Аристотель “Большая этика. 119” Пер. А.Лосева
После того как мы высказались о каждой из добродетелей в отдельности, остается, надо полагать, сказать и вообще, со сведением отдельного в целое. Именно для совершенного равнительства существует не худо высказанное наименование “калокагатия”. Из этого выходит, что “прекрасным и хорошим” [человек] является тогда, когда он оказывается совершенным ревнителем (spoydaios). В самом деле о “прекрасном и хорошем” человеке говорят в связи с добродетелью, как, например, “прекрасным и хорошим” называют справедливого, мужественного, целомудренного и вообще [связывают] с [теми или другими] добродетелями. Однако поскольку мы употребляем [здесь] двойное деление, то есть одно называем прекрасным, другое хорошим [благим] и поскольку из хорошего одно – хорошее просто, другое – не просто, и прекрасным [мы называем], например, добродетели [сами по себе] и связанные с добродетелью поступки, а благом, например, власть, богатство, славу, почет и подобное, то, следовательно, “прекрасным и хорошим” является тот, у которого хорошим является просто хорошее, и прекрасным – просто прекрасное… Такой, стало быть, — “прекрасен и хорош”. У кого же хорошим не является просто хорошее, то есть не есть “прекрасный и хороший”, как и здоровым нельзя считать того, у которого здоровым не является здоровое [здоровье] просто. Действительно, если богатство и власть своим появлениям наносят кому-нибудь вред, они не могут быть достойны выбора, но [каждый] захочет иметь для себя то, что не может ему повредить. А если он оказывается таким, что он уклоняется от какого-нибудь добра, чтобы его не было, то он не может считаться “прекрасным и хорошим”. Но [только] такой человек является “прекрасным и хорошим”, у которого все хорошее есть сущее хорошее… и который не терпит от него никакого ущерба, как, например, от богатства и власти.
Итак, о каждой добродетели в отдельности сказано выше. Но поскольку значение их мы рассмотрели по отдельности, то надо специально высказаться и о той добродетели, которая из них возникает, то есть той, которую мы уже называли калокагатией. Впрочем, ясно, что тому, кто хочет в истинном смысле достигнуть этого наименования, необходимо обладать [и] отдельными добродетелями. Ведь и в других областях не может быть иначе. Не бывает так, чтобы кто-нибудь имел здоровье во всем теле, и не имел его ни в каком члене. Наоборот, необходимо, чтобы все или большая часть или главнейшие [из членов] обладали одинаковым состоянием со всем целым.
Итак, быть хорошим просто и быть “прекрасным и хорошим” различается не только по названию, но и по самим фактам. Именно целями всего хорошего являются такие цели, которые достойны выбора сами ради себя. К этому же относится и прекрасное, что, существуя через себя, все достойно похвалы, и [соответствующие] поступки и само это прекрасное, как, например, справедливость, [и сама она и] соответствующие поступки. Так, [достойны похвалы] целомудренные, потому что достойно похвалы и целомудрие. Но [голое] или в абстрактном смысле здоровье – не достойно похвалы, как и [соответствующее] действие. Не достойны похвалы ни [голая] сила, ни действие, потому что не [достойна этого] и сила. Это, правда – хорошее, но это не есть то, что достойно похвалы. Но одинаковым образом это – по индукции – ясно и на прочем.
В связи с этим хорошим является тот, у которого хорошее является природно хорошим. А именно вожделенные и кажущиеся самыми большими блага – почет, богатство, добротность тела, счастье, могущество, хотя и являются благами природными, но они могут быть вредными для тех или других в связи с обладанием ими. Ведь ни неразумный, ни несправедливый, ни невоздержанный не сможет получать пользы от их употребления так же, как и больной от употребления пищи, предназначенной для здорового, как и немощный и калека – от здорового режима, предназначенного для человека, ни в чем не поврежденного.
Прекрасным же и хорошим [человек] является оттого, что у него прекрасное из хорошего наличествует само через себя, и от того, что он оказывается способным совершать прекрасное и притом ради этого, последнего. Прекрасное же – это и добродетели и дела, связанные с добродетелью. Но это и некоторого рода государственное устройство, вроде того, которое у лакедемонян или которое могли бы иметь другие такие же [граждане]. Устройство это такое же. Именно бывают такие люди, которые полагают, что хотя и надо обладать добродетелью, но [только] ради природных благ. Поэтому они и являются “хорошими”, поскольку благами у них оказываются природные блага. Но они ведь не обладают калокагатией, поскольку прекрасное у них не налично само через себя, и они не выбирают быть “прекрасными и хорошими”. И не только это. Но прекрасным у них оказывается не то, что прекрасно по природе, но то, что хорошо по природе. Ведь прекрасно оно тогда, когда они действуют ради него самого. И [эти люди] выбирают прекрасное потому, что у “прекрасного и хорошего” природные блага оказываются прекрасными. Действительно, прекрасно то, что справедливо. [Расценивается] же оно не с точки зрения достоинства. А он [прекрасный и хороший] достоин этого. Прекрасно и приличное. А ему прилично это – богатство, благородное происхождение, могущество. Поэтому для “прекрасного и хорошего” оно и полезно и прекрасно. Но многим это противоречит. Ведь и хорошим является у них не просто хорошее, но хорошее у хорошего. А у хорошего – и прекрасное, поскольку они совершают много прекрасных поступков ради этих последних. А тот, кто полагает, что добродетель нужно иметь ради внешних благ, то совершает прекрасное [только] случайно. Значит калокагатия есть совершенная добродетель.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. М., 1962. С. 127-129.
Внутренний мир человека бесконечен и многогранен, как многогранны и межличностные отношения. Подобрать текст, иллюстрирующий все аспекты человеческого взаимодействия совершенно нереально. Мы остановились на одной из самых главных сторон общения – любви и тех противоречиях, которые порождает это чувство в отношениях между людьми.
Реальные любовные отношения, складывающиеся между людьми, полны противоречий и трудностей. Современные психологи и психотерапевты написали множество книжек, посвященных разным граням любовных и семейных конфликтов. Мы же остановимся на одном единственном противоречии, носящем нравственно-философский характер, но представленном в трех ракурсах. Это противоречие между бескорыстностью и обладатель-ностью.
Исследуя это противоречие, мы последуем за тремя разными авторами, комментируя и интерпретируя их точки зрения, выявляющие различные грани бескорыстия и обладательности. Представление о бескорыстной любви (агапе) и обладательной любви (эросе) идет из античной древности, от диалогов Платона, но в наши дни этот сюжет приобрел как бы второе дыхание, он фигурирует у многих современных мыслителей, занятых этическими проблемами. Следует сразу подчеркнуть, что в реальном поведении людей присутствуют и моменты обладательности, и моменты бескорыстия, просто в разной мере. Теоретический подход позволяет нам вычленить эти противоположные стороны любви в чистом виде, но не стоит ни на минуту забывать о том, что в жизни они связаны и переплетены.
Итак, следуя рассуждениям английского автора Клайва Льюиса, мы можем выделить такие виды любви, как любовь-дар и любовь-нужда, где первая представляет собой полюс бескорыстия, а вторая тесно связана с обла-дательностью. Любовь-дар — это та бесконечно щедрая, безоглядная любовь, которой Господь Бог любит людей и сотворенный им мир. По убеждению представителей самых разных религий, а также согласно эзотерическим учениям, Бог создал мир лишь затем, чтобы любить его и даровать ему блаженство и радость. Сообразно взглядам христианства, Бог есть полнота, абсолютная безущербная целостность, он — само бытие, и создание им мира — акт его свободы, бескорыстный дар, проявление великодушия. В соответствии с целым рядом оккультных представлений, Бог не творит мир, а сам воплощается в нем, принося таким образом самого себя в жертву. Но это радостная, счастливая жертва, Бог не ограничен ни какой конкретной формой, и потому он дает жизнь мириадам разных форм. Бог дает людям все, что они есть и чем владеют, он держит их в бытии и ничего не просит в ответ. Любовь-дар, примененная к человеку, — это любовь максимально дающая и ничего не требующая для себя самой. Она возникает от избытка душевных сил, эмоций, деятельных способностей. Любовь-дар изливается человеком на Любимого и на других людей и не просит благодарности, она полна сама собой и разбрасывает свои богатства, не заботясь о возможности исчерпаться. Да она и не может исчерпаться, потому что так любить способен лишь человек, открытый для высших сил и постоянно черпающий свое духовное и эмоциональное богатство из бездонных кладовых самого бытия. В ситуации обыденности ярким примером любви-дара является любовь матери к своему младенцу, для которого она представляет целую вселенную и которому она дает жизнь, питание и тепло.
Любовь-дар предполагает огромное внутреннее богатство любящего, который может отдавать, не требуя компенсации, не настаивая на ответе, не надеясь на взаимность.
Любовь-нужда — прямая противоположность любви-дару. Она происходит от нашей слабости, неуверенности в себе, боязни пропасть без сильной и доброй поддержки. Любовью-нуждой верующий любит Бога, и такой же любовью ребенок любит мать. Любя кого-либо любовью-нуждой, человек при помощи другого достраивает себя до целостности, избавляется от тревоги и страхов. Тот, кто слаб и зависим, крепко держится за Любимого, старается владеть им, никуда от себя не отпускать. Он страшится потери и всячески караулит свою опору, боясь, что ее похитят, отберут.
Моменты дарственности и нужды присутствуют практически во всех межличностных любовных отношениях. И это понятно. Даже самый лучший человек — не Гос подь Бог. Быть может, только святые способны подниматься до полного, абсолютного бескорыстия, а обычному индивиду всегда нужен ответ другого, его взаимность, его благодарность. Что там говорить, даже самому Христу необходима протянутая ему навстречу рука человека!
В ситуации чистой любви-дара таятся некоторые парадоксы. Я дарю любовь, но совсем никак не завишу от того, кого люблю. Если я совсем от него не завишу, то мне, в сущности, все равно, он это или другой, есть он или нет, реален человек, на которого из моего сердца щедро изливаются благодеяния, или же он фантом моего собственного воображения. Полная независимость, абсолютная непривязанность, отсутствие стремления задержаться рядом, а также воспоминаний и сожалений хотя и являются признаками чистой любви-дара, одновременно выступают признаками равнодушия. Да-да, любовь-дар, взятая в своем идеале, без примеси нужды, очень напоминает безразличие: нет тебя — люблю других, всегда найдется, кого любить! Такая любовь надчеловечна и сверхчеловечна. Да к тому же, как верно замечает Раджниш, она еще и неинтересна, так как исключает индивидуальные страстные проявления. Ее можно просто не заметить... Вот поэтому для нормальной, горькой и радостной человеческой любви смертных к смертным всегда характерно сочетание дарственно-сти и нужды. Хорошо, когда дарственности много больше, но без малой толики нужды любви вовсе не получается.
Второй ракурс в различении бескорыстия и облада-тельности представлен в работах Н. Бердяева. Он говорит о каритпатшной любви («каритас» — жалость, сострадание) и любви-эросе.
Каритативная любовь — это любовь неизбирательная, распространяющаяся на весь мир и всех людей. Легко любить умных, красивых и добрых, легко и приятно любить друзей и тех, кто отвечает на наше благорасположение. В легкой любви, конечно, нет прямой корысти, но есть некоторая психологическая выгода, есть радость самого межличностного отношения, удовольствие от общения со значимыми людьми. Для них нам и потрудиться не лень. Для них нам и расстараться — не труд.
Несравненно сложнее любить глупых, уродливых и злых, еще труднее — противников, недругов, врагов. Подобная любовь как бы противоречит нашей психологии. Это совершенно четко подчеркивал в своих работах 3. Фрейд. Он считал, что любовь ко всем без разбору теряет в цене и несправедлива к своему объекту. Кроме того, не все люди достойны любви. Я могу любить того, кто лучше меня, или того, кто на меня похож, или человека, делающего мне добро; но любить чужака, не обладающего никакими достоинствами, мне чрезвычайно трудно! Для Фрейда любовь ко всем — это не более чем сексуальное влечение, заторможенное по цели и дающее общее чувство счастья без катаклизмов реальных индивидуальных отношений. И все же идеал любви ко всем с момента возникновения Евангелия стал одним из главных ориентиров в европейской культуре.
Неизбирательная бескорыстная любовь носит название милосердия, или христианской любви. Это любовь без психологических и практических выгод, глубокое доброжелательство, уважение и внимание к той богоподобной частице духа, которая есть в каждом человеке. Каритативная любовь отвлекается от предпочтений, забывает о различиях и благоволит к любому, видя в нем страдающего Христа. Любовь-жалость, любовь-снисходительность — это видение Бога в людях, даже самых скверных, падших, неприятных. Каритативная любовь духовна, она поднимается над уровнем дифференцированного телесного мира к единству в духе. Совершенно очевидно, что милосердие — это та же самая любовь-дар, но взятая в другом своем аспекте: как предназначенная для всех. Милосердным возможно быть только тогда, когда силы любви в тебе столь велики, что ты не ищешь ничего своего, а, напротив, можешь щедро одарить любовью того, кто не имеет собственной созидательной силы, можешь бестревожно отдать любовь тому, кто нуждается в ней. Несомненно, любить такой любовью трудно, и в чистом виде ее могут реализовать немногие: например, такие подвижники и святые, как Франциск Ассизский, Рама-Кришна или Серафим Саровский. Каритативная христианская любовь выступает как идеал, как моральный регулятив, а в практической действительности, сосуществуя в единстве с избирательной любовью, реализуется в мягком, глубоко человечном отношении ко всякой личности.
Любовь-милосердие основана на сострадании, на сочувствии ко всякому человеку, а в пределе — к любому живому существу. Она не пассивна, а деятельна, предполагает не просто сочувствие, но помощь. Сострадание в милосердной любви не означает, что мы просто начинаем страдать вместе с другим человеком. Такое второе страдание, наверное, не принесло бы другому блага. Сопереживая и сострадая, мы, тем не менее, не отождествляемся с другим, которому нужна поддержка, а остаемся сами собой. Чужая боль переживается здесь по-иному, чем своя собственная. Поэтому милосердный человек не садится рядом со страдальцем, чтобы поплакать вместе с ним над его бедами, но активно ищет пути для действенной помощи, для того, чтобы прекратить или смягчить чужое страдание, он старается применить все средства, дабы спасти тело и душу другого. При этом милосердный не ждет похвал и не рассчитывает на них. Каритативная любовь осуществляется естественно, по велению сердца, по принципу «не могу иначе». Тот, кто начинает кичиться своей добродетелью перед другими, хотя бы даже тайно гордиться ею, впадает в грех гордыни. Бескорыстная христианская любовь без предпочтений самоцельна и самоценна, она реализует избыток добра, живущий в душе человека, и оттого даруется.
Любовь-эрос противоположна жалостливой и снисходительной христианской любви. Она глубоко избиратель на, выделяет одного из немногих и требует от него соответствия определенному идеалу. У Платона эрос — это не только сексуальная страсть, но и притяжение мира идей. Любовь-эрос жаждет, чтобы Любимый возносил, возвышал, был интересен, разнообразен, неповторим. Любовь-эрос предъявляет к избраннику высочайшие требования и придирчиво следит: а таков ли ты, мой милый, каким явился передо мной впервые? Ну-ка, соответствуй! Старайся! Тянись! Показывай уровень и пилотаж!
Выражения «он должен» или «она должна» очень характерны для любви-эроса. «Он должен быть прекрасным возлюбленным, зарабатывать много денег, блистать В элитарных кругах, оказывать внимание жене и помогать ей...» Все как в песенке: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, чтоб все деньги отдавал, тещу мамой называл, и к тому же чтобы он и красив был и умен!» То же самое относится к жене или возлюбленной: она должна хорошо зарабатывать, быть ослепительной красавицей, домовитой хозяйкой, отличной любовницей, а при этом тихой, кроткой и незлобивой... Ну где вы видали такой идеал во плоти?
Вот почему любовь-эрос может страшить и отпугивать. Она предъявляет порой непомерные требования, она строга, безжалостна и даже тиранична. Она запрашивает, требует для себя, желает решить свои вопросы за счет другого, заполнить пустоты своей жизни чужими стараниями и достоинствами. Потому мы и вправе говорить о ней как об обладательном полюсе в отношениях. Здесь нет одного лишь чистого восхищения уникальными достоинствами другого, а есть жадное желание обратить их себе на пользу.
Именно поэтому любовь-эрос не в состоянии существовать без момента христианской любви. Обычная человеческая любовь всегда включает в себя оба начала — избирательное, требовательное и снисходительное, жалостливое. Мы видим своего Любимого не только идеальным «героем», не только успешным, сильным и веселым, но и слабым, подавленным, несовершенным реальным человеком, у которого есть свои проблемы и трудности. И мы принимаем его таким, потому что в любви естественно присутствует жалость, снисходительность, умение прощать, все то, что называют милосердием. Любимому, как бы он ни был совершенен и силен, часто нужна помощь, внимание, ласка и даже наше простое терпение. Без этого невозможно быть вместе, и если возлюбленные или супруги не умеют быть милосердны друг к другу, они, как правило, скоро расстаются, скандально разбегаются, взаимно предъявляя обвинения во всех смертных грехах.
Милосердная каритативная любовь в индивидуальных любовных отношениях имеет еще один момент. Нельзя по-настоящему любить друг друга, если при этом отсутствует доброжелательное любовное отношение ко всем остальным. В таком случае это эгоизм вдвоем, а не любовь. По сути своей он является конфронтацией со всей реальностью, которая мыслится как чужая и враждебная. Но люди в этом случае оказываются в зависимости друг от друга. Они не свободны, а связаны, как два заговорщика, своим заговором против всех. Но ситуация взаимной несвободы тягостна и легко разрушима. Как только любой из подобной пары надоедает другому и перестает быть страстно любимым, он тотчас переходит в разряд частицы враждебной среды и вместо любви Принимает на себя весь удар неприязни и ненависти. Истинная любовь всегда шире, чем любовь к данному, избранному человеку. Благожелательство к миру вообще как бы создает тот позитивный эмоциональный фон, на котором способно расцвести настоящее индивидуальное чувство.
Третий ракурс в рассмотрении бескорыстия и обладательности в любви прекрасно проанализирован в творчестве Э. Фромма. В работе «Иметь или быть» он говорит о «любви в модусе быть» и «любви в модусе иметь».
«Любовь в модусе иметь» — это, собственно, и есть любовь обладательная. Она предполагает отношение владения другой личностью, т. е. рассмотрение ее по аналогии с вещью. В нашей повседневной жизни мы редко задумываемся о том, сколь велик момент обладательнос-ти в привычных нам отношениях. Обладательность выражается, во-первых, в доминировании над другой личностью, во-вторых, в контроле над ее поведением, и в-третьих, в возможности эксплуатировать другого, использовать его как средство. Все эти черты широко присутствуют в том, что мы обычно именуем любовью, хотя подобная «любовь» резко отличается от тех благородных, великодушных и уважительных отношений, о которых мы уже говорили на предыдущих страницах.
Стремление безраздельно доминировать нередко считается нормой поведения как со стороны властных мужчин, так и со стороны амбициозных женщин. Один из мыслителей XX в. прямо высказался о том, что любовь — это долгая борьба во тьме за превосходство и первенство и лишь затем успокоение. Любовь в этом случае мыслится как самоутверждение за счет укрощения, подавления и унижения другого. При этом полагается, что если мужчина действует прямой силой, то женщина прибегает к хитрости и коварству. При подобной борьбе отношения становятся амбивалентны (двойственны), превращаются в любовь-ненависть, во взаимное страдание. Случается, что люди всю жизнь ведут бои местного значения, кто кого одолеет в схватке характеров, в борьбе сознаний. В семьях подобного рода к войне часто подключаются дети, которые, в свою очередь, вырастают с убеждением, что любовь — это не ласка, забота и уважение, а психологический бокс, где то одна, то другая сторона празднуют временную победу. Победа, конечно, пиррова, это любовный проигрыш для обоих участников, а для детей вдвойне. Однако есть множество людей, для которых «мирное счастье» кажется пресным, и они постоянно подсыпают в свою жизнь соли и перца.
Если вечный бой характерен для равно уверенных в себе и сильных натур, то при слабости характера одного из участников наступает торжество полной обладатель-ности. Например, муж к жене может относиться в полном смысле слова как к предмету: авторучке, зубной щетке или домашним тапочкам. Он полностью контролирует ее жизнь, норовя знать мысли, а не только поступки, беспрепятственно пользуется ее телом, когда пожелает, запрещает ей встречаться с подругами и родственниками, а «на люди» выводит только под своим бдительным присмотром (например, вывозит на «мерседесе» для встречи с богатыми семьями, ведущими такой же образ жизни). Обладательность лишает другого свободы и возможности самостоятельных решений. Муж-обладатель не просит, а приказывает, не уговаривает, а бьет, не решает семейные вопросы, а наказывает за непослушание. Страдательной стороной чаще оказывается женщина, потому что она чаще бывает материально и организационно зависима: не работает, сидит с малыми детьми. Впрочем, в современном мире и мужчины нередко попадают в близкую ситуацию, ибо состоятельная, решительная и волевая жена вполне способна превратить своего супруга в подобие предмета.
Не хотелось бы, чтобы у вас создалось впечатление, будто «любовь в модусе иметь» характерна только для неравных браков. Отнюдь нет. Это довольно распространенный тип отношения к любимому человеку, который присутствует даже в очень интеллигентных и культурных семьях. Например, ревность, особенно в ярких своих проявлениях, — типичный признак обладательности. Ревнуя, мы относимся к Любимому как к своей собственности, как к желанной игрушке, которую можно спрятать в шкаф и никому не показывать: «Как это он посмел посмотреть на кого-то постороннего?» Ревность— это желание лишить Любимого свободы, собственных предпочтений, даже возможности развиваться и расти, ибо ревнуют не только к людям, но и к делу. В своем крайнем выражении ревность чревата разрушительностью. Любимого готовы убить по принципу «так не доставайся ты никому». И здесь опять очевидно, что чужой внутренний мир не учитывается. Но ведь Любимый — не предмет, который может «доставаться» или «не доставаться», он сам решает, с кем ему быть.
Стремление постоянно давить на другого, прямо и косвенно навязывать свою волю, не считаться с его мнением и желанием — тоже проявление обладательности. Нередко люди становятся прямо-таки виртуозами психологического шантажа и самоуничижения, и все лишь с одной целью — подчинить партнера собственному решению.
Наконец, третье проявление «любви в модусе иметь»
— эксплуатация, отношение к Любимому как к средству. Это может проявляться по-разному: от нежелания помогать в быту до использования способностей Любимого в реализации некоей замысленной жизненной«стратагемы». Разумеется, в любви и в семье люди всегда работают друг для друга, но работа работе рознь. Эксплуатация присутствует тогда, когда с интересами человека, с его здоровьем, с его желаниями не считаются. Например, муж хорошо зарабатывает, и жена когда лаской, когда таской понуждает его трудиться без отдыха, не обращая внимание на его переутомление, депрессию и недовольство жизнью. Она льстит, взывает к его жалости и к его самолюбию, находит самые разные приемы, чтобы деньги продолжали течь рекой. В сущности, она готова им пожертвовать, чтобы обеспечить себе тот уровень комфорта, который она считает нужным. Самое интересное, что в такой довольно распространенной ситуации эксплуататор часто не осознает своего эгоистического корыстолюбия и субъективно уверен, что любит своего партнера.
Увы, модус «иметь» все время указывает нам на ту реальность, в которой мы живем. Ну а что же такое «любовь в модусе быть»?
Для Э. Фромма «любовь в модусе быть» означает свободное самопроявление одной личности рядом со свободным самопроявлением другой. Такая любовь не давит и не тиранит, она ценит и уважает индивидуальность Любимого, заботится о ее развитии, в то же самое время не забывая себя, сохраняя солидную долю внутренней автономии, разумную дистанцию. Это любовь свободная и радостная, потому что она включает элемент игры и не забита в железные схемы. Она открыта для перемен. Тот, кто любит «в модусе быть», не пытается навсегда сохранить любовь такой же, какой она была в первые дни встречи. Любовь, как сама жизнь, течет и изменяется, на смену прежним чувствам приходят новые, но тоже добрые и открытые. Можно сказать, что такая любовь — постоянное сотворчество. Заботливость в ней не бывает обременительной, ответственность за другого — тяжелой ношей. Конечно, такая любовь далека от жарких разрушительных страстей, которые порой принимаются за любовь, но тем она и хороша. «Любовь в модусе быть» не претендует на владение другим, она дает ему дышать, развиваться, радоваться всему миру, «выполнять себя». Это любовь без ревности. В то же время сострадание, жалость, сочувствие присутствуют в ней в полной мере, так же как и помощь Любимому. И все лучшие черты бытийной любви тесно связаны с общей благожелательностью к человечеству и людям.
« Где же это встречается такая идеальная любовь? — может спросить читатель, — и как она возможна, ведь люди не в состоянии порхать друг возле друга, просто кружась в потоке бытия! У них есть обязанности, проблемы, дети, общие задачи. Они должны сохранять семью и не могут позволить своим и чужим чувствам меняться абсолютно произвольно!» Я вполне соглашусь с этой тирадой. Если«любовь в модусе иметь» — вполне реальное отношение, то чисто бытийная любовь — скорее, идеал. Что касается реальной жизни, то в ней у разных людей доля обладательности и бытийности бывает разной, но обладательность в какой-то мере присутствует всегда. Мало кто способен совсем не ревновать и не страдать, если Любимый отворачивается от него и уходит к другим людям. Мало кто может совсем спокойно отнестись к росту автономии Любимого. Мы всегда хотим, чтобы тот, к кому повернуто наше сердце, душевно и эмоционально зависел от нас. И тем не менее, «бытийность» в любви — это ее драгоценная сердцевина, которая, собственно, и делает любовь любовью, а не корыстным и мелочным господством. Чем больше в любви доля «бытийности», тем краше и лучше любовь, тем больше она приносит душевного удовлетворения и помогает любящим в их жизни и развитии.
Тема счастья постоянно присутствует в повседневном общении людей и широко отражается в философии, литературе и искусстве. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности. Но что такое счастье? Облик его сколь манящ и прекрасен, столь же туманен и размыт. Все хотят быть счастливыми, но все понимают это по-разному. Ответов может быть множество. Одни скажут, что находят счастье в любви, другие в деньгах, третьи в творчестве, а четвертые составят целый список радостей и благ, без которых им жизнь не в жизнь. Попробуем, однако, выявить три обобщенные позиции, к которым с некоторой степенью условности можно свести многообразие взглядов на счастье.
1. Наиболее фундаментальная позиция связывает счастье с устойчивым, длящимся во времени обладанием неким высшим благом или благами. Весь вопрос в том, о каких именно благах идет речь.
Если мы имеем дело с человеком глубоко религиозным, то для него истинным счастьем будет приобщенность к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия. Именно Божественная благодать является для правоверного христианина последним и оконча тельным счастьем, ослепительным блаженством, а отсутствие благодати переживается как богооставленность, сопровождаемая тревогой и страхом.
Иным было представление о счастье у античного мудреца. Он видел счастье в обладании благом невозмутимости. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен и взирает на людскую суету с высоты своей холодноватой отрешенности.
Для людей, погруженных в повседневность и не претендующих на контакт с трансцендентным, счастье ассоциируется с благами обыденной жизни.
В разных обществах в разные периоды истории на первый план в понимании счастья выходят разные блага. Однако они всегда включают моменты здоровья и внешней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, личных отношений и индивидуального развития. При этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими благами как бы выше среднего уровня. Счастье означает превосходную степень. Поэтому как о счастливых или счастливчиках говорят о людях:
- здоровых, крепких, красивых, живущих долгую жизнь;
- получивших большое богатство, а с ним и повышенную свободу действий;
- обладающих достаточно высоким социальным статусом и соответствующим уважением сограждан и соплеменников;
- приобретших исключительно гармоничную любовь и дружбу;
- максимально успешно выражающих себя в труде и творчестве.
Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом.
Собственно, осознавая это или нет, мы все стремимся к такому идеальному счастью, когда все пять или по край ней мере четыре из пяти перечисленных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом о человеке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучится множеством болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Правда, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте.
Следует заметить, что в реальной действительности идеально счастливых людей практически не бывает. Как говорит старая английская пословица, «у каждого свой скелет в шкафу». Тот, кто со стороны видится купающимся в море блаженства и вызывает поэтому отчаянную зависть, может на самом деле вовсе не обладать всем набором ценимых благ или быть недовольным ими.
Итак, повседневное счастье, понимаемое как обладание благами, синтетично, оно охватывает разные грани обыденной жизни.
Нельзя не обратить внимание на то, что счастье имеет объективную и субъективную сторону. Человек может быть здоров, богат, любим, уважаем, заниматься творчеством, и все же чувствовать себя глубоко несчастным. И, напротив, веселый нищий, выпрашивая подаяние на дорогах, может легко и добродушно относиться к действительности и от души любить весь мир. Он субъективно счастлив, несмотря на свои скитания и превратности судьбы. Таким образом, между объективной и субъективной сторонами не всегда наблюдается совпадение.
Можно ли, однако, проигнорировать объективные составные счастья и свести его к состоянию сознания? Видимо, нет. Дело в том, что состояние счастья, оторванное от объективных корней, может быть создано искусственным путем. Например, в результате приема наркотиков, алкоголя или через приобщение к компьютерной виртуальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается, не реализует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удовольствие при объективном распаде не может быть названо счастьем, это лишь иллюзия, морок, мираж.
Поэтому отсутствие объективных составных счастья делает человека, живущего повседневной жизнью, несчастливым. Нищета, тяжелые болезни, отсутствие заботы близких и возможностей самореализации делают несчастным даже того, кому от природы дан веселый и благожелательный нрав.
В то же время субъективная сторона счастья играет не меньшую роль. Эта субъективная сторона не сводится только к ощущению физического комфорта, хорошего настроения, радостей и чувственных удовольствий. В субъективное переживание счастья входит и удовлетворенность собой в связи с моральными критериями. Индивид может недополучить психологических «поглаживаний», развлечений и удовольствий, но он может считать,, что честно выполнял свой долг, что совесть его чиста как перед собой, так и перед другими людьми. Он может испытывать спокойствие и радость от того, что успешно трудится, творит и по мере сил делает добро другим людям. Очень важно для субъективного переживания и осознания счастья понимание того, что ты честен с самим собой и твои дела, служащие предметом гордости и удовлетворения, — не фантазия, не фикция, а реальность.
Быть счастливым — значит чувствовать себя таковым, но чувствовать с достаточным к тому основанием. Когда индивид эмоционально положительно оценивает себя, других людей, мир в целом, когда он постоянно переживает подъем, радость, удовлетворенность от реальных деяний и отношений, можно сказать, что он счастлив.
Как мы уже выяснили, именно свобода воли дает возможность человеку поступать морально — самостоятельно и ответственно. Однако следует подробнее разобраться, какова последняя мера свободы, до какого предела простирается автономия морали, ее независимость от влечений и понуждений материального мира. Рассмотрим, как мы это делали и в других случаях, ряд подходов к проблеме. Крайние противостоящие друг другу позиции — натурализм и абсолютная автономность морали.
С точки зрения натурализма, вообще-то говоря, никакой свободы воли вовсе нет, а, значит, мораль в принципе не способна быть автономной от влечений, потребностей и страстей человека. Натуралистические концепции рассматривают волю как полностью детерминированную его потребностями и влечениями. При выборе происходит борьба мотивов, внутренних стимулов, которые основаны на объективных биологических и социальных нуждах. Потом один из мотивов, наиболее сильный, побеждает, он-то и определяет конкретное решение. При такой трактовке сам индивид, ядро его личности оказывается не более чем игрушкой страстей, желаний, влечений, следствием их взаимодействия. Свободная воля представляется, таким образом, только иллюзией, себялюбивым самообманом. Моральный человек в этом случае ничего не выбирает, как и аморальный: оба следуют тем чувствам, которые сильнее в них развиты и больше занимают их в настоящий момент.
Противоположная позиция представлена воинствующим индивидуализмом в духе Ж.-П. Сартра. Воля человека абсолютно свободна, и потому мораль совершенно автономна и не зависит ни от каких влияний: ни от боли, ни от страха, ни от нормативных требований общества. Гипертрофия свободы воли перерастает в этом случае в дикий