Тема 4. Особенности реализма Чарльза Диккенса в романе
«Приключения Оливера Твиста»
(форма проведения - практическое занятие)
1. Своеобразие произведений Ч. Диккенса 1830-х-1840-х гг. Образ ребенка и тема детства в творчестве писателя.
2. Основные проблемы, поднимаемые в романе «Приключения Оливера Твиста» (проблема работных домов, семьи, незащищенного детства, преступности и др.).
3. Город Лондон как воплощение буржуазной цивилизации и основное место действия романа.
4. Система положительных и отрицательных персонажей романа:
а) Оливер Твист – главный герой произведения. Характер Оливера и нравственная концепция автора;
б) Положительные персонажи романа: мистер Браунлоу, миссис Мэйли, Роз Флеминг и др.;
в) «Воспитатели» и «надзиратели» в произведении. Образы Бамбла и миссис Манн;
г) Образы воров и мошенников: Фейджин, Сайкс и др.;
д) Образ автора в романе.
5. Своеобразие реализма Диккенса в романе: сентиментально-чудесный конец произведения, романтические элементы, предмет сатиры и др.
Литература:
- Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985.
- История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацуров и др. – СПб, 2004.
- Ивашева В. В. Творчество Диккенса. – М., 1954.
- Ивашева В. В. Английский роман XIX века в его современном звучании. – М., 1974.
- Сильман Т. И. Диккенс: Очерк творчества. – М., 1958.
- Тугушева М. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М., 1979.
Тема 5. Проблема рабства в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
(форма проведения - практическое занятие)
1. Проблема рабства в США и история создания романа «Хижина дяди Тома».
2. Особенности сюжета. Рабство - центральная тема в произведении. Аболиционистские идеи в романе.
3. Система образов романа «Хижина дяди Тома»:
а) Дядя Том как воплощение характера негритянского народа. Смирение и любовь к ближнему как главная черта характера дяди Тома;
б) Семья Гаррисов и их бунт против рабства. Борьба Элизы и Джорджа за свободу;
в) Типы рабовладельцев в произведении: Шелби, Сен-Клер, Легри.
4. Сентиментальность и юмор в романе. Своеобразие реализма Бичер-Стоу.
Литература:
- Орлова Р. Д. Г. Бичер-Стоу: Очерк жизни и творчества. – М., 1971.
- Тугушева М. П. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». – М., 1985.
- История американской литературы / Под ред. Н. И. Самохвалова. – М., 1971. – Ч. I.
- Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). – М., 2005.
Раздел 3. Литература конца XIX века.
Тема 6. Натурализм Э. Золя. Роман «Жерминаль»
(форма проведения - практическое занятие)
- Натурализм как литературное направление.
- Концепция человека в творчестве Золя.
- Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя.
- Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации.
- Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе.
- Понимание категории «среды».
- Система образов романа.
- Проблема взаимодействия личности и массы в романе.
- Природа конфликта и особенности его раскрытия.
Литература:
- Золя Э. Экспериментальный роман // Собр. соч.: В 26 т. – Т.24.
- Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя. – М., 1973.
- Писатели Франции. – М., 1964.
- Пузиков А. Эмиль Золя. – М., 1961.
Тема 7. Эстетические принципы Оскара Уайльда
В романе «Портрет Дориана Грея»
(форма проведения - практическое занятие)
1. Своеобразие творческого метода О. Уайльда. Уайльд и эстетизм.
2. Особенности эстетической теории Уайльда.
3. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»:
а) Фаустовская тема в произведении. Основная проблематика романа;
б) Тема искусства в романе. Жизнь как искусство;
в) Идейное значение образа Бэзила Холлуорда;
г) Отношения Дориана Грея и Сибилы Вэйн: решение Уайльдом проблемы соотношения искусства и жизни на примере истории любви героев;
д) Идейная и композиционная роль образа лорда Генри. Мораль, исповедуемая героем. Роль лорда Генри в жизни Дориана;
е) Тема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея;
ж) Художественные особенности произведения:
- роль парадокса;
- близость романа живописи;
- сочетание реального и фантастического;
- экзотика в романе.
4. Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа веков.
Литература:
- Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985.
- Соколянский М. Г. Оскар Уайльд. – Киев-Одесса, 1990.
- Урнов М. В. На рубеже веков. – М., 1970.