Какие существуют основные типы стихотворных интонаций?

Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.

При работе над стихами учитываются все составные ин­тонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, ха­рактер произнесения... Однако поиск интонационного звуча­ния стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.

Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловлен­ные объективным характером содержания текста стихотво­рения вне зависимости от индивидуальной, субъективной ма­неры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом еди­ный интонационный тип стихотворения интерпретируется ин­дивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихо­творения, хотя бы и написанных одним размером, например:

«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разны­ми размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отно­шение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.

По своим интонационным различиям стихи целятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному ти­пу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — ­от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно. (41)

И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) — повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для на­певного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, та­ких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают уди­вительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куп­летов до романса.

Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужден­ного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамиль­ярному посланию. Между этими двумя полюсами умещают­ся важный тон философской лирики, эмоциональная припод­нятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до гру­боватой насмешки... В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеоб­разно воспроизводят интонацию живой речи».15

Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожидан­но; появляются слова-жесты:

А я ему—

на самовар...

Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты ча­сто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.

В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риториче­ских фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.). (42)

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет, русская земля?...

(А. С. Пушкин).

Интонация стиха определяется совокупностью ряда фак­торов: особенностью размера, наличием переносов, словораз­делами, симметричностью или асимметричностью предложе­ний, стилистическими особенностями словаря, риторическими фигурами и т. п. Разумеется, что в том или ином стихотво­рении одни из этих факторов проявляются сильнее, другие слабее. Поэтому и надо их изучать, чтобы разбираться, в том эффекте, который они создают в своем сложном взаимо­действии.

В зависимости. от различных тем, изменений, характера эмоции изменяется стиль речи и интонирование. Как разнится стиль и интонации Пушкина во вступлении к поэме «Мед­ный всадник» и самом повествовании о судьбе героя. Разно­образие стилей и интонацией нетрудно заметить, читая поэму Р. Рождественского «Двести десять шагов».

Когда же стихотворение небольшое оно чаще всего пронизано одним развивающимся чувством и написано в одном стиле. Единая интонационно-ритмическая структура, свойственная тому или иному стихотворению, должна быть определена. Какая же интонация свойственна стиху: ора­торская, разговорно-бытовая, философская, раздумная, назидательная?

«Муха, муха-цокотуха...». Ну, конечно же, интонация разговорно-бытовая. «Выхожу один я на дорогу...» — мы слышим философско-раздумную интонацию лирического героя. «Слушайте, товарищи, потомки...» — явно звучит ораторская интонация Маяковского.

Однако об основной стихотворной интонации нельзя го­ворить в отрыве от основного тона произведения. Ведь ин­тонация всегда окрашивается определенным тоном. Основ­ной тон К. С. Станиславский называл «душевным тоном», «доминирующим аккордом», «лейтмотивом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном». (43) На этом фоне и протекает, разворачиваясь, изменяясь, жизнь лирического героя поэтического произведения. Ведь и в жизни каждый человек живет в своем тоне, у каждого своя «страсть дейст­вия». А каждый поэт, – личность со своим дыханием, складом мысли, темпераментом, душевным миром, целенаправ­ленным действием... Понять, в каком же основном тоне может протекать речевое действие (лирическом, драматическом, трагическом, героическом, сатирическим, буффонном, разго­ворном, патетическом, будничном, возвышенном, романтиче­ском, лирико-романтическом, лирико-героическом...), необхо­димо для того, чтобы вернее почувствовать замысел авто­ра, страсть его мыслей и действия, динамику чувств. Найти верный тон исполнения и основную интонацию стиха — значит приблизиться к внутреннему ритму жизни поэта, задышать его дыханием, зазвучать его звучанием, а не «подмять» его под себя, что часто случается. В нахождении верного то­на и интонации большая роль принадлежит жанру, виду стихотворного произведения.

Наши рекомендации