Обследование предметов и объектов окружающей действительности детьми дошкольного возраста
Мама с восьмимесячным малышом играет на полу со строительным набором, состоящим из легких геометрических пластмассовых форм разных цветов и размеров. Протягивает сыну большой кубик: «Посмотри, какой большой кубик. Ой, он такой озорник. Смотри, как он старается спрыгнуть с моих ладошек на пол и покатиться. Давай ему поможем. Ну-ка покати его». Ребенок пытается катить куб по полу, у него не получается. Сделав одно-два вращения, кубик останавливается. «Давай посмотрим, что же ему мешает. Да тут же уголки у него, потрогай. Видишь, как их много, они как рожки у козленка. Вот они-то и мешают кубику катиться. Как ты думаешь, а есть еще здесь кубики, похожие на этот? Ребенок начинает искать взглядом, трогать руками все предметы. И наконец находит маленький кубик, удивленно рассматривает его. «Молодец, умница, ты нашел кубик. Только посмотри, этот кубик маленький, а наш большой. Но у него тоже есть уголочки. Интересно, а он сможет покатиться?» Малыш бросает маленький кубик, но тот не катится. «Значит, все кубики из-за уголочков не могут кататься по полу».
Такое же изучение следует проводить и в отношении композиционных закономерностей, но с детьми 1,2— 1,5 года.
Во время рисования красками педагог сообщает, что сегодня дети будут рисовать небо и траву. (В группе не должно быть больше пяти детей.) «Небо у нас бывает разное: красное, желтое, синее, голубое, розовое. У него бывает разное настроение. Посмотрите, как оно может выглядеть». Педагог показывает картинки, фотографии, репродукции, поясняя каждое изображение. «Но наше небо так дружит с землей и травкой, что они всегда находятся рядом друг с другом. Посмотрите...» И педагог показывает изображение, где четко видна линия горизонта. «Погуляйте пальчиком по этой полосочке, смотрите, какая она ровная, длинная, как долго пальчик по ней гуляет. А где же здесь полосочка?» Педагог показывает другие картинки. Дети пальчиками начинают тыкать в линию горизонта. «А теперь мы с вами тоже нарисуем такую полосочку и подружим небо с землей».
Такие упражнения, плавно подводящие к изобразительной деятельности, помогают малышам закрепить зрительный образ и его представления о нем в своем рисунке. Не всегда дети могут провести линию горизонта по всей ширине листа, сохраняя при этом ее ровность. Но то, что они сами это пробуют делать, уже хороший признак. Затем начинается заполнение красками поля, предназначенного для неба, потом дети подбирают цвета для земли. Удивительно, что малыши в состоянии не только проделать это, но и каким-то внутренним чутьем выбрать такие цвета, получить такие оттенки, которые гармонично сочетаются с цветом неба. Ни один ребенок не взял готовый цвет для неба и земли. Для него интереснее смешивать краски, видеть, как меняется цвет. Это еще раз убеждает нас в том, что овладение изобразительной грамотой нужно начинать с изучения цвета. Именно цвет помогает понять выразительные возможности формы, композиции. Поразительно, что после таких занятий в свободной деятельности малыши начинают пользоваться усвоенными композиционными закономерностями. К двум с половиной годам маленький художник уже не представляет себе пейзажа без линии горизонта. В его рисунке появляется плановость. Он уже может вдалеке нарисовать маленькие объекты, а на переднем крае расположить крупные.
Используя не только многостороннее обследование изучаемого явления, но и разные техники, раскрывающие то или иное композиционное правило, мы тем самым создаем условия, чтобы дети без напряжения и особых сложностей усваивали основы композиции.
Композиционные закономерности не ограничивают изобразительные возможности дошкольников, а расширяют их, делая работы интереснее, разнообразнее. Без этих правил в старшем дошкольном возрасте очень часто используется множество изобразительных стереотипов (скудное цветовое решение, обедненная композиция). Однофризовая композиция не есть особенность детского рисунка. Это показатель примитивизма, следствие стереотипности, которая возникает по вине педагогов, считающих, что композиция — это сложное явление в искусстве, недоступное детскому восприятию. Однако в раннем возрасте не только можно, но и нужно знакомить детей с композицией. И чем систематичнее будет проходить это знакомство, тем эффективнее окажутся результаты.
Игры-упражнения
«Затейливая линия». Цель — формировать представление детей о линии горизонта. Детям предлагают два набора карточек. Один состоит из фотографий-репродукций произведений живописи и графики, картинок, где четко видна линия горизонта (важно, чтобы на карточках она по-разному располагалась: была ниже середины листа, выше, по центру и т. д.). Второй набор — карточки, на которых линия горизонта проведена схематично. Дошкольникам необходимо подобрать карточки так, чтобы совпала и фотография, и схема по характеру использования линии горизонта.
«Дружим небо и землю». Цель — формировать у детей умение проводить линию горизонта в различных соотношениях между небом и землей. Листок бумаги намочить водой. Дать малышу две кисточки для каждой руки, предложить поставить обе кисточки рядом и провести сплошную линию по всей ширине листа. А далее малыш закрывает той кисточкой, которой проведена верхняя линия неба, подбирая цвета, которые, по его мнению, соответствуют выбранному настроению. Другой кисточкой, которой проведена нижняя линия, закрывается земля (трава, море и т.д.).
«Дальняя дорожка». Цель — формировать общие представления о линейной перспективе. Лист бумаги закрывают общим фоном (цвета по выбору ребенка). Ребенок в любом месте ставит одну точку двумя кисточками, проводит две линии двумя кисточками так, что они расходятся к переднему краю листа, получается треугольник. Треугольник закрывается любым цветом, обозначающим дорожку. По обе стороны от треугольника широкой щетинной кисточкой рисуется трава. На дальнем плане зубной щеткой можно нанести небольшие вертикальные мазки, имитирующие лес.
«Городской пейзаж». Цель — продолжать формировать представления о линейной перспективе. На листе бумаги провести горизонтальную полоску, обозначающую линию горизонта, закрыть небо, землю. Тонкой кисточкой, смоченной растительным маслом, провести две диагональные линии, направляемые из разных углов. В одном из двух боковых треугольников, полученных от пересечения диагональных линий, провести вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы треугольника. Вертикальные линии могут изображать фонарные столбы. Чтобы рисунок фонарей был законченным, в местах завершения вертикальных линий поставить отпечатки пальцев. На самом ближнем столбе сделать отпечаток большим пальцем, на следующем — указательным и так далее: по мере удаления отпечатки уменьшаются. В другом боковом треугольнике провести вертикальные, слегка извилистые линии разной толщины, изображающие стволы деревьев. Кроны деревьев можно изобразить, используя технику диатипии.
Организация пространства сложной многоплановой композиции (рис. 18). К 3 — 4 годам у дошкольника появляется первый замысел, сюжет, который он пытается выразить средствами композиции. И хотя дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, педагогу следует направлять работу, поскольку композиция определяет содержание, делает ее законченной.
Рис. 18. Примеры упражнений на равновесие композиции
Построение начинается почти всегда с главного, и только потом изображаются остальные объекты. Часто смысловой центр становится и композиционным центром работы. Чтобы выделить смысловой центр, можно использовать различные приемы изоляции или контраста. Но все эти приемы, правила, законы композиции дошкольники могут освоить при умелом и педагогически оправданном руководстве педагога.
В обучении детей дошкольного возраста основам композиции можно выделить задачи, которые можно сгруппировать следующим образом:
м о т и в а ц и о н н ы е:
- вызвать интерес детей к изучению композиционных закономерностей в ходе ознакомления с произведениями искусства и в процессе собственного творчества;
- формировать у детей эстетическую потребность продумывать композицию рисунка в соответствии с замыслом и характером образа;
- побуждать детей выражать свое эмоциональное отношение к объектам окружающей действительности через определенные композиции образов, подчеркивая их характер, структуру;
развивающ е-в оспитательные:
- воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия природы, произведений искусства;
- расширить словарь детей специальными терминами;
- развивать мышление, воображение, внимание, память в процессе изучения композиционных закономерностей;
- обучающие:
- расширить систему знаний по основам композиции: знания об особенностях построения художественного образа; о частных закономерностях композиции, таких как формирование пространства и объема, равновесие, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, динамика и статика), и их форм, придающих работе единство и цельность, соподчинение элементов образа; знания о взаимодействии композиции с другими средствами выразительности, используемыми для воплощения замыслов;
Рис. 19. Композиционные закономерности:
1—3 — формат; 4 — открытая композиция; 5 — закрытая композиция; б — целостность; 7—8 композиционный центр; 9 — симметрия; 10 — асимметрия; 11 — воздушная перспектива; 12 — линейная перспектива; 13 — статика; 14 — динамика; 15 — ритм; 16—17— равновесие; 18 — декоративность; 19 — контраст; 20 — тон;21 — светотень
- учить передавать характерные признаки предметов и явлений окружающей действительности, отражая собственное отношение к ним средствами композиционных закономерностей;
- продумывать композицию выразительного образа;
- формировать практические умения, необходимые для организации плоскости листа: использовать точку как выразительное средство, проводить линии в различных направлениях, преобразовывать пятна в образ, изображать разные геометрические фигуры и формы.
В качестве одного из средств обучения дошкольников основам композиции целесообразно использовать схемы, обозначающие отдельную композиционную закономерность и способствующие более глубокому изучению произведения изобразительного искусства, вычленению их сути 1 (рис. 19).
Очень важны педагогический такт, умение педагога ненавязчиво, по мере усвоения материала и необходимости вводить новые сведения, формируя систему знаний, ориентируясь на готовность ребенка к их принятию и самостоятельному применению в различных ситуациях.
Контрольные вопросы
1. Какие задачи решаются в процессе обучения детей дошкольного возраста основам композиции?
2. С какого возраста целесообразно, по вашему мнению, начинать знакомство с композиционными закономерностями?
3. Какие сложности могут возникать у педагога в процессе обучения основам композиции?
1. См.: Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Композиция. — Обнинск, 1996
Глава 5
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА