Существующие подходы к фонетическому разбору.
На уроках русского языка предусматривается фонетический разбор слов, т.е. продолжается работа, начатая в период обучения грамоте. Это необходимая работа, т.к. учащиеся тренируются в произношении слов, в слышании звуков, в определении ударных - безударных гласных, парных - непарных по звонкости
- глухости, твердости - мягкости согласных, в подсчете звуков и букв.
Вот порядок устного разбора по учебнику Т.Г. Рамзаевой.
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове.
В предложенном порядке звукобуквенного разбора формулировка действий соответствует самим действиям.
В образце письменного разбора этого же учебника уже нет этого соответствия.
- Слово записывается буквами, хотя разбор называется звукобуквенным, подсчитывается количество слогов.
- Слово записывается так же буквами, но в столбик.
- Рядом с буквой записывается, какой звук она обозначает, т.е. производится буквенно-звуковой анализ.
- Характеризуются звуки с указанием звонкости, твердости-мягкости согласных.
В данном случае несовпадение звука и буквы характеристика звука отсутствует.
А ведь фонетический разбор нужен именно для несовпадающих между собой звуков и букв. Поэтому нужно сделать разбор не только по названию, но и по выполнению действий звукобуквенным.
Автор раздела «Методика изучения звуковой стороны языка» П.С. Жедек предлагает фонетико-орфографический разбор, особенности которого следующие:
1. Выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку.
2. Характеризуя звуки, указывает позицию в данной словоформе.
3. При переходе от звука к букве выполняет и характеризует орфограмму, а так же объясняет способ решения орфографической задачи.
Для характеристики звуков используются значки:
После проверяемого слова ставим знак , после которого пишем ту букву, которую, как считаем, нужно написать.
Введя условные обозначения, рассмотрим последовательность выполненных действий.
1. Записываем слово звуками с большим интервалом между звуками.
2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.
3. Отмечаем звуки, находящиеся в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением звуков. Подчеркивая звуки, объясняем:
о - под ударение, р - перед гласными, п - перед сонорными б - перед гласными.
Характеристика подчеркнутых звуков не требуется, т.к. по программе дети должны уметь безошибочно обозначать звуки буквами, совпадающими с написанием, уже с 1 класса.
4. Оставшимися звуками з, а дается подробная характеристика.
Звуки характеризуются со всех сторон, отрабатывается сознательный подход, т.е. разделы русского языка «Фонетика», «Графика», «Словообразование», «Морфология» и «Орфография» выступают во взаимосвязи, чего и требует методика преподавания русского языка.
Кроме того, вырабатывается умение рационально организовать свою деятельность.
5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой свободной строчке после характеристики
просьба.
Такой разбор направлен на запоминание развитие внимания в отношении орфографии, развивает осознанный рациональный характер действий детей.
Башкирский государственный педагогический университет. З.Х Имамова.
Виды пересказов.
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития.
Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.
В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу научного текста.
Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. Пусть в пересказе отразится чувство школьника, его желание заинтересовать других ребят, его радость, его восторг. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа - монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень пересказа высок.
Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы о событиях?»
Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведенного по записи, переданного по радио и т.п.); пересказ после однократного, первичного чтения теста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, так как подобные пересказы часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.
В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:
предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);
беседа - анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;
отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;
расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
пересказ фрагментов теста; предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств;
если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.
Пересказу нужно систематически обучать (не просто - «прочитай и перескажи»!). Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подобный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Подробный, близкий к тесту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.
Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда школьнику интересно рассказывать, когда его слушатели весь класс, а не один лишь учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-либо место - все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в классе.
Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лишает процесс чтения проблемности: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.
Вот почему так важно учить пересказу отдельно - по прослушанному тесту, по прочитанному про себя и т.д., о чем уже говорилось выше.
На уроках рассказы читаются обычно по несколько раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторное чтение будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие.
Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.
Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и поэтому особенно полезно.
Следует обращать внимание на пересказ описанных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть.
Элементы рассуждения - это чаще всего выводы из сказанного или причинные обоснования: их также следует воспроизводить в пересказе.
Учитель требует близкого к образцу воспроизведения таких элементов. Но в дальнейшем рекомендуется повышать самостоятельность, в частности, вводить собственные дополнительные описания, рассуждения.
Готовя школьников к пересказу, учитель стремится предупредить возможные недостатки. Недостатки подобных пересказов обычно следующие: 1) неумение начать; 2) подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных; 3) резкое обеднение языка.
Первую фразу дети стараются заучить наизусть. Нужно рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно, надо учить начинать по-своему.
Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных частей. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части, пересказать ее более подробно.
Иными словами, полезен выборочный пересказ, который приучает школьников извлекать из текста нужные фрагменты и передавать их точно, подробно. Как видим, различные виды пересказа тесно связаны между собой.
Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарем, над изобразительными средствами, над предложением.
Некоторые учителя считают, что слова и обороты речи из художественных тестов, даже воспроизведенные в пересказе, скоро забываются и не входят в активный словарь школьников.
Эффективный прием, повышающий эмоциональный уровень пересказа, -иллюстрирование текста. Иллюстрации конкретизируют образы рассказа, делают его содержание более наглядным.
Способствуют повышению качества пересказа также иллюстрации, нарисованные самими учащимися: они развивают воображение, конкретизируют представления детей. Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм пересказа.
Заметим в заключении, что не рекомендуется пересказывать близко к тексту басни, сказки в стихах, баллады и другие повествовательные стихотворные произведения (о пересказе лирических стихотворений не может быть и речи).
Выборочный пересказ.
Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.
Выборочный пересказ бывает нескольких видов.
Немалый интерес представляет параллелизм в пересказе. Так, один школьник пересказывает все, что связано с Морозом - Красным носом, другой - все про Мороза - Синего носа (сказка «Два Мороза». 1 класс). Сравнение этих двух линий создает проблемную ситуацию, оживляет урок, вносит элемент юмора.
Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.
При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.
Перед выборочным пересказом дети читают текст про себя, а с целью их подготовки к пересказу учитель задает вопросы: «Какой отрывок перескажешь? Почему?» и т.д. Полезно также выборочное чтение по тем же заданиям, что и выборочный пересказ.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана (во II классе - коллективно, в III - самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой, особенно предложений, помогающих связывать разрозненные части текста. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии, например: рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (выбрать то, что связано с лисицей), сказка «Морозко» (две линии поведения - мачехиной дочери и падчерицы), рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» (только то, что непосредственно рассказано о мальчике).
Выбирать материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по другим признакам.
Сжатый пересказ.
Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.
Особенно трудно передать сжато высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из печени не выкинешь. Художественные описания вообще не следует пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие:
Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще больше трудности возникают при пересказе драматических отрывков.
Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.
Полный текст, подробный пересказ | Сжатый пересказ | План | Выражение мысли всего рассказа в одной фразе | |||
Обучение всем этим формам работы над текстом, в общем, идет параллельно, однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и выборочного) дети переходят к пересказу сжатому; он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли всего произведения - это результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.
Возможен и обратный путь, иногда он даже удобнее: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу (с диалогами, с деталями, художественными средствами языка).
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был, развернут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. В данном примере сжатый пересказ обладает внутренней связью, передает основное содержание рассказа, однако полного совпадения с пунктами плана здесь нет.
Сжатые пересказы - необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.