Что значат звуковые повторы в стихе?
Звуковые повторы — это один из видов инструментовки стиха. Значение звуковой формы стихотворной речи заключается в том, что при исполнении стихотворения она сама становится важным средством выражения эмоционального содержания. (36)
Ужас
Из железа
выжал стон…
Повторение звука Ж в этой строке Маяковского усиливает трагический смысл происшедшего. А вот другой пример аллитерации, т. е. повторения согласных звуков.
О, дай мне, жизнь, желание желать,
В желаемом желанье оживать,
И подобрать к желанью научи.
Разумной бережливости ключи...
В этих стихах М. Дудина — повтор того же согласного звука. Однако легко почувствовать, что эта аллитерация имеет иное эмоциональное звучание.
Повтор, же гласных звуков называют ассонансом. Вот строчки того же поэта:
Ни голоса, ни шороха, ни свиста,
Ни гибели, ни страха впереди,
Земля светла, и небо жизни чисто.
Дорога продолжается. Иди!
Здесь явственно звучит гласный «И», передающий тихий полдень жизни лирического героя.
А вот к какой специальной инструментовке прибегает А. Вознесенский:
И неминуемо минуем твою беду
В неименуемо немую минуту ту.
Наиболее заметны, конечно, звукоподражательные повторы:
За окном шуршали шины:
Шла машина за машиной.
Но чаще звукопись служит не для имитации каких-либо шумов, звуков, а для звукового подчеркивания какого-либо определенного стиха, чтобы усилить его эмоциональное воздействие, сделать речь более рельефной, заставить вслушаться в нее. И когда после нейтральных (в звуковом отношении) строчек возникают явные звуковые, повторы, эти строчки стиха заметно выделяются среди других, как резонаторы, усиливая эмоциональную настроенность стиха:
И блеск, и шум, и говор балов.
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...
(А. С. Пушкин). (37)
К звуковым повторам относят и явления рифмы как в конце, так и внутри стихов, и другие приемы звуковой организации стиха. Поэты очень дорожат эмоциональной и эстетической ценностью звуков в стихе:
— Верь в звук слов:
Смысл тайн в них
— писал В. Брюсов.
Но как же научиться слышать эти звуки?
Полезно начать воспитывать свой речевой слух, обратившись к детской литературе. Поэты приучают детей слышать и любить звуки родной речи, сочиняя специальные «Азбуки в стихах»:
...В. Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!...
П. Просто прелесть эти пони!
Папа, пони тоже кони?
Правда?...
У. У опушки две старушки
Рвали грузди и волнушки.
Филин «Ух-х!», Филин «Ух-х!»
У старушек замер дух.
Жутко!...
(Е. Благинина).
Читая стихи различных поэтов, следует специально обратить внимание на звукопись в их произведениях. Полезно записывать найденные примеры. Вслушиваясь в звукопись, надо пытаться понять эмоциональную содержательность ее. Для такого задания рекомендуем прочесть книгу стихов Вадима Зубарева «Единственная моя». Все стихи поэта — яркий пример звуковой организации стиха. В них явно видно желание поэта передать читателю «смысл тайн» звуков. Вот лишь два стихотворения из этой книги:
Ни зги — не сгинуть бы — иду.
Авось-то вызвездит! Иду.
И в стылом, снежном, нежилом
жилым, живым моим теплом
с меня зима взимает мзду
за каждую свою звезду.
Скопление согласных 3-С-Ж (19!) создает живую картину заснеженной зимы. А как выразительно теплыми становятся третья и четвертая строки, в которых каждое слово не только состоит из сонорных звуков Л-М-Н, но и заканчивается теплым М (15!). (38)
Честность не частность,
не безучастность,
не разнесчастность,
а сопричастность
солнцу и знамени,
знающим дело свое.
Я за всечастность ее,
за сейчасность ее.
Высокая эмоциональная содержательность звуков, прием поэтической игры со словом «частность» ярко высвечивают главную мысль стихотворения.
Непременно и самим надо, сочиняя рифмованные строки, потренироваться в звукописи: подбирать слова, в которых есть нужный нам согласный или гласный звук. Например:
...В. Вдохновенье — бог искусства.
Вдохновение от чувства
Высокой взволнованности...
П. Правденкой Правду не заменишь.
И потому-то Правду ценишь.
А не правденку...
Мы специально обращаем такое серьезное внимание на звукопись в поэтической речи, потому что именно поэзия стремится обострить в слове все три его элемента: звук, образ, понятие. Ибо из нашей речи уходят два первых элемента; мы все чаще оперируем словами-понятиями. Поэзия же восстанавливает жизненность утрачиваемых элементов живой речи, заставляя непосредственно воспринимать и само звучание слов. Конечно, поэты пользуются аллитерацией и ассонансом с чувством меры, художественного такта. «Дозировать аллитерацию, — писал В. Маяковский, — надо до чрезвычайности невыпирающими наружу повторами».14
Мы рассматриваем здесь закономерности классического стихосложения. Но ведь многие стихи советских поэтов, современных поэтов мира не укладываются в рамки силлабо-тонической системы стихосложения. Попробуем, например, проскандировать такие стихи В. Маяковского:
Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица (39)
Мне
обязательно
поделиться надо,
Стихами
хотя бы
поделиться.
Ничего не получится со скандированием! Эти стихи написаны другой системой стихосложения.
Каковы же особенности тоническогостихосложения?
Тонический стих (от греческого слова «тонос» — тон, напряжение, ударение) основан на правильной повторяемости только количества ударных слогов. Причем количество слогов от ударения до ударения произвольно. Поставив словесныеударения в приведенных стихах Маяковского, мы увидим, что в них первая и третья строки имеют по четыре ударения, а вторая и четвертая — по три: 4—3—4—3.
А вот в этих его стихах в каждой строке по три сильных ударения:
Мы
спим
ночь.
Днем
совершаем поступки.
Любим
свою толочь
воду
в своей ступке.
Тонический, стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:
Как во стóльном во гóроде во Ки́́еве,
У вели́кого у кня́зя у Влади́мира...
Причем, в одно словосочетание сливались тесно связанные слова (ясна зо́ренька, красна де́вица, чисто по́люшко..). Ударение принимало на себя главное слово.
Нетрудно определить, сколько ударений несут строки И. Тихонова «Баллада о гвоздях». В них явно слышны четыре ударения в каждом стихе:
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.
«Команда во фронт! Офицеры, вперед!»
Сухими фагами командир идет…
Значит, в тоническом стихе правильное чередование ударных и безударных слогов потеряло свое значение. (40) Тонической системой стихосложения писали поэты Багрицкий, Маяковский, Луговской. Ее подхватили Безыменский, Смеляков, Орлов, Межиров, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский и многие другие. Можно встретить примеры того, как поэты в одном произведении соединяют обе системы стихосложения. Такой прием усиливает смысл и раскрывает динамику чувств. Соединение систем есть в поэмах Маяковского «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин» и других произведениях советских авторов.
Не рассматривая все существующие виды стихов (тактовый, дольник, раешник и т. д.), с которыми при желании каждый может ознакомиться, мы обратим внимание на интонационно-ритмический строй стихотворной речи, чрезвычайно важный для верного исполнения произведения.