Каким образом научиться легко определять размеры стихов?
Быстро определять стихотворные размеры помогает прием скандирования текста. Он естественен, знаком нам с детских лет, ибо дети, как и поэты, прежде всего чувствуют ритмический гул стихотворной речи и сами слагают стихи. И надо возродить в себе забытое чувство ритма, волновавшее нас в детстве. (10) Ведь ритм звучащего слова мы улавливаем слухом. Вот и попробуем скандировать их, есть произносить, отвлекаясь на время от смысла, ярко подчеркивая размер так, как это делают дети, читая не по словам, а по слогам, улавливая слухом чередование ударных и безударных слогов.
Начнем говорить в размере хорея, подчеркивая первый слог: рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два... Проскандируем имя Ваня: ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня...
А теперь при счете попробуем выделять второй слог: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раз-двА... Заговорили ямбом, мы, и Ваня наш Иваном стал: И-вАн, И-вАн, И-вАн, И-вАн…
С тем чтобы яснее не только слышать ударный слог и неударный, но и видеть их, попробуйте раскачиваться в такт вперед и назад. Заметим, что на слове Ваня — первое, движение корпуса — вперед, а затем назад. А при имени Иван наоборот: сначала — назад, потом — вперед. Для наглядности попробуем, скандируя, выстукивать ритм большим и указательным пальцами, подчеркивая сильный слог более активным движением одного из пальцев. При слове Ваня сильнее стучит большой палец, а при слове Иван — указательный.
Итак, мы выяснили, что Ваня — соответствует стопе хорея, Иван — стопе ямба. А вот ласкательное «Ванечка» оказывается стопой дактиля: ВА-неч-ка, ВА-не-чка… Отстукивая ритм уже тремя пальцами, заметим, что сильный удар падает на большой палец, а указательный и средний пальцы ослабленным движением подчеркивают два слабых слога трехсложной стопы дактиля.
А вот другое ласкательное «Ванюша» звучит в размере амфибрахия, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша...
Фамилия же Иванов звучит, как стопа анапеста: И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв…
Запомним: ВАня, ИвАн, ВАнечка, ВанЮша, ИванОв — соответствуют пяти размерам силлабо-тонической системы стихосложения (хорею, ямбу, дактилю, амфибрахию, анапесту).
Можно взять другие слова с их вариациями: ВЫрос, под-рОс, вЫ-рас-ти, под-рОс-ток, под-рас-тИ. ЖЕн-ка, же-нА, жЕн-щи-на, же-нИть-ба, же-ни-шОк.
Чтобы не путаться в названиях размеров, полезно запомнить следующее: хорей в переводе с греческого «плясовой»: (хор, пляска, хоровод). Вспомним, как дети водят хоровод и скандируют: БА-ба сЕ-я-лА го-рОх: прЫг-скок, прЫг-скок... Хореической стопой, как правило сочиняются частушки, потому что под этот размер хорошо пританцовывать: (11)
САша, САня, САнюшкА, :
ТЫ не вЫдай тАйностИ:
ОдногО тебЯ люблЮ
ДО послЕдней крАйностИ!
(А. Прокофьев).
Хореической стопой передается ритм народных частушек в стихотворении «День рождения»:
В крАсном блЕске, в бУйной сИле
ВстАло сОлнце нАд РоссИей:
НАд лугАми, нАд полЯми,
НАд лесАми с сОловьЯми...
(А. Прокофьев).
Стопой хорея даем мы команды: рАз-два! рАз-два! лЕ-вой! лЕ-вой! лЕ-вой! Ямб в переводе — «бросок». А ведь прежде чем бросать что-то, мы делаем размах: на «раз» — отводим руку назад, готовясь к броску; на «двА!» —бросаем; Ямб хорошо ассоциируется с жестом прощания. Прощаясь, мы обращаем ладонь от себя и раскачиваем ее: назад-вперед. Сопроводим этот жест просторечным словом прощания «пока». На слог «по» ладонь несколько отбросилась назад (приготовилась к действию) на слог «кА» наклонилась вперед: по-кА, по-кА, по-кА...
Прочтем теперь стихи, написанные ямбической стопой. Они начинаются этим же словом, но имеющим другое значение (определяющим границы времени):
ПокА текУт в РоссИи рЕки,
покА во мнЕ струИтся крОвь,
однА лишь тЫ,
однА вовЕки
и жИзнь
и слАва
и любОвь!
(В. Кузнецов.)
Ямб очень емкий по форме размер. Им пишут лирические и комедийные, бытовые и героические стихи, комедии и драмы…
Дактиль в переводе с греческого — «палец». У древних эта трехсложная стопа ассоциировалась с тремя фалангами пальца. Дактиль соответствует ритму вальса, и чтобы овладеть этой стопой, полезно почитать стихи, написанные дактилем, в сопровождении вальса.
Анапест в переводе означает «отраженный назад». В противовес дактилю эту стопу называли «обратно ударяемой». Она создает стремительность движения, мысли, чувства. (12) Очень любил пользоваться этой стопой Н. А. Некрасов. И даже в самых скорбных некрасовских стихах, написанных анапестом, пульсирует высокий ритм чувств лирическою героя, стремящегося вырваться из тяжелых пут жизни:
НадрывАется сЕрдце от мУки,
Плохо вЕрится в сИлу добрА,
Внемля в мИре царЯщие звУки
БарабАнов, цепЕй, топорА...
Стремительность анапестической стопы, между прочим, позволяет удерживать исполнителей от чрезмерной, напевности, которая снижает действенность стихотворения.
Амфибрахий — от двух греческих слов «амфи» — с обеих сторон (или кругом) и «брахис» — краткий, С двух сторон от долгого, сильного слога находятся два кратких: раз-двА-три, раз-ДвА-три...