Приблизиться к оленю и не ошибешься.
Хорошо стрелять в оленя из лука с далекой дистанции. Ни о чем не подозревает олень. Да вот беда: легко промахнется. Кто опасается промаха, старается подойти ближе.
Приблизься к оленю и не промахнешься.
Если говорят: у меня в сумке нечто, поэтому я прошу вас. То приблизиться к оленю - значит попросить показать это нечто. Если говорят: он уехал. То приблизиться к оленю - значит спросить: в котором часу и на чем. И дело не в недоверии. Многое проясняется и для самого отвечающего.
Люди обычно не умеют отличать пустое от твердого. Они ненамеренно могут вводить себя и вас в заблуждение.
Вы спрашиваете: нет ли такого-то.
Отвечают: нет, они все давно уже ушли. Вы подходите, трогаете ручку двери - не заперта.
Заглядываете внутрь: вот он тот, кто вам нужен. Извините, а мы и не заметили, что он остался. А извиняться надо за другое. За неумение отличать пустое от твердого.
Если что-то сломалось, откройте крышку, загляните внутрь.
Если кого-то не нашли, поищите сами.
Если говорят, что что-то написано, прочитайте сами.
Если говорят, что вкусно, попробуйте.
Если пишут, что им не сделали, проверьте, может быть, сделали.
Не начинайте действовать по сигналу, чья достоверность не проверена. Все, что можете проверять сами, проверяйте сами. Заходите. Открывайте. Заглядывайте. Приезжайте. Лично осматривайте. Сами пробуйте нажать. Трогайте рукой. Поднимайтесь на чердак. Заглядывайте под колеса. Убеждайтесь лично. Встречайтесь лично.
И вот тогда появится умение отличать пустое от твердого. Отличать уже не трогая руками, а задавая точные вопросы. Сколько весило? Какой толщины? А за шкаф заглядывали? Чья подпись там была? Сколько экземпляров?
Вопросы, на которые невозможно ответить, не приблизившись к оленю.
Сокращайте дистанцию всеми способами.
До тех пор, пока промах не станет невозможным.
Вы хотите посмотреть сами? Да, хочу!
Вас не интересует быть невиновным в ошибке, вам нужно, чтобы ее просто не было.
Милый олень, прости!
Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет
Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет. Не посылай на проверку того, кто не умеет приблизиться к оленю. Не указывай короткую дорогу старушке, если там надо прыгать через канаву.
Не направляйте робкого на переговоры к наглому. Не сковывай подробными инструкциями человека сообразительного.
Действия искусного приносят выгоду, неискусного - опасность.
Лучший путь для рыбы и для птицы разный.
Нет размера обуви, наиболее подходящего для всех людей сразу. Для каждого свой путь.
Если человек не уверен, сомневается, не согласен или протестует - значит вы ему указали не его путь. Как быстро и удовлетворенно он успокаивается - стоит только указать ему на путь.
Приблизиться к человеку - значит знать его путь. Даже если он сам его не знает. Нет благодарнее, великодушнее и благороднее дела, чем дать увидеть человеку его путь!
Умение объяснить дорогу просто и незабываемо.
Умение разглядеть в глазах понимание и непонимание.
По глазам определять твердое от пустого.
Каждому встречному указывать его путь - величайшее из искусств!
Пути не пересекаются.
Как ребенка поднимают на руки, что бы он увидел.
Пути не пересекаются.
Управляй многими.
Управляй многими как управляешь немногими.
Искусство управления большим - армией , городом или страной - это искусство управлять большим как управляешь малым. Не смущаться , не теряться, не идти на поводу у событий и мнений. А увидеть в большом то малое, чем стоит управлять.
Голодными управлять легче, чем сытыми. Потому что голодные хотят хлеба. А что хотят сытые - сразу не скажешь.
Бедными управлять легче, чем богатыми. Бедным нужны деньги. А что нужно богатым - сразу не скажешь.
Одинаковыми людьми управлять легче, чем разными.
Людьми , имеющими общего врага, управлять легче, чем имеющими разных врагов.
Разделение большого на малое число частей его превращают в малое.
Соединением многих малых частей в немногие большие их превращают в немногие.
Проведением границ пустым и твердым превращают в большое управляемое немногое. Над каждым немногим ставят наместника. Вассала или помощника.
Пустым и твердым проводят границу, где вассал может обойтись без сюзерена, и где никак не может.
Плохо если он не в одном вопросе не может.
Плохо, если во всех вопросах может.
Плохо, если вассал не знает, где он может и не может.
Плохо, если сюзерен не знает , где вассал может и где не может.
Плохо, если оба знают , но по-разному.
Хорошо, если эти пять плохо отсутствуют.
Тот, кто колет дрова неумело, бьет топором куда попадя, а то и вовсе поперек сучка. Тот, кто умеет, разбивает полено одним точным ударом.
Большое делят на малые части не как удобнее, а как оно лучше само делится. А если нет необходимости, то и не разделяют вовсе.
Разделенное без нужды соединить бывает труднее, чем разделенное от нужды, когда нужда проходит.
Когда боятся, чтобы не порвалось, пробуют порвать.
Когда боятся, чтобы не провалилось, пробуют надавить.
Когда боятся, не погнется ли, пробуют согнуть.
Искусство делать людей одинаковыми расцветает на умении видеть их различными.
Простоту в многообразие вносит ясность пути, ясность этапов, ясность законов, ясность контроля, ясность наказаний и наград, ясность образцов для подражания.
Храбрый не наступает один.
Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было.
Эти три головы в ряд - символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа.
Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота . Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли.
Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа?
Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать - это порядок.
Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил - это беспорядок.
Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил - это дезорганизация.
Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация.
Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию.
Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать.
Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит:
- Вот он - провокатор! Стой, не уйдешь!
И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение.
Подобно тому, как нашел для себя и быстро успокоился принц. Только он нашел истинное объяснение, а генерал - правдоподобное на момент.
Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация.
Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.
С первым ударом барабана.
С первым ударом барабана боевой дух войск поднимается, со вторым ударом падает, а с третьим - и совсем исчезает.
Удары барабана зовут в атаку. Все поднимаются. Но если атака будет отменена, то дух войск упадет. Во второй раз они поднимутся в атаку без энтузиазма. А если будет снова отменена, то в третий раз могут и вовсе не подняться.
Готовясь к атаке надо проверять до того, как поднять в нее войско а не после.
Однажды полководец предупредил свое войско о ложном сигнале атаки. Услышав сигнал, и враг дал сигнал к атаке. Но войско нашего героя не двинулось с места. Отступил и противник, не желая боя на невыгодной местности. Снова дали ложный сигнал, и все повторилось сначала. При действительном наступлении противник был разбит, так как потерял боевой дух.
Отдача приказа - как пистолетный выстрел на старте. Все готовы начать. Все ждут. Ну! Ну! Выстрел! Должно быть немножко времени для этих ну, ну. За это время можно убедиться, что действительно ничего не упущено.
Этот маленький промежуток времени между полной готовностью и отдачей приказа, когда никто не понимает, почему вы еще медлите, когда все готовы, ваш звездный античас. Когда все можно загубить.
Нужно уметь держать паузу.
Когда все ясно и надо дать согласие, все ждут. Когда все ясно и можно вешать телефонную трубку. Когда все закончено, можно вставать и идти.
Всегда нужно держать контрольную паузу.
В течение этой паузы может случиться нечто важное. И уж конечно, проверена готовность к следующему шагу.
Чтобы быть уверенным, что не помнется шляпа между двумя чемоданами на полке, вы предпочитаете иметь пустое пространство между нею и чемоданами.
Пустое пространство и пустое время - важное средство контроля.
Запрещай говорить правду.
Запрещай говорить правду по вопросам, о которых не спрашивал. Требуй говорить правду по вопросам, о которых спрашивают.
Когда говорят правду, о которой не просил - подобно тому наступлению без приказа.
Даже молчание может быть истолковано, как поощрение. Сегодня он говорит правду о которой не спрашивают, завтра он дает советы по вопросу, которые его не касаются. А послезавтра оспаривает ваше мнение по любым вопросам.
Но иногда эта правда может быть полезной. как быть? Нужно изучить ее цену. Если вассал заботится об общем деле, а не переходит в наступление по расширению своих прав, он оставляет пустое пространство. То есть, сказав нештатную правду, тут же отступает, отчитываясь по порученным ему вопросам. Показывает: я помню свое место и преклоняю голову. Это отступление и образует пустое пространство. Он продвинулся в области ваших прав, но тут же отступил на свое место. Значит мотив - не расширение прав, а интересы дела. Если отступил не точно, оставив меньше пространства чем должен был, значит - это борьба за расширение прав. Такую цену нельзя платить даже за полезную правду.
Требуйте говорить правду по вопросам, о которых спрашивают. Иначе вы получите вместо твердого - мину замедленного действия, то есть особый сорт твердого, как бы твердое.
Чтобы говорили правду, стимулирование должно быть отделено от нее. Нельзя хвалить, опираясь на слова того, кого хвалите. Нельзя ругать, опираясь на слова того кого хвалите. Нельзя врать, опираясь на слова того, кого ругаете. Можно лишь дружелюбно присоединиться к самопохвале или к самокритике человека. Подлинное санкционирование опирается на более прочную и более широкую основу: на дела человека, а не на его слова.
Отделение собственной реакции на правду и неправду, отделение во времени.
Сила в безразличии. В готовности без эмоций выслушать любую правду. Принять решение не тогда, когда оно возможно, а тогда когда оно уже потребуется. Принять из будущего, а не из прошлого. Не потому что, а для того что.