Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (конец XIX — 40-е гг. XX в.)

Исследователь, название работы Основные положения
Конец XIX — начало XX в.
В. Прейер1. Душа ребенка Процесс развития детского рисунка непосредственно связан с психологиче­скими мотивами ребенка. На каждом возрастном этапе эти мотивы приоб­ретают свою, неповторимую окраску
К. Риччи2. Искусство ребенка Дети в начале творческого пути, еще ничего не умея, пытаются рисовать предметы достаточно сложной формы. Одной из любимых тем для детей ста­новится изображение человека. Детские рисунки отличаются от работ художни­ков техническим несовершенством и своеобразной передачей формы. Это связано с тем, что у детей отсутствует изобразительный опыт, а потому рису­нок становится для них неким изобра­зительным рассказом, в котором они отображают не то, что наблюдают в окружающем мире, а то, что знают о его предметах и объектах
К. Бюллер3. Духовное развитие ребенка Речь оказывает непосредственное влияние на рисование детей, поэтому рисунок выражает обобщенный смысл, а не образы, созданные на основе чув­ственного познания окружающего. Дет­ское рисование развивается в направле­нии, не свойственном для изобразитель­ной деятельности, и в период полного овладения связной речью якобы затуха­ет, подавленное более мощным сред­ством выражения понятий — речью
Ж. Люке4. Детский рисунок Детское рисование, как игра, на­правлено на создание изображения, в котором дети выражают свои впечатле­ния, ощущения, чувства доступными средствами. Рисунок создается на осно­ве представлений, которые в отношении к рисунку
     

Продолжение табл. 1

Исследователь, название работы Основные положения
  играют роль «внутренней модели». «Модель» стоит между дей­ствительностью и детским рисунком. Восприятие, дающее ребенку все новые и новые данные о действительности, воздействуют и на рисунок благодаря изменению представлений. Влияние это не прямое, а опосредствованное. Из-за того что представления ребенка доста­точно стабильны, рисунок становится схематичным. В детском творчестве на­блюдается стадийность развития: ста­дии случайного, неудачного и интеллек­туального реализма
К. Лампрехт5. Собирайте рисунки детей Этапы в детском творчестве соответ­ствуют культурно-историческим перио­дам развития искусства
Г. Кершенштейнер6. Развитие способности к рисованию В искусстве первобытных и совре­менных малокультурных народов мож­но усмотреть некоторые черты сходства с детскими рисунками. Простейшие орнаменты на сосудах первобытных на­родов напоминают первые ритмичные рисунки детей. Изображения предметов в произведениях первобытного искус­ства крайне обобщены по форме, схе­матичны. Существуют единые законы развития изобразительной деятельности детей, не зависимые ни от каких внеш­них условий и обстоятельств
Ф. Чижек7. Детское искусство Основой обучения является само­стоятельное творческое развитие детей, без какого-либо педагогического воз­действия. Для этого важно создать усло­вия, при которых дети имели бы возмож­ность расти и свободно развиваться
Ф. Итало8. Художественное воспитание раньше и теперь Экспериментирование, игра, свобо­да от постоянного руководства взрос­лых, применения сенсорных методов, уменьшение формализма в классе начали

Продолжение табл. 1



Исследователь, название работы Основные положения
  проникать в элементарную школу вместе с повышением роли искусства
Л. Тедд 9. Новый путь художест­венного воспитания юношества и детей Обучение рисованию маленьких детей целесообразно начинать, используя для этого всевозможные упражнения, за­ключающиеся в нанесении различных линий, изображении геометрических форм. При этом необходимо учить рисо­вать двумя руками одновременно с целью развития обоих полушарий головного мозга и тактильной памяти. После того как дети овладеют широкими формо­образующими движениями, они начина­ют осваивать более мелкие движения
М. Монтессори 10. Дом ребенка. Метод научной педагогики В основе развития детского творче­ства должна лежать система упражне­ний, направленная на развитие у детей сенсорных процессов путем тренировки различного рода ощущений в изолиро­ванном виде. Важно систематично и целенаправленно обучать детей начиная с раннего периода. Свободный рисунок обусловливает появление ужасных ри­сунков
Второе — четвертое десятилетия XX в.
Г.Вельфлин 11. Основные поня­тия истории искусства. Про­блема эволюции стиля в новом искусстве Основа искусства заключается в осо­бенностях проявления таких категорий, как линейность, красочность, простран- ственность и плоскость, закрытость и открытость форм, многообразие и од­нообразие средств. И в этом случае содержание самого искусства остается без внимания, а все произведение пред­стает как совокупность отдельных при­знаков, свойств и отношений
Г. Гартлауб 12. Гений в ребенке Ребенок находится во власти при­роды — материнского космоса, и по­тому его творчество бессознательно. Не ребенок создает рисунки, а сами они


Окончание табл. 1

Исследователь, название работы Основные положения
  рождаются из-под его рук. В душе ре­бенка возникают переживания, которые выражаются в линии, плоскости, объе­ме, пространстве. Для малыша его ри­сунок означает рождение нового пред­мета, его творчество создает новую действительность. Ребенку чуждо и не нужно сравнение своего рисунка с дей­ствительностью
А. В. Бакушинский 13. Художе­ственное творчество и воспита­ние Творчество развивается не под влия­нием познания окружающего, а в ре­зультате накопления родового опыта, инстинкта. В ответ на впечатления от воздействия окружающего из глубины психики ребенка сами собой всплывают соответствующие образы, обусловлен­ные родовым фактором, подсознатель­ным стимулом

1. Прейер В. Душа ребенка: Пер. с нем. — СПб., 1912.

2. Риччи К. Дети — художники. — М., 1911.

3. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.

4. Люке Ж. Детский рисунок. — Париж, 1927.

5. Лампрехт К. Собирайте рисунки детей. — М., 1909.

6. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914.

7. Чижек Ф. Детское искусство. Chejak F. Children's art. — New Jork, 1961.

8. Итало Ф. Художественное воспитание раньше и теперь // Искусство в школе. — 1969. - № 5.

9. Тэдд Л. Новый путь художественного воспитания юношества и детей. — М., 1907.

10. Монтессори М. Метод научной педагогики, примененный к детскому воспи­танию в домах ребенка. — М., 1918.

11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.; Л., 1930.

12. Гартлауб Г. Гений в ребенке. — Бреслау, 1922.

13. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследова­ния на материале пространственных искусств. — М., 1925.

Япония. В отличие от американских школ художественное вос­питание здесь было ориентировано прежде всего на развитие эсте­тического восприятия, основанного на формировании перцептивных действий. Практические занятия, называемые уроками созерцания, служили основой для последующего творческого становления детей. На этих уроках они учились вслушиваться и всматриваться в среду, которая их окружала, чтобы получить как можно больше эстетических впечатлений, на основе которых создавались художественно-выразительные образы. Эта система обучения уникальна тем, что ребенок учится не только познавать мир, но и себя в этом мире, он становит­ся гармоничным с этим миром, растворяясь в нем и оставаясь при этом личностью. Однако такой подход обусловлен многовековыми традициями японской культуры, поэтому далеко не каждая школа может полностью скопировать эту систему в своей практической деятельности.

Россия. С конца 20-х гг. XX в. и до военного периода теория сво­бодного воспитания постепенно теряла своих сторонников. На пер­вый план выступал аспект обучения детей основам искусства.

Взаимодействие обучения и творчества отмечается в трудах за­рубежных и российских исследователей детского творчества и в более поздний период (табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации