Художественные техники обработки пластического материала

Пластилинография

Пластилинография (рис. 49) — это сравнительно новая худо­жественная техника, которая представляет собой создание живо­писных и декоративных (стилизованных) изображений с помощью пластилина. Получаемые изображения могут быть плоскостными, полуобъемными (выпуклыми) и размещаются на горизонтальной основе.

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 49. Пластилинография

Пластилин (от греч. plastos — лепной) — это искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Из­готовляется из очищенного и размельченного порошка глины с до­бавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как ма­териал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века.

Пластилин хорошо применять при работе над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей, хотя этот мате­риал позволяет выполнять работу любого размера. Он пластичен, но достаточно упруг, и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Пластилин удобен для лепки в домашних условиях, так как не требует специального обо­рудования для хранения и его можно многократно пускать в дело, не размачивая. Изделия из этого материала могут долго сохранять форму, если не ставить их вблизи источника тепла.

В продажу поступают различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Такие его свойства, как лепкость и пластичность, во многом зависят от производителя.

Пластилин бывает однотонным и цветным. Однотонный пласти­лин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цвет­ной — реальный цвет изображаемого предмета и выразительность. Пластилин можно смешивать, получая новые цвета и оттенки.

Готовое изделие из пластилина можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в те­чение многих лет. Поделки из пластилина можно раскрашивать и покрывать лаком, предварительно обваляв изделия в муке, зубном порошке или меле (присыпка впитает в себя жир).

Разновидностью пластилина является такой интересный мате­риал, как пластика (суралин) — безвредная для здоровья масса, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Изделия из пластики не деформируются при транспортировке и не подвер­жены влиянию внешних факторов (тепло, холод, вода), что нельзя сказать о простом пластилине. Также изделия из пластики в отличие от изделий из пластилина могут отвердеть, что придаст им проч­ность. Пластификация вещества может производиться в домашних условиях: в горячей воде или духовом шкафу. Обычно это материал одноцветный, но может быть и цветным. Масса хорошо размягчает­ся руками, легко формуется. При желании можно получить другой цветовой оттенок, перемешав цветные кусочки пластики. Цвет не теряет интенсивности даже при тепловой обработке.

После термической обработки изделие можно расписывать, по­крывать лаком, шлифовать и сверлить. Возможно декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природ­ным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится сочетание приемов при выполнении изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана выполняются с помощью пластилинографии.

Материалы для пластилинографии:

1. Пластилин (скульптурная масса или моделин).

2. Стеки различной формы и размера.

3. Дощечка для лепки.

4. Основа для работы (плотный картон, ДВП, ДСП или стекло).

5. Краски гуашевые или акриловые.

6. Акриловый лак.

Этапы выполнения изделия в технике пластилинографии:

1. Выполнение эскиза будущей работы.

2. Перенос эскиза на основу.

3. Заполнение фона пластилином, смешение оттенков (если ра­бота будет полихромной).

4. Выполнение деталей в работе. Можно использовать плоскост­ной метод рисования, когда пластилин полностью размазывается на основе, а можно выполнить детали рельефным способом, делая изображение полуобъемным.

5. Выправление изображения с помощью стеки, подчеркивание композиционного центра.

6. Раскрашивание работы, если это необходимо.

7. Покрытие лаком.

Мукосоль

Мукосоль — удивительный материал, пластические свойства которого издавна отмечали в народе. Его использовали для лепки самых разных фигур (рис. 50).

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 50. Мукосоль

Он приятен на ощупь, пластичен, мягок, нежен, совершенно безвреден с точки зрения экологии и аллергенов; легко отмыва­ется и не оставляет следов. При правильном замесе мукосоль не крошится, не трескается, долго сохраняется. У этого материала прекрасная лепкость.

Тесто — единственный «живой» материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» (увеличива­ется в объеме) и выравнивает форму вылепленной вещи. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком. Окрасить можно и само тесто, добавив краситель при замешивании. С гото­вым изделием можно играть без боязни, что оно потеряет форму. Однако поделки из теста хрупки: при небрежном обращении бьются и ломаются.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили про­стейшую еду — лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. В процессе изготовления таких лепешек были подмечены пластические свойства теста, поэтому его стали использовать для выполнения предметов быта, разнообразных украшений.

Так, в Германии и Скандинавских странах была налажена целая сеть изготовления сувениров из соленого теста (венки, подковы, медальоны), которые не только украшали дом, но и служили оберегом. В странах Восточной Европы мукосоль служила основным материалом для изготовления панно.

В Китае в XVII в. большой популярностью пользуются куклы- марионетки, которые выполняли из мукосоли. А Эквадор стал одним из самых популярных центров тестопластики.

На Руси соленое тесто появилось после XVII в. Существовала традиция дарить сувениры из теста и делать из него елочные игруш­ки на рождественскую ель. Темы для изделий из мукосоли были разнообразны. Без поделок в технике тестопластики не обходился ни один праздник.

В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только в последние два десятилетия эта техника вновь приобрела свою актуальность как среди детей, так и среди взрослых.

У техники лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосоль, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготов­ления фигурок стали использовать исключительно натуральные материалы.

Выделяют несколько видов мукосоли.

Первый — монохромная мукосоль — означает использование соленого теста естественного цвета, без предварительного окра­шивания. Окрасить его можно позже, когда изделие будет уже подсушенным.

Двухцветная мукосоль подразумевает применение двух оттенков. Первый — естественный, второй — получается путем добавления в мукосоль какао-порошка.

Полихромную мукосоль предварительно окрашивают с помощью пищевых красителей.

Материалы для мукосоли:

1. Соль.

2. Мука.

3. Вода.

4. Масло растительное.

5. Стеки различных размеров и формы.

6. Дощечки для лепки.

7. Краски гуашевые или акриловые.

8. Пищевые красители.

9. Формочки.

10. Скалка.

11. Чесночница.

12. Пустые стержни от ручек.

13. Мелкие бусинки, бисер, пуговицы и т.д.

Существует несколько рецептов приготовления мукосоли:

■ рецепт № 1: мука пшеничная — 2 стакана, соль «Экстра» — 1 стакан, вода — 3/4 стакана;

■ рецепт № 2: мука пшеничная — 1 стакан, соль — 2 стакана, сухой обойный клей — 1 столовая ложка, вода — около 1 стакана;

■ рецепт № 3: мука — 2 чашки (около 200 г), соль — 1 чашка (около 200 г), вода — 3/4 чашки (около 125 мл);

■ рецепт № 4 (для тонких работ): мука — 300 г, соль — 200 г, гли­церин — 4 столовые ложки, клей для простых бумажных обо­ев — 2 столовые ложки, смешанные со 125—150 мл воды. Для замеса лучше использовать миксер: это упростит задачу, да

и тесто получится качественнее;

■ рецепт № 5: мука — 2 стакана, в муку можно добавить полстака­на сухого крахмала, соль — 1 стакан, вода — 1 неполный стакан (можно добавить 2 столовые ложки клея ПВА).

Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.

Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и еще не готовое тесто, вводя краситель при замесе, и уже готовое изделие — по поверх­ности.

Шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями: сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Изделие можно подрумянить в духовке для получения естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но, если покрыть поделку лаком, цвет снова станет ярче.

Этапы выполнения изделия в технике мукосоли:

1. В широкую миску насыпать соль.

2. Добавить воду, затем — муку. Все хорошо перемешать. Или: хорошо перемешать соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться, оно должно получиться эластичным и достаточно крутым.

3. Слепить изделие.

4. Поместить изделие в духовку для высыхания.

5. Окрасить изделие после высыхания, если это необходимо.

6. Покрыть изделие лаком.

Оставшееся тесто долго хранить нежелательно, так как теряется его первоначальный цвет — и оно становится сероватым.

Бумажная масса

Бумажная масса — это вид пластического материала, полу­чаемый из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо за­варенного крахмального клейстера. Из бумажной массы можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином.

Кроме бумажной для лепки можно использовать также опилоч- ную массу: в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают. Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Существует несколько разновидностей лепки из бумажной массы.

Папье-маше по-французски — «жеваная бумага». Оно делается из кусочков бумаги и клея (рис. 51).

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 51. Папье-маше

В зависимости от замысла соединять бумагу можно с помощью двух способов:

■ наклеивание кусочков бумаги слоями (маширование);

■ лепка из бумажной массы.

Способом маширования изготовляют маски, шары, бутафорские головы кукол, посуду и т.п.

Для оклеивания лучше использовать газеты или рыхлую оберточ­ную бумагу. Лучше ее разрывать на кусочки, а не резать. Если маширование производится по форме, с которой готовое изделие будет сниматься, то эту форму предварительно смазывают вазелином. Клей можно наносить на целый кусок бумаги, от которого потом от­рывать кусочки и наклеивать. Можно смазать часть кусочков клеем широкой кистью на подносе, газете или куске линолеума, а можно и просто окунать кусочки в клей и покрывать ими форму. Кусочки нужно клеить внахлест, плотно прижимая к форме пальцами. Для кривых поверхностей нужны мелкие кусочки бумаги, а для плоских участков больше подходят бумажные полоски. Чтобы равномерно оклеить форму, можно делать один слой из черно-белых газет, а следующий — из цветных газет или оберточной бумаги. И так чередовать слой за слоем. Нельзя делать сразу много слоев (только 2 — 3). Предыдущие слои должны хорошо просохнуть. Количество слоев зависит от необходимой жесткости изделия.

Для большей прочности изделие можно не снимать с формы. Сушить его нужно при комнатной температуре, так как при на­гревании (к примеру, на радиаторе парового отопления) оно может деформироваться и высыхать неравномерно.

Для придания изделию большей гладкости его можно прошку- рить наждачной бумагой, а потом оклеить кусочками папиросной бумаги или бумажными салфетками, хорошо их разглаживая.

Если для наклеивания используется готовая форма, то после оклейки и просушки изделие нужно снять с формы, проведя тупым ножом между формой и папье-маше.

Если оклеивался шар или другой объемный предмет, то полу­ченную оболочку нужно разрезать пополам (или на большее коли­чество частей — по необходимости). В этом случае изделие нужно будет склеить при помощи бумажных или тканевых полос по всем направлениям.

Если форма должна быть довольно объемная, а времени на про­сушку немного, то можно «набрать» объем, используя комки и жгу­ты из мятой газеты или другие легкие предметы. Их наклеивают на имеющуюся поверхность при помощи клейкой ленты и затем облепляют бумажной массой.

Лепка из бумажной массы (рис. 52) осуществляется следующим образом. Для приготовления массы газеты (туалетную бумагу) нуж­но нарвать или нарезать мелкими кусочками (размером 1,5 * 1,5 см) и замочить в горячей воде, затем отжать, разорвать на мелкие ку­сочки и небольшими порциями смешать в миксере с клейстером или клеем. Все хорошо вымесить. Готовая смесь должна немного липнуть к рукам. Такая масса может храниться в полиэтиленовом пакете в холодильнике и употребляться по мере надобности. Если при хранении масса станет жидкой, ее нужно отжать и добавить еще клея.

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 52. Лепка из бумажной массы

Если используют форму, то ее предварительно смазывают вазелином. Затем берут небольшие кусочки массы, разминают в лепешечки и раскладывают по форме, хорошо придавливая по всей поверхности. Разглаживают слой, чтобы он был более-менее равномерным и не было просветов. Каждый слой нужно хорошо просушить. Слои не должны быть толстыми, так как иначе масса высохнет только сверху, а внутри может загнить.

Из бумажной массы можно делать невысокие рельефы. Для продавливания линий, ямок и прочих углублений в рельефе можно использовать черенки от кисточки, тупые ножи, ложки.

Изделия, выполненные из бумажной массы, можно окрасить, не дожидаясь, пока они высохнут, а затем покрыть лаком.

Когда изделие просушено, снято с формы, его нужно протереть изнутри от вазелина, загрунтовать сверху водоэмульсионной кра­ской, просушить и расписать красками — гуашью с добавлением клея ПВА, цветной тушью. Окрашенное и просушенное изделие можно покрыть лаком. Тогда появится красивый блестящий слой, и к тому же краска будет хорошо закреплена. Лак может быть различным: полиуретановым, масляным паркетным, нитроцеллюлозным. Для небольших поверхностей можно использовать про­зрачный (а в некоторых случаях и цветной) лак для ногтей. Можно также покрыть все изделие несколько раз клеем ПВА. Блеск при этом будет в отличие от лака более матовым.

Материалы для бумажной массы:

1. Бумага (туалетная, газетная) или мелкие опилки, ячейки из-под яиц.

2. Вода.

3. Миска.

4. Клей ПВА или клейстер.

5. Красители.

6. Краски гуашевые или акриловые.

7. Стеки разной формы и размеров.

8. Дощечки для лепки.

9. Каркас (любая емкость или основа).

10. Миксер (при необходимости).

Рецепт клейстера для бумажной массы:

1. В миске взбить венчиком чашку муки с чашкой воды.

2. Добавить еще две чашки воды и хорошо перемешать, чтобы не было комков.

3. Перелить смесь в кастрюлю и довести до кипения, непрерывно помешивая. Дать полностью остыть.

4. Для хранения плотно укутать клейстер полиэтиленовой плен­кой и поставить в холодильник. Он может стоять несколько дней.

Можно приготовить смесь из бытового клея ПВА с водой (2:1) или купить нетоксичный клейстер.

Рецепт папье-маше:

1. Сложив газету в несколько слоев, нарезать или нарвать ее на квадраты размером 1,5 х 1,5 см.

2. Уложить их свободно в кружку доверху.

3. Бумагу можно положить в миксер. Покрыть водой и смеши­вать небольшими порциями. Можно замочить бумагу в горячей воде и через 3 ч размесить для получения массы.

4. Сцедить воду через сито.

5. Положить массу в миску. Добавить столовую ложку смеси клея с клейстером.

6. Хорошо все вымесить. Добавить больше клеящей смеси, пока масса не начнет немного липнуть. Хранить массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Этапы выполнения изделия в технике лепки из бумажной массы:

1. Приготовление бумажной массы.

2. Нанесение массы на основу или каркас.

3. Шлифовка изделия с помощью наждачной бумаги.

4. Покрытие изделия грунтом.

5. Раскрашивание изделия красками.

6. Покрытие изделия лаком.

Лепка из глины и пластики

Одними из самых распространенных пластических материалов по праву считаются пластилин и глина. Однако сегодня стал попу­лярен такой материал, как пластика, который по своим свойствам очень напоминает глину, но имеет свои отличительные особенности.

Изделия, получаемые при работе с глиной и пластикой, можно было бы обозначить как керамику. Керамикой признаются изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с ми­неральными добавками, изготовляемые при высокой температуре с последующим охлаждением.

Говоря о становлении специфики обработки глины, нужно от­метить, что еще в эпоху мезолита люди обратили внимание на то, что глина при увлажнении становится мягкой, и поэтому из нее удобно лепить разные предметы. Оставленный на глинистой почве след от ноги привел человека к мысли о лепке как способе создания различных сосудов.

Техника обжига также была открыта случайно. Обмазанную глиной корзину, которая намокла от дождя, оставили у огня, что­бы просушить, после чего поверхность корзины стала прочной и водонепроницаемой. Так были открыты новые свойства глины, благодаря чему сосуды стали пригодными для хранения жидкости и пищи.

Со временем изготовление глиняной посуды не потеряло своей актуальности, но технология изготовления претерпела некоторые изменения, которые касаются не столько этапов создания керами­ческих изделий, сколько их предназначения. Расширился диапазон функционального назначения изделий из глины. Их использовали в быту, при украшении архитектурных сооружений, для создания произведений скульптуры, изготовления сувениров и т.д.

В настоящее время на основе синтеза свойств глины и пласти­лина появился новый материал — пластика, также известный как полимерная глина. Это синтетическая масса, которая по своим свойствам напоминает пластилин, но при обработке приобретает свойства глины. В основном из пластики делают украшения, брело­ки, небольшие скульптуры, различные предметы дизайна. Преимущества пластики в том, что она лучше держит форму, не прилипает к рукам и почти не пачкает их. При этом изделия сохраняют проч­ность и могут долго служить.

Существует два вида пластики: самозастывающая пластика, не требующая дополнительной обработки, и пластика, которой необ­ходима тепловая обработка.

После вскрытия упаковки пластику необходимо полностью ис­пользовать, иначе она засохнет и будет не пригодна для дальнейшей работы. Если же все-таки пластика осталась после работы, то ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и положить в теплую воду на срок не более 2 дней. После этого ее обязательно нужно использовать.

Отличие пластики от глины и пластилина в том, что она тверже пластилина и труднее разминается в начале работы, детали, вы­полненные из пластики, хуже присоединяются друг к другу, если пластику плохо подготовить к работе.

Материалы для работы с глиной:

1. Глина (белая, серая, серо-зеленая, голубая, терракотовая).

2. Стеки различного размера и формы.

3. Станок для выполнения круглой скульптуры или рельефа. Воз­можно использование гончарного круга для изготовления посуды.

4. Вода в емкости для обмазывания изделия.

5. Влажная и сухая тряпочки.

Этапы выполнения изделия из глины (рис. 53):

1. Составить эскиз будущей работы.

2. Разместить комок глины на станке.

3. Используя различные приемы лепки, создать пластический образ, отраженный в эскизе.

4. При работе с глиной периодически смачивать водой изделие, протирать руки, сглаживать поверхность.

5. Просушить изделие либо на открытом воздухе, либо в муфель­ной печи для обжига.

6. После обжига раскрасить изделие темперными или акрило­выми красками (можно использовать гуашь).

7. Покрыть поверхность акриловым лаком.

8. Для глазурирования покрыть изделие глазурью (краска, сме­шанная с глиной), обжечь его в печке, затем покрыть лаком.

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 53. Лепка из глины

Материалы для работы с пластикой:

1. Доска (фанера, дерево и т.д.).

2. Бумага (для уже готовых изделий или деталей).

3. Емкость с водой.

4. Влажные салфетки.

5. Нож, стеки.

6. Деревянная, тонко наточенная палочка (например, шпажка или карандаш).

7. Зубочистки.

Этапы выполнения изделия из пластики (рис. 54):

1. Составить эскиз будущей работы.

2. Отрезать стекой или ножом кусочек пластики, необходимый для основной части изделия.

3. Смочить кусок пластики и руки водой.

4. Сформировать из кусочка пластики вращательным и движе ниями ладоней шар.

5. Положить шар на деревянную доску, прижать его, образуя плоскую основу будущего изделия.

6. Аккуратно наметить пальцами контуры образа.

7. Вытянуть детали образа.

8. С помощью зубочистки сделать контуры более четкими, про рисовать детали.

9. Смоченными в воде пальцами сгладить все неровности

10. Дождавшись полного затвердевания изделия, раскрасить его акриловыми красками. Это можно сделать как в реалистичной манере, так и используя стилизацию.

11. Роспись стоит выполнять акриловыми красками или какими- либо другими, но обязательно предназначенными для глины или пластики.

12. После высыхания красок изделие можно покрыть лаком.

художественные техники обработки пластического материала - student2.ru

Рис. 54. Лепка из пластики

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Разработайте презентацию по одной из техник работы с пла стическими материалами.

2. Выполните изделие в технике пластилинографии (плоскостной или полуобьемной).

3. Выполните изделие в технике мукосоли (монохромной и по лихромной).

4. Выполните изделие в технике папье-маше.

5. Выполните изделие в технике лепки из бумажной массы.

6. Выполните изделие из глины (реалистичное или стилизован ное).

7. Выполните изделие из пластики.

Наши рекомендации