Что надо знать о вольном стихе?
Поэтов волновал вопрос: как придать стихам большую свободу, приблизить их интонацию к интонации живой речи? Ведь стихами пишут не только на лирические или героические темы, но и басни с их неиссякаемым юмором, и сатирические стихи и комедии, в которых герои ведут диалоги. (23) И здесь мы встречаемся с так называемым вольным размером. При вольном размере в стихах есть и рифма и внутренняя мера, но в них неупорядоченно чередуются строчки разной длины, (с различным количеством ямбических стоп). Яркий пример живой разговорной речи – басни:
Кто знатен, и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Так начинает одну из своих басен И. А. Крылов. Подсчитаем: в первой строке три стопы ямба; во второй — только две; в третьей — шесть стоп. Каким же образом почувствовать разговорную интонацию этих строк? Надо при исполнении уметь все строки сделать как бы равными в произнесении. Значит, слова «Да не умен» должны звучать весомо, широко, потому что в них главный смысл басни. А третья строка шестистопного ямба наоборот, произносится легко, быстрее, проговоренная как бы в тот же отрезок времени, что и вторая. Когда слова в стихах звучат разнообъемно (одни крупнее, весомее, протяженнее по времени, а другие быстрее, стремительнее, мельче), это и придает интонации естественность звучания.
Надо непременно учиться тому, чтобы уметь говорить в стихах с разной скоростью произнесения слов, фраз. Ведь если чтец, взяв какую-то скорость произнесения, все время неизменно, держится ее на протяжении всего исполнения, возникает то механическое «стихоговорение», которое не имеет никакого отношения к словесному действию. «Темп должен, все время, безостановочно жить, вибрировать, до известной степени меняться, а не застывать в одной скорости»10, — предупреждал К. С. Станиславский. Эти колебания и дают жизнь стиху, делают его бесконечно разнообразным и выразительным.
Чтобы овладеть этой гранью исполнительского мастерства, конечно, необходимо изучать законы создания поэтических произведений. Ведь у поэтов нет ничего случайного. Поэтому надо глубоко вникать в форму стихов и, через нее наиболее точно угадывать замысел автора и характер его стиходействия.
Попробуем, анализируя форму вольного размера басни И. А. Крылова «Две бочки», идя вслед за интонацией, подсказанной самим баснописцем, точнее выявить и ярче выразить ее смысл:
Две бочки ехали: одна с вином, /пять стоп/
Другая /одна стопа/
Пустая./одна стопа/
Вот первая себе без шуму и шажком /шесть стоп/
Плетется, /одна стопа/
Другая вскачь несется;/три стопы/
От ней по мостовой и стукотня, и гром, /шесть стоп/
И пыль столбом... /две стопы/. (24)
Ведь главная «героиня» — пустая бочка. Ее осуждает баснописец. Поэтому, представляя ее слушателю, Крылов ставит слово «пустая» в отдельную строку с одной стопой. Далее фиксирует внимание на том, что наполненная вином бочка, естественно, «без шума и шажком плетется». Слово «плетется» он опять выводит в отдельную строку. Затем, после шестистопной строки, неожиданно и потому весомо звучит двустопная строка: «И пыль столбом». От пустого человека — никакой пользы, только пыль.
При исполнении вольных ямбов следует выдерживать паузы в коротких строчках. Эти паузы (примерно равные количеству недостающих стоп в сравнении с самой длинной строкой) также дают возможность достигать равновременности звучания строк и помогают подготавливать слушателей к восприятию дальнейшего содержания.
Кто знатен и силен, /та-тА, та-тА, та-тА/
Да не умен, /та-тА, та-тА, та-тА, та-тА/
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Обязательно перед исполнением басни надо точно подсчитать, сколько стоп в каждой строчке. Это поможет верному исполнению: ярче выявить основную мысль, добиться разговорности интонации, передать отношение баснописца к героям своего произведения, их поведению, поступкам.
Вольным ямбом написаны: грибоедовское «Горе от ума», лермонтовский «Маскарад» и другие сочинения.
Что значит свободный стих?
В конце XIX века наряду с вольными стихами, появился и верлибр — свободный стих (в переводе с французского). Этот стих отказался от метра и от рифмы. В русской поэзии им писали Фет, Блок, Маяковский и другие. Особенно часто он стал появляться в нашем — XX веке. Многие поэты Запада пишут свободным стихом. Какова же особенность свободного стиха? Главным признаком ритма в нем является творческое деление текста на стиховые строчки. (25) Всем хорошо знакомы строки А. Блока, написанные свободным стихом:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом