VI.Нарастание оппозиционных настроений в обществе. Кризис власти.
Начало войны вызвало патриотический подъем, нередко принимавший шовинистические формы. Государственная дума, исключая социал-демократов, единогласно проголосовала за военные кредиты и высказалась за прекращение внутренних распрей во имя единения вокруг престола. Резко антивоенную позицию заняли только большевики, провозгласившие лозунг «поражения своего правительства и превращения империалистической войны в войну гражданскую. Однако пораженческая позиция большевиков не получила сколько-нибудь серьезной общественной поддержки. Большевистская фракция была лишена депутатской неприкосновенности, арестована и отправлена в ссылку.
Поражения и начало экономических проблем привели к обострению противоречий между правительством и оппозицией. В августе 1915г. кадетами в Думе был создан «Прогрессивный блок», в состав которого вошли разные думские партии. Вне его остались только откровенные черносотенцы справа и трудовики и меньшевики слева. «Прогрессивный блок» выступил за создание министерства общественного доверия и ответственного перед Думой правительства. Таким образом, царское правительство столкнулось с устойчивым оппозиционным большинством в Государственной думе, что свидетельствовало о нарастающем кризисе власти. Другим свидетельством такого кризиса стали постоянные перемены в составе правительства. За 1916г. в России сменилось четыре премьер-министра, несколько военных министров.
Стране находилась на пороге революции, и правительство оказалось бессильным справиться с нараставшей революционной волной. Среди думцев, видных промышленников и военных созрел план дворцового переворота. Но участники так и не решились на активные действия против императора. Но был составлен заговор против старца Григория Распутина, оказывавшего вредное влияние на царя. В декабре 1916г. великий князь Дмитрий Павлович совместно с князем Ф.Ф. Юсуповым и лидером черносотенцев В.М. Пуришкевичем убили Распутина. Дискредитация Николая II сделала практически неизбежным его свержение.
Русская культура на рубеже xix — xxвв.
I. Характерные черты русской культуры конца XIXв. — начала XXвв.
Великие социальные и военные потрясения, которые произошли с конца XIXв. до 1917г., оказали огромное воздействие на ее культурное развитие. Другая особенность культурного развития России в этот период заключалась в том, что в начале XXв. более интенсивно, нежели ранее, проходил процесс интеграции, т.е. включения русской культуры в общемировую. Русская культура, не теряя своего национального своеобразия, все более становилась органической частью общемировой.
Также шла демократизация культуры: издавались газеты, журналы и книги для народа, создавалась сеть воскресных школ, просветительских «народных домов» и «народных театров». В начале XXв. интенсивно развивались национальные культуры народов России.
Кроме того, в эту эпоху возникала потребность отойти от традиционных канонов и стереотипов, найти принципиально новое в научном и художественном истолковании действительности. Отсюда разнообразие различных концепций в гуманитарных науках, художественных направлений и стилей в литературе, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре.
II. Просвещение.
Значительных успехов достигло в то время высшее образование. Были основаны новые университеты — в Саратове и Перми. К 1917г. в Российской империи насчитывалось уже 11 университетов:
С 1906г. по инициативе передовой профессуры возникли «народные университеты», занятия в которых мог посещать любой человек, , независимо от пола, возраста, сословия, национальности. Самым знаменитым был созданный на средства крупного золотопромышленника, общественного деятеля и мецената А.Л. Шанявского народный университет в Москве
В конце XIX — начале XXвв. были основаны (главным образом на средства богатых меценатов) новые музеи. В 1894г. крупный предприниматель и меценат А.А. Бахрушин основал первый в России литературно-театральный музей в Москве (ныне его имени). Музей народного искусства в Смоленске был открыт княгиней М.К. Тенишевой. Сергей Морозов (брат Саввы Морозова) основал в Москве Музей кустарных изделий (ныне Музей народного искусства). Крупный промышленник, страстный театрал, меценат С.И. Мамонтов организовал в своем подмосковном имении Абрамцеве мастерские живописи, художественной керамики, резьбы по дереву.
III. Наука.
Потребности индустриализации промышленности, транспорта, средств связи способствовали успешному развитию в России естественных наук. В этот период был сделан ряд открытий в области естествознания и техники. Бурная эпоха коренных социально-экономических изменений потребовала от гуманитарных наук (прежде всего от истории, экономики и социологии) новых подходов в объяснении прошлого и настоящего.
В это время определились новые направления в научно-технических изысканиях. «Отец русской авиации», профессор Московского университета Н.Е. Жуковский положил основание современной аэродинамике, создав труды по теории авиации. Преподаватель математики и физики в Калужской гимназии К.Э. Циолковский своими трудами он заложил основу теории движения ракет и реактивных приборов и по праву считается основоположником космонавтики.
Выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский, прозванный «Ломоносовым XX века», создал труды, ставшие основой множества новых научных направлений в геохимии, биохимии. Им создано учение о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Большое внимание он уделял изучению проблем окружающей среды, что послужило основой появления нового научного направления — экологии
Многие русские ученые были отмечены престижными премиями и почетными званиями членов зарубежных академий наук за достижения в области естествознания. В 1904г. Нобелевская премия была присуждена академику И.П. Павлову за исследования в области физиологии пищеварения, а позже — И.И. Мечникову. Основные исследования Павлова посвящены физиологии высшей нервной деятельности. Его работы имели огромное значение в развитии физиологии, медицины и психологии. Учение Павлова об условных рефлексах послужило основой для исследования высших функций мозга животных и человека.
Бурные события общественно-политической жизни России начала XXв. вызывали интерес к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, социологии, праву. «Патриархом» русских историков в то время считался В.О. Ключевский — автор знаменитого пятитомного «Курса русской истории» и фундаментальных работ по историографии и источниковедению. Широкую известность получили труды С.Ф. Платонова (история Смутного времени), Н.П. Павлова-Сильванского (проблемы феодализма на Руси).
Получили известность как «религиозные философы» Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. В области филологии крупные труды были созданы А.А. Шахматовым иИ.А. Бодуэном де Куртенэ.. Под редакцией последнего в 1903 — 1914гг. вышли дополненные 3-е и 4-е издания знаменитого словаря В.И. Даля.
IV. Литература.
Конец XIX — начало XXвв. обычно называют «серебряным веком» литературы и искусства в России. Он характерен многообразием идейных направлений, эстетических исканий и средств художественной выразительности.
В литературе ведущую роль продолжали играть такие выдающиеся русские писатели, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев (Смидович), Н. Гарин (Н.Г. Михайловский), придерживавшиеся традиций «критического реализма» XIXв. Эти традиции развивали писатели нового поколения: А.М. Горький, А. Серафимович (А.С. Попов), Скиталец (С.Г. Петров), И.А. Бунин, А.И. Куприн.
В 1899г. вышли два сборника «Очерков и рассказов» М. Горького, и стало очевидно, что в русской литературе появился яркий самобытный писатель. К началу 90-х годов М. Горький стал широко известен и популярен. Им были написаны романы «Городок Окуров», «Фома Гордеев» и «Трое», изображавшие мещанский и буржуазный быт русского провинциального города. В 1906г. был опубликован роман «Мать», в котором представлен образ рабочего-революционера. Исключительный успех писателю принесли пьесы 1902 — 1906гг. — «Мещане», «На дне», «Дачники», «Враги», «Варвары», которые тогда же были поставлены в Московском художественнбм театре.
В конце 90-х годов в русскую литературу вошли молодые талантливые писатели А.И. Куприн и И.А. Бунин. А Куприн заявил о себе замечательными повестями «Олеся» и «В лесной глуши» о сильных и честных, не испорченных цивилизацией «детях природы» из глухого полесского края. В 1900-х годах широкую известность ему принесли повести и рассказы из армейского быта («Дознание», «Прапорщик армейский», «Поединок», «На переломе», «Кадеты»), глубоко лирическая повесть «Суламифь», цикл очерков и повестей из одесской жизни («Листригоны», «Гранатовый браслет», «Гамбринус»). И.А. Бунин прославился как лирический поэт и переводчик. В 1902—1909гг. было издано 5 сборников стихов и рассказов И.А Бунина.
В предреволюционное десятилетие, преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные школы и объединения, члены которых стремились отойти от традиционных эстетических норм и представлений: символисты, акмеисты, имажинисты, футуристы и др.
Символизмкак разновидность направления в литературе и искусстве сложился во Франции в 80—90-х годах XIXв. Для него характерна попытка путем использования разных образов, символов не описывать окружающий мир, а найти подлинный, скрытый. Основателями символизма в России были Д.С. Мережковский и В.Я. Брюсов, апозже— А.А. Блок, Вячеслав Иванов и др.
Символизму противостояло возникшее в 1910г. новое течение в русской поэзии — акмеизм (от греческого слова «акмэ» — высшая ступень, цветущая пора). Главным идеологом русского акмеизма был поэт Н.С. Гумилев. К нему присоединились А.А. Ахматова (Горенко), О.Э. Мандельштам. Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символизма, требовали вернуться к материальному миру, конкретным предметам, точному значению слова.
Одновременно с акмеизмом, в 1910 — 1912гг., возникает другое в русской литературе и искусстве — футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения), отрицали традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности. Эти принципы футуризма были изложены в своеобразном манифесте под характерным названием «Пощечина общественному вкусу» (1912г.). Одно из главных требований футуристов — абсолютная свобода творчества. К кругу футуристов принадлежали такие известные поэты, как В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, Игорь Северянин (И.В. Лотарев). С футуризмом было связано начало поэтического творчества Владимира Маяковского, Николая Асеева.