каких-то существах, принёсших людям знания. Автор этих записей называет их Ангелами»(3).

Так, Енох повествует: «И когда спал я, явились мне два мужа огромных, каких никогда не видел я на земле. Лица их были словно свечи горящие, из уст их словно огонь исходил, а руки их были словно крылья золотые. (...) Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. (...) И вознесли меня на небо, и поставили меня там. (...) И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. (...) И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. (...) И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали... И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... (...) И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные...»(4)

Слово «АНГЕЛ» — греческого происхождения, означает «вестник». Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные... одарённые волею, умом и могуществом и занимающие высшую степень в ряду творения»(5).

В Библии Ангелы называются «Властвующими», «Начальствующими», «Господствующими», «Сильными». Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям.

«Описанная в книге Бытия лестница от небес до земли, приснившаяся Иакову, по которой сходят и восходят Ангелы, в то время как наверху восседает сам Бог, — характерный символ этого посредничества между ''горним'' и ''дольним'', между Богом и миром»(6).

Лермонтов пишет:

По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге Великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли(7).

Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. «...В раннехристианском искусстве они... облачены в туники, в византийском искусстве — в роскошные одеяния... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами... сопровождают Христа в сцене страшного суда в многочисленных произведениях искусства XII – XVI веков. В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не ''грозные'' Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»(8).

Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями. (...) Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это ''музыка'' небесных сфер...»(9)

Ангелы облечены духовным телом, состоящим из света, обладающим его лёгкостью, быстротой и блистательностью. Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств. Так, на фреске Джотто «Сон Иакова» изображён летящий легкокрылый Ангел.

В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я... Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные...»(10)

Великий Акбар имел видение, которое описывает так:

«Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: ''Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нём Храм будущий''. (...) И потом Вестник загорелся серебром и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид»(11).

Святому Сергию также сослужил Пламенный. Вот как сказано об этом в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского»: «Однажды литургию служили Сергий, брат его Стефан и племянник Феодор; Исаакий и Макарий стояли в церкви. Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого, чудного Образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным, и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? ''Не знаю, — ответил Макарий, — но меня объемлет страх, когда я взираю на Него''.

По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошёл в келью свою, сказал им:

''Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии. Вы же сохраните сие в тайне до исхода моего''»(12).

Сохранились свидетельства о явлении Жанне д’Арк Ангелов, наставляющих и помогающих ей. Так, когда Жанну д’Арк спросили, видела ли она Ангелов, она отвечала: «Видела, как вижу вас!»(13)

«Видела ''лики их, великолепно и драгоценно венчанные''. (...) Видела нередко Ангелов и на людях: ''Потому что часто бывают они среди людей, но люди их не видят, а я вижу''»(14).

Всем известен сюжет Благовещения, особо почитаемый в христианском искусстве: явившийся Деве Марии Архангел[9] Гавриил принёс ей весть о предстоящем рождении Христа. Этой темой вдохновлялись многие мастера живописи.

В Евангелии приводятся свидетельства о явлении Ангелов Христу и Его ученикам.

Так, Христос, зная, что близится час, когда Он будет схвачен стражниками, молился в саду Гефсиманском, говоря: «''Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет''. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»(15)

Вспомним описанную в Евангелии встречу Марии Магдалины с Ангелом, произошедшую после распятия Христа. Безутешная, она пришла посмотреть гроб.

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от

двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые; Ангел же... сказал: ''Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал''»(16).

Также известен случай чудесного спасения Ангелом апостола Петра, которого заключил в темницу Ирод Агриппа, преследовавший учеников Христа. Однажды в камеру явился Ангел и вывел его из темницы, чтобы тот продолжил служение людям.

Вот как описывается это в Евангелии: «...В ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: ''Встань скорее''.

И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: ''Опояшься и обуйся''. Он сделал так. Потом говорит ему: ''Надень одежду твою и иди за мною''.

Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: ''Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода...''»(17)

Знаменитый Рафаэль посвятил этому сюжету свою картину «Освобождение Святого Петра из темницы».

Образы Ангелов встречаются во многих религиях, в том числе и в исламе. Так, пророку Магомету было явление Архангела Гавриила, провозгласившего единобожие.

В 1924 году известный русский художник Н.К.Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника.

Впоследствии художником было написано ещё два варианта картины — в 1932 и 1938 году.

Н.К.Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» (1905), «Сокровище Ангелов» (1905), «Ангелы у престола» (1906), «Святой Михаил Архистратиг» (1906), «Два Архангела» (1907) и другие.

Так, расписывая храм Святого Духа в Талашкине, художник изобразил Царицу Небесную в окружении сонма Ангелов.

Она «изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. (...) Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает ''река жизни''.

К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и Ангелы славят Её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту»(18).

Грандиозна по своему замыслу и картина Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»(19). На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»(20).

В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества.

В V веке после Рождества Христова христианский богослов Дионисий Ареопагит в книге «О Небесной Иерархии» описал гармонию мира Ангелов, которых неисчислимое множество. Они подразделяются следующим образом: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы.

В своём стихотворении «Пророк»(21) Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний Ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам.

По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом.

«Ангелы — в небесной иерархии ниже всех ангельских чинов и всех ближе к людям. Они... наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас... людей добродетельных поддерживают от падения, падших — поднимают и никогда не оставляют нас... ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем»(22).

Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание:

Ангеле Божий,

Хранителю мой святый,

На соблюдение мне от Бога

С небеси данный,

Прилежно молю Тя —

Ты мя днесь просвети,

И от всякого зла сохрани,

На благое деяние настави,

И на путь спасения направи.

Аминь.

В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. (...) ...Люди сказали в неведении — сон подобен смерти. (...) Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»(23).

«...Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: ''Твой Ангел заплачет'', и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать»(24).

В народе говорилось — «доброму делу и Ангелы небесны<

Наши рекомендации