Спряжение в прошедшем и будущем времени по образцу.
Физкультминутки
* * *
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. Имитация движений
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. по тексту
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Просто зиму любим мы, люби мы, любим мы.
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Изображают бег на коньках.) («Падают».)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок
А потом снежки катали, ладонями.) (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали («Падают».)
И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
«Мы слепили снежный ком»
Координация речи с движением.
Мы слепили снежный ком, Имитировать лепку зайчика из снега.
ушки сделали потом.
Вместо глаз – угольки
Нашлись у нас.
Кролик вышел как живой:
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни –
Из соломинки они!
Длинные, блестящие, точно
Настоящие!
________________________________________________________Тема. Зимние забавы. Физкультминутки
«Морозы детям не беда» (Ж. Д/В №11-2007 с. 120)
Морозы детям не беда Идут по кругу взявшись за руки
Не страшны им холода
Ходим в шубах и ушанках Имитируют надевание шуб и ушанок
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем Идут «лыжным» шагом.
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый всё летает Поднимают руки вверх и медленно опускают
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело! Показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём Имитируют действия
И в снежки играть пойдём. Шагают
Весело в снежки играем Приседают, лепят снежки, бросают.
В цель мы метко попадаем вот так!
Снег сегодня белый, белый Поднимают руки вверх и медленно опускают
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем Надевают рукавички
Будет в шубах нам тепло. Шагают
______________________________Тема Зима. Зимние развлечения . Художественная литература_________
Стихи
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Ветхая избушка Бегают смеются,
Вся в снегу стоит, Лепят снежный дом,
Бабушка-старушка Звонко раздаются
Из окна глядит. Голоса кругом...
Внукам-шалунишкам В снежном доме будет
По колено снег. Резвая игра...
Весел ребятишкам Пальчики застудят, —
Быстрых санок бег... По домам пора!
3автра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!
А. А. Блок
***
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
— Раз, два! - вот и поскользнулся.
— Раз, два! — чуть не кувыркнулся.
— Раз, два! — крепче на носках!
Саша Черный
ДЕТСТВО
Вот моя деревня: И друзья-малъчишки,
Вот мой дом родной; Стоя надо мной,
Вот качусь я в санках Весело хохочут
По горе крутой Над моей бедой.
Вот свернулись санки, Всё лицо и руки ,
И я на бок — хлоп! Залепил мне снег
Кубарем качуся Мне в сугробе горе,
Под гору, в сугроб. А ребятам смех!
И. 3. Суриков
Работница (Выучить стихотворение.)
Мы слепили бабу снежную, Раздели со мной заботы
Бабу снежную, потешную, И старайся дотемна».
А зима сказала ей: А уволила с работы
«Стань работницей моей! Бабу снежную весна.
У тебя в руках метла, (В. Шварц)
Ты б дорожки замела.
Объяснить детям, почему «уволила с работы бабу снежную весна».
______________________________Тема Зима. Зимние развлечения . Художественная литература_________
Зимние картинки На катке
Г. Ладонщиков Л. Квитко
Как Снегурка, в шубке белой Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
Маша с горки едет смело. С буйным ветром повстречаться,
Вася катит снежный ком — Чтоб звенело, чтоб несло,
Он решил построить дом. Чтобы щеки обожгло!
Под окном Тамара с Федей Раскатиться спозаранок
Лепят белого медведя. И на санках и без санок,
Брат их, маленький Олег, На поленьях, на бревне,
Чайной ложкой носит снег. На коленях, на спине,
Лена катится на лыжах, Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Оставляя ровный след, Лишь бы съехать раньше всех!
А за нею — Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
На санках
Н. Белякова
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
Снеговик
Е. Коркина
Выпал снег.
Зима кругом,
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком и сверху ком.
Станет снег снеговиком.
Рот, и нос, и две руки,
И глазенки-угольки.
Лыжи
И. Бурсов
Говорила лыжа лыже,
Отправляясь с горки вниз:
— Ты держись ко мне поближе.
— Да сама ты не споткнись.
И помчались во весь дух,
Поднимая снежный пух.
Встала елка на пути
Ежиком колючим.
— Влево, влево обойди!
— Вправо, тут получше!
Сбила лыжа лыжу с толку,
И с разгона обе — в елку... Бах!
* * * (выучить отрывки из стихотворений)
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два – чуть не поскользнулся, раз, два – чуть
не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз – крепче куколка держись!
Ты сиди не упади – там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно.
Потешка
Ох, сердит мороз!
Ветки снегом занес,
Хватает за нос,
Щиплет до слез.
Ребятишки не пугаются
И на саночках катаются,
Над морозом злым потешаются.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Художественная литература_____
Художественная литература
Зимние забавы
Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают на дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню.
Потом стали делать снежную горку. Снег возили на санках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.
ПЕРВЫЙ СНЕГ. (пересказ)
Ночью выпало много-много снега. Он лежал на земле, крышах, деревьях. Снег был чистый, белый и липкий.
Утром ребята вышли во двор. Оля и Света слепили Деда Мороза, а потом побежали на горку.
Витя и Маша сделали снеговика и стали играть в снежки.
А Егор и Костя строили и строили. Они катали большие комья, ставили их друг на друга, сгребали снег лопаткой. Долго трудились мальчики, даже обедать не пошли. Зато какая получилась красота! Настоящий замок из снега. С башенками и окошками.
Подошли ребята и взрослые, стоят, любуются. А Костя и Егор приглашают: «Заходите внутрь! Будем играть вместе!»
Н.Павлова
Беседа по тексту.
- Когда выпал снег? Какой он был?
- Что слепили Оля и Света, а что — Витя и Маша?
- Во что дети стали играть потом?
- Какие ещё зимние игры ты знаешь?
- Кто трудился дольше всех?
- Как Егор и Костя строили замок?
- Чем закончился рассказ?
- Тебе понравились Егор и Костя? Почему?
- Можно ли про них сказать: «трудолюбивые», «дружные»?
- Расскажи историю с начала до конца. Тебе помогут рисунки.
Про снежный колобок
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. Поглядел Алёша, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где? Как вы думаете?
Н. Калинина
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Художественная литература_____
Загадки
Кто по снегу быстро мчится Мчусь как пуля я вперёд,
Провалиться не боится? Лишь поскрипывает лёд,
(лыжник) Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (Коньки)
Всё лето стояли, зимы ожидали. По снегу покатите – я подрасту,
Дождались поры – помчались с горы. На костре согреете – я пропаду.
(Санки) (Снежный ком)
Меня не растили – из снега слепили. Два коня у меня, два коня,
Вместо носа ловко вставили морковку. По воде они возят меня.
Глаза угольки, губы – сучки. А вода-то твёрда,
Холодная, большая. Кто я такая? Словно каменная.
(Снежная баба) (коньки, лёд)
Вот серебряный лужок — Есть, ребята, у меня
Не видать барашка, Два серебряных коня.
Не мычит на нем бычок, Езжу сразу на обоих.
Не цветет ромашка. Что за кони у меня? (Коньки)
Наш лужок зимой хорош,
А весною — не найдешь. (Каток)
Ног от радости не чуя, Два березовых коня
С горки снежной вниз лечу я! По снегам несут меня.
Стал мне спорт родней и ближе. Кони эти рыжи,
Кто помог мне в этом? (Лыжи) А зовут их... (лыжи)
Сперва с горы летишь на них, По снегу покатите — я подрасту,
А после в гору тащишь их. (Санки) На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)
Ой, насыпало снежка! Человек, а не живой.
Вывожу коня-дружка. Хоть не дворник, а с метлой.
За веревочку-узду Если солнце припечет,
Через двор коня веду. Ручейком утечет. (Снежная баба)
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (Санки)
Он всегда стоит с метелкой, Меня хлопали лопатой,
Но не хочет чистить снег. Меня сделали горбатой,
Не могу понять я толком, Меня били, колотили,
Кто же этот человек? Ледяной водой облили.
Почему ему морозы И скатились все потом
И метели нипочем? С моего горба гуртом. (Снежная горка)
Почему весною слезы
По нему текут ручьем? (Снеговик)
_________________________________________________Тема. Зимние забавы. Беседа_______________
Беседа
Ø Спросить у детей, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.
Ø Что надевают дети для участия в зимних забавах.
Ø Вспомнить одно из своих зимних развлечений, придумать картинку, которую можно было бы к нему нарисовать.
Ø Рассказать о своём самом интересном зимнем развлечении по плану:
Как называется моё зимнее развлечение?
Где это было?
Кто ещё принимал участие?
Было весело или грустно?
Почему мне понравилось….?
Ø Совместно с детьми вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь им знаком и какие загадки о нем дети знают.
Ø Вспомнить и назвать зимние виды спорта.
Аппликация, рисунок – «Моё весёлое зимнее развлечение»
_________________________________________________Тема. Зимние забавы. Дидактические игры_____
Дидактические игры
1. «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).
Кому что нужно»
а) Употребление винительного падежа существительного:
лыжнику нужны …лыжи, хоккеисту - …клюшка, фигуристу…, саночнику - ….
б) употребление дательного падежа имен существительных: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .
3. «Исправь ошибку» (развитие логического мышления)
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
4. «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.
5. Составить рассказ(из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
6. Выложить из спичек фигурку по образцу. «Санки»
Санки зимой с горок летят.
В санках ребята хохочут, визжат.
7. Подбери родственные слова к слову зима, снег.
Скажи иначе»
Снегурочка проснулась, встала с постели, натянулаколготки итёплый свитер,накинулана плечи нарядную шубку, поглубже нахлобучилана лоб меховую шапочку и выбежала на крыльцо.
Увидев Снегурочку в окно, гномик быстро нацепилбрюки и пиджачок, набросилна плечи вязанную курточку и выскочил навстречу Снегурочке.
Повтори и запомни слова-синонимы (слова-друзья) к слову надеть - натянуть, накинуть, нахлобучить, нацепить, набросить, напялить.
Зима одела поля снегом.
Надеть –покрыть тело или часть тела какой –нибудь одеждой.: Надеть шубу. (валенки)
Ход занятия
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» — спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие — сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчиков, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________
Задачи.
Учить детей развивать сюжет, предложенный педагогом. Активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчинённых предложениях разных типов, упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах.
Л.А.Пеньевская.
Как Миша варежку потерял.
Бабушка связала Мише новые, красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели и смеялись.
Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
Нашёл ли Миша варежку, что было дальше, придумайте сами.
1. Д/упражнение «Закончи предложение.
- Миша пошёл гулять… (Зачем? почему? когда?)
- Он потерял варежку… (где? Когда? Почему?)
- Он нашёл варежку там…
-Он нашёл варежку тогда…
- Миша нашёл варежку потому….
- Мише стало радостно от того….
- Мише стало так радостно ….
2. Д/упражнение. Придумайте предложение ,чтобы хорошо было слышно слово варежек.
У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.
Раньше у Миши не было красивых …варежек.
Больше Миша не терял своих ….. варежек.
3. Придумайте конец рассказа. Можете использовать те предложения, которые вы уже составили.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________
Задачи.
Развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности.. активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка- зима, зимовщик)
Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Ход занятия.
1. «Подбери родственные слова к словам снег, зима»
Педагог дает задание: «вспомните слова, родственные слову снег». Задаёт наводящие вопросы:
- Как назвать снег ласково? – (Снежок)
- Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная)
- Каким еще словом можно назвать снежную бабу? (Снеговик)
- Как называются цветы, первыми расцветающие прямо на снегу? (подснежники)
- Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Они появляются из-под снега, начинают расти ещё под снегом)
- Как вы считаете, слово зима родственное слову снег. Ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.)
- Поберите теперь слова, родственные слову зима.
- Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие) Что они делают? (Зимуют)
- Каким словом мы назовём день зимой? (Зимний)
- Каким ласковым словом назовём зиму? (Зимушка)
- Слова- родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
Скажи по-другому»
-Какое настроение у детей, которые зимой играют на улице? (Весёлое)
- Подберите к слову весёлые слова, близкие по смыслу. Как ещё можно сказать, какие они? (радостные, бодрые, довольные, оживлённые)
3. Составление рассказа по плану
-Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке»
Ø Вспомните, каким бывает участок зимой.
Ø Расскажите, как он выглядит
Ø какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать.
Ø В какие игры вы играете на участке.
Физкультминутки
* * *
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. Имитация движений
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. по тексту
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Просто зиму любим мы, люби мы, любим мы.
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Изображают бег на коньках.) («Падают».)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок
А потом снежки катали, ладонями.) (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали («Падают».)
И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
«Мы слепили снежный ком»
Координация речи с движением.
Мы слепили снежный ком, Имитировать лепку зайчика из снега.
ушки сделали потом.
Вместо глаз – угольки
Нашлись у нас.
Кролик вышел как живой:
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни –
Из соломинки они!
Длинные, блестящие, точно
Настоящие!
________________________________________________________Тема. Зимние забавы. Физкультминутки
«Морозы детям не беда» (Ж. Д/В №11-2007 с. 120)
Морозы детям не беда Идут по кругу взявшись за руки
Не страшны им холода
Ходим в шубах и ушанках Имитируют надевание шуб и ушанок
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем Идут «лыжным» шагом.
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый всё летает Поднимают руки вверх и медленно опускают
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело! Показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём Имитируют действия
И в снежки играть пойдём. Шагают
Весело в снежки играем Приседают, лепят снежки, бросают.
В цель мы метко попадаем вот так!
Снег сегодня белый, белый Поднимают руки вверх и медленно опускают
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем Надевают рукавички
Будет в шубах нам тепло. Шагают
______________________________Тема Зима. Зимние развлечения . Художественная литература_________
Стихи
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Ветхая избушка Бегают смеются,
Вся в снегу стоит, Лепят снежный дом,
Бабушка-старушка Звонко раздаются
Из окна глядит. Голоса кругом...
Внукам-шалунишкам В снежном доме будет
По колено снег. Резвая игра...
Весел ребятишкам Пальчики застудят, —
Быстрых санок бег... По домам пора!
3автра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!
А. А. Блок
***
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
— Раз, два! - вот и поскользнулся.
— Раз, два! — чуть не кувыркнулся.
— Раз, два! — крепче на носках!
Саша Черный
ДЕТСТВО
Вот моя деревня: И друзья-малъчишки,
Вот мой дом родной; Стоя надо мной,
Вот качусь я в санках Весело хохочут
По горе крутой Над моей бедой.
Вот свернулись санки, Всё лицо и руки ,
И я на бок — хлоп! Залепил мне снег
Кубарем качуся Мне в сугробе горе,
Под гору, в сугроб. А ребятам смех!
И. 3. Суриков
Работница (Выучить стихотворение.)
Мы слепили бабу снежную, Раздели со мной заботы
Бабу снежную, потешную, И старайся дотемна».
А зима сказала ей: А уволила с работы
«Стань работницей моей! Бабу снежную весна.
У тебя в руках метла, (В. Шварц)
Ты б дорожки замела.
Объяснить детям, почему «уволила с работы бабу снежную весна».
______________________________Тема Зима. Зимние развлечения . Художественная литература_________
Зимние картинки На катке
Г. Ладонщиков Л. Квитко
Как Снегурка, в шубке белой Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
Маша с горки едет смело. С буйным ветром повстречаться,
Вася катит снежный ком — Чтоб звенело, чтоб несло,
Он решил построить дом. Чтобы щеки обожгло!
Под окном Тамара с Федей Раскатиться спозаранок
Лепят белого медведя. И на санках и без санок,
Брат их, маленький Олег, На поленьях, на бревне,
Чайной ложкой носит снег. На коленях, на спине,
Лена катится на лыжах, Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Оставляя ровный след, Лишь бы съехать раньше всех!
А за нею — Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
На санках
Н. Белякова
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
Снеговик
Е. Коркина
Выпал снег.
Зима кругом,
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком и сверху ком.
Станет снег снеговиком.
Рот, и нос, и две руки,
И глазенки-угольки.
Лыжи
И. Бурсов
Говорила лыжа лыже,
Отправляясь с горки вниз:
— Ты держись ко мне поближе.
— Да сама ты не споткнись.
И помчались во весь дух,
Поднимая снежный пух.
Встала елка на пути
Ежиком колючим.
— Влево, влево обойди!
— Вправо, тут получше!
Сбила лыжа лыжу с толку,
И с разгона обе — в елку... Бах!
* * * (выучить отрывки из стихотворений)
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два – чуть не поскользнулся, раз, два – чуть
не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз – крепче куколка держись!
Ты сиди не упади – там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно.
Потешка
Ох, сердит мороз!
Ветки снегом занес,
Хватает за нос,
Щиплет до слез.
Ребятишки не пугаются
И на саночках катаются,
Над морозом злым потешаются.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Художественная литература_____
Художественная литература
Зимние забавы
Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают на дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню.
Потом стали делать снежную горку. Снег возили на санках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.
ПЕРВЫЙ СНЕГ. (пересказ)
Ночью выпало много-много снега. Он лежал на земле, крышах, деревьях. Снег был чистый, белый и липкий.
Утром ребята вышли во двор. Оля и Света слепили Деда Мороза, а потом побежали на горку.
Витя и Маша сделали снеговика и стали играть в снежки.
А Егор и Костя строили и строили. Они катали большие комья, ставили их друг на друга, сгребали снег лопаткой. Долго трудились мальчики, даже обедать не пошли. Зато какая получилась красота! Настоящий замок из снега. С башенками и окошками.
Подошли ребята и взрослые, стоят, любуются. А Костя и Егор приглашают: «Заходите внутрь! Будем играть вместе!»
Н.Павлова
Беседа по тексту.
- Когда выпал снег? Какой он был?
- Что слепили Оля и Света, а что — Витя и Маша?
- Во что дети стали играть потом?
- Какие ещё зимние игры ты знаешь?
- Кто трудился дольше всех?
- Как Егор и Костя строили замок?
- Чем закончился рассказ?
- Тебе понравились Егор и Костя? Почему?
- Можно ли про них сказать: «трудолюбивые», «дружные»?
- Расскажи историю с начала до конца. Тебе помогут рисунки.
Про снежный колобок
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. Поглядел Алёша, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где? Как вы думаете?
Н. Калинина
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Художественная литература_____
Загадки
Кто по снегу быстро мчится Мчусь как пуля я вперёд,
Провалиться не боится? Лишь поскрипывает лёд,
(лыжник) Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (Коньки)
Всё лето стояли, зимы ожидали. По снегу покатите – я подрасту,
Дождались поры – помчались с горы. На костре согреете – я пропаду.
(Санки) (Снежный ком)
Меня не растили – из снега слепили. Два коня у меня, два коня,
Вместо носа ловко вставили морковку. По воде они возят меня.
Глаза угольки, губы – сучки. А вода-то твёрда,
Холодная, большая. Кто я такая? Словно каменная.
(Снежная баба) (коньки, лёд)
Вот серебряный лужок — Есть, ребята, у меня
Не видать барашка, Два серебряных коня.
Не мычит на нем бычок, Езжу сразу на обоих.
Не цветет ромашка. Что за кони у меня? (Коньки)
Наш лужок зимой хорош,
А весною — не найдешь. (Каток)
Ног от радости не чуя, Два березовых коня
С горки снежной вниз лечу я! По снегам несут меня.
Стал мне спорт родней и ближе. Кони эти рыжи,
Кто помог мне в этом? (Лыжи) А зовут их... (лыжи)
Сперва с горы летишь на них, По снегу покатите — я подрасту,
А после в гору тащишь их. (Санки) На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)
Ой, насыпало снежка! Человек, а не живой.
Вывожу коня-дружка. Хоть не дворник, а с метлой.
За веревочку-узду Если солнце припечет,
Через двор коня веду. Ручейком утечет. (Снежная баба)
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (Санки)
Он всегда стоит с метелкой, Меня хлопали лопатой,
Но не хочет чистить снег. Меня сделали горбатой,
Не могу понять я толком, Меня били, колотили,
Кто же этот человек? Ледяной водой облили.
Почему ему морозы И скатились все потом
И метели нипочем? С моего горба гуртом. (Снежная горка)
Почему весною слезы
По нему текут ручьем? (Снеговик)
_________________________________________________Тема. Зимние забавы. Беседа_______________
Беседа
Ø Спросить у детей, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.
Ø Что надевают дети для участия в зимних забавах.
Ø Вспомнить одно из своих зимних развлечений, придумать картинку, которую можно было бы к нему нарисовать.
Ø Рассказать о своём самом интересном зимнем развлечении по плану:
Как называется моё зимнее развлечение?
Где это было?
Кто ещё принимал участие?
Было весело или грустно?
Почему мне понравилось….?
Ø Совместно с детьми вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь им знаком и какие загадки о нем дети знают.
Ø Вспомнить и назвать зимние виды спорта.
Аппликация, рисунок – «Моё весёлое зимнее развлечение»
_________________________________________________Тема. Зимние забавы. Дидактические игры_____
Дидактические игры
1. «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).
Кому что нужно»
а) Употребление винительного падежа существительного:
лыжнику нужны …лыжи, хоккеисту - …клюшка, фигуристу…, саночнику - ….
б) употребление дательного падежа имен существительных: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .
3. «Исправь ошибку» (развитие логического мышления)
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
4. «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.
5. Составить рассказ(из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
6. Выложить из спичек фигурку по образцу. «Санки»
Санки зимой с горок летят.
В санках ребята хохочут, визжат.
7. Подбери родственные слова к слову зима, снег.
Скажи иначе»
Снегурочка проснулась, встала с постели, натянулаколготки итё