Вводное занятие. «Мастер карандаш».

Теория: Правила техники безопасности. Беседы: об организации рабочего места, «Как вести себя на занятии?», о применение штриховки, рисование силуэтных предметов.

Практика: Продолжить знакомство с цветными карандашами. Выявление знаний о цветах спектра. Работа в тестовой карте (выявление уровня развития детей)

…………………………………………………………………………….

Предполагаемые результаты

В результате обучения по данной программе, дети должны получить определенный объем знаний, умений, навыков.

I год обучения

Освоив учебный материал первого года обучения, обучающиеся будут

знать:

· правильно держать кисточку в руках;

· основные цвета;

· терминологию по работе с карандашом, красками, тестом, клеем;

· различные техники в рисунке;

· различные техники в лепке.

уметь:

· правильно организовать рабочее место;

· планировать последовательность работы;

· правильно и аккуратно выполнять работу.

II год обучения

По окончании второго года обучения воспитанники будут

знать:

· терминологию по работе с карандашом, красками, тестом, клеем.

· различные техники в рисунке;

· различные техники в живописи;

· правила и каноны композиции;

· правила техники безопасности.

уметь:

· правильно организовать рабочее место;

· самостоятельно выбирать замысел;

· планировать последовательность работы;

· правильно и аккуратно выполнять работу.

Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

Календарный учебный график

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Учебный период с 10 сентября по 31 мая

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Учебный период с 1 сентября по 31 мая

Условия реализации программы

· методические разработки конспектов занятий;

· наглядные пособия, репродукции произведений искусства, предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки;

· музыкальный материал.

Материально-техническое обеспечение

· занятия проводятся в просторном, светлом, хорошо проветриваемом помещении;

· столы и стулья подобраны по росту детей, имеются мольберты.

Материалы и инструменты

· альбомы для рисования;

· гуашевые, акварельные краски;

· кисти беличьи;

· емкости для воды;

· пластилин, мука, цветная бумага;

· цветной картон, цветная бумага;

· клей;

· ножницы;

· восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры;

· природный материал (листья, шишки, желуди, засушенные растения).

· Информационное обеспечение: необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В условиях реализации программы необходим широкий доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.

· Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Механизм оценивания прогнозируемых результатов

· В начале первого и второго года обучения проводится входной контроль.

· По окончании первого года обучения осуществляется текущий контроль.

· Для определения результатов освоения образовательной программы осуществляется итоговый контроль.

· Основными методами педагогической диагностики, применяемой в реализации дополнительной общеобразовательной программы, являются наблюдение и анализ учебной деятельности учащихся.

· Способами определения результативности освоения программы учащимися являются педагогическое наблюдение, педагогический анализ, мониторинг образовательных результатов. Ведущим является метод наблюдения.

· Формы контроля: игра,выполнение различных заданий в смоделированных игровых ситуациях и предполагают применение выработанных навыков, беседа, рассказ.Преобладающей формой контроля является игра.

· Формы фиксирования результатов – индивидуальные карты учащихся.

Методические материалы

Обучение по данной программе осуществляется в очной форме. Ведущей формой обучения по программе является практическое занятие.

Программой предусмотрено использование групп методов обучения детей изобразительному искусству:

· информационно-рецептивный;

· репродуктивный;

· эврический;

· иллюстративный;

· словесный;

· игровой;

· обследование;

· наблюдение;

· выставка детских работ;

· коллективное творчество.

По каждому разделу в программе представлен вариативный набор приемов, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактические принципы:

· уважительное отношение к личности ребенка;

· создание для занятий детей комфортной обстановки;

· формирование положительного отношения к учению, основ культуры, уважения и доверия к педагогу;

· создание интереса к рисованию посредством приобщения к исследовательской деятельности.

Педагогические позиции:

ü принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса);

ü принцип деятельности(новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми), обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей;

ü принцип минимакса(продвижение каждого ребенка своим темпом развития);

ü принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

ü принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор); сотворчество педагога, родителей и детей; содействие эмоциональному развитию детей; развитие детей через создание игровых ситуаций, заставляющих детей совершать большую мыслительную деятельность.

Формы организации работы:

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- практическая работа;

- дидактическая игра;

- игра - путешествие;

- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

- конкурсы;

- выставки детских работ;

- пальчиковые игры.

Педагогические технологии:

· личностно-ориентированное обучение;

· сотрудничество и сотворчество;

· игровые;

· здоровьесберегающие;

· проектные.

Методы обучения:

ü репродуктивный(воспроизводящий);

ü иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

ü проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

ü эвристический(проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

На занятиях применяется множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка:

Релаксация - дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.

Метод погружения в сказочный сюжет. Назначение сказок – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, «подзарядка». Но главное – сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Фантазии – Д.Зингер и другие исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель IQ, легче преодолевают трудности.

Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире.

Игротерапия – направлена на решение личностных проблем ребенка.

Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем.

Арт-терапия – это лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

Пальчиковые игры.

Формы контроля и оценки результатов:

· диагностика по различным методикам;

· участие в выставках.

Итогом работы по каждому разделу программы являются выставки детских рисунков, а также участие детей в создании работ коллективного творчества.

Литература для педагога

1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М., 1988.

2. Галанов А.С, Кулькова С.Л. «Занятия по изобразительному
искусству», М., 1999.

3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников», М.,
1999.

4. Дронов Т.Н. «Природа, искусства и изобразительная деятельность»,
М., 2000.

5. Комарова Т.О., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном
творчестве», М., 2002.

6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования», М.,
2005.

7. Коротеева Е.И. «Искусство и ты», М., «Просвещение», 2003.

8. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001.

9. Немов Р.С. «Психология образования», М., «Владос», 2002.
10. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», М., «Просвещение», 1994.

11. П.Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников», С-Пет., «Детство-Пресс», 2002.

12. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., «Владос», 2002.

Литература для детей и родителей

1. Алехин А.Д. «Когда начинается художник», М., 1993.

2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Про небо и землю. Сказочная
хрестоматия. М., 1999.

3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры
ребенка», М., 1988.

4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок», М., 1972.

5. Дмитриева Н.А. «О прекрасном», М., 1960.

6. Корабельников В.А. «Краски природы», М., 1989.

7. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей», М., 2000.

9. «Народные художественные промыслы Росси». М., 1983.

Интернет-ресурсы

www.kidsclever.ru

www.doshkolnik.ru

www.vk.com

www.eva.ru

www.allforchildren.ru


Наши рекомендации