Организация и методика занятий
Занятия лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводятся занятия 1 раз в неделю.
Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость. Дежурные готовят оборудование и кладут его на отдельный стол, а дети сами оборудуют свое рабочее место. В центре полукруга, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглаженной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру - чистую, красивую, без дефектов. Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи. На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия. Если кто-то из детей нуждается в индивидуальной помощи, воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать.
В первой части занятиявоспитатель знакомит детей с предметом, который они будут изображать, ставит перед ними задачи. Это очень ответственная часть занятия - процесс формирования замысла. От того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объявления темы. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала лепку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, познакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица.
Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Соревнования на стадионе «Жукамо». Дети должны были вылепить своих насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобразить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым существам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности. Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме. Таким образом, при выборе методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных - продумывание формулировки темы имеет большое значение.
Ответственным моментом в первой части занятия является обследование предмета, формирование у детей умения смотреть. Это одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику: обследующий жест включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, требующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать у них правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком. Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию. Затем следует детальное обследование, дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Детально обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к целостному эмоциональному восприятию. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.
Вторая, основная часть занятия- выполнение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, никого не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.
Третья часть занятия- анализ и оценка детских работ. Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей. Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медвежонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы и, таким образом, закреплять полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию; например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме. После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить группами и показать родителям. Воспитатель привлекает внимание родителей к достижениям всех детей, а не только его ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.
Самые лучшие работы ставят в шкаф, где находится постоянно действующая выставка лепки. Эти работы обрабатывают парафином и сохраняют длительное время, их постоянно заменяют, стараясь, чтобы все дети были участниками этой выставки. На выставку помещают лучшие работы не группы, а каждого ребенка. Есть еще одна форма поощрения детей - персональная выставка. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям. Это делается в тех случаях, когда ребенок умеет передавать движение, использует каркасы, хорошо заглаживает поверхность, обладает незаурядной фантазией. Организация выставок лепки дает большие результаты: привлекает детей к этому виду деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество.
Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных умений, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение способов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.
Только на этой базе возможна творческая деятельность детей, поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него корзинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - бревнышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.
Вопросы для закрепления
1. Дайте характеристику основным частям занятия лепкой.
2. В чем вы видите роль воспитателя в формировании у детей замысла на занятии лепкой?
3. Как методы проведения занятий по лепке влияют на формирование у детей исполнительских и творческих способностей?
4. Как нужно проводить анализ детских лепных работ, чтобы он имел наибольшую педагогическую целесообразность?