По экологическому воспитанию

Месяц Тема Цели и задачи Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Кустарники, травянистые растения Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревья, кустарники и травянистые растения. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад» Беседа о лекарственных травах, Рассматривание иллюстраций с растениями, Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя» Д/и «Что где растет»
Октябрь Насекомые, пресмыкающиеся Дать детям представления о пресмыкающихся и насекомых. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. . Рассматривание муляжей насекомых, иллюстраций, Аппликация «Майский жук», Лепка « Носорог»  
Ноябрь Домашние животные Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. . Дать знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых домашних животных. Беседа «зависимость домашних животных от человека» Аппликация «Деревенский дворик» Лепка «Свинья»
Декабрь Комнатные растения   Научить детей ухаживать за растениями. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" Наблюдение за ростом комнатных растений Трудовое поручение: рыхление комнатных растений, Беседа: «Для чего нам нужны комнатные растения»
Январь Времена года, части суток Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Формировать представления о частях суток Беседа о зиме, Рассматривание картины «Зимние забавы»,Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери», Просмотр мультфильма «Зима в лесу», Аппликация «Времена года»
Февраль Родной край Познакомить детей с многообразием родной природы, с растениями и животными различных климатических зон. Рассматривание растений Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Беседа о строении растений Лепка"Кактус"
Март Воздух Научить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Надувание шаров Поиск воздуха-Загадочные пузырьки. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
Апрель Дикие животные Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Дать представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Рисование "Животные в лесу" Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Заюшкина избушка" Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?" Рассказ Н, Носов "Лисята" Лепка "Заяц-длинные уши"
Май Живая и неживая природа Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу», Беседа «Что ты сделал доброе для природы?» Д/и «Что будет, если», «Кто больше»,П/и «Раз, два, три- к дереву беги»

Приложение

Перспективный план по обучению детей старшей группы основам безопасности жизнедеятельности.

Цель:усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, дома, во дворе и на дороге.

Задачи:

· формировать у детей знания о правилах безопасного поведения в игровых ситуациях;

· обращать внимание детей на то, что надо беречь свою жизнь и здоровье.

· развивать умение называть и соблюдать правила пожарной безопасности;

· привить элементарные навыки пожарной безопасности.

· воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Месяц Тема Цели и задачи Связь с другими видами деятельности
Сентябрь «Собака и кошка – наши соседи». Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Познакомить детей с правилами поведения при встрече с домашними животными;учить понимать состояние и поведение домашних животных. 1.Рассматривание альбомов «Домашние и дикие животные» 2.Чтение художественной литературы Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», Е. Благинина «Котёнок», А. Барто «Пёс». Загадки о домашних животных. 3. Игра- беседа «Контакты с животными» 4. Рассматривание папки- раскладушки «Правила общения с дикими и домашними животными»
Октябрь Явления неживой природы «Гроза» Знакомить с явлениями неживой природы; с правилами поведения при грозе. И запомнить следующие правила: - не прятаться под высокими деревьями; - не подходить к металлическим сооружениям; - найти защищенное место и т.д 1.Беседа: «Погодные явления» 2.Моделирование ситуации «Надвигается гроза…» 3.Д/и «Цепочка безопасности» 4.Д/и «Внимание: природа!»
Ноябрь «Безопасность на льду» Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения на льду.   1.Чтение сказки «По щучьему веленью» 2.Беседа по теме «Тонкий лед». Рассматривание иллюстраций, картинок. 3.Моделирование ситуации «На тонком льду…» 4.Решение проблемной ситуации :Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?»
Декабрь «В мире опасных предметов» Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту; познакомить с правилами использования опасных предметов; воспитывать у детей аккуратность при работе с опасными предметами (ножницами); воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. 1.Чтение Е. Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима». 2.Д/и «Я знаю, что можно, а что нельзя» Д/и «Так – не так» 3.Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». 4.Альбом «Опасные предметы». Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок.  
Январь «Лекарства и бытовая химия» Формировать представление о главной ценности жизни – здоровье;сообщить детям элементарные сведения о лекарствах;дать детям представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно. Познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 03. 1.Чтение. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 2.Д/и «Что лишнее?» 3.С/р игры: «Больница для животных», «Аптека», «Скорая помощь».  
Февраль «Безопасность в доме».   Знакомство с правилами поведения электрическими приборами.Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту. 1.Беседа: «Правила безопасности для детей» 2.Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного- найди» 3.Д/и «Подбери игрушку» 4.П/и «Кто быстрее?»
Март «О пожарной безопасности» Дать детям представление о пользе и вреде огня; уточнить знания о том, что горит , что не горит; познакомить детей со свойствами огня;дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички; вызвать желание быть всегда осторожным с огнём; познакомить с профессией «пожарный», внешним видом и назначением «пожарной машины».Знакомство со службой «01» и о работе пожарных. 1.Рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду. «Спички не тронь – в спичках огонь». 2.Чтение художественной.литературы К. Оленеев «Пожарная машина», С. Маршак «Кошкин дом», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». 3.Д/и «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки». «Пожарные в учении». 4.Беседа «Пожарный – профессия героическая», Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Апрель «Безопасный велосипед» Познакомить с безопасными правилами катания на велосипеде; уточнить знания детей о защитных средствах велосипедистов. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. 1.Беседа : "Катание на велосипеде”. Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. 2.Д/ и "Опасно - не опасно". 3.Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта». 4.Конструирование «Велосипед» Д/и «Так – не так»
Май Правила безопасного поведения во время «Купания в водоемах» Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Познакомить с различными спасательными мероприятиями; развивать внимание, мышление, связанную речь; воспитывать чувство осторожности. 1.Беседа «Поведение на воде» 2. Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». 3.Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..» 4. Решение проблемной ситуации : «На помощь утопающему»  

Приложение

Перспективный план по формированию здорового образа жизни в старшей группе

Месяц   Тема Цели и задачи Связь с другими видами деятельности
Сентябрь «Я и моё тело» Дать представления об устройстве тела человека. Стимулировать положительные эмоции, интерес к изучению своего организма. Д/игра «Кто что делает», «Умею- не умею» Лепка человеческой фигуры Дыхательное упражнение «Дровосек». Беседа «Я и другие люди» (внешние различия людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.; « Как движутся части тела», «Как укрепить мышцы и кости». «Как растет человек», «Внутренние органы человека» С/р/и:«Спортивная школа», «Поликлиника» Чтение худ. лит.: В. Драгунский «Без осанки конь-корова»
Октябрь «Режим дня» Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня. Рисование «Осенняя прогулка». Беседы «Режим дня нашей группы», «Зачем нужно соблюдать режим дня?», «Режим дня в выходные дни», «Зачем детям нужно спать днём?» Сюжетно-ролевая игра «Семья» - колыбельная для куклы-дочки.; «Детский сад» - режим дня (смена подвижных игр спокойной деятельностью). Д/и: «Режим дня», «Что перепутал художник?», «Части суток» Чтение худ.лит. В Бианки «Как муравьишка домой спешил», О. Иванченко «Спокойной ночи».
Ноябрь «Полезные продукты»   Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья человека.   Беседа: «Продукты» Игра «Какие продукты полезны для зубов» Рисование «Витамины на нашем столе» Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Д/И «Разложи картинки» Чтение худ.произведения: С Маршак «Робин-Бобин» Аппликация «Фрукты»
Декабрь «Личная гигиена» Развивать у детей понимания значения о необходимости гигиенических процедур. Чтение худ.произведения: А Барто «Девочка чумазая» Д/И «Правила гигиены» Чтение худ.произведения: К. Чуковский «Мойдодыр». Беседа: «Личная гигиена». С/р/и: «Айболит»
Январь «Рождественские каникулы» Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества.   Беседа: Спортивные праздники и развлечения. «Спортландия – спортивные игры и развлечения» «Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». «Я – часть природы» Беседа: «Мы дружим с физкультурой», Презентация «Из истории Олимпийских игр»
Февраль «На зарядку становись!» Приобщение детей к ценностям ЗОЖ. Систематизировать представления о здоровом образе жизни, о том, как заботиться о своем здоровье. Рисование «Мы на зарядке» Физминутка «На зарядку!» Беседа: «Как укрепляет здоровье закаливание», «Спорт- лучшее лекарство», «Физкультура и здоровье», «Прогулка для здоровья» С/р/и: «Детский сад»
Март «Овощи»   Познакомить детей с плодами овощных культур, учить описывать овощи по внешним признакам и вкусовым качествам, познакомить с понятием «витамины». Чтение Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» Рассказ воспитателя «Витамины в овощах» Д/и «Вершки - корешки» Рисование «Овощи» Беседа «Вкусно и полезно» Д/игра «Вершки – корешки», «Угадай на вкус», «Угадай по описанию»
Апрель «Уход за больным» Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие.   Беседа: «Здравствуйте мои друзья». «В гости к медицинской сестре – антропометрия» “Здоровый образ жизни” «Что такое болезнь?» Д/игра: «Письмо заболевшему товарищу» Д/игра «Почему это произошло?» С/ролевая игра «Больница». Чтение худ.литературы: «Цветик-семицветик» Рассматривание альбома «Первая помощь» Д/игры: «Скажи тихо, громко», «Не пропусти свой звук», «Определи по вкусу»,
Май «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»   Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье. Д/и: «Подбери пару». С/р/и: «На реке», «В гостях у доктора Знайки». П/и: «Свободное плавание», «Солнышко» Беседы: «Чистую воду пить – долго жить», «Солнце, воздух и вода». Чтение х/л: А.Плещеев «Травка зеленеет», Е.Благинина «Свети, свети солнышко». Просмотр мультфильма «Про львенка и черепаху»

Приложение

Перспективный план по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Цель:расширение знаний детей о правилах поведения на улице, в пассажирском транспорте и о дорожных знаках.

Задачи:

- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о дорожных знаках;

- формирование у детей знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Месяц Тема Цели и задачи Связь с другими видами деятельности
Сентябрь История возникновения правил дорожного движения. Познакомить детей с историей возникновения правил дорожного движения. Объяснить, почему необходимо их выполнять.Закрепить знания детей о ПДД. Воспитывать уважение к соблюдению ПДД. Беседа об Истории ПДД, познавательная игра «Эволюция транспорта», рисование «Гужевый транспорт»
Октябрь Страна правил дорожного движения. Светофор. Расширить знания детей о правилах поведения на улице, о светофоре, о его сигналах; закрепить знания о наземном и воздушном транспорте; развивать наблюдательность, зрительную память; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках. Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах, светоотраж-щие элементы на одежде. С/р/и «Автобус» Стих-е: «Светофор». Аппликация «Светофор для пешеходов и светофор для транспорта»
Ноябрь Безопасность дорожного движения Расширять знания детей как о пассажирах легкового автомобиля. Сформировать понятия «пассажир легкового автотранспорта», «детское автокресло»; совершенствовать о правилах безопасного поведения пассажиров в автомобильном транспорте, развивать внимание, навык поведения в транспорте. Д/и «Что будет, если…», «Прогулка по улицам города», «Правила поведения на улице», С/р игра «Мы пешеходы», рисование «Я на дороге», режиссёрская игра «Мы едем, едем..»
Декабрь Пешеходные переходы Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке (переход улиц и дорог), развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах. Беседа-игра «Какие бывают переходы? Что такое светофор?» Д/и «Как избежать неприятностей на дороге», стих. «Запрещается – разрешается», рисование «Улица моя».
Январь Моя дорожная грамота. Знакомить с дорожной грамотой. Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Дети». Д/и «Собери дорожные знаки», «Подбери к картинке дорожный знак» «Дорожные знаки в стихах» Конструирование «Дорога с несколькими полосами движения»
Февраль «Знаки сервиса».     Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» Беседа на тему: «Внимание: дорожный знак». Д/и «Угадай какой знак?» «Разрезные дорожные знаки». Рисование «Нарисуй дорожный знак»
Март «Профессия – водитель».   Дать представление о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей и пешеходов на дороге. Д/и «Законы улиц и дорог». С/р/и «Автобус» Ситуация общения «Как машины людям помогают»
Апрель Я – велосипедист. Правила езды и средства защиты. Познакомить с безопасными правилами катания на велосипедах; уточнить знания детей о защитных средствах велосипедистов; закреплять правила безопасного дорожного движения во дворах. Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта», «Как правильно кататься на велосипеде». Конструирование «Велосипед»
Май Правила поведения на дороге «Как правильно вести себя на дороге» Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке Ситуация общения «Мы на улице» Игровые ситуации «Правила поведения» Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге»

Приложение

Комплексно-тематическое планирование по изучению НРК в старшей группе.

Месяц Физическое развитие   Социально-комуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие
Набережные Челны, Татарстан
Сентябрь Игры. «Колеч-ко», «Так, да и нет..», «Маляр и краски», «Лете-ли, летели», «Мәли-кә»     Беседы. «Самые красивые места, достопримечательности родного города» «Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду»(противо-пожарная безопас-ность) Обзорная экскурсия по музею в ДОУ   Дид.игра «Составь узор»   Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Уйный-уйныйүсәбез» Сказки. «Глупый волк», пер.Р. Ахметова; «Как Таз рассказывал падищаху небылицу» Произведения татарских писателей и поэтов. Поэзия. Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой; Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак», пер.Е.Муравьева; Проза. А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой; Литературные сказки. А. Гаффар. «Червяк идет в гости»; Для заучивания наизусть. Г.Тукай. «Наша семья», пер. Е. Тушновой. Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «С добрым утром…», пер.Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина. Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой. Пение: «Петух»,муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина. Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева. ИЗО деятельность. Лепка. «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) «Друзья для Нечкэбиль» (украшение калфака) Рисование. «Поспешим на помощь краскам» (Украшение платка для эби) “Белем бәйрәме” Татарстан – многонациональная республика. Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики и всех татар мира. В Казани работают президент, правительство Татарстана, мэр города. Рассказать детям истории, легенды, мифы о родном крае. Познакомить с достопримечательностями, событиями прошлого, историческими памятниками, музеями, улицами родного города (села). Познакомить с природоохранительной деятельностью человека. Рассказать о Волжско-Камском государственном заповеднике, национальном парке «Нижняя Кама», их роли в охране природы республики. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе
О ктябрь Игры. «Лисички и курочки», «Жмурки» Беседы.«Традиции и культура татарского народа» «Старые видыремесла: плетение и ткачество”     Сказки. «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова; «Зухра-йолдыз» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Э. Шарифуллина. «Хочу быть шофером», пер. Е. Муравьева; Проза. Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета; Литературные сказки. Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова; Для заучивания наизусть М.Джалиль «Петушок» Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина Слушание музыки «Осень». Пение «Көз, көз, әйтәле». ИЗО деятельность.Лепка. «Я слепил бэлеш» Аппликация. «Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак). Рисование. «Украсим Айсылу платьице». «Лирический танец»,татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева. Праздник. «Сюмбеля» символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн). Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Познакомить детей с географическим положением Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волгу и Каму, Куйбышевское и Нижнекамское водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей). Познакомить с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в Республике Татарстан. Дать представление о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй, Нардуган и др
Ноябрь Игры. «Скок-перескок», «Займи место» «Горшки продаем» Беседы.«Татарский растительный орнамент», «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй», «Как жили наши предки»     Песенки. Игровой фольклор. «Лисонька …», пер. Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина; Сказки. «Три дочери», обраб.С. Гильмут-диновой Произведения татарских пис-лей и поэтов. Поэзия. Ш. Галеев. «Воспитанный», пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева Проза.Ф. Зариф. «Сладкое лето» пер. Н.Бурсаковой; Литературные сказки. Г. Галеев. «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть А.Кари. «Дедушка Мороз»,пер. Е. Муравьева. Музыка. Слушание: Р. Яхина «Көз». ИЗО деятельность Аппликация. «Украшение полотенца». Рисование. «Роспись блюда». Праздник. Драматизация по произведениям А. Алиша (силами детей) Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства: поэты (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин и др.), писатели (А. Алиш, Р. Батулла и др.), художники (Х. Якупов, Х. Казаков и др.), скульпторы (Б. Урманче и др.). Вызвать интерес к их жизни и деятельности.
Башкортостан
Декабрь Игры. «Липкие пеньки», «Юрта» Беседы.«Традиции и культура башкирского народа» «Достопримечательности столицы Башкортостан -Уфы». «Как рубашка в поле выросла», «Гостеприимные башкиры» Сказки. «Медведь и пчелы» «Алп-батыр» «Сказка о курае» «Егет, звавший на помощь нужду»   Музыка. Слушание башкирских народных мелодий. Знакомство с башкирским музыкальным инструментом: «Курай». Пение «Кыш бабай». ИЗО деятельность Лепка. «Путешествие в сказку» (герой башкирских сказок) Аппликация. «Украшение башкирской национальной одежды». Рисование. «Башкирский ковер» Праздник. «Яңа ел»
Россия
Январь - апрель Игры. « Гуси-лебеди», « Мышеловка», « Мы веселые ребята», « Гори, гори ясно!» « Как у дядьки Трифона», « Золотые ворота», « По малину»     Беседы.«Традиции и культура русского народа» «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»; «Русские народные промыслы» Дидактические игры. «Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото». Словесно-дидактические: «Летает, не летает» «Кто любит?» «Закончи пословиц» Сказки. «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка- Бурка», «Царевна- лягушка», «Хаврошечка».     Музыка. Заучивание колыбельных песен. Пение русских народных песен: « Как у наших у ворот», « А я по лугу», « Ты скажи, скажи, воробышек», « Ворон», «Андрей- воробей». Слушание гимна России. Знакомство с музыкальным инструментом «Трещотка». Игра на них. ИЗО деятельность.Рисование. «Косынка для куклы» (дымковская роспись), « Узор на полосе» (городецкая роспись), «Голубое чудо гжели» Аппликация. «Украшение кокошника для русской красавицы» Лепка. «Сказочная птица» (дымковская игрушка) Праздник. «Деревенская ярмарка». Развлечение. «Встреча со сказкой» (инсц-ка д). Учить группировать и классифицировать объекты природы по характерным признакам (деревья хвойные и лиственные, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения; дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы, насекомые и т. д.).
Татарстан
Февраль Игры. «Серый волк»,«Жмур-ки»,«Тимер-бай» «Чума үрдәк, чума каз».   Беседы. «О названиях улиц на которых живут дети », «Двор, о котором мечтаю во сне», «Они защищали наше Отечество».   Сказки. «Саран и Юмарт» «Зилян» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен; Р. Миннуллин. «Стою я на посту», Ф. Карим. «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой. Проза. А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина; Литературные сказки. Для заучивания наизусть Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева. Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Навруз, Навруз…»,пер. Р. Ягафарова Знакомство с музыкальным инструментом «Гармун». Пляска с пиалами. Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные ИЗО деятельность. Лепка. «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация. «Тюбетейка для дедушки». Рисование. «Украшение фартука». Праздник. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы). Побуждать к наблюдению за поведением животных, живущих на территории республики, к выделению характерных особенностей их внешнего вида (части тела, чем оно покрыто), способов передвижения (ползает, летает, плавает), питания, приспособления к среде обитания некоторых насекомых, земноводных, пресмыкающихся, зверей, птиц (диких и домашних).
Чувашия
Март Игры. «Хищник в море», «Тили-рам?», «Рыбки», «Сирелер» («Расходитесь») Беседы.«Традиции и культура чувашского народа» Сказки. «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова «Вот будет здорово!» «Красавица Плаги» «Приметливый портной» Музыка. Пение: «Әнилэр бәйрәме», «Яз килә». Знакомство с национальным инструментом «сарпай» - волынка.   ИЗО деятельность. Лепка. Чувашское национальное блюдо-хуплу. Аппликация. «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки). Рисование. «Разные-разные сурпаны». Праздник. «Щеварни» (Масленица) «Навруз»
Татарстан
Апрель Игры. «Спутанные кони», «Кто первый?». Беседы. «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) «Татарская вышивка», «Витамины нашего края укрепляют организм»   Сказки. «Кто сильный?», «Старик и лиса» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Проза. А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной. Литературные сказки. Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники». Для заучивания наизусть Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером»   Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Навруз, Навруз…», пер. Р. Ягафарова Слушание «Вальс», муз. С.Сайдашева. Пение «Пришла весна» муз. Дж. Файзи. Танец «Потанцуем», муз. А. Абдуллина. ИЗО деятельность. Лепка. «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Аппликация. «Ичиги для мамы» Рисование. «Кукла в национальном костюме». Праздник. «Тукай безнең белән» Помогать узнавать животных по издаваемым ими звукам. Развивать умение видеть красоту природы родного края, богатство ее форм, красок, запахов.
Республики Поволжья
Май Игры. «Тюбетей-ка» Беседа. «Край мой - Татарстан»   Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Б.Рахмат «На сабантуе» Для заучивания наизусть Х.Халиков «С добрым утром!» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Венок дружбы» Расширять знания детей о природе родного края с учетом их интересов.
             

Приложение

Перспективный план сюжетно-ролевых игрдля старшей группы

месяц Название Цель
Сентябрь «Зоопарк».   Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
«Водители». Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражатьвзаимоотношениямежду играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.
«Почта». Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.
«Поликлиника». Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Октябрь Семья форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о коллек­тив­ном веде­нии хозяйства, семей­ном бюджете, о семей­ных взаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное, забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.
Полиция Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о направленности работы полиции, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей
«Исследователи».   Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.
Аптека расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Ноябрь «Парикмахерская» Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами»
День рождения форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о проведении мероприятий, семей­ных праздниках, о семей­ных взаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное, забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.
АЗС Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотно

Наши рекомендации