Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.
Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:
пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.
пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;
пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;
инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;
словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).
Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.
Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, например, пересказ сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы (М. Горький. Воробьшко).
Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Следовательно, предлагать детям продолжать судьбу героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.
Дополнять пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но известными ученику из других источников, а также выражением своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу. Творческие дополнения - это всегда разрешение проблемы, стоящей перед учеником.
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете».
Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.
К одному рассказу могут быть нарисованы две-три картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты.
Иногда детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране (так называемая воображаемая экранизация). Задание учителя звучит так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».
Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Творческие виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не навязывались бы учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель должен натолкнуть детей на творческий замысел, а предложение пересказать текст как-то по-особому должно исходить от самих детей.