Четыре знаменательные даты октября

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Где мысль — там и мы. Она объединяет с тем, о ком думаешь. В октябре у нас четыре знаменательные даты, когда можно применить этот космический закон.

I

5 октября — день ухода с земного плана Елены Ивановны Рерих — Матери Агни Йоги. Памятование начинается с осознания значения того, о ком памятуем. Если бы она не пришла в самый тёмный период — конец Кали Юги, — когда стоял вопрос для человечества — быть ему или не быть, — мы не осознали бы, чем мы живы. Елена Ивановна принесла нам синтез всех религий, каждая из которых в своё время и в своей форме учила о бессмертии духа и о вечности жизни. И всё это через какое-то время забывалось. И люди продолжали жить, позабыв напрочь о Законах Бытия. Если раньше эти Законы давались в форме религий и через религии, то Учение Живой Этики даётся в форме, доступной пониманию всех категорий населения Земли, если они обладают хотя бы зачатками образования и способностью к мышлению. Возраст при этом не имеет значения. Поразительно наблюдать, как в данное время малые дети просто и прямо понимают значение причинно-следственной связи, или так называемой судьбы. «Что посеешь — то и пожнёшь», — казалось бы, что может быть проще! Но принято ли это в применении в жизни каждого дня — к поступку, побуждению или мысли? Религиозные проповеди уже почти не воспринимаются, даже если они объективно верны. И Учение Живой Этики есть именно та форма, посредством которой можно достучаться до сознания людей. И в этом великая заслуга книг, данных Матерью Агни Йоги.

II

8 октября — день ухода Преподобного Сергия Радонежского. В памятке церковного календаря за этот год о Нём говорится: «Игумен земли Русской. Так называют Преподобного Сергия Радонежского за тот вклад, который внёс он своими трудами в духовную жизнь Руси. Как птицы разлетались по всей земле Русской его ученики, сколько славных обителей они устроили, сколько людей своими подвигами привели ко Христу. В трудное время загорелся этот великий светильник; Русь приходилось строить заново, — Киевской Руси уже не было. Порвалась связь с Византией и Европой; сердце Руси — Киево-Печерская Лавра была разрушена, татарские орды продвигались на север, на север уходила Русь. И здесь, в Радонежских лесах начинает, благодаря Преподобному Сергию, биться духовное сердце Новой Руси — Троицкая обитель, названная впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой в честь своего основателя».

И в настоящее время огромное количество паломников посещает это святое место и черпает воду Жизни как из источника, находящегося в Лавре, так и из Его духовного наследия, распространяющегося по всей Руси.

III

9 октября мы торжественно отмечаем день рождения Николая Константиновича Рериха — Вождя Культуры. Небывалые по силе и красоте слова сказаны им об этом высоком понятии:

Культура есть почитание Света.

Культура есть любовь к человеку.

Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.

Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений.

Культура есть оружие Света.

Культура есть спасение.

Культура есть двигатель.

Культура есть сердце(1).

Как сказано в Учении, «без сердца мы шелуха погибшая»(2). Какое потрясающее утверждение, если в него вдуматься! Ведь никакие научные открытия, никакие ошеломляющие технические изобретения, никакое мощное развитие интеллекта не дадут того, что даёт развитие сердца, которое одно может спасти землян от грозящей им гибели.

Никто из самых выдающихся мыслителей и деятелей нашей эпохи не раскрыл так просто, ясно и неоспоримо значение Культуры, как Н.К.Рерих. Потому день его рождения, вот уже восьмой год, празднуется нами как День Культуры.

Впервые предложение о праздновании 9 октября не только как дня рождения Рериха, но и как Дня Культуры, провозвестником которой он являлся, поступило на IV Рериховских Чтениях, проходивших в Новосибирске в 1984 году, и было принято участниками конференции. С тех пор Сибирское Рериховское Общество ежегодно отмечает эту дату и тем самым мысленно объединяется со всеми братскими Обществами имени Рериха.

IV

23 октября мы вспоминаем Святослава Николаевича Рериха, родившегося в этот день. Он всегда говорил то, что было наиболее актуальным для каждого данного момента, по завету Будды о том, что «каждое мгновение имеет свою необходимость»(3). И эту необходимость он видел и утверждал в братской любви друг к другу всех жителей планеты Земля. Он говорил: «Наше чувство любви обязано быть общечеловеческим. Мы должны считать всех своими близкими, своими братьями и строить тот великий мост дружелюбия, который всех объединяет и ведёт к новой жизни. В сущности, наша планета так мала, что все мы зависим друг от друга, как члены одной семьи».

Для нас чрезвычайно вдохновительна непоколебимая вера Святослава Николаевича в наш народ и его потенциальные силы, которые помогут выстоять и победить все трудности и опасности в это роковое время.

Всегда борьба. Всегда победа.

Иначе плен. Иначе смерть.

И до'лжно трудности и беды

Своим огнём преодолеть.

Идти вперёд и не сдаваться,

И зная, что за нами Братство,

Мир новый строить и беречь.

Н.Д.Спирина. Капли

27 сентября 1998 г.

«НУЖНО МЕЧТАТЬ...»

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

В книге «Зов» (17.02.1922) говорятся слова, которые в данный момент звучат особенно актуально и неотложно. Нам заповедано: «Нужно мечтать, путь мечты даёт новое окно. Окно ведёт к воздуху. Хотящий получает».

В данный момент эти вечные слова, несомненно, применимы к нашему стремлению построить в России небывалый доселе Музей Н.К.Рериха, несмотря на крайне ограниченную возможность его осуществления. Когда мы не только мечтаем о Музее, но и стремимся воплотить мечту в реальность и уже приступили к этому священному действу, тогда путь мечты и открывает окно в Новый Мир. Открытое окно допускает свежий воздух, воздух Новой Эпохи добра и Света, без которого ни дышать, ни жить нельзя и без допущения которого планета пойдёт к своей конечной гибели.

И заключительные слова «хотящий получает» являются выражением одного из тех космических законов, которые даёт нам Учение Живой Этики. Выполнение их ведёт к победе.

25 октября 1998 г.

СОЛНЦЕ ДУХА

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

У Николая Гумилёва есть одно особо пророческое стихотворение, которое обращено прямо к нам, к нашему времени; это — стихотворение «Солнце духа».

Как могли мы прежде жить в покое

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнезарном бое,

О рокочущей трубе побед.

Как могли мы... но ещё не поздно,

Солнце духа наклонилось к нам,

Солнце духа благостно и грозно

Разлилось по нашим небесам.

Расцветает дух, как роза мая,

Как огонь, он разрывает тьму,

Тело, ничего не понимая,

Слепо повинуется ему.

В дикой прелести степных раздолий,

В тихом таинстве лесной глуши

Ничего нет трудного для воли

И мучительного для души.

Чувствую, что скоро осень будет,

Солнечные кончатся труды

И от древа духа снимут люди

Золотые, зрелые плоды.

Н.С.Гумилёв был наиболее духовно озарённым поэтом XX века. Эта озарённость помогала ему в самые тёмные моменты жизни — как во время Первой мировой войны, так и в период захлестнувшего затем мир духовного мрака безбожия — провидеть наступающую эпоху «солнца духа». Ему был дан этот дар провидца, о котором так сильно сказал Пушкин в своём знаменитом «Пророке»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»

В этом стихотворении Гумилёв видит далеко вперёд, он слышит голос судьбы, голос грядущего века, он всё охватывает своим духовным видением и прозревает Новую Эпоху.

Как могли мы прежде жить в покое

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнезарном бое,

О рокочущей трубе побед.

О каком бое упоминает поэт? Победа — над чем? Конечно, речь идёт о борьбе сил Света и тьмы и о будущей конечной победе Света.

Как могли мы... но ещё не поздно,

Солнце духа наклонилось к нам,

Солнце духа благостно и грозно

Разлилось по нашим небесам.

Ещё ничего не зная об Учении Живой Этики, Гумилёв уже его провидел, ведь «солнце духа» — это и есть Учение «Духа Чистого», посланное нам взамен всех отживших религий. С одной стороны, это великое благо для людей, но с другой — оно грозно для тех, кто его не примет.

Как в начале нашего века, так и теперь человечество обретается в духовном мраке, совершаются чудовищные убийства и вынашиваются зловещие замыслы нападений одних народов на другие. И в то же время идут непрекращающиеся поиски путей к Свету, и дух пробудившихся людей расцветает, «как роза мая», и как огонь, разрывает окружающую тьму.

Поэт обращается и к природе, в слиянии с которой «ничего нет трудного для воли и мучительного для души». И это укрепляет его веру в то, что Новая Эпоха не только наступит, но и увенчается «золотыми, зрелыми плодами» нашего пробудившегося духа.

И мы понимаем, что «ещё не поздно» пробудиться духовно, восприняв лучи «солнца духа», и возродиться к новой жизни.

Вот как говорится об этой грядущей заветной Эпохе в Учении Живой Этики: «Великая эпоха начинается...»(1) «...Мы несём весть человечеству о новой религии Духа Чистого»(2). «Нужно вам ждать пробуждения нового духовного сознания»(3). «...Только дух может привести Царствие Божие на землю.

Так же просто, как Мои слова, приблизится Царство Духа»(4), — говорит Учитель. «Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли»(5).

29 ноября 1998 г.

«ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА» В СВЕТЕ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Истина — вневременна, и даётся она человечеству постоянно, в разных формах, на разных языках, но в результате говорится всё об одном и том же. Прикасаясь к Евангелию, мы видим, что в нём говорится то же самое, что и потом, через две тысячи лет, очень развёрнуто было дано в Учении Живой Этики. Там делается установка на основные духовные ценности, которые и мы сейчас подробно изучаем. Сейчас мы начинаем читать и изучать Евангелие ещё и потому, что до сих пор очень многие люди привержены христианству и базируются на этой книге. Сегодня хочется поговорить о некоторых основных положениях, данных в Евангелии, в частности о так называемых «заповедях блаженства», приведённых в Евангелии от Матфея (5: 1–16):

«Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Поразмыслим над каждой из этих заповедей.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Как пишет Е.И.Рерих, это одна из наиболее трудных для понимания заповедей. Кто такие «нищие духом», ведь, казалось бы, это плохо — быть нищим духом? Но трактуется это выражение как смиренные, не превозносящиеся, понимающие, что они такое. Наш великий русский святой Серафим Саровский называл себя «убогий Серафим», — почему так? Не ради унижения, а потому что он, предстоя перед Богом и глядя только вверх, понимал, что он — нищий и убогий по сравнению с тем Божественным величием, на которое он взирал. Такие, как он, не утверждают себя, не ставят выше других, не считают себя более богатыми духовно, чем другие, — и эта скромность, понимание своего места духовного и приводит их к Царству Небесному. А что такое Царство Небесное? В другом месте в Евангелии говорится, что «Царство Божие внутри нас», то есть это не место, а состояние духа. Таких подвижников, как Святой Франциск, Святой Серафим, и подобных им называли блаженными, потому что они испытывали постоянное блаженство от контакта с Высшим. Многих из них предавали поношениям и мучениям, но что бы с ними ни делали, они были блаженны в духе, и именно внутри них было Царство Небесное, которое никакие пытки и костры не могли сокрушить. Ничто земное их не терзало — ни власть, ни богатство, ни слава, ни гордость, ни отношение людей к ним, — всё то, что терзает других, и они действительно чувствовали себя блаженными.

Ещё одна сторона понятия «нищий духом» раскрывается в «Гранях Агни Йоги»: «нищий духом» — это тот, кто жаждет получать духовную пищу, кто сознаёт свою нужду в ней и понимает, как ещё он духовно беден, и кто ищет знаний. Ведь многие не понимают, как они нуждаются в этом, и живут тёмной, глухой жизнью, пребывая, как сказано в Священном Писании, «во тьме и сени смертной», ничего не ищут, — и не имеют, следовательно, никаких духовных перспектив.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Эта заповедь имеет прямое отношение к закону кармы: в этой жизни плачущие, находящиеся в горе, в беде, в болезнях, когда-то обязательно получат свою компенсацию. То, из-за чего они плакали, то, что их мучило, уйдёт, и по закону справедливости они утешатся: после горя наступит радость, после ночи непреложно наступит день.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Это — очень радостная для нас заповедь: когда-то нашей планетой управлять будут не захватчики, не правители, не деспоты, не тираны, а кроткие. А кто такие кроткие? Кроткий человек — тот, кто усмирил в себе страсти, злобу, ревность, властолюбие, честолюбие; тот, кто ничего для себя не ищет. Наши Святые, Подвижники являли собою образцы кротости: они не позволяли себя превозносить, не требовали к себе уважения, почитания, отказывались от всяческих званий и почестей.

Кротость противоположна гордыне. Кроткие — это будущая шестая раса. Именно кроткие наследуют землю и будут создавать новую жизнь. Это не значит, что они будут безвольные и беззащитные, отнюдь нет. Но они ничего не будут делать для себя, во имя своё, а всё — только для Общего Блага; в этом самоотвержении и будет заключаться их кротость.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Алчущие и жаждущие правды — это мы, те, кто насыщается подлинной правдой, подлинным знанием, данным нам из Высшего Источника в книгах Учения Живой Этики. Потому что очень мучительно искать и не знать, где она, правда. Дух наш, конечно, знает, но ему трудно достучаться до нашего земного рассудка. И горе тем, кто попадает куда-то не туда, не на те знания или не на ту правду, которую ищет наш бессмертный дух. И наоборот, какое великое счастье — найти то, чего так искали «томимые духовной жаждой», — тот единственно чистый родник, источник истинного Знания!

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Это — чисто кармическая заповедь: если сам кого-то милуешь, и тебя помилуют. Вспоминается известная многим притча о разбойнике, которому был подброшен раненый щенок во время погони. Разбойник пожалел щенка и задержался, чтобы его подобрать, но в этот момент был схвачен и затем казнён. Но когда взвешивали на весах все его прегрешения и добрые дела, один этот поступок милости к несчастному живому существу перевесил все его злодеяния, и душа разбойника была помилована.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Чистое сердце — то сердце, в котором живут добрые стремления и намерения, это незлобивое сердце, ничего для себя не требующее. Через такое сердце можно постигнуть Высшее. «Люблю тебя, Господи» — вот путь чистого сердца. Всё то, о чём говорит нам Учение, «Грани Агни Йоги» — работа над своими качествами, стремление воздерживаться от злобы, раздражения, зависти, неуравновесия, — это, в конечном счёте, путь к контакту с Высшим, к тому, чтобы ощутить, привлечь Луч Учителя.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Те, кто стараются примирить других и внести мир и сами не способствуют разжиганию войн, распрей, раздоров, — будут названы «сынами Божиими». Значит, это дело великое, святое, благодатное. И это не есть нечто недоступное простым людям. Ведь большинство людей в той или иной мере разжигают рознь — сплетнями, наговорами, неудовольствиями, придирками и т.п., — то есть занимаются тем, что ведёт не к миру, а к войне, к распрям — большим и малым. Эта заповедь близка таким понятиям из Учения Живой Этики, как «глаз добрый», «терпимость», «великодушие».

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Эти последние заповеди говорят о неизбежных гонениях на последователей всех истинных Религий и подлинной Науки, всех тех, кто нёс людям слово Божие и знание Истины — в той или иной форме. Все они были мучениками, гонимыми и терзаемыми, но все проявляли ни с чем не сравнимую стойкость, мужество и преданность своей идее.

И далее в Евангелии говорится:

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям».

«Соль земли» — это выражение вошло даже в наш обиход, оно означает нечто самое важное, самое нужное. Если пища не солёная, её выбрасывают, как негодное вещество. Если бы не было таких людей, которые несут слово Божие, Истину, — не было бы и продвижения человечества вперёд, оно давно бы погибло.

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Заметьте, Христос говорит о том, что люди будут не вас прославлять, а Отца вашего Небесного, от Которого все мы берём Свет.

Если мы не светим миру — значит, не выполняем эти заповеди. Каждый, кто в своей малой мере что-то доброе миру приносит, — уже тем самым светит всему миру. Потому каждый человек может задать себе вопрос о том, светит он или нет, являет ли он свет миру. Только таким образом, выполняя Его заповеди, мы сможем приближаться к Христу.

В Письмах Елены Ивановны Рерих сказано (28.12.1935): «...Первый луч новой эпохи блеснёт новым пониманием Учения Христа».

27 декабря 1998 г.

Отзыв о книгах об Анастасии

В этих книгах в привлекательной для обывателя форме даётся образ женщины, чья философия и «жизнь в природе» якобы противопоставляются серой, бездуховной жизни. На самом же деле — это самая типичная подделка, замаскированная под духовность, где под красивой оболочкой содержатся пустота и пошлость, ведущие не вверх, а вниз.

Книги эти можно отнести в разряд дешёвой оккультной фантастики, с примесью эротики и мистики. Нигде в книгах Учения Живой Этики мы не найдём подобных проявлений и образов, как в книгах про Анастасию. Язык их — вульгарный и примитивный.

Живая Этика чиста, сурова и трудна. Здесь же — соблазны лёгких достижений и оккультных проявлений. Подобные книги являются отвлечением от Учения Живой Этики.

Декабрь 1998 г.

Наши рекомендации