Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (вторая половина XX в.)

Исследователь, название работы Основные положения
Р. Мюллер 1. Каракули дошколь­ника и рисование Необходимо создавать условия для овладения детьми комплексом знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изо­бразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному
Р. Майне 2. Мы рисуем и разу­крашиваем с детьми Существует зависимость уровня раз­вития творчества от степени овладения детьми изобразительными движениями. Успех в творческом развитии зависит от формирования умения у детей решать содержательные, эмоциональные и мо- тивационные задачи при выполнении той или иной работы
Е.А.Флерина 3. Изобразитель­ное творчество детей дошколь­ного возраста Детское изобразительное творче­ство — это сознательное отражение ре­бенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, от­ражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих

Продолжение табл. 2

Исследователь, название работы Основные положения
  наблюдений, а также впечатлений, по­лученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не ко­пирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Настоя­щее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, посколь­ку в раннем возрасте (2—4 года) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, так как не стро­ится на замысле ребенка. Однако ком­бинирование форм, первичное, возник­новение образа (начало работы вооб­ражения) важно для дальнейшего фор­мирования сознательного творчества
Б. М. Теплов 4. Психологические проблемы художественного вос­питания Главное условие, которое надо обе­спечить в детском творчестве, — искрен­ность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, есте­ственно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоя­тельно, исходя из внутренней потреб­ности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции. Но систе­матическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на само­стоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдает­ся, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную дея­тельность обнаруживают иногда незау­рядные творческие способности
Б.Джефферсон 5. Обучение де­тей искусству Можно стимулировать ребенка со­вершенствовать свой рисунок в полной мере его возможностей, но считать эту же детскую работу абсолютным совер­шенством невозможно
Н. П. Сакулина 6. Рисование в дошкольном детстве Детское изобразительное творче­ство — это способность к изображе­нию, т. е. умению правильно нарисовать


Продолжение табл. 2

Исследователь, название работы Основные положения
  предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисую­щего. Эта способность выражения и является показателем детского творче­ского начала
А. А. Волкова 7. Детское творче­ство Воспитание творчества — разно­стороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (зна­ния, мышление, воображение), харак­тер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитываться и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать у него способность к творчеству. Обогатить ум ребенка разнообразными представле­ниями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматривать­ся, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче вос­производить в своем творчестве виден­ное
И. Я. Лернер 8. Дидактические основы методов обучения Основные черты творческой деятель­ности ребенка: самостоятельный перенос ранее усво­енных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным ре­шениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Творчеству можно учить, но это уче­ние особое, оно не такое, как обычно, когда учат знаниям и умениям

Продолжение табл. 2



Исследователь, название работы Основные положения
Н. А. Ветлугина 9. Художест­венное творчество и ребенок Раннее художественное творчество имеет вид импровизации. Основой про­стых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов
Т. С. Комарова 10. Дети в мире творчества Детское изобразительное творче­ство — это создание ребенком субъек­тивного (значимого для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, при­думанной ребенком), придумывание к известному новых, ранее не использо­вавшихся деталей, по-новому характе­ризующих создаваемый образ (в рисун­ке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., примене­ние усвоенных ранее способов изобра­жения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения пред­метов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариа­циями голоса и т.д.), проявление ребен­ком инициативы во всем, придумыва­ние разных вариантов изображения, ситуаций, движений
Т. Г. Казакова 11. Изобразитель­ная деятельность дошкольни­ков Детское изобразительное творче­ство — это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, ориги­нальное, проявляя воображение, реа­лизуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения
С.Лэнглер 12. Философия в но­вом ключе В практике обнаруживается взаимо­связь детского творчества с искусством, которое представляет собой процесс создания форм, символизирующих че-

Продолжение табл. 2

Исследователь, название работы Основные положения
  ловеческие чувства. Детское искусство представляет собой сознательные уси­лия детей упорядочить цвета, формы, линии, звуки, движения и другие сен­сорные явления, чтобы выразить свои идеи и чувства о самих себе и мире
Д. Бленд 13. Искусство и ребе­нок Искусство для ребенка есть нечто большее, чем просто рисование карти­нок или создание поделок. Искусство для детей есть средство выражения своей индивидуальности и сообщения своих представлений о себе и своих представлений о себе и своем мире
Р. Г. Казакова 14. Детская ода­ренность В основе детского творчества лежит детская художественная одаренность, являющаяся врожденной способно­стью к успешному усвоению готового, накопленного человечеством художе­ственного опыта, а также подражанию, комбинированию, импровизации и интерпретации художественных зако­номерностей и средств в детском изо­бразительном творчестве
Н.Н. Фомина 15. Рисунки уча­щихся спецшкол Основная особенность подготовки кустарей состоит в целенаправленном раскрытии творческого потенциала учащихся в процессе их эстетического развития на художественных образцах при постоянном изучении натуры, лю­бовании ею. Развитие художественного видения и интуиции, любования при­родой, открытия в ней разнообразных мотивов для оформления быта в тради­циях народной культуры должно яв­ляться смыслом занятий
Т.Л.Копцева16. Мир изобрази­тельного искусства Занятия по развитию детского изоб­разительного творчества — некие дра­матургические действия, непосредст­венно связанные с оформлением у детей интереса к работе художника, зрителя,

Окончание табл. 2

Исследователь, название работы Основные положения
  критика, предполагающие формирова­ние у детей специальных творческих способностей, вызывающие у детей благотворные эмоции, состояние увле­ченности искусством
А. Мелик-Пашаев 17. О про­шлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики ис­кусства Целью обучения детей художествен­ной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Самое успешное развитие зна­ний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому раз­витию личности дошкольника
Парамонова Л. В. 18. Чтобы по­нимать, надо творить Художественную культуру детям це­лесообразнее осваивать не в рационально-информационном ключе, а пу­тем действенного проживания, сотвор- ческой практики

1. Muller R. Volschulkinder Malen und Zeichnen. — Berlin, 1969.

2. Maine R. Wir Zeichnen und Malen mit den Ungsten. — Berlin, 1959.

3. Флёрина E.A. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956.

4. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. — М., 1985.

5. Jefferson В. Teachining Art to Children. The Values of Creative Expression. — Boston, 1959.

6. Сакулина H. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.

7. Волкова А. А. Детское творчество // Дошкольное воспитание. — 1933. — № 7-8.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

9. Ветлугина Н.А. Методы эстетического отношения и художественного обуче­ния // Основы дошкольной педагогики. — М., 1980.

10. Комарова Т. С. Дети в мире творчестве. — М., 1995.

Творчество — это сознательный процесс корреляции внешних впечатлений, существующих традиций в области изобразительного искусства, личностного опыта и художественно-изобразительной интуиции. И поэтому в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке, может быть раскрыт только при целена­правленном обучении.

Несмотря на наличие у малыша интуитивного подхода, прояв­ляющегося в процессе творчества, который позволяет ему спонтанно получать интересные и необычные образы, говорить о том, что ре­бенку нечему учиться у взрослых, не приходится. Доказательством служит тот факт, что «родовой опыт»1 без освоения ребенком эле­ментарных правил, законов изобразительного искусства не совер­шенствуется. Реализуясь на протяжении определенного возрастного периода или периодов, на более поздних этапах он не развивается, а остается на прежнем уровне. Без целенаправленного наблюдения за предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений под­линное творчество приобретает спонтанный, а не сознательный ха­рактер.

Неправомерно результаты детской деятельности в области изо­бразительного искусства ставить в зависимость от настроения, эмо­ционального состояния дошкольника. Ведь в процессе взросления ребенок постепенно учится управлять своими эмоциями, что спо­собствует формированию у него волевых качеств. Если же взрослые, ориентируясь на одномоментность проявления внутренних сил ре­бенка, не будут создавать условия для стимулирования творческого начала, то высокого уровня развития творчества смогут достигнуть только одаренные дети, потенциал которых раскрывается независи­мо от условий развития. Остальные, даже те, у кого огромные задат­ки, реализовав самостоятельно, насколько это будет возможно, свой изобразительный потенциал, в определенный момент останутся на одном уровне творческого развития.

До 7 лет ребенок способен не только обогатить свой «образный» опыт, но и значительно повысить технический уровень, необходимый для реализации этого опыта в продуктах творчества. В том случае когда дошкольник не участвует в процессе целенаправленного овла­дения основами изобразительной грамоты, после 7 лет он останав­ливается в своем творческом росте, если не продолжает обучение в дополнительных школах или студиях художественного развития.

1. См.: Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. — Минск, 1991. - С. 116

Примером и доказательством данного факта служат неоднократные диа­гностические срезы среди взрослых людей, деятельность которых не связана с изобразительным искусством. Так, испытуемым различных возрастных и социальных категорий было предложено изобразить лето. Практически все участники нарисовали квадратный домик с треугольной крышей и трубой; на небе друг за другом на одной линии располагались облака, ко­торые в нескольких местах разбивались образами птичек, изображенных в виде прописных галочек. Главным атрибутом неба было солнце с лучиками. Нижний край листа украшали параллельные палочки, изображавшие траву. Различия заключались только в порядке расположения названных элемен­тов или в добавлении мелких незначительных деталей. В этом случае мож­но говорить о стереотипности выразительных образов как результате педа­гогически неоправданного руководства взрослого в области изобразитель­ного творчества.

На основе высказываний известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов о детском твор­честве сформулируем его определение.

Детское изобразительное творчество — это процесс созна­тельного создания ребенком нового, субъективно и объективно зна­чимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе кото­рого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт.

Контрольные вопросы

1. Когда впервые детский рисунок стая предметом изучения исследова­телей? Какие вопросы детского изобразительного творчества под­нимались зарубежными и отечественными исследователями?

2. В чем сходство и различия теорий и концепций детского изобра­зительного творчества? Какие взгляды наиболее актуальны сегод­ня?

3. Как можно сформулировать определение детского изобразительно­го творчества, отразив наиболее значимые для творчества компо­ненты?

Наши рекомендации