Формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно- аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов Анкеты Индивидуальные беседы |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психоло-педагическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме Мини-собрания Исследовательская, проектная деятельность |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники Выставки работ родителей и детей Семинары Мастер-классы |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Буклеты Дни (недели) открытых дверей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей Выпуск стенгазет. |
Общественное управление ДОУ | Привлечение к управлению ДОУ на основе коллегиальности и открытости | Родительский комитет. Общее родительское собрание. |
Характеристика основных форм взаимодействия с родителями.
- Родительские собрания, проводимые для восполнения пробелов в знаниях об организации деятельности дошкольных образовательных учреждений. Темы, интересующие родителей, заранее обговариваются и согласуются с администрацией ДОУ, воспитателями и вносятся в годовой план.
- «Педагогическая гостиная», которая проводится преимущественно по инициативе педагогов группы. Встреча в педагогической гостиной проводится для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих образовательную и коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения).
- Родительский клуб «Мы и наши дети». Данная форма, как форма интерактивного взаимодействия, предполагает живое, неформальное общение родителей с детьми, педагогами и друг с другом, которое приводит в конечном итоге к тому, что родители из роли пассивных слушателей или наставников перешли к позиции активных партнеров — участников образовательного процесса.
- Открытые просмотры занятий проводятся в начале и в конце учебного года, а также во время проведения «Дней открытых дверей в ДОУ и группе».
- Семинары- практикумы. Эта форма работы перекликается с «педагогической гостиной» и отличается от нее тем, что организовывается, как правило, групповое консультирование по запросам родителей.
- Папки-передвижки (позволяют родителям познакомиться с материалом по изучаемой теме и закрепить ранее пройденный материал).
- Использование ИКТ помогает педагогам группы в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития и воспитания детей. Среди этих форм можно отметить:
- использование средств ИКТ для психолого-педагогического просвещения родителей – интерактивное анкетирование на сайте ДОУ, консультации и ответы на вопросы родителей в форме обратной связи;- привлечение родителей к созданию мультимедийных презентаций по определенным темам или к проведению родительских клубов и педагогических гостиных.
- Социально-психологическое консультирование. Цель – оказание психологической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей, гармонизация детско-родительских отношений. Формы организации: индивидуальная форма работы и групповая. Основные методы: беседа, тематические выступления, наглядная информация и психологические игры, родительское собрание, диалоги, диспуты, игры - взаимодействия, тренинговые упражнения, мозговой штурм, ИКТ, «Школа молодого родителя».
Взаимодействие педагога с родителями детей старшей группы
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников..