Определение черт при рисовании лицаУроки рисования мимики.
Не сложно запомнить размер, форму и расположение мышц на лице. Если ты запомнишь это, ты всегда сможешь безошибочно определять линии, выступы и бугорки на лице. Пожилые люди лучше молодых в том плане, что у них более отчетливо видны все линии, бугорки, выпуклости и морщинки. Можно научиться отличать небольшие морщинки от лицевых линий. Маленькие морщинки появляются как результат работы мышц под кожей (кожа сгибается), в то время как лицевые линии связаны с работой мышечных концов.
Небольшие морщинки редко рисуют, по крайней мере их рисуют после того, как они образуют видимую сеточку морщин и линий лица. Более важны формы и большие складки, или линии между ними. Это длинные складки на щеках, вокруг рта, вокруг и под глазами. Мышцы выглядят немного отчетливее на голове мужчины. Когда речь идет о сильном и крепком лице, имеется в виду, в большинстве случаев, костная и мышечная структуры.
Только в выражениях лица с приподнятыми бровями можно задуматься о морщинах на лбу. Можно свободно много раз не замечать большинства морщин и сконцентрироваться преимущественно на линиях, кости и мягкой работе мышц на лице. Готов побиться об заклад, чем от большего количества морщин в рисовании ты откажешься, тем более совершенными будут твои рисунки.
Запомни, что морщины никогда не рисуются как черные линии на лице. Они изображаются тончайшими затененными линиями, которые видны на расстоянии нескольких футов. Вот почему мы так легко можем отказаться от морщин и добиться сходства. Более глубокие складки видны на расстоянии, как тени от линий плана головы. Никогда не рисуй голову как карту или сеть морщин.
Рисунок лица разного возраста
Можно легко научиться искусственно старить лицо путем добавления форм истощенных мышц и складок, которые появляются между ними. Скулы, углы челюсти и кость подбородка становятся более отчетливыми в процессе старения лица. Хрящи носа и ушей кажутся больше, когда человек стареет. Главные изменения происходят в щеках, вокруг глаз и рта. Плоть обвисает с обеих сторон подбородка, вдоль и с обеих сторон челюсти. Возникают мешки под глазами и более глубокие линии в уголках глаз.
Губы склонны к уменьшению в объеме, становятся впалыми. Таким образом линия между губами увеличивается. Линии образуются от уголков рта и направлены вниз и вокруг подбородка. Плоть над веками обвисает, и брови кажутся впалыми в переносицу (носовой мост). Несколько более глубоких линий развиваются вокруг лба и между бровями. Можно это все изобразить как придаток, чтобы избежать яркой выразительности. Волосы, конечно, редеют у каждого по-разному. Поэтому линия волос поднимается вверх и спускается вниз. Появляется значительная тонкость волос на макушке. Вообще-то, мы рисуем голову по одному и тому же основному образцу.
Тон
Когда мы переходим от линии к тону, мы совершаем очень большой шаг, потому что тон – это эффект света на форме. Хотя в рисовании карандашом не нужно быть искусным в тонах, в отличие от рисования красками, тем не менее, нужно всегда принимать во внимание ценность данного явления. Лучше сначала ярко осветить предмет рисования, либо выбрать предмет, который находится в нормальном соотношении света и теней.
На самом деле тени являются формами, которые можно изображать, формы, которые встречаются на поверхности. Это все нужно понимать как форму тени и непосредственную форму, т.е. это две разные формы. Прежде всего, нужно сделать свет и тени максимально простыми. Направь и удерживай свет на предмете, с которого будешь рисовать. Позже ты можешь захотеть переместить свет на задний план, но никогда не освещай двойным светом одну и ту же площадь. Двойное освещение одной площади создаст ложную картину и, в первую очередь, ложную форму, для которой есть только один свет, полутон и тень. Все это и определяет настоящую форму. Если нет света, то нет и формы.
В очень рассеянном свете мы видим форму только как очертание или силуэт. Если свет бьет со всех сторон, то форма растягивается. Так происходит потому, что форма, повернута от источника света. Это создает полутон, тень и отбрасывающуюся тень. Под понятием «отбрасывающаяся тень» нужно понимать то, что она падает на другой предмет, стену например, или проходит вокруг шеи и подбородка. Отбрасывающиеся тени имеют свою границу, которая зависит от направления света.
Разница заключается в том, что у обычной тени форма настолько далеко растянута, что свет долго не может ее достичь. На круглой форме перед появлением тени возникает полутон, он сливается с тенью. На квадратной или прямоугольной форме тень находится в острых концах формы, которые отрезают свет, или вокруг, куда свет не проникает. Нос отбрасывает тень только при ярком свете, щеки, будучи круглыми и более последовательными, как любой изгиб, смешивают тень со светом.
Такое слияние света и тени может показать разницу между хорошим и плохим рисунками. Если край тени слишком выступает или смешивается со светом, рисунок потеряет очертания, если свет и тень недостаточно слились, рисовать будет трудно. Можно судить об этом, задав себе вопрос: «У меня есть план, или я его потерял?». Если ты смягчишь края настолько, что потеряешь план, рисование опустится до уровня гладкой фотографии. Поэтому, план рисования должен быть начертан, когда ты рисуешь с фотографии, ведь сам план на фото не отображен.
В рисовании плана, мы можем многое сделать для того, чтобы можно было предугадать направление плана по направлению линий, без особых изменений в назначении. (Глава 34). Поэтому рисунок должен выглядеть твердым. В мягком рисунке можно потерять много характера. Этот принцип эффективно используется в рисовании ручкой, который идет четко по плану. Его можно использовать в пространстве, которое представлено в средних тонах, не монотонное.
Я надеюсь, что читатель внимательно изучит главу 33, потому как, я полагаю, эта глава – одна из самых важных в этой книге. Рисунки этой главы охватывают практически весь материал, представленный в предыдущих главах этой книги. Здесь можно найти план создания, анатомию, линии и законченную версию отдельной головы и одной позе.
Вдобавок к тщательному изучению этой главы, самостоятельно найди немного материала. Посмотри, можешь ли ты изобразить в разных работах то, что ты хочешь и каким оно должно быть, т.е. правильные пропорции, анатомия и план особой головы. Ты больше выучишь, применяя полученные знания на практике, а не копируя сотни голов из предоставленного материала. Это будет действительно важным пунктом в твоих знаниях. Для твоего удовлетворения, после того как ты отработал несколько образцов и приемов, нанеси их на лист и повесь их в том месте, где ты всегда работаешь, как постоянное напоминание.
Если ты добросовестно и убедительно все отработал, ты реально можешь гордиться своими знаниями. Эти знания никому кроме тебя не интересны, но, с помощью этих знаний, ты станешь более уверенно рисовать. Эти знания помогут тебе запомнить качества, которые пригодятся тебе для хорошего рисования головы. Заканчивая рисование, я верю, что ты будешь чувствовать базу знаний и попыток, которая, я надеюсь, убедит тебя в том, что рисование головы – это больше, чем просто копирование.
Главы с 35 по 39 могут помочь тебе в технике рисования, хотя мое мнение таково, что технику каждый вырабатывает сам. Проблемы пропорций, анатомии и плана являются основными для всех нас, но технические решения этих проблем, даже если они большие – личное дело каждого.
К сожалению, студенту сложно найти хорошие примеры рисования головы, потому как очень мало печатной продукции по этой теме. В прошлом было несколько мужчин, которые довольно хорошо рисовали и регулярно печатали свои работы, в противовес тому, что способность художников рисовать головы была сомнительной из-за использования средних тонов. Я бы хотел привлечь ваше внимание к работам Уильяма
Оберхардта, который стоит особняком в рисовании головы. Читатель может просмотреть его работы, если найдет их в печати. Похоже, что школы в Англии произвели больше прекрасных примеров рисования головы, чем в Америке. Я думаю, это обусловлено тем, что молодые американские художники берут в качестве натуры фотографию, даже не имея знаний о правилах рисования головы. Рисунки, представленные в этой книге довольно скромны, так как есть много авторов-чертежников, чье мастерство превышает мое, но из-за нехватки литературы по этой теме, я с надеждой на понимание представил все, что у меня было.
Моделирование схем света в рисовании
Чтобы изучить основы наложения света на форму, открой главу 9 и нарисуй план головы, как там показано. Это тебе очень поможет. Давайте попробуем понять, как можно изобразить только твердую форму в свете, полутоне и тени. Тени становятся темнее, когда форму отворачивают от света. Единичный свет всегда легко рисовать, но если более двух источников света – обрезаются затененные тона, все становится более сложным. Подумай, как можно менять тона на плоских поверхностях, забудь о поверхности с морщинами.
Совмещение анатомии, конструкции и схем рисунка
Эта страница одна из самых важных в этой книге, так как на ней указаны стадии рисования головы от анатомии и схем создания, через чертеж, к схемам и финальному рисунку. Невозможно идти дальше без плотного изучения предыдущей информации. Нельзя копировать этот рисунок, но ты можешь нарисовать его сам. Тщательно изучай эту страницу; ты обнаружишь, что эта информация неоценимая.