Семинар 3: Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе обучения
Семинар 3: Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе обучения
Вопросы:
1. Общая характеристика творческих способностей. Компоненты творческих способностей
2. Творческие способности младшего школьника: возрастная динамика развития.
3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей.
4. Характеристика процесса обучения младших школьников, ориентированного на развитие творческих способностей. Методы и приемы развития творчества на уроке в начальной школе. Создание творческих ситуаций на уроках по окружающему миру, литературному чтению, математике, русскому языку, изобразительному искусству, технологии, музыке.
Дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 2002.
Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302 с.
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2000. - 128с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания. М., 2004.- 126с.
Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
Шадриков В.Д. Развитие способностей // Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1979. с.98.
Практическое задание:Подобрать серию (3-4) научно-методических статей (научно-методические журналы 2008-2014 г.г.) по проблеме развития творчества и творческих способностей в процессе обучения на уроках в начальной школе,изучить материал статей и составить:
- аннотации к статьям (10-15 предложений, раскрывающих основную проблему и педагогические пути ее решения);
-глоссарийна основе текстов статей.
Подготовить выступление-доклад (на основе обобщения педагогического опыта, представленного в статьях) о методах, приемах, техниках развития творчества и творческих способностей у младших школьников в процессе обучения (или во внеучебной деятельности).
Подобрать дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей младших школьников, разработать фрагмент урока по одному из предметов начальной школы (можно опереться на свой педагогический опыт), на котором используются дидактические игры, игровые ситуации творческого характера. Подобрать наглядный материал к своей разработке, провести игру в учебной группе.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ:
Семинар 3: Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе обучения
Вопросы:
1. Общая характеристика творческих способностей. Компоненты творческих способностей
2. Творческие способности младшего школьника: возрастная динамика развития.
3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей.
4. Характеристика процесса обучения младших школьников, ориентированного на развитие творческих способностей. Методы и приемы развития творчества на уроке в начальной школе. Создание творческих ситуаций на уроках по окружающему миру, литературному чтению, математике, русскому языку, изобразительному искусству, технологии, музыке.
Дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 2002.
Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302 с.
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2000. - 128с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания. М., 2004.- 126с.
Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
Шадриков В.Д. Развитие способностей // Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1979. с.98.
Практическое задание:Подобрать серию (3-4) научно-методических статей (научно-методические журналы 2008-2014 г.г.) по проблеме развития творчества и творческих способностей в процессе обучения на уроках в начальной школе,изучить материал статей и составить:
- аннотации к статьям (10-15 предложений, раскрывающих основную проблему и педагогические пути ее решения);
-глоссарийна основе текстов статей.
Подготовить выступление-доклад (на основе обобщения педагогического опыта, представленного в статьях) о методах, приемах, техниках развития творчества и творческих способностей у младших школьников в процессе обучения (или во внеучебной деятельности).
Подобрать дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей младших школьников, разработать фрагмент урока по одному из предметов начальной школы (можно опереться на свой педагогический опыт), на котором используются дидактические игры, игровые ситуации творческого характера. Подобрать наглядный материал к своей разработке, провести игру в учебной группе.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ: