Функции детского изобразительного творчества

Компенсаторная функция (изобразительное творчество как уте­шение) направлена на сохранение и восполнение психического равновесия, эстетически-духовного дефицита, переживаемого деть­ми в реальной жизни. Условно можно выделить несколько аспектов компенсаторной функции:

- отвлекающий — возникает при необходимости переключить ребенка с одного вида деятельности на другой;

-утешающий — реализуется при самой легкой степени наруше­ния эмоционального состояния дошкольника;

- корректирующий — активизируется при возникающих серьез­ных психологических расстройствах, сопровождающихся неадекват­ной реакцией детей на происходящее.

Познавательно-эвристическая функция (изобразительное твор­чество как знание и просвещение). Познавательное содержание изо­бразительного творчества заключается в определении объема худо­жественной информации, доступной, интересной и необходимой детям для создания собственных художественных образов. Эвристи­ческое содержание является для дошкольника открытием, а его усвоение обеспечивает овладение исторически сложившимся опытом в области искусства для последующего его использования в собствен­ном творчестве.

Художественно-концептуальная функция (изобразительное творчество как анализ красоты окружающего мира). Ребенок как художник перерабатывает собственные наблюдения, эстетические впечатления, переживания и т.д., полученные из окружающей жизни, и, преломляя их через собственный изобразительный опыт и худо­жественную интуицию, создает целостную «художественную концеп­цию», приобретающую образную форму.

Функция предвосхищения (изобразительное творчество как предположение). Предвосхищение процесса и результата деятельно­сти на занятиях по изобразительному искусству питает детское во­ображение и обеспечивает овладение детьми знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативная функция (изобразительное творчество как общение) способствует построению ребенком контактов с окружаю­щими, миром искусства и природой.

Информационная функция (изобразительное творчество как сообщение). В ходе занятий изобразительным искусством дети по­лучают определенный объем информации, таким образом, изобра­зительное творчество является специфическим каналом связи и служит обобществлению индивидуального опыта ребенка в области искусства.

Катарсическая функция (изобразительное творчество как духов­ное очищение) обеспечивает эстетическое переживание при вос­приятии произведений изобразительного искусства, способствует снятию психологического напряжения, потрясения, вызывает удив­ление, без которых невозможно создать условия для творческого развития детей.

Воспитательная функция (изобразительное творчество как вос­питание) содействует формированию у дошкольника положительно­го эстетического отношения к себе, близким, окружающему миру, искусству.

Созидательно-преобразовательная функция (изобразительное творчество как создание и преобразование образов) обеспечивает овладение детьми основами изобразительной грамоты и преобразо­вание образов действительности в доступные художественно-вы­разительные образы.

Социализирующая функция (изобразительное творчество как средство социального развития) направлена на усвоение художественно-социального опыта на занятиях изобразительным искус­ством, который является основой формирования личности ребенка.

Социально-организаторская функция (творчество как средство создания развивающей среды) позволяет создавать художественно- эстетическую предметно-пространственную развивающую среду на основе художественно-изобразительного опыта, приобретенного детьми на занятиях изобразительным искусством.

Эстетическая функция (изобразительное творчество как фор­мирование эстетических ценностей) способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, позволяющего им созидать и преобразо­вывать действительность по законам красоты.

Гедонистическая функция (изобразительное творчество как на­слаждение) обеспечивает доставление детям эстетического удоволь­ствия, наслаждения, радости, желания самостоятельно создавать что-либо.

Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-до­школьника) способствует гармоничному эстетическому развитию личности ребенка, координации формирования эмоционально- волевых, интеллектуальных и других качеств.

Развлекательная функция (изобразительное творчество как раз­влечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в по­требность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.

Детское изобразительное творчество, выступающее как полифунк­циональное социальное явление, способствует формированию раз­личных качеств творческой личности:

1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.

2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стрем­лением получить интересную работу, отличающуюся от других.

3.Способность находить альтернативные решения при возника­ющих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.

4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из раз­личных видов детской деятельности в процессе создания выразитель­ного образа.

5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в само­стоятельной деятельности.

6.Способность творчески интерпретировать уже известные спо­собы действия.

7. Умение вычленять простые формы в более сложных.

8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).

9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.

10. Способность гармонизировать различные выразительные сред­ства для достижения целостности образа.

Контрольные вопросы

  1. Какие функции детского изобразительного творчества раскрывают его как средство арт-терапии и арт-педагогики?
  2. Какая функция раскрывается в приведенных примерах:
  3. «Дети увлеклись игрой в уголках, их необходимо организовать на занятие. В этом случае эксперименты с изобразительными материалами, включенные в игру детей, способствуют их пере­ходу от одной активности к другой».
  4. «Ребенок пришел утром в сад и не хочет расставаться с роди­телями. В такой ситуации предложение совместно заняться твор­чеством может отвлечь малыша от возникших переживаний».
  5. Какие качества творческой личности раскрыты в представленных при­мерах?

У ребенка не хватает одного колеса в конструкторе, недостаю­щее колесо он может слепить, заменить крышкой от пластиковой бутылки и т.д.

У малыша только три краски (желтого, красного и синего цвета), а нужно изобразить радугу. Соответственно необходимо найти выход — смешать имеющиеся цвета и получить недостающие.

Ребенку младшего дошкольного возраста необходимо изобра­зить вазочку. Для того чтобы доступным способом выполнить это задание, ему нужно в ее сложной форме вычленить более про­стые.

Наши рекомендации