Вводное занятие «Умелый карандаш».
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Красота. Радость. Творчество.» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Белоусова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206, письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД | |
4.2.Тип | модифицированная |
4.3.Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Уровень содержания | стартовый |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 2 года |
4.7. Год разработки программы | |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 6-7 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, познакомиться с изобразительными техниками. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику личности развития каждого воспитанника.
Удивительное явление – рисование в детстве. Оно имеет особый биологический смысл. Рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма. Поэтому особое значение оно имеет в дошкольном возрасте. В этом возрасте рисование особенно связано с мышлением и речью. Осознание окружающего у ребенка происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование предоставляет возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Рисовать ребенку необходимо, так же как и разговаривать, то есть это «графическая речь». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания, представления о мире и, наконец – это важный информационный и коммуникационный канал.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное настроение каждого ребёнка. Именно в изобразительной деятельности ребёнок может проявить свою индивидуальность.
Данная программа имеет художественную направленность, построена с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет на основе существующих типовых программ по изобразительному искусству и личного практического опыта, а также адаптирована к системе занятий по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждения дополнительного образования. Программа нацелена на развитие графического навыка письма, зрительно-моторной координации, восприятия, на обогащение сенсорного опыта, который дети будут отображать в своём творчестве.
Программа «Красота. Радость. Творчество.», рассчитана на 2 года обучения.
Программой предусмотрена организация фронтальных занятий с использованием личностно - ориентированного подхода в обучении детей. Особое место занимают коллективные формы создания изображений и занятия, направленные на сотрудничество детей и родителей. Программа включает в себя различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Цель программы: поэтапное развитие творческих способностей детей, формирование эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, умения отображать красоту окружающего мира в своих работах при подготовке детей к школьному обучению.
Успешному достижению цели способствует реализация данных задач:
Задачи | Первый год обучения | Второй год обучения |
Образовательные задачи | - способствовать формированию первоначальных навыков рисования разными изобразительными материалами: кисточкой, красками, пальчиками, ватными палочками, отпечатками ладошек; - научить правильно держать кисточку в руках; - познакомить детей с основными цветами, теплыми и холодными; - познакомить с некоторыми способами изображения и простейшими техническими приемами художественной техники; - научить детей создавать коллективные композиции (в сотворчестве с педагогом); - формировать у детей устойчивый интерес к изобразительному искусству; - формировать умения наслаждаться окружающей действительностью; - формировать первоначальные навыки чувства цвета и ритма, формы и композиции; - закрепить приемы примакивания ворса кисти. | - научить создавать беспредметные (абстрактные) композиции; -научить составлять летнюю цветовую палитру; -научить рисовать по представлению с передачей характерных особенностей строение ствола и крону; -научить изображать овощи по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; -научить изображать осенние листья с натуры, передавая их форму и колорит; -научиться рисовать женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида; - научить детей рисовать пропорции человеческого лица; - продолжать формирование художественно-эстетического вкуса; -освоить декоративные элементы. |
Развивающие задачи | - развивать мелкую моторику руки и пространственное воображение (проведение непрерывных линий, рисование кругов, горизонтальных и косых линий цветными карандашами); - развивать творческое мышление и восприятие; - развивать у детей желание использовать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветье окружающего мира; - развивать творческих способностей в процессе изображения предметов и явлений окружающего мира, в выборе изобразительных материалов. | - развивать мелкую моторику; - развивать творческие способности в процессе изображения предметов и явлений окружающего мира, в выборе изобразительных материалов; - продолжать развитие самостоятельности в выборе замысла; - развивать графический навык письма, зрительно-моторной координации; - развивать творческое воображение. |
Воспитатель-ные задачи | - воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству; - воспитывать аккуратность, усидчивость. | - углублять и расширять интерес к народному декоративно- прикладному искусству; -воспитывать дружелюбное отношение друг к другу; -воспитывать аккуратность, усидчивость. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие. Умелый карандаш. | 1ч | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, практические игровые задания, беседы, игры |
2. | В гостях у королевы Кисточки | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
3. | Царевна Осень | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
4. | Наряд для радуги | 2ч | 0,5 | 1,5 | |
5. | Путешествие в волшебную страну красок | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
6. | Грибы на лесной поляне | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
7. | Волшебные превращения осенних листьев | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
8. | Ежик в лесу | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
9. | Золотая рыбка | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
10. | Мудрая сова | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
11. | Веселая хохлома | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
12. | Букет рябины красной | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
13. | Как краски друг к другу в гости ходили | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
14. | Как краски поссорились | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
15. | Дворец Зимы | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
16. | Рукавички для Снегурочки | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
17. | Снежинки | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
18. | Добро и зло | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
19. | Светлое и темное | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
20. | Чудо-зверь | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
21. | Какого цвета радость | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
22. | Разноцветные матрешки | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
23. | Рисуем музыку | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
24. | Космические дали | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
25. | Принцесса Весна | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
26. | Образ мамы | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
27. | Автопортрет | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
28. | Пушистые котята | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
29. | Цыплята | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
30. | Сказочный мишка | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
31. | Морское царство | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
32. | Забавные клоуны | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
33. | Бабочки-красавицы | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
34. | Цветет сирень | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
35. | Итоговое занятие | 1ч | 0,5 | 0,5 | |
Всего | 36ч | 17,5 | 18,5 |
Учебный план
II год обучения
№ | Темы занятий | Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
Вводное занятие. Мастер карандаш. | 1ч | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, практические игровые задания, беседы, игры | |
Котята | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
Итоговое занятие | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
Всего | 36ч | 16,5 | 19,5 |
Содержание учебного плана I год обучения
Тема: «Царевна Осень».
Теория: Рассматривание осенних пейзажей. Беседа о красках осени.
Практика: Дидактическая игра «Хоровод». Рисование куклы по шаблону, самостоятельное раскрашивание ее наряда, подбор теплых красок, соответствующих осени.
Наряд для радуги».
Теория: Рассматривание радуги. Закрепление знаний о семи цветах.
Практика: Дидактическая игра «Подбери наряд для радуги». Рисование силуэта куклы по шаблону и раскрашивание ее наряда в цвета радуги.
5. «Путешествие в волшебную страну красок».
Теория: Рассматривание панно «Волшебная страна красок». Беседа о ее жителях. Обучение детей смешиванию красок для получения новых оттенков.
Практика: Дидактическая игра «Цветик - семицветик». Рисование цветочной поляны, красиво располагая изображение на листе, используя цвета, смешанные на палитре.
Грибы на лесной поляне».
Теория: Знакомство детей с новым изобразительным материалом - соленым тестом. Беседа о способах работы с тестом. Рассматривание муляжей грибов.
Практика: Лепка грибов из теста.
7. «Волшебные превращения осенних листьев».
Теория: Рассматривание осенних листьев разной формы и величины.
Практика: Творческая коллективная работа: составление из листьев образов животных и птиц и наклеивание их на цветной картон.
Ежик в лесу».
Теория:Рассматривание иллюстраций с изображением ежа, чтение стихотворений.
Практика:Рисование ежа, используя нетрадиционную технику «оттиск скомканной бумагой» и передавая характерные особенности животного.
Золотая рыбка».
Теория: Беседа по сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций.
Практика:Конструирование рыбки: вырезание по шаблону; полоски из цветной бумаги. Склеивание деталей рыбки.
Мудрая сова».
Теория:Чтение стихотворений о сове. Рассматривание иллюстраций с изображением совы.
Практика: Рисование совы гуашью, передавая ее характерные особенности.
11. «Веселая хохлома».
Теория: Рассказ о хохломском промысле. Выставка деревянных изделий. Рассматривание хохломской посуды, обращая внимание детей на колорит, элементы, композицию.
Практика: Украшение силуэтов посуды (ложки, тарелки) элементами хохломской росписи.
Букет рябины красной».
Теория:Знакомство детей с натюрмортом, как жанром живописи. Рассматривание вазы Светками рябины.
Практика: Рисование с натуры, передавая особенности композиции, характерные цветовые оттенки натюрморта.
13. «Как краски к друг другу в гости ходили».
Теория: Рассказ сказки «О королеве Кисточке и ее волшебных красках».
Практика: Дидактическая игра «Подбери домик для краски». Знакомство со свойствами трех основных цветов: красного, синего, желтого. Обучение детей смешиванию основных красок для получения новых оттенков. Рисование домиков для волшебных красок, используя новые оттенки.
Как краски поссорились».
Теория: Рассказывание сказки «О королеве красок». Знакомство детей с белой краской и ее свойствами: смягчение, осветление.
Практика. Обучение детей получению новых оттенков, смешивая белую краску со всеми остальными. Рисование картины в бело-голубых и бело-розовых тонах.
Дворец Зимы».
Теория: Рассматривание иллюстраций к книге «Снежная королева», изображение замка.
Практика: Творческое украшение силуэта дворца узором в холодных тонах.
Рукавички для снегурочки».
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки. Чтение новогодних стихотворений.
Практика: Творческое украшение силуэтов рукавиц зимними элементами.
Снежинки».
Теория: Рассматривание различных вариантов снежинок, вырезанных из бумаги. Обучение приемам вырезания снежинок из фольги, салфеток и наклеивание их на бархатную бумагу.
Практика: изготовление снежинок.
18. «Добро и зло».
Теория: Беседа о добрых и злых сказочных персонажах. Рассматривание портрета Бабы-Яги и Принцессы. Беседа о красках, используемых для передачи характера персонажей.
Практика: Рисование по выбору злого и доброго персонажа, используя основное средство выразительности образа - цвет.
Светлое и темное».
Теория: Рассказ сказки «О белом кролике и серой крольчихе». Просмотр иллюстраций с изображением кроликов. Знакомство детей с тем, что одни предметы могут быть темнее или светлее других.
Практика: Рисование кроликов с передачей разного тона: от светлого к темному.
Чудо-зверь».
Теория:Беседа о фантастических животных мультфильмов.
Практика: Рисование чудо-зверей по воображению, самостоятельно подбирая краски для выразительности образа.
Какого цвета радость».
Теория: Беседа о разном настроении: грустном, спокойном, веселом.
Практика: Рисование своего настроения, самостоятельно подбирая образы и краски.
Разноцветные матрешки».
Теория: Показ сказки о матрешках на фланелеграфе.
Практика: Дидактическая игра «Подбери зонтики матрешкам». Рисование матрешек по шаблонам разной величины, подбирая оттенки цветов, смешивая краски на палитре.
Рисуем музыку».
Теория: Слушание музыки разной по характеру: веселой, тихой, грустной. Беседа о настроении музыкальных произведений. Обсуждение образов, возникающих при прослушивании музыки.
Практика: Рисование картинки по воображению, подбирая краски.
Космические дали».
Теория: Рассматривание атласа «Мир планет». Беседа о космосе.
Практика: Рисование фантастической планеты, используя разнообразные сочетания основных цветов и их оттенков.
Принцесса Весна».
Теория: Рассматривание весенних пейзажей. Беседа о красках весны.
Практика: Рисование наряда для Принцессы Весны, подбирая теплые, светлые, нежные краски.
Образ мамы».
Теория:Рассматривание женских портретов, написанных художниками в разные эпохи. Беседа о мамах.
Практика: Рисование портрета мамы по памяти.
Автопортрет».
Теория: Знакомств детей с портретной живописью. Дидактическая игра «Волшебное зеркало». Чтение сказки «О Добром зеркале». Беседа.
Практика: Рисование автопортрета гуашью при помощи зеркала.
Пушистые котята».
Теория:Рассказывание сказки «О белой кошке и четном коте». Рассматривание иллюстраций с изображением кошек.
Практика: Рисование кошек простым карандашом, передавая разную тональность серого цвета посредством изменения силы нажима.
29.«Цыплята».
Теория:Чтение стихотворения М.Майка «Цыплята». Рассматривание силуэтов цыплят на фланелеграфе.
Практика: Рисование цыплят в технике «томпонирование».
Сказочный мишка».
Теория:Беседа по сказке «Три медведя». Рассматривание иллюстраций.
Практика: Лепка сказочного медведя из теста, роспись гуашью.
Морское царство».
Теория: Путешествие в морское царство. Беседа о его жителях. Рассматривание изображений морского царства на фланереграфе.
Практика: Коллективная лепка жителей подводного мира из теста и роспись гуашью.
Забавные клоуны».
Теория:Беседа о цирковом представлении. Рассматривание иллюстраций с изображение клоунов.
Практика:Рисование клоунов, передавая несложные движении, характерные особенности костюма.
Бабочки-красавицы».
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.
Практика: Симметричное вырезание бабочек из цветной бумаги, сложенной пополам. Наклеивание на картон.
Цветет сирень».
Теория:Рассматривание натюрморта художника П.Кончаловского «Сирень». Беседа о многообразии оттенков сиреневой краски.
Практика: Рисование ветки сирени с натуры, правильно передавая форму, смешивая краски на палитре и получая новые оттенки.
Итоговое занятие.
Определение предметных знаний и уровня развития учащихся в рамках освоенного материала.
Содержание учебного плана II год обучения
Предполагаемые результаты
В результате обучения по данной программе, дети должны получить определенный объем знаний, умений, навыков.
I год обучения
Освоив учебный материал первого года обучения, обучающиеся будут
знать:
· правильно держать кисточку в руках;
· основные цвета;
· терминологию по работе с карандашом, красками, тестом, клеем;
· различные техники в рисунке;
· различные техники в лепке.
уметь:
· правильно организовать рабочее место;
· планировать последовательность работы;
· правильно и аккуратно выполнять работу.
II год обучения
По окончании второго года обучения воспитанники будут
знать:
· терминологию по работе с карандашом, красками, тестом, клеем.
· различные техники в рисунке;
· различные техники в живописи;
· правила и каноны композиции;
· правила техники безопасности.
уметь:
· правильно организовать рабочее место;
· самостоятельно выбирать замысел;
· планировать последовательность работы;
· правильно и аккуратно выполнять работу.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»
Календарный учебный график
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Учебный период с 10 сентября по 31 мая
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Учебный период с 1 сентября по 31 мая
Материалы и инструменты
· альбомы для рисования;
· гуашевые, акварельные краски;
· кисти беличьи;
· емкости для воды;
· пластилин, мука, цветная бумага;
· цветной картон, цветная бумага;
· клей;
· ножницы;
· восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры;
· природный материал (листья, шишки, желуди, засушенные растения).
· Информационное обеспечение: необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В условиях реализации программы необходим широкий доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.
· Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Обучение по данной программе осуществляется в очной форме. Ведущей формой обучения по программе является практическое занятие.
Программой предусмотрено использование групп методов обучения детей изобразительному искусству:
· информационно-рецептивный;
· репродуктивный;
· эврический;
· иллюстративный;
· словесный;
· игровой;
· обследование;
· наблюдение;
· выставка детских работ;
· коллективное творчество.
По каждому разделу в программе представлен вариативный набор приемов, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Дидактические принципы:
· уважительное отношение к личности ребенка;
· создание для занятий детей комфортной обстановки;
· формирование положительного отношения к учению, основ культуры, уважения и доверия к педагогу;
· создание интереса к рисованию посредством приобщения к исследовательской деятельности.
Педагогические позиции:
ü принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
ü принцип деятельности(новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми), обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей;
ü принцип минимакса(продвижение каждого ребенка своим темпом развития);
ü принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
ü принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор); сотворчество педагога, родителей и детей; содействие эмоциональному развитию детей; развитие детей через создание игровых ситуаций, заставляющих детей совершать большую мыслительную деятельность.
Формы организации работы:
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- практическая работа;
- дидактическая игра;
- игра - путешествие;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- пальчиковые игры.
Педагогические технологии:
· личностно-ориентированное обучение;
· сотрудничество и сотворчество;
· игровые;
· здоровьесберегающие;
· проектные.
Методы обучения:
ü репродуктивный(воспроизводящий);
ü иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
ü проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
ü эвристический(проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
На занятиях применяется множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка:
Релаксация - дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
Метод погружения в сказочный сюжет. Назначение сказок – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, «подзарядка». Но главное – сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Фантазии – Д.Зингер и другие исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель IQ, легче преодолевают трудности.
Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире.
Игротерапия – направлена на решение личностных проблем ребенка.
Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем.
Арт-терапия – это лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
Пальчиковые игры.
Формы контроля и оценки результатов:
· диагностика по различным методикам;
· участие в выставках.
Итогом работы по каждому разделу программы являются выставки детских рисунков, а также участие детей в создании работ коллективного творчества.
Литература для педагога
1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М., 1988.
2. Галанов А.С, Кулькова С.Л. «Занятия по изобразительному
искусству», М., 1999.
3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников», М.,
1999.
4. Дронов Т.Н. «Природа, искусства и изобразительная деятельность»,
М., 2000.
5. Комарова Т.О., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном
творчестве», М., 2002.
6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования», М.,
2005.
7. Коротеева Е.И. «Искусство и ты», М., «Просвещение», 2003.
8. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001.
9. Немов Р.С. «Психология образования», М., «Владос», 2002.
10. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», М., «Просвещение», 1994.
11. П.Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников», С-Пет., «Детство-Пресс», 2002.
12. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., «Владос», 2002.
Литература для детей и родителей
1. Алехин А.Д. «Когда начинается художник», М., 1993.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Про небо и землю. Сказочная
хрестоматия. М., 1999.
3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры
ребенка», М., 1988.
4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок», М., 1972.
5. Дмитриева Н.А. «О прекрасном», М., 1960.
6. Корабельников В.А. «Краски природы», М., 1989.
7. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей», М., 2000.
9. «Народные художественные промыслы Росси». М., 1983.
Интернет-ресурсы
www.kidsclever.ru
www.doshkolnik.ru
www.vk.com
www.eva.ru
www.allforchildren.ru
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Красота. Радость. Творчество.» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Белоусова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206, письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД | |
4.2.Тип | модифицированная |
4.3.Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Уровень содержания | стартовый |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 2 года |
4.7. Год разработки программы | |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 6-7 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, познакомиться с изобразительными техниками. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику личности развития каждого воспитанника.
Удивительное явление – рисование в детстве. Оно имеет особый биологический смысл. Рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма. Поэтому особое значение оно имеет в дошкольном возрасте. В этом возрасте рисование особенно связано с мышлением и речью. Осознание окружающего у ребенка происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование предоставляет возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Рисовать ребенку необходимо, так же как и разговаривать, то есть это «графическая речь». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания, представления о мире и, наконец – это важный информационный и коммуникационный канал.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное настроение каждого ребёнка. Именно в изобразительной деятельности ребёнок может проявить свою индивидуальность.
Данная программа имеет художественную направленность, построена с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет на основе существующих типовых программ по изобразительному искусству и личного практического опыта, а также адаптирована к системе занятий по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждения дополнительного образования. Программа нацелена на развитие графического навыка письма, зрительно-моторной координации, восприятия, на обогащение сенсорного опыта, который дети будут отображать в своём творчестве.
Программа «Красота. Радость. Творчество.», рассчитана на 2 года обучения.
Программой предусмотрена организация фронтальных занятий с использованием личностно - ориентированного подхода в обучении детей. Особое место занимают коллективные формы создания изображений и занятия, направленные на сотрудничество детей и родителей. Программа включает в себя различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Цель программы: поэтапное развитие творческих способностей детей, фо