Функции детского изобразительного творчества
Компенсаторная функция (изобразительное творчество как утешение) направлена на сохранение и восполнение психического равновесия, эстетически-духовного дефицита, переживаемого детьми в реальной жизни. Условно можно выделить несколько аспектов компенсаторной функции:
- отвлекающий — возникает при необходимости переключить ребенка с одного вида деятельности на другой;
-утешающий — реализуется при самой легкой степени нарушения эмоционального состояния дошкольника;
- корректирующий — активизируется при возникающих серьезных психологических расстройствах, сопровождающихся неадекватной реакцией детей на происходящее.
Познавательно-эвристическая функция (изобразительное творчество как знание и просвещение). Познавательное содержание изобразительного творчества заключается в определении объема художественной информации, доступной, интересной и необходимой детям для создания собственных художественных образов. Эвристическое содержание является для дошкольника открытием, а его усвоение обеспечивает овладение исторически сложившимся опытом в области искусства для последующего его использования в собственном творчестве.
Художественно-концептуальная функция (изобразительное творчество как анализ красоты окружающего мира). Ребенок как художник перерабатывает собственные наблюдения, эстетические впечатления, переживания и т.д., полученные из окружающей жизни, и, преломляя их через собственный изобразительный опыт и художественную интуицию, создает целостную «художественную концепцию», приобретающую образную форму.
Функция предвосхищения (изобразительное творчество как предположение). Предвосхищение процесса и результата деятельности на занятиях по изобразительному искусству питает детское воображение и обеспечивает овладение детьми знаниями, умениями и навыками.
Коммуникативная функция (изобразительное творчество как общение) способствует построению ребенком контактов с окружающими, миром искусства и природой.
Информационная функция (изобразительное творчество как сообщение). В ходе занятий изобразительным искусством дети получают определенный объем информации, таким образом, изобразительное творчество является специфическим каналом связи и служит обобществлению индивидуального опыта ребенка в области искусства.
Катарсическая функция (изобразительное творчество как духовное очищение) обеспечивает эстетическое переживание при восприятии произведений изобразительного искусства, способствует снятию психологического напряжения, потрясения, вызывает удивление, без которых невозможно создать условия для творческого развития детей.
Воспитательная функция (изобразительное творчество как воспитание) содействует формированию у дошкольника положительного эстетического отношения к себе, близким, окружающему миру, искусству.
Созидательно-преобразовательная функция (изобразительное творчество как создание и преобразование образов) обеспечивает овладение детьми основами изобразительной грамоты и преобразование образов действительности в доступные художественно-выразительные образы.
Социализирующая функция (изобразительное творчество как средство социального развития) направлена на усвоение художественно-социального опыта на занятиях изобразительным искусством, который является основой формирования личности ребенка.
Социально-организаторская функция (творчество как средство создания развивающей среды) позволяет создавать художественно- эстетическую предметно-пространственную развивающую среду на основе художественно-изобразительного опыта, приобретенного детьми на занятиях изобразительным искусством.
Эстетическая функция (изобразительное творчество как формирование эстетических ценностей) способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, позволяющего им созидать и преобразовывать действительность по законам красоты.
Гедонистическая функция (изобразительное творчество как наслаждение) обеспечивает доставление детям эстетического удовольствия, наслаждения, радости, желания самостоятельно создавать что-либо.
Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-дошкольника) способствует гармоничному эстетическому развитию личности ребенка, координации формирования эмоционально- волевых, интеллектуальных и других качеств.
Развлекательная функция (изобразительное творчество как развлечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в потребность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.
Детское изобразительное творчество, выступающее как полифункциональное социальное явление, способствует формированию различных качеств творческой личности:
1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.
2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стремлением получить интересную работу, отличающуюся от других.
3.Способность находить альтернативные решения при возникающих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.
4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из различных видов детской деятельности в процессе создания выразительного образа.
5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в самостоятельной деятельности.
6.Способность творчески интерпретировать уже известные способы действия.
7. Умение вычленять простые формы в более сложных.
8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).
9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.
10. Способность гармонизировать различные выразительные средства для достижения целостности образа.
Контрольные вопросы
- Какие функции детского изобразительного творчества раскрывают его как средство арт-терапии и арт-педагогики?
- Какая функция раскрывается в приведенных примерах:
- «Дети увлеклись игрой в уголках, их необходимо организовать на занятие. В этом случае эксперименты с изобразительными материалами, включенные в игру детей, способствуют их переходу от одной активности к другой».
- «Ребенок пришел утром в сад и не хочет расставаться с родителями. В такой ситуации предложение совместно заняться творчеством может отвлечь малыша от возникших переживаний».
- Какие качества творческой личности раскрыты в представленных примерах?
У ребенка не хватает одного колеса в конструкторе, недостающее колесо он может слепить, заменить крышкой от пластиковой бутылки и т.д.
У малыша только три краски (желтого, красного и синего цвета), а нужно изобразить радугу. Соответственно необходимо найти выход — смешать имеющиеся цвета и получить недостающие.
Ребенку младшего дошкольного возраста необходимо изобразить вазочку. Для того чтобы доступным способом выполнить это задание, ему нужно в ее сложной форме вычленить более простые.