Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (вторая половина XX в.)
Исследователь, название работы | Основные положения |
Р. Мюллер 1. Каракули дошкольника и рисование | Необходимо создавать условия для овладения детьми комплексом знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному |
Р. Майне 2. Мы рисуем и разукрашиваем с детьми | Существует зависимость уровня развития творчества от степени овладения детьми изобразительными движениями. Успех в творческом развитии зависит от формирования умения у детей решать содержательные, эмоциональные и мо- тивационные задачи при выполнении той или иной работы |
Е.А.Флерина 3. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста | Детское изобразительное творчество — это сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2—4 года) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, так как не строится на замысле ребенка. Однако комбинирование форм, первичное, возникновение образа (начало работы воображения) важно для дальнейшего формирования сознательного творчества | |
Б. М. Теплов 4. Психологические проблемы художественного воспитания | Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности |
Б.Джефферсон 5. Обучение детей искусству | Можно стимулировать ребенка совершенствовать свой рисунок в полной мере его возможностей, но считать эту же детскую работу абсолютным совершенством невозможно |
Н. П. Сакулина 6. Рисование в дошкольном детстве | Детское изобразительное творчество — это способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала | |
А. А. Волкова 7. Детское творчество | Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитываться и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать у него способность к творчеству. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное |
И. Я. Лернер 8. Дидактические основы методов обучения | Основные черты творческой деятельности ребенка: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно, когда учат знаниям и умениям |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
Н. А. Ветлугина 9. Художественное творчество и ребенок | Раннее художественное творчество имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов |
Т. С. Комарова 10. Дети в мире творчества | Детское изобразительное творчество — это создание ребенком субъективного (значимого для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманной ребенком), придумывание к известному новых, ранее не использовавшихся деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений |
Т. Г. Казакова 11. Изобразительная деятельность дошкольников | Детское изобразительное творчество — это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения |
С.Лэнглер 12. Философия в новом ключе | В практике обнаруживается взаимосвязь детского творчества с искусством, которое представляет собой процесс создания форм, символизирующих че- |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
ловеческие чувства. Детское искусство представляет собой сознательные усилия детей упорядочить цвета, формы, линии, звуки, движения и другие сенсорные явления, чтобы выразить свои идеи и чувства о самих себе и мире | |
Д. Бленд 13. Искусство и ребенок | Искусство для ребенка есть нечто большее, чем просто рисование картинок или создание поделок. Искусство для детей есть средство выражения своей индивидуальности и сообщения своих представлений о себе и своих представлений о себе и своем мире |
Р. Г. Казакова 14. Детская одаренность | В основе детского творчества лежит детская художественная одаренность, являющаяся врожденной способностью к успешному усвоению готового, накопленного человечеством художественного опыта, а также подражанию, комбинированию, импровизации и интерпретации художественных закономерностей и средств в детском изобразительном творчестве |
Н.Н. Фомина 15. Рисунки учащихся спецшкол | Основная особенность подготовки кустарей состоит в целенаправленном раскрытии творческого потенциала учащихся в процессе их эстетического развития на художественных образцах при постоянном изучении натуры, любовании ею. Развитие художественного видения и интуиции, любования природой, открытия в ней разнообразных мотивов для оформления быта в традициях народной культуры должно являться смыслом занятий |
Т.Л.Копцева16. Мир изобразительного искусства | Занятия по развитию детского изобразительного творчества — некие драматургические действия, непосредственно связанные с оформлением у детей интереса к работе художника, зрителя, |
Окончание табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
критика, предполагающие формирование у детей специальных творческих способностей, вызывающие у детей благотворные эмоции, состояние увлеченности искусством | |
А. Мелик-Пашаев 17. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства | Целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности дошкольника |
Парамонова Л. В. 18. Чтобы понимать, надо творить | Художественную культуру детям целесообразнее осваивать не в рационально-информационном ключе, а путем действенного проживания, сотвор- ческой практики |
1. Muller R. Volschulkinder Malen und Zeichnen. — Berlin, 1969.
2. Maine R. Wir Zeichnen und Malen mit den Ungsten. — Berlin, 1959.
3. Флёрина E.A. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956.
4. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. — М., 1985.
5. Jefferson В. Teachining Art to Children. The Values of Creative Expression. — Boston, 1959.
6. Сакулина H. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
7. Волкова А. А. Детское творчество // Дошкольное воспитание. — 1933. — № 7-8.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
9. Ветлугина Н.А. Методы эстетического отношения и художественного обучения // Основы дошкольной педагогики. — М., 1980.
10. Комарова Т. С. Дети в мире творчестве. — М., 1995.
Творчество — это сознательный процесс корреляции внешних впечатлений, существующих традиций в области изобразительного искусства, личностного опыта и художественно-изобразительной интуиции. И поэтому в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке, может быть раскрыт только при целенаправленном обучении.
Несмотря на наличие у малыша интуитивного подхода, проявляющегося в процессе творчества, который позволяет ему спонтанно получать интересные и необычные образы, говорить о том, что ребенку нечему учиться у взрослых, не приходится. Доказательством служит тот факт, что «родовой опыт»1 без освоения ребенком элементарных правил, законов изобразительного искусства не совершенствуется. Реализуясь на протяжении определенного возрастного периода или периодов, на более поздних этапах он не развивается, а остается на прежнем уровне. Без целенаправленного наблюдения за предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений подлинное творчество приобретает спонтанный, а не сознательный характер.
Неправомерно результаты детской деятельности в области изобразительного искусства ставить в зависимость от настроения, эмоционального состояния дошкольника. Ведь в процессе взросления ребенок постепенно учится управлять своими эмоциями, что способствует формированию у него волевых качеств. Если же взрослые, ориентируясь на одномоментность проявления внутренних сил ребенка, не будут создавать условия для стимулирования творческого начала, то высокого уровня развития творчества смогут достигнуть только одаренные дети, потенциал которых раскрывается независимо от условий развития. Остальные, даже те, у кого огромные задатки, реализовав самостоятельно, насколько это будет возможно, свой изобразительный потенциал, в определенный момент останутся на одном уровне творческого развития.
До 7 лет ребенок способен не только обогатить свой «образный» опыт, но и значительно повысить технический уровень, необходимый для реализации этого опыта в продуктах творчества. В том случае когда дошкольник не участвует в процессе целенаправленного овладения основами изобразительной грамоты, после 7 лет он останавливается в своем творческом росте, если не продолжает обучение в дополнительных школах или студиях художественного развития.
1. См.: Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. — Минск, 1991. - С. 116
Примером и доказательством данного факта служат неоднократные диагностические срезы среди взрослых людей, деятельность которых не связана с изобразительным искусством. Так, испытуемым различных возрастных и социальных категорий было предложено изобразить лето. Практически все участники нарисовали квадратный домик с треугольной крышей и трубой; на небе друг за другом на одной линии располагались облака, которые в нескольких местах разбивались образами птичек, изображенных в виде прописных галочек. Главным атрибутом неба было солнце с лучиками. Нижний край листа украшали параллельные палочки, изображавшие траву. Различия заключались только в порядке расположения названных элементов или в добавлении мелких незначительных деталей. В этом случае можно говорить о стереотипности выразительных образов как результате педагогически неоправданного руководства взрослого в области изобразительного творчества.
На основе высказываний известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов о детском творчестве сформулируем его определение.
Детское изобразительное творчество — это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт.
Контрольные вопросы
1. Когда впервые детский рисунок стая предметом изучения исследователей? Какие вопросы детского изобразительного творчества поднимались зарубежными и отечественными исследователями?
2. В чем сходство и различия теорий и концепций детского изобразительного творчества? Какие взгляды наиболее актуальны сегодня?
3. Как можно сформулировать определение детского изобразительного творчества, отразив наиболее значимые для творчества компоненты?