Конспект занятий детско-родительской группы«Чтобы быть вместе»
Данная программа на базе дома ребенка была разработанапедагогом дополнительного образования с целью расширения области применения специальной художественной педагогики (арт-терапии) и рассмотрения детско-родительских отношений в системе «мать-дитя», поскольку чаще всего детей в доме ребенка посещают мамы. В том случае, когда на занятия в дом ребенка приходят другие члены семьи,тообозначенные в программеэтапы, при необходимости, могут модифицироваться и рассматриваться с точки зрения взаимодействия ребенка с другими взрослыми. Каждый этап программы важно сопровождать (фото или видеофиксацией). В ретроспективе фотографии и творческая продукция будут являться символическим шагом навстречу друг к другу родителя и ребенка.
Цели занятий детско-родительской группы:
· Поддержание или формирование тесных эмоциональных связей у детей и родителей в период разлуки;
· Принятие родителем прошлого опыта взаимоотношений с ребенком;
· Анализ динамики отношений;
· Анализ перспективы воссоединения семьи.
Рассматриваемые техники, предполагают самостоятельную и совместную художественную деятельность мамы (члена семьи) и ребенка. Данное взаимодействие в творческом пространстве важно дляпринятия опыта разлуки и формирования детско-родительских отношений, поскольку позволяет родителю принять ответственность за своего ребенка хотя бы в процессе творческой деятельности в рамках занятий.
I. Беременность, как период единства с ребенком
Данная техникапредполагает анализ влияния опыта беременности на отношения мамы и ребенка.
Техника «Рисунок по мокрому листу»
Инструкция: Женщине необходимо нарисовать акварелью свою беременность в цвете, образах, формах на большом ватмане в центре которого изображен круг… Сделать нить, соединяющую мать и ребенка. В это время ребенок принимает активное участие в создании рисунка. Для папы создать творческую работу на тему «Беременность жены». Нарисовать беременную жену. Рассказать о беременности от ее лица и то, как он воспринимал эту беременность.
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
· Желанная беременность или нет?
· Была ли эмоциональная связь с ребенком, ощущение единения, целостности?
· Как протекала беременность Дискомфорт или легкость во время беременности? Что особенно беспокоило физически и психологически?
II.Роды (естественный этап отделения от ребенка)
Техника «Работа с тестом».
Данная техникапредполагает рассмотрение опыта рождения ребенка и особенностей установившихся связей в диаде «мать-дитя».
Инструкция: Создать совместную работу мамы и ребенка. Замешать тесто, разделить один большой «каравай» на 2 части, соединить жгутом/ нитью из теста (символика пуповины), разорвать эту нить, связывающую мать с ребенка
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
· Как протекали роды (легкие/тяжелые)? Были они естественными или проводили кесарево сечение?
· Испытывала ли мать страхи, опасения по отношению к своему здоровью и здоровью ребенка?
· Каковы были первые чувства, когда увидели ребенка? Что стало с «виртуальной нитью», связывающей маму с ребенком (оборвалась или стала крепче)?
III. Поступление в дом ребенка (этап отделения ребенка под влиянием жизненных обстоятельств)
Техника«Свобода»
Данная техникапредполагает анализ своего детского опыта, принятие прошлого и рассмотрение влияния на собственное материнство, а также попытка взять ответственность за происходящее в жизни своего ребенка и понимание того, что его разлука с родителем будет влиять на дальнейшее развитие их отношений.
Инструкция: Сначала мама и ребенок рисуют вместе, затеммама рисует на зеркале одна на тему: «Свобода», а потом она смотрит,как ребенок рисует без нее.
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
· Что мама понимает под «свободой», что она для нее значит? Возможна ли свобода в воспитании ребенка и свобода родителей от ребенка?
· Какие чувства испытывала мама, когда была вынуждена расстаться с ребенком?
· Испытывала ли она какие-либо переживания относительно/по поводу осуждения ее поступка другими людьми?
IV. Анализ влияния своего детского опыта на материнство