На чем основан, русский классический стих?
Русский классический стих основан на упорядоченном, регулярном чередовании ударных и безударных слогов (или сильных и слабых). Такая система стихосложения называется силлабо-тонической, то есть слого-ударной (от греческих слов «силлабе» — слог и «тонос» — ударение). «Благодаря такому чередованию речь в стихах как бы движется равномерными «шагами» или стопами, с опорой через слог (двусложные стопы) или же через два слога (трехсложные стопы)».7
Если взять стихотворную строчку и расставить в ней ударения, то можно увидеть, что каждый стих (строка) состоит из повторяющихся однообразных стоп: бУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет...
Что такое «стопа»?
Стопа — это элементарная ритмическая единица стиха, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Стихотворные строки силлабо-тонической системы стихосложения представляют собой соединение тех или иных стоп. По характеру различают стихотворные размеры, которые, делятся на две группы: двусложные и трех сложные. В двусложных размерах стопа, состоит из одного ударного и одного безударного слога, а в трехсложных — из одного ударного и двух безударных.
Обозначим ударный слог знаком |, а безударный ¯. А теперь расставим эти знаки над пушкинской строкой:
| ¯ | ¯ | ¯ | ¯ .
Буря мглою небо кроет
Четыре раза повторяется стопа с одним ударным слогом и одним неударным | ¯. Такую двусложную стопу с первым ударным слогом называют хореем. Вот мы и определи размер, которым написаны стихи Пушкина: четырехстопным хореем.
Двусложный размер, но с ударением на втором слоге, называют ям6ом ¯ |.
¯ |¯|¯|¯ |
Пора, пора, рога трубят.
Трехсложная топа с ударением на первый слог называется дактилем: | ¯ ¯ .
| ¯ ¯ | ¯ ¯ | ¯ ¯ | ¯ ¯
Вырыта заступом яма глубокая.
Если в трехсложной стопе ударение падает на второй слог, перед нами амфибрахий: ¯ | ¯ .
¯ | ¯ ¯ | ¯ ¯ | ¯
В глубокой теснине Дарьяла… (8)
Анапестом же называется трехсложная стопа с ударением на третьем слоге: ¯ ¯ | .
¯ ¯ | ¯ ¯ |
Серебрится река.
¯ ¯ | ¯ ¯ |
Серебрится ручей.
¯ ¯ | ¯ ¯ |
Серебрится трава
¯ ¯ | ¯ ¯ |
Орошенных степей.
(С. Есенин)
Для чего чтецу знать эти размеры стихов, что они дают ему как исполнителю? Очень многое! Ведь от того, в каком размере написано стихотворение, можно точнее представить ритм жизни лирического героя, накал его страстей, идейно-действенное начало произведения. Но не только размер стиха обусловливает его ритм. Есть много и других компонентов ритма. Об этом мы еще будем говорить. Однако необходимо подчеркнуть, что точное знание размера, которым написано стихотворение, позволяет вернее определить состояние, действие, настроение лирического героя, атмосферу событий; просто и поэтично исполнять их. Поэт, прежде, чем сочинять стихи, на волнующую его тему, погружается в волны ритма будущего создания. «Ритм —это основная сила, основная энергия стиха» — говорил Вл. Маяковский. В своей статье «Как делать стихи» он рассказывает о том, что его строки рождались в ритмическом движении, в гуле, в музыке слов. «Размер получается у меня в результате покрытия этого, ритмического гула словами».8 — пишет он.
О роли ритма в поэтической форме говорит Лев Озеров:
Все держится на ритме: звезды, годы,
И музыка, и труд, и эти строки...
И человечество, не веря, веря,
Жестокой мерой мерит поколенья.
Здоровье — ритм, болезнь — его потеря,
И ты, мой стих, – мое сердцебиенье.
Так можно ли читать стихи, не ощутив сердцебиение поэта?
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
— читаем мы незабываемые строки Пушкина.
Куда мне радость детьсвою?
В стихи, в графленую осьмину?
— восклицает Б. Пастернак. (9)
Забуду год, день, число,
Запрусь, одинокий, с листом бумаги я,
Творись, просветленных страданием слов
нечеловечья магия!
— пишет В. Маяковский.
Все дороги, все тропы земли,
Что проложены кем-то и где-то,
Где б ни начались, где б ни легли —
Все прошли через сердце поэта.
—утверждает Кайсын Кулиев.
Да, поэзии без чувств, без горячего биения сердца не бывает. Поэтому исполнителю надо чувствовать не только подтекст с его внутренним темпо-ритмом и переживанием (эта сторона быстрее увлекает чтецов), но и сам стихотворный текст с его звучными формами, четкостью, размеренностью, с его внешним темпо-ритмом. «Актеры этого типа, — пишет К. С. Станиславский, — еще до начала чтения входят в волны темпо-ритма, все время остаются и купаются в них. При этом не только чтение, но и движения, и походка,... и само переживание все время наполняются теми же волнами того же темпо-ритма. Они не покидают их и во время речи, и в моменты молчания, в логических и психологических паузах, и при действии, и при бездействии...
Такие актеры постоянно и невидимо носят в себе метроном, который мысленно аккомпанирует каждому их слову, действию, мышлению и чувствованию.
Только при таких условиях стихотворная форма не стесняет артиста и его переживания, а дает ему полную, свободу для внутреннего и внешнего действия. Только при таких условиях процесса переживания и у внешнего словесного воплощения создается в стихотворной форме один общий темпо-ритм и полное слияние с текстом».9
Значит, умение легко определять размеры стихов, погружаться в волны их ритма помогает исполнителю органично жить в стиле, точно осуществлять то «речевое действие», о котором говорилось выше.