По признаку трехмерного объема.
Круглая скульптура. Ее произведения свободно располагаются в пространстве, т.е. она предполагает круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет разновидности:
■ статуя — фигура располагается в полный рост;
■ скульптурная группа — две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое;
■ статуэтка — скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин;
■ торс — скульптурное изображение туловища человека;
■ бюст — погрудное изображение человека;
■ голова — скульптурный портрет человека, ограниченный изображением головы.
Еще одна разновидность круглой скульптуры — кинестетическая. Она не требует обхода, она сама себя демонстрирует благодаря совершаемым движениям.
Рельеф. Изображение располагается на плоскости, которая служит фоном. Основное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколько разновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости.
Месторасположение рельефа влияет на его высоту:
Ø барельеф — рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и параллельной ему передней плоскостью;
Ø горельеф — рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горельефа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Горельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;
Ø контррельеф — углубленный рельеф, не выступающий на поверхности, а вынимающий объем из поверхности;
Ø смешанный рельеф — имеет элементы нескольких видов рельефа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изображение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.
2. По содержанию и функциям.
Монументально-декоративная. Непосредственно связана с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой.
Декоративная. Предназначена для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создает определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. Декоративная скульптура бывает:
■ садово-парковая — размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);
■ городская — располагается на улицах города, делает порой безликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными:
— памятники, посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;
— пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля (например: скульптура Ю.В.Никулина у Московского цирка на Цветном бульваре; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин» на Арбате в Москве);
— аллегоричная скульптура, передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведения скульптуры, посвященные сказочным персонажам, историческим событиям (например: скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества: «Пермяк — соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);
— скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например: памятник собаке, жестоко убитой в метро; скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре; скульптура «Поцелуй»; скульптура «Домушник», прикрепленная к окну жилого дома).
Станковая. Имеет самостоятельное значение и более интимный характер, не связана напрямую с архитектурой, ландшафтом. Станковая скульптура не предназначена для какого-то определенного места: на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается. Станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках.
Скульптура малой формы. Многогранна по своей сути, включает широкий круг произведений, различных по характеру, функциям и жанрам.
Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений.
Мелкая пластика. Произведения небольшого, миниатюрного размера. Самым древним видом мелкой пластики считается искус- ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изображения назывались инталиями, которые в разные культурно- исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики — резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо-холмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют важного значения в жизнедеятельности человека (например, брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений). С другой стороны, они несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.
3. По степени приближения к реальным объектам окружающей действительности:
■ реалистичная — через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;
■ аллегоричная — напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяющих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.
Разновидность аллегории — персонификация, обозначающая воплощение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. Например: Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, воплощающая свободу;
■ абстрактная — заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом неважно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, четче, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например: «Женщина, расчесывающая волосы» А.Архипенко; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К.Бранкузи).
4. По признаку формы:
■ памятник — самая распространенная форма скульптуры, основная задача которой — сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;
■ монумент — очень близок к памятнику. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях.
На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Однако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величествен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например: монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке; монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.). В-третьих, расположение памятника всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя.
Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие;
■ надгробие — близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры, также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;
■ жанровая скульптура — отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может бытьреалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе с использованием различных жанров искусства. Перечислим жанры скульптуры.
Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.
Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существовало несколько направлений. Первое направление связано с сохранением натурализма в изображениях животных, второе — представлено произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна — от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.
Портрет. Портрет есть создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования. Одни скульпторы при создании портрета стремятся к натурализму (человек изображается таким, какой он есть); другие — идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окружающих или каким представляет его автор портрета).
Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило появление разновидностей портрета:
Ø камерный — отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется неформальное отношение автора к модели;
Ø парадный — выглядит более торжественно и вместе с тем от- страненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты власти и т.д.);
Ø портрет-жанр — не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра — портрет и исторический жанр, статуя Аполлона — портрет и мифологический жанр. Бытовой жанр. Предполагает раскрытие в скульптуре тем повседневной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторона произведений бытового жанра затрагивает очень глубокие темы, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.
Исторический и мифологический жанры. Они имеют более длительную историю развития. Темы истории, мифологии и религии издавна волновали скульпторов, ибо каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или религиозных сюжетов.
Бытовой, мифологический и исторический жанры менее распространены в скульптуре.
Натюрморт и пейзаж. Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для произведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скульптурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.
Жанр фрагмента. Жанр предполагает создание отдельных элементов человеческого тела, фрагменты объектов природы и предметы. Художественным стимулом к развитию фрагмента были обломки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали предметом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели независимость в скульптуре.
Содержание скульптуры неразрывно связано с материалом. Материал, с одной стороны, задает направление в формообразовании, приводя к раскрытию пластического образа. С другой стороны, характер формы диктует выбор материала. В триаде «содержание — форма—материал» форма выступает связующим элементом, посредником между замыслом и возможностью его воплотить. Скульптурный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаимодействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу,
а художественную ценность приобретет с помощью замысла. Каждый из компонентов триады вносит свою лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изначально нацеливает скульптора на развитие идеи замысла. Примером служит работа О. Родена «Ева», которую он выполнил в бронзе и мраморе. Восприятие этих произведений различно. Это доказывает, что выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел.
3.2.