История столичного театрального дела

Ко второй половине XVIII в. по инициативе самого городского населения организовывались театральные зрелища. Например, в 1747 г. некто Иван Лукин опубликовал извещение об устройстве им в Петербурге театральных представлений. В 1749 г. служитель Кондратий Байкулов подал заявление в московскую полицию с просьбой разрешить ему «играние комедий» и пр. С начала 30-х гг. XVIII в. снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актёрами в нём выступали кадеты. Душой этого театра стал также Александр Петрович Сумароков. В своих трагедиях «Хорев» (1747 г.), «Синав и Трувор» (1750 г.) он ставил проблемы гражданского долга. В школьном театре Шляхетского кадетского корпуса А.П. Сумароков ставил и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорев».

Во второй половине века активное развитие русского театрального искусства продолжалось благодаря общему подъёму национального самосознания. Новый этап его ознаменовался принятием Императрицей Елизаветой Петровной (1709 – 1761 гг. – императрица с 1741 г.) – дочерью Петра I первого законодательного акта о театре в 1750 г., по которому разрешалось устраивать в частных домах вечеринки с представлениями «русских комедий», но без образов на духовные лица. В том же 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актёрами, художниками и музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял сын костромского купца, первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763 гг.). Известно, что он учился в Ярославской духовной семинарии, затем в Заиконоспасской академии в Москве, где был школьный театр. Позднее, в 1746 г. Фёдор Волков ездил по торговым делам в Петербург, где познакомился с итальянской оперой и другими театральными увеселениями столицы. Насыщенный театральными впечатлениями он вернулся в Ярославль в 1748 г., чтобы встать во главе заводского дела после смерти своего отчима, купца Полушкина. Но его не оставлял в покое театр. После второй поездки в Петербург Фёдор Волков приступил к организации театра в Ярославле. Он собрал небольшую группу сверстников и с ними летом 1750 г. начал спектакли в кожевенном амбаре. Эти спектакли привлекли широкий круг зрителей. Появилась необходимость иметь специальное театральное здание. Волков построил здание театра с декорациями и машинами, открытие которого состоялось в начале 1751 г. Прослышав об этом театре, императрица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору. В 1752 г. выписанный театр переехал из Ярославля в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал А.П. Сумароков, а первым придворным актёром Фёдор Волков, который прославился исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова.

Так, был создан первый профессиональный постоянный государственный публичный театр под названием Российский театр. Уже в XIX в., а именно с 1832 г. этот театр стал называться Александринским. Новое здание для него, а затем и ансамбль Александринского театра были построены (1816 – 1834 гг.) русским архитектором Карлом Ивановичем Росси (1775 – 1849 гг.). Этот государственный театр переименовывался в своей истории несколько раз. Александринским он назывался до 1919 г. В 1919 г. ему дали имя Академический театр. В 1920 г. он стал называться Петроградским академическим театром драмы. После 1924 г. в связи с переименованием города Петрограда в Ленинград этот театр получил имя Ленинградского академического театра драмы имени Александра Сергеевича Пушкина. В конце XX в., когда городу Ленинграду было возвращено его первоначальное название Санкт-Петербург, театр было возвращено название Александринский.

Первое время после указа 1756 г. чёткого разграничения между придворными и городскими театрами не делалось. Русский театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. На спектакли допускались зрители разных состояний, но при условии: «чтобы одеты были не гнусно». Вместе с тем, возможности казённого русского театра по сравнению с растущим спросом на театральное искусство у зрителей были очень ограничены. Кроме того, в 1759 г. русский театр был передан в ведение Придворной конторы и, таким образом, превратился в одно из ведомственных учреждений. В 1761 г. первый, по сути, художественный руководитель русского театра А.П. Сумароков был отстранён от дел. Главой театра поставили чиновника Придворной конторы графа Сиверса. С тех пор была заложена традиция, по которой управляли казённым театром чиновники, что не способствовало развитию театрального искусства.

Императрица Екатерина II (немецкая принцесса Софья Фредерика Августа – 1729 – 1796 гг. – российская императрица с 1762 г.) усилила инициативу государственной власти в развитии театрального искусства, поскольку считала, что «народ, который поёт и пляшет, зла не думает». В 60-е гг. правительство выступило с инициативой по созданию специальных «народных театров». Результатом этой инициативы стало, например, создание в 1765 г. народного театра в Петербурге, на пустыре в конце Малой Морской улицы, где специально соорудили деревянный амфитеатр без крыши. Представления здесь проходили днём, а актёрами стали молодые люди из подмастерьев. В том же году подобный театр был организован в Москве на Девичьем поле, который прекратил своё функционирование лишь в 1771 г. в связи с чумой. Эти театры существовали на правительственной дотации, находились под фактическим «приглядом» полиции, но для зрителей были бесплатными. После Пугачёвского восстания (1773 – 1775 гг.)4 и в канун Великой французской революции (1789 – 1794 гг.) Екатерина II прекратила заигрывание с простолюдинами в столице России. Её правительство ликвидировало народный театр в Петербурге. В 1783 г. при правительстве был учреждён особый «Комитет для управления театральными зрелищами и музыкой», который разграничил петербургские театры на придворные и городские. В этом же году правительство Екатерины II открыло огромный, величественный, с мраморной статуей Минервы с копьём на фронтоне многоярусный каменный театр на театральной площади, где сегодня находится Петербургская консерватория, основанная в 1862 г. и получившая имя русского композитора, дирижёра и музыкального общественного деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 – 1908 г.). С учреждения особого «Комитета» и открытия театра на театральной площади начали регулярную деятельность «императорские театры», существовавшие до революции 1917 г.

В 1783 г. был открыт Петербургский театр оперы и балета. В 1860 г. он получил здание, построенное русским архитектором, итальянцем по национальности А.К. Кавосом сыном русского композитора и дирижёра Катерино Альбертовича Кавоса (1775 – 1840 гг.), который работал в Петербурге с 1799 г. и написал оперы: «Илья-богатырь» (1806 г.), «Иван Сусанин» (1815 г.), опера-водевиль «Казак-стихотворец» (1812 г.) и много балетов. Театр оперы и балета в здании А.К. Кавоса получил название Мариинского театра. С 1919 г. его переименовали в академический, а с 1920 гг. он стал называться Ленинградским театром оперы и балета. В конце XX в. ему было возвращено имя Мариинский.

При Екатерине II в 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле). Антрепренером5 его выступил лесопромышленник Карл Книпер, который соорудил большое деревянное здание для театра. Художественным руководителем театра стал русский актёр, режиссёр, педагог, действительный член Российской академии Иван Афанасьевич Дмитревский (1734 – 1821 гг.). Он годами раньше, а именно с 1750 г. играл в театре Ф. Волкова в Ярославле, с 1756 г. работал в труппе первого русского постоянного публичного театра в Петербурге. В частном театре на Царицыном лугу впервые были поставлены пьесы русского писателя, просветителя, создателя русской социальной комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 или 1745 – 1792 гг.). Первой его пьесой, поставленной в этом театре, стала «Недоросль» (1782 г.). В 1783 г. театр Книпера, как частный театр, перестал существовать, поскольку был передан Екатериной II в казну и был назван «Малым» театром. В качестве государственного театра он просуществовал до 1797 г., после чего сын Петра III6 и Екатерины II Павел I (1754 – 1801 гг. – российский император с 1796 г.) снёс здание, потому что оно якобы мешало передвижению войск при парадах.

С 80-х гг. XVIII в. начали свою историю в Петербурге интимные придворные театры. Первым из них, построенным итальянским архитектором Джакомо Кваренги, стал Эрмитажный театр. Он представлял собой камерный амфитеатр-гостиную. Круг зрителей его был изначально очень ограничен. Два раза в месяц на спектакли приглашались представители дипломатического корпуса и придворные. В другие дни просмотр спектаклей носил ещё более интимный характер. В театр приглашали зрителей не более 10-ти – 12-ти человек. Театральные зрелища обеспечивала в нём специальная французская труппа во главе с выдающимся актёром, новатором, мастером нюансировки Офреном, который оказался в России в 1771 г., после того как уехал из театра «Комеди Франсез» (Франция) в силу консерватизма его актёрской труппы. В Эрмитажном театре разыгрывались не только профессиональные спектакли, но и любительские, изобилующие намёками на разные дворцовые события и понятные только узкому кругу придворных.

Подобные интимные театры в XVIII в. открывались и в других дворцах и великосветских особняках Петербурга.

Уже с начала XIX в. российское правительство усилило внимание к организации театрального дела. Например, в «Уставе о цензуре» от 1804 г. в параграфе 10-м было сказано об обязательном цензурном рассмотрении рукописных драматических произведений, предназначенных для постановки на сценах как столичных, так и провинциальных театров. В этом же году дирекции казённых театров было дано монопольное право на печатание афиш, что способствовало усилению централизованного контроля над всей театральной жизнью столицы. В 1809 г. был определён и опубликован штат театральной дирекции с положением об управлении казённой сценой, о театральной школе, о пенсиях артистам и пр. С этой меры началась первая попытка регулирования внутренней жизни «императорских театров» на законодательном уровне. В 1811 г. функции «цензуры новых театральных сочинений» и «дозволения представлений новых театральных сочинений» официально были переданы в ведение нового министерства полиции. В эпоху правления императора Николая I (1825 – 1855 гг.) процесс централизации театрального дела продолжался. В 1826 г. было учреждено Министерство императорского двора. В его ведение перешли все казённые театры. Одновременно в 1827 г. Николай I запретил частные театры, как в Петербурге, так и в Москве. В 1829 г. он упразднил Театральный комитет как коллегиальное руководство казёнными петербургскими сценами. Вместо этого органа было установлено единовластие «директора императорских театров». В 1842 г. завершился процесс централизации театрального дела в XIX в. Это был год сосредоточения власти над петербургскими и московскими казёнными сценами в руках «директора императорских театров». В следующем году официально вменялось «директору императорских театров» устройство маскарадов и прочих народных зрелищ. А в 1854 г. были опубликованы «Правила о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах». Этими правилами артистам театров запрещалось принимать участие в народных праздниках «хотя бы и не в костюмах». В 1856 г. Александр II (1818 – 1881 гг. – старший сын Николая I, русский император с 1855 г.) подтвердил запрет частных русских театров в столицах Николая I.

Наряду с совершенствованием системы управления театральным делом, в XIX в. активизировалось само строительство театров. В 1801 г. русский художник – декоратор и архитектор, по происхождению итальянец, Виктор Францевич Бренна (1745 – 1820 гг.) построил в Петербурге деревянный театр, который перешёл в ведение театральной дирекции и получил название «Малого театра» оперы и балета. Сначала этот театр работал в здании Михайловского театра, а затем с 1833 г. он перешёл в собственное здание, построенное русским архитектором, представителем позднего классицизма Александром Павловичем Брюловым (1798 – 1877 гг.). В 1802 г. русский архитектор, но француз по национальности Тома де Томон Жан (1760 –1813 гг.) капитально переделал Петербургский Большой театр. Его целью было увеличить вместимость помещения. В России Тома де Томон Жан начал работать с 1799 г. в монументальных формах русского ампира. Помимо изменений, сделанных им в Петербургском Большом театре, в его стиле были выстроены Биржа и ростральные колонны в Петербурге (1805 – 1810 гг.), «Мавзолей» в Павловске (1805 – 1808 гг.). В 1835 –1836 гг. внес свои изменения в театральное сооружение Большого театра уже упомянутый А.К. Кавос. Вносились изменения в это театральное сооружение и в другие годы другими представителями петербургской интеллигенции в течение первых ста лет существования театра.

В отличие от Петербурга в Москве в течение XVIII в. театральное дело оставалось в основном в руках частной антрепризы. Антрепренерами театров в Москве были, например, некий полковник Титов в 60-х гг., который создал частный русский театр в Лефортово7. После него в 1769 г. театральное дело перешло в руки итальянских предпринимателей Бельмонти и Чинти. При них театр был перенесён на Знаменку, в центр Москвы во главе с А.П. Сумароковым, который к тому времени переехал из Петербурга в Москву. Антрепренёрами театрального дела выступали также итальянец Гроти, московский губернский прокурор Пётр Васильевич Урусов, англичанин Михаил Меддокс. Пётр Васильевич Урусов ещё в 1772 г. начал строительство нового театра на Петровке (там, где сегодня Большой театр) в Москве. А в марте 1776 г. он получил высочайший указ от Екатерины II, по которому было узаконено его право на содержание театральных представлений и концертов. К сожалению, первый русский театр на Большой Петровской улице сгорел ещё до своего открытия. Это привело в упадок дела князя Урусова. Тогда он передал свои дела англичанину Михаилу Меддоксу. Антрепренёр Меддокс вместе с архитектором Розбергом возвёл новый театр на Петровке, который открылся в 1780 г. Петровский театр очень быстро стал знаменитым. На его сцене ставились драматические, оперные и балетные спектакли. Когда в 1789 г. Петровский театр формально перешёл в ведение Московского опекунского совета, директором театра стал англичанин Михаил Меддокс, который был человеком деятельным и предприимчивым. В самом конце XVIII в. во главе этого театра стояла коллегиальная дирекция, в которую Михаил Меддокс вошёл одним из её членов. Петровский театр прекратил своё существование, сгорев во время большого пожара в 1805 г. Но вопреки всем пожарам и войнам, театр вырос. Утратив своё географическое название Петровский, он остался в истории как Большой театр в Москве, который начинает свою историю с 1776 г. Новую жизнь Большой театр обрёл благодаря русскому архитектору, представителю ампира, главному архитектору комиссии по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. Осипу Ивановичу Бове (1784 – 1834 гг.). Большой театр возник восьми колонный исполненный великолепия с колесницей бога Аполлона над портиком. Это стало настоящим событием для Москвы первой четверти XIX в. Прекрасное здание, исполненное в классическом стиле, декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе, уступающее только Миланскому театру «Ля Скала». Его торжественное открытие состоялось в начале января 1825 г.8 Современное здание Большого театра в Москве хранит также память и об известном русском архитекторе А.К. Кавосе, который реконструировал его в 1856 г. В разное время в этом театре ставились оперы и балеты русского композитора, родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.), русского композитора, также основателя русской классической музыкальной школы Александра Сергеевича Даргомыжского (1813 – 1869 гг.), крупнейшего русского симфониста, музыкального драматурга и лирика Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893 гг.). В репертуар Большого театра входили произведения русских композиторов, членов «Могучей кучки», сложившейся с 1862 г. В этой связи особенно следует вспомнить Модеста Петровича Мусорского (1893 – 1881 гг.), ученого – химика Александра Порфирьевича Бородина (1833 – 1887 гг.), а также композитора, дирижёра, музыкального общественного деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 – 1908 гг.). На сцене Большого театра Москвы в разное время пели русские вокалисты с мировым именем: бас, народный артист Республики (1918 г.) Федор Иванович Шаляпин (1873 – 1938 гг.); лирико-колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1936 г.) Антонина Васильевна Нежданова (1873 – 1950 гг.); лирический тенор, народный артист Республики (1923 г.) Леонид Витальевич Собинов (1872 – 1934 гг.); колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1937 г.) Валерия Владимировна Барсова (настоящая фамилия - Владимирова, 1892 – 1967 гг.); меццо-сопрано, народная артистка СССР (1937 г.) Надежда Андреевна Обухова (1886 – 1961 гг.); лирический тенор, народный артист СССР (1940 г.) Иван Семёнович Козловский (род. в 1900 г.); лирический тенор, народный артист СССР (1950 г.) Сергей Яковлевич Лемешев (1902 – 1977 гг.); меццо-сопрано, народная артистка СССР (1966 г.) Ирина Константиновна Архипова (род. в 1925 г.); меццо-сопрано, народная артистка СССР (1976 г.) Елена Васильевна Образцова (род. в 1939 г.); лирико-драматический тенор, народный артист СССР ((1976 г.) Владимир Андреевич Атлантов (род. в 1939 г.); бас, народный артист СССР (1976 г.) Евгений Евгеньевич Нестеренко и т.д.

Первый постоянный частный театр в Москве был создан в 1880 г. по инициативе актрисы Малого театра Анны Алексеевны Бренко (ум. в 1934 г.). Под её руководством 30 апреля 1882 г. была организована первая постановка комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» в первоначальной редакции, т.е. без квартального, введённого позже цензурой. Спектакль ставил сам автор пьесы, на премьеру съехался цвет московской интеллигенции. Но «Пушкинский театр» Бренко не выжил в новых экономических условиях.

30 августа 1882 г. в день начала сезона в казённых театрах9 открыл свой частный театр в Камергерском переулке Москвы присяжный поверенный, известный русский театральный деятель и антрепренёр Фёдор Адамович Корш (1852 – 1921 гг.). Он открыл свой театр «Ревизором» Н. Гоголя. Театр Корша был первым коммерческим предприятием, и долгие годы оставался самым известным в Москве. Огромную роль в этом сыграло продуманное привлечение молодого зрителя, а именно Корш ввёл утренники по воскресеньям и праздничным дням, на которые билеты продавались по сниженным ценам. Юношество могло видеть по утрам прекрасные постановки по произведениям русской и зарубежной классики. Одним из самых больших достижений театра Корша был высокий уровень исполнительского мастерства. Спектакли этого театра традиционно славились сильным актёрским составом. В разные годы на его сцене играли многие известные и выдающиеся русские актеры, работали замечательные режиссёры. В связи с этим нельзя не вспомнить о такой талантливой актрисе театра Корша как Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина (1859 – 1938 гг.). Она начала свою сценическую карьеру в 1887 г., а в 1933 г. перешла в Малый театр. Мария Михайловна являлась крупным представителем русской реалистической школы, мастером сценической речи. Свои лучшие роли она сыграла в пьесах А.Н. Островского, а в 1936 г. удостоилась звания народного артиста СССР. Среди актёров театра Корша следует также помнить о Василии Осиповиче Топоркове (1889 – 1970 гг.). В театре он блестяще играл Чичикова в «Мёртвых душах» по Н.В. Гоголю, Оргона в «Тартюф» Мольера и пр. В 1948 г. Василий Осипович получил звание народного артиста СССР, а в 1965 г. стал доктором искусствоведения. В труппу театра Корша входила и Елена Митрофановна Шатрова (1892 – 1976 гг.), которая начала свою сценическую карьеру в 1912 г., а на сцене этого театра работала с 1918 по 1932 г. (с 1932 г. она перешла в Малый театр). Елена Митрофановна сыграла такие замечательные роли как Жермен в спектакле «Ложь» Лю Вернея, Купавину в «Волках и овцах» Александра Николаевича Островского. Она неоднократно награждалась государственной премией СССР, стала народной артисткой СССР в 1968 г. Николай Мариусович Радин (1872 – 1935 гг.) начал свою актёрскую деятельность в 1902 г. Он также работал в театре Корша, а затем с 1932 г. перешёл в Малый театр. За своё блестящее актёрское мастерство он получил звание заслуженного артиста Республики в 1925 г. Анатолий Петрович Кторов (род. в 1898 г.) стал актёром в 1917 г. в том числе и в театре Корша. Затем в 1933 г. он перешёл работать в Московский Художественный Академический театр. Среди его ролей следует отметить Джозефа («Школа злословия» Шеридана) и Килти («Милый лжец» Бернард Шоу). Анатолий Петрович Кторов снимался также в ряде фильмов и за свои заслуги на актёрском поприще получил звание народного артиста СССР в 1963 г. Николай Николаевич Синельников (1855 – 1939 гг.) начал свою сценическую деятельность с 1873 г., работал в театрах различных городов страны. Помимо своей реформаторской деятельности в провинциальных театрах, он проявил себя как актёр, режиссёр и педагог в театре Корша. В 1934 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Театр Корша просуществовал до начала 30-х гг. XX в. В 1918 г. он перешёл к другому владельцу М.М. Шуглейту. В сезоне 1925 – 1926 гг. бывший театр Корша получил статус государственного и стал называться «Комедия». В 1932 г. он был закрыт, а в его здании разместился Московский Художественный театр, устроивший здесь свой филиал. В настоящее время здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному Театру Нации, который в своей деятельности наследует многие традиции выдающегося предшественника Ф.А. Корша10.

В Москве функционировали клубные театры. В 1850-х гг. пользовался успехом у зрителей кружок «Красноворотского», организованный в доме любителя театрального искусства Н.И. Давыдова у Красных ворот. В этом кружке ставились пьесы, которые не проходили драматическую цензуру, а также пьесы иностранных классиков, не попавшие в репертуар Малого театра. Здесь была поставлена запрещённая цензурой комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся» с участием автора в роли Подхалюзина. Кроме названного кружка в Москве успешно функционировал «Морковский кружок», где играл русский писатель и драматург Алексей Феофилактович Писемский (1821 – 1881 гг.), который прославился своим романом «Тысяча душ» (1858 г.) и драмой из крестьянской жизни «Горькая судьбина» (1859 г.). «Артистический кружок» русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823 – 1886 гг.) и русского пианиста, дирижёра, музыкального общественного деятеля Николая Григорьевича Рубинштейна (1835 – 1881 гг.)существовал около 20-ти лет. В «Шекспировском кружке» был впервые сыгран на русской сцене «Генрих IV» У. Шекспира.

В серебряный век (конец XIX – начало XX вв.) продолжали развиваться клубные театры. Одним из таких театров в Москве стал«Купеческий клуб», который был построен в 1907 г. по адресу Малая Дмитровка-6 в новомодном стиле «Модерн»11 архитектором Ивановым-Шицем. В этом клубе игрались музыкальные и драматические спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты12. Здесь бывали прославленные деятели культуры, представители аристократических фамилий, известнейшие промышленники, меценаты. В конце 1917 года это здание экспроприировали под «дом анархии». В следующем году анархистов с боями выгнали из него. В бывшем «Купеческом клубе» разместился коммунистический университет имени советского государственного партийного деятеля Якова Михайловича Свердлова (1885 – 1919 гг.). В 1920-м г. в нём проходил III съезд Российского коммунистического союза молодёжи. С конца 30-х гг. здание по Малой Дмитровке-6 вновь возвратили театру. По инициативе Московского комсомола в 1927 г. в нём был сформирован театр рабочей молодёжи (ТРАМ). А 20 февраля 1938 г. театр стал называться Московским театром имени Ленинского комсомола13.

Кроме клубных театров, которые успешно развивались и в Петербурге,в 1872 г. возник «Народный театр» на московской Политехнической выставке. Позднее для этого театра русский архитектор, один их основоположников «русского стиля» в архитектуре Виктор Александрович Гартман (1834 – 1873 гг.) соорудил специальное театральное здание на Варварской площади.

С развитием частных театров в XIX в. возникала необходимость повысить художественный уровень императорских театров. В 1882 г. театральная дирекция приступила к показу в России лучших достижений европейской сцены. В Петербург был приглашён известный итальянский трагик Томмазо Сальвини (1829 – 1915 гг.), давший ряд спектаклей в Мариинском театре. Его сценические герои увлекали зрителей духовной силой и страстностью. Он прославился в ролях Отелло по одноимённой пьесе У. Шекспира и Саула по одноимённой пьесе итальянского драматурга, создателя национальной трагедии классицизма Витторио Альфьери (1749 – 1803 гг.). В этом же 1882 г. в Москве в Большом театре были организованы спектакли французской труппы с участием французского актёра в том числе «Комеди Франсез» и теоретика театра Бенуа Констана Коклена (1841 – 1909 гг.). Также в 1882 г. директор казённых театров И.А. Всеволожский поднял вопрос о приглашении в Россию труппы Мейнингенского немецкого драматического театра герцога Мейнингенского, который был создан ещё в конце XVIII в. В 60-е – 90-е годы XIX в. этот театр отличался высокой сценической культурой и актёрским ансамблем. Вопрос был решён положительно, и гастроли труппы Мейнингенского театра проходили в России в 1885 г. После гастролей «мейнингенцев» некоторые их моменты были позаимствованы для казённой драматической сцены. Например, на сцене Александринского театра в 1888 г. была поставлена историческая драма «Псковитянка», которую написал (1849 – 1859 гг.) русский поэт и драматург Лев Александрович Мей (1822 – 1862 гг.). Она долгое время находилась под запретом цензуры. В зрительном зале были посажены статисты, изображавшие народ, эпизодические роли раздали видным актёрам, чтобы также усилить образ героев из толпы. Центр тяжести постановки был сосредоточен на сцене веча, с целью воспроизвести нечто похожее на «мейнингенцев» в «Юлии Цезаре», которые показали восстание народных масс. Но известные актёры не привыкшие быть на вторых ролях подавали свои реплики на виду, у рампы. Не очень подготовленные статисты так шумели и кричали, что надорвали свои голоса, стараясь показать волнение толпы. Но, несмотря на этот первый, не очень удачный эксперимент, казённая драматическая сцена смело вступила на путь творческих преобразований.

Появилась необходимость привлечь к художественному руководству казёнными театрами компетентных лиц. Первым таким художественным руководителем по высочайшему указу от 28 декабря 1885 г. стал Александр Николаевич Островский. Но ему оставалось жить ещё лишь год. Поэтому он мало проявил себя на этом поприще.

Конец XIX - начало XX вв.(серебряный век в искусстве) ознаменован не только взлётом поэзии и художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис. Репертуар театров носил развлекательный характер. Он не затрагивал насущных проблем жизни. Игра актёров не отличалась богатством приёмов. Необходимы были глубокие перемены в театре. Они стали возможными с появлением новаторских пьес «Чайка» (1896 г.), «Дядя Ваня» (1897 г.), «Три сестры» (1901 г.), «Вишнёвый сад» (1904 г.) русского писателя Антона Павловича Чехова (1860 – 1904 гг.), а также пьес «Мещане» (1901 г.), «На дне» (1902 г.), «Дачники» (1904 г.), «Варвары» (1905 г.), «Враги» (1906 г.), «Последние» (1908 г.) и пр. русского и советского писателя Максима Горького (настоящее имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков, 1868 – 1936 гг.). В 1898 г. открылся Московский Художественный общедоступный театр, который с 1903 г. стал именоваться Московским художественным театром (МХТ). Основателями его были режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, получивший звание народного артиста СССР в 1936 г., Константин Сергеевич Станиславский (1863 – 1938 гг.) и режиссёр, ставший народным артистом страны в этом же году, Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858 – 1943 гг.). Они были крупнейшими новаторами театрального искусства, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа. Кроме пьес А.П. Чехова и М. Горького в театре осуществлялись постановки «Горе от ума» русского дипломата, писателя Александра Сергеевича Грибоедова (1795 – 1829 гг.), «Месяц в деревне» русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883 гг.), «Синяя птица» бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862 – 1949 гг.), «Гамлет» английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира (1564 – 1616 гг.). Константин Станиславский разработал систему актёрской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актёра – гражданина, игра которого основывалась бы на продуманной логике характера сценического героя. По этой системе актёр должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было, прежде всего, обусловлено его демократической сущностью.

В 1904 г. талантливая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864 – 1910 гг.) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого также была современная драматургия, а именно пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Свой творческий путь на сцене Вера Фёдоровна начала с 1890 г. Она работала сначала в провинции, затем в Александринском театре, а в начале XX в. создала свой театр. В театре она старалась ориентироваться на современный репертуар и прославилась исполнением таких ролей как: Нины Заречной в «Чайке» А.П. Чехова, Норы в «Кукольном доме» Г. Ибсена и др.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге.

Формирование актёрской труппы Малого драматического театра в Москве началось ещё в 50-е гг. XVIII в. Название «Малый театр» он получил в 1824 г., а с 1919 г. ему было присвоено имя Малый академический театр. В этом театре ставились пьесы выдающихся русских писателей и драматургов: Александра Сергеевича Грибоедова, Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852 гг.). Александра Николаевича Островского. Здесь ставились также пьесы западноевропейских классиков: Уильяма Шекспира, немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Иоганна Фридриха Шиллера (1759 – 1805 гг.) и испанского драматурга, крупного представителя эпохи Возрождения Лопе де Вега (1562 – 1635 гг.).

Основоположником реализма в русском сценическом искусстве, а также реформатором театра стал русский актёр Михаил Семёнович Щепкин (1788 – 1863 гг.), актёрская биография которого началась в 1805 г. на провинциальной сцене. До 1822 г. он был крепостным актёром. В 1824 г. его судьба связала с Малым театром. Михаил Семёнович утверждал просветительское и общественное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее. Он также требовал от актёров овладения искусством перевоплощения и во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Михаил Щепкин предъявлял требования не только к актёрскому творчеству других, но и к своему творчеству на сцене. Его сценические и этические принципы послужили основой и системы Константина Сергеевича Станиславского.

Основоположником реализма в актёрском мастерстве Малого театра в Москве принято также считать актёрскую семью Садовских. Родоначальником этой семьи являлся Пров Михайлович (1818 – 1872 гг.). Он начал свою актёрскую карьеру с 1832 г. в провинциальных театрах, а в 1839 г. стал играть в Малом театре. Пров Михайлович являлся также родоначальником актёрской школы, связанной с творчеством Александра Николаевича Островского и участвовал в первых постановках всех его пьес. Его сын Михаил Провович (1847 – 1910 гг.) стал работать в Малом театре с 1869 г., где он также был первым исполнителем ряда ролей в пьесах Александра Николаевича Островского. Жена Михаила Прововича Ольга Осиповна (1849 – 1919 гг.), работая в Малом театре с 1879 г., прославилась исполнением ролей старух в русском бытовом репертуаре Александра Николаевича Островского и графа, писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 гг.). Дети Михаила и Ольги Садовских Елизавета Михайловна (1872 – 1934 гг.) и Пров Михайлович (1874 – 1947 гг.) также работали в Малом театре соответственно с 1894 г. и с 1895 г.

Следует вспомнить и о крупнейшем, страстном представителе романтизма на сцене, русском актёре – трагике Малого театра Павле Степановиче Мочалове (1800 – 1848 гг.). Он играл на московской сцене с 1817 г., а в Малом театре – с 1824 г. Актёр прославился в главных ролях: Гамлет в одноимённой пьесе У. Шекспира; Карл Моор в «Разбойнике» и Фердинанд в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера.

В духе романтизма работала на сцене Малого театра русская актриса, народная артистка Республики (1920 г.), Герой труда (1924 г.) Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928 гг.). В Малый театр она пришла в 1871 г. и стала крупнейшим представителем национального театрального искусства. В своём героическом и романтическом репертуаре актриса сочетала смелость идейного замысла и глубину психологического раскрытия образов с совершенством художественной формы. Славу ей принесли роли: Лауренсии в «Овечьем источнике» Лопе де Веги; Иоанны д’Арк в «Орлеанской деве» Шиллера; Негиной в «Талантах и поклонниках» и Кручининой в «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Малый театр всегда отличался высоким мастерством актёров и режиссёров и дважды в XX в. был награждён орденами страны за свои успехи в театральном искусстве. Орденом Ленина Малый театр наградили в 1937 г., а орденом Октябрьской революции – в 1974 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Назовите инициаторов театральных представлений в 40-х гг. XVIII в.

2. Расскажите историю создания первого профессионального постоянного государственного публичного театра в России.

3. С каких времён возникла традиция бюрократического управления казёнными театрами?

4. Покажите вклад правительства Екатерины II в развитие театрального дела.

5. Приведи примеры создания частных театров в Москве.

6. Какова история развития театра Фёдора Адамовича Корша?

7. Расскажите историю формирования Малого драматического театра в Москве и жизнедеятельность Михаила Семёновича Щепкина как основоположника реализма в сценическом искусстве.

8. В чём заключается творческий вклад актёрской семьи Садовских?

9. Приведите примеры деятельности актёров романтического направления на сцене Малого театра.

10. Расскажите историю создания БДТ.

11. Приведите примеры работы зарубежных актёров на сцене императорских театров в XIX в.

12. Расскажите историю театра Книпера в Петербурге.

13. Какова история первого интимного Эрмитажного театра в XVIII в.?

14. В чём особенность интимных театров в России?

15. Расскажите историю Большого театра в Москве.

16. Каковы истоки развития Московского театра имени Ленинского комсомола?

17. Определите сущность новаторства в театральном искусстве Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

18. Когда был сформирован театр Веры Фёдоровны Комиссаржевской?

Наши рекомендации