Что такое «зашагивание» в стихах?

Часто стиховая (постоянная) пауза совпадает со смысло­вой и грамматической. Классический пример этого единства (стиховой и грамматической пауз) — стихи М. Ломоносова:

Лицо свое скрывает день,

Поля покрыла влажна ночь,

Взошла на горы мрачна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Еще пример этого единства:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

(С. Есенин).

Но чаще мы видим иное соотношение синтаксиса и стиха:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела (1)

Рука предать огню все радости мои!..

(А. С. Пушкин).

Такое явление, когда незаконченная мысль переносится на другую строку, причем, в самом неожиданном месте, на­зывается «зашагиванием» или «переносом». «Зашагивание» придает речи полный внутреннего напряжения смысл. За речью говорящего чувствуется невысказанность всего содер­жания, значительность недоговоренного. Переносы возника­ют, как правило, в самые напряженные моменты мысли. По­этому эти паузы называют эмфатическими (выразительны­ми). Эмфатические паузы между стихами при переносах способны передать различные, порой очень тонкие, эмоцио­нальные оттенки речи...

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня... (2)

(А. С. Пушкин).

Эмфатическая пауза выделила, подчеркнула важное по смыслу слово «много». И никаким знаком препинания этот оттенок интонации передать нельзя. Значение переносов бы­вает различным. Они могут придать стихотворной речи силь­ную взволнованность, задумчивость, разговорно-бытовую, прозаизированную интонацию и т. п.

Из сказанного ясно, что неправильно поступают те чтецы, которые в погоне за мнимой естественностью исполнения сливают при переносах стихи, совершенно уничтожая паузу. (30)

Вместе с паузой могут исчезнуть смысловые оттенки, порою очень тонкие.12

При зашагивании возникают еще дополнительные паузы внутри стиха (в приведенном первом примере после слова «рука», во втором — после слова «переменилось»). Эти па­узы нарушают плавное течение мысли. Они воспринимают­ся как психологические, рожденные повышенной экспрессией речи:

...Темницы рухнут и свобода ||

Вас | примет радостно у входа...

Если прочесть эти строки без постоянной паузы в конце стиха и дополнительной цезуры после слова «Вас», то они лишатся напряженного подтекста, страстного желания поэ­та внушить веру в победу борцам за свободу, за счастье сво­его народа.

Несоблюдение данного требования законов стиходействия превращает стихи в прозу, ведет к исчезновению тончай­ших смысловых оттенков. Ведь эти паузы выявляют эмоци­онально-смысловую насыщенность слова, которое в стихе иг­рает особую роль.

Каково значение слова в стихотворной речи?

Слово в стихе приобретает особую выразительность, за­ключает в себе многозначность оттенков чувств.

Когда в стихи превращены слова,

Они — основа чар и колдовства.

Выразительность и смысловая глубина слова усиливается в зависимости от того, как распределены слова «на взволно­ванном дыхании поэта». На примере двух строк В. Маяков­ского можно показать, как перестановка слов убивает «душу речи». «Не чудесно ли сказано Маяковским:

...Как в наши дни вошел водопровод,

Сработанный еще рабами Рима...

А попробуем сказать совершенно то же, но иначе;

...Как в наши дни вошел водопровод,

Хоть был построен римскими рабами...

Или:

...Как в наши дни вошел водопровод,

Что римскими рабами был сработан...

Нет! Не годится.

Что случилось? Куда пропала душа речи? Где могучий бас Маяковского? Где величавость слова и звука?».13 (31)

Поэты часто выделяют в отдельную строку особо значи­мое слово, чтобы оно приобрело еще большую емкость, ста­ло ярче и выразительнее. Вот как рассказывается в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» об отважном лейтенан­те — весельчаке, плясуне, настоящем воине:

Только вдруг вперед подался,

Оступился на бегу,

Четкий след его порвался

На снегу...

Поэты часто прибегают к тому, чтобы вложить в слово фразовое значение. При исполнении надо придавать особое звучание словам, вынесенным поэтами на отдельную стро­ку, наполняя их всей многозначной глубиной смысла и чувств.

Наши рекомендации