Рисование и принцип работы мышц
Рисунки, представленные здесь, хотя они не очень эстетичны, очень важны для художника, если он намерен натурально изображать выражения лица. Улыбка – самое важно в рисовании на заказ и для рекламы. В иллюстрировании литературы тебе изредка можно изображать лица с выражением злобы. Чаще всего тебе придется изображать лица со спокойным и приятным выражением лица. Однако, гораздо проще рисовать унылое лицо, чем счастливое. Все, что мы хотим сделать, это иметь лицо, которое должно отображать счастье, но никак не уныние. Так что тщательно изучи эту страницу.
Рисунок мышц под разными углами
После того как ты изучил мышцы головы, постарайся расположить их в разных позициях. Наклоняй, поворачивай голову и подчеркивай мышцы, чтобы добиться баланса в рисовании на каждой стороне средней линии лица. Ты будешь приятно удивлен тем, как легко все ложится на свои места в пределах плана-схемы, который ты уже изучил.
Зачем нужна анатомия для рисования головы
Только немногие художники имеют смутные представления об анатомии головы и о том, как функционируют мышцы. Если на лицах не было никаких выражений, нам следовало бы работать только с малой частицей знаний. Говорят, что в этом случае можно положиться на фотографов. Откровенно говоря, многие художники так и поступают. Мое мнение таково, что можно изучить необходимые принципы анатомии за два-три отрезка времени, скажем, за три вечера. Затем нужна будет небольшая попытка, так почему же не потратить время на то, что будет неизменно ценным для тебя?!
Каждое выражение всеобще зависит от некоторых мышц, которые находятся под кожей. Знания о том, где находятся мышцы и как они функционируют, составляют разницу между предположениями и непосредственно знаниями в рисовании. Выражение должно быть настолько убедительным, чтобы ты мог понять, с каким именно выражением тебе предстоит работать.
Многие годы мне было трудно рисовать улыбки. Я полагал, что улыбка начинается с ноздрей и проходит до уголков губ. Вообще-то, улыбка начинается от уголков губ, проходит вокруг рта и на некоторое время задерживается на боку подбородка. Так происходит потому, что губы окружают овалообразные мышцы, и на концах они образуют складку. Маленькая ленточная мышца, которая тянется от скулы и крепится к овалообразной мышце, вот она и участвует в образовании складки при улыбке.
В некоторых типах улыбки эти мышцы образуют круглые складки в уголках губ, реже другую форму, например, острую складку. Когда я начинал учиться, я не хватался за эти знания по некоторым причинам. Как показывает опыт, для пользы дела нужно возвращаться к знаниям принципов рисования, когда ты испытываешь трудности.
Еще одна очень важная вещь в улыбке – механизм появления складок под глазами. Иногда они добавляют большой процент веселья в улыбку, а иногда нет. Я не могу сказать почему так происходит. В некоторых лицах это явление видно отчетливо, а в других еле просматривается. Трудность заключается в том, чтобы сделать складочки под глазами во время улыбки натуральными, и чтобы они не выглядели просто как мешки.
Эти складки легче рисовать с помощью красок, нежели просто рисовать, потому что при работе с красками у нас есть возможность играть со светом, в то время как при простом рисовании мы используем усредненный черный цвет, таким образом, эти складки получаются черными. То же самое касается и внешних уголков глаз. Они тоже образуют складки при улыбке. Будучи чересчур черными, они становятся похожи на лапу вороны.
Многие улыбки становятся испорченными, потому что линии вокруг ноздрей черные и очень тяжелые, которые напоминают больше ухмылку, чем улыбку, или изображают на лице выражение, которое возникает при неприятном запахе.
Еще один важный фактор в улыбке: верхние зубы больше оголяются, чем нижние. Уголки губ растягиваются в улыбке, образуя между ними темное пространство. Мышцы растягивают и расширяют губы, но то пространство, где зубы идут по завитой линии (дальний ряд зубов*), все еще скрыто, но становится все более отчетливым из-за теней, которые падают от уголков губ внутрь рта. По мере отдаления зубов от центра, пространство следует тонировать в темные оттенки. Два передних верхних зуба должны быть максимально яркими. Лучше не пытаться моделировать зубы много, или рисовать линии между ними.
Тогда у тебя все линии будут получаться сильно темными. На самом деле линии между зубами очень тонкие и аккуратные. Чаще всего зубы обозначают, нежели детально изображают, но если ты не продаешь зубную пасту. Андерс Зорн был мастером в рисовании зубов при улыбке.
Механика в рисовании рта
Сложно убедительно нарисовать губы и челюсти без понимания принципа работы носогубного отдела. Начинающие рисуют рот, как будто от находится на плоскости. Изгибы зубов в закругленной челюсти должны быть выразительными и значительными, также должна ощущаться пухлость губ.
Кверху рта кость бес плоти. Мы всегда должны помнить, верхняя челюсть является неподвижной частью всего лица, а все движения делает нижняя челюсть. Изгиб верхних зубов остается неизменным, меняется только под различными углами зрения. Если опустить челюсть, длина лица изменится на пару дюймов. Если верхние и нижние зубы разделены (редко посаженные?), нужно немного опустить подбородок согласно пропорций лица. Всегда помни о том, что носогубная часть лица круглая.
Мы привыкли думать о глазах, как о чем-то круглом (радужная оболочка), или о чем-то белом (глазное яблоко). Пока мы не проанализируем глаза, мы не будем убеждены в том, как скользят веки по окружности глаза. Дело в том, что нам доступна для обозрения только четверть глаза под веком. Но сам изгиб глазного яблока очень заметен между уголками глаза.
Глаз без века, конечно, выглядит ужасно. Нужно изобразить веко на глазу как на окружности, т.е. сделать изображение рельефным. Веки действуют почти точно также, как и губы. При фронтальном расположении лица рисование одного глаза отличается от рисования другого; они никогда не дуплицируются. Когда радужная оболочка одного глаза находится во внутреннем углу, то у другого глаза радужная оболочка будет в противоположном углу. Глаза получаются немного выпуклыми под нижним и верхнем веками.
Представь, что глаза похожи на два шара, которые синхронно работают на палке. Когда ты поворачиваешь палку, поворачиваются глаза. Представь, что веки подобно неким шторам, накрывают два шара, по принципу рисования. Нарисуй много глаз, сначала отдельно друг от друга, потом в паре. Выбери несколько рисунков глаз и скопируй их.
Изучая рот, как показано в главе 25, рассматривай губы и зубы отдельно. Постарайся нарисовать эти рты, затем возьми зеркало и нарисуй свой. Подвигай губами. Наклоняй голову под разными углами. Заметь, что зубы более или менее выразительны, не из-за линий между ними, а из-за десен и темного пространства между ними. Очень легко сделать детальный акцент на зубах, таким образом, может показаться, что во рту нет зубов. Такой подход в рисовании зубов может испортить в остальном хорошо нарисованную голову.
Носы и уши показаны в главе 26. Обзорность носов и ушей зависит от угла зрения, они могут изменяться также, как и губы. Другими словами, они выглядят так, какими они есть на самом деле, все зависит от того, как ты на них смотришь. Ты понимаешь, что очень важно определиться с углом зрения целой головы, перед тем как начинать рисовать различные ее черты. Рисуя с натуры, важнее всего, чтобы поза не менялась во время рисования отдельных черт лица, иначе рисунок не получится. Нос должен находиться четко в линиях создания головы и средней линии, в противном случае он просто будет выглядеть неправильно.
Нос и уши следует рисовать вместе, так должно быть. Ухо выглядит по-разному, если на него смотреть спереди, сбоку или сзади. Посмотри, что нос находится в правом углу к линии глаз и бровей. Когда приподнимаются брови, нос тоже приподнимается. Вообще-то, все лицо приподнимается.
Глава 27 дает несколько примеров лица, которое смеется и улыбается. Хотя они все ограничены линиями, можно прочувствовать работу мышц под кожей. То, что я называю «остроугольной улыбкой», показано на парне в вернем правом углу. Лица в среднем и нижнем рядах изображены в округлой улыбке. Это получается из предмета, но если плохо нарисовать округлый угол, то получится ухмылка, а не улыбка. Чтобы рисовать улыбку, нужно многое изучить. Ты многое можешь изучить и понять, используя зеркало.
Что только можно сказать о различных вариантах движения губ!!! Обычно рот является основой большинства выражений лица. Что касается выражения лиц в мультфильмах, то мультипликатор всегда держит под рукой зеркало. Тем самым он добивается идеальных выражений лица у своих героев.
Используя зеркало, смотри только на работу мышц, не нужно даже пытаться найти сходство между собой и натурой. Зеркало дает художнику большую возможность – рисовать руки и голову с натуры. Если правильно установить двое зеркал, то художник может видеть со стороны, или на три четверти, левую руку принимать за правую и наоборот.
Работая с фотографиями, вы не добьетесь нужного шарма в выражениях лица. Можно работать отражением лица в зеркале и, таким образом останавливаться на различных выражениях лица. Я всегда буду утверждать, что всегда лучше работать с натурой с точки зрения профессионального художника, чем использовать фотографии, проекторы и другую технику. В фотографии присутствует определенное искажение, которое почти всегда отражается в рисовании с фотографии, даже если это и произвольная работа. Я думаю, что эти искажения возникают от того, что мы видим двумя глазами сразу, тогда как у камеры «один глаз». Имеет значение дистанция от камеры до объекта. Ты и фотограф это увидите. Творение художника всегда выходит за рамки видоискателя камеры.
Различные типы и виды выражений лица показаны далее. Я подошел со значительной свободой действий к созданию главы. Разработка типа – хорошая тренировка, потом можно взять несколько таких типов и применить к ним различные выражения лица. Изобрази улыбку, нахмуренный взгляд, надутые губы, смех, беспокойство, или все, что ты хочешь и сможешь. Это действительно очень увлекательно. Все время ты увеличиваешь рыночную ценность своих рисунков.
Лицо показывает структурные причины разнообразных линий и выпуклостей. Когда ты все это поймешь, ты сможешь применять эти знания в рисовании лиц людей разного возраста.
Механика в рисовании глаз
Рисование движения губ
Рисование носа и ушей
Черты носа и ушей определяются углом зрения, под которым они нарисованы. Настоящая проблема заключается в том, чтобы правильно разместить уши и нос на голове, чем в изображении деталей. Носы и уши имеют широкий диапазон форм, но сравнительно малое число основных конструкций. Линии ноздрей должны быть равны линии, проходящей от основания носа к основаниям ушей. Очень хорошая практика – рисовать носы и уши под разными углами, пока ты окончательно не запомнишь месторасположение носа и ушей в любой позе, в которой находится голова.
Рисование эмоций: смех Различные эмоции