Методика обучения детей рисованию предметов
В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования. Программа последовательного освоения изобразительных умений и деятельности на предметном содержании решается на занятиях разного типа.
Процесс ее освоения предполагает движение ребенка от первоначального ознакомления соответствующими знаниями, способами изображения к применению их на репродуктивном уровне, затем репродуктивно-вариативном и творческом. Таким образом, формирование всего комплекса действий, составляющих процесс изображения предметов (восприятие, замысливание, изображение, анализ и оценка результата), предполагает выведение детей на уровень самодеятельного их применения соответственно самостоятельно выбранной теме изображения. Такой уровень возможен при любом, даже самом минимальном объеме знаний и умений. Легче всего и ярче это проявляется при освоении детьми действий восприятия и изображения, а следовательно, легче поддается контролю со стороны воспитателя. Например, уже во второй младшей группе это проявляется в самостоятельном определении детьми округлой формы предмета и способа ее изображения, а также в смелом, уверенном применении этого способа, т.е. в свободном владении формообразующим движением, применении адекватного материалу (кисти, карандашу) способа действия, относительно смелых, уверенных приемах захвата, промывания, осушения кисти. То есть элементарные технические приемы работы с материалом, комплекс рисовальных движений (движение по прямой линии сверху вниз, слева направо, по дугообразной ритмичные мазки и точки) должны исполняться смело, свободно, уверенно и в соответствии с замыслом.
Принципы подбора тем к таким последовательно усложняющимся (по характеру задач) занятиям мы раскрывали выше. В методике обучения реализуется принцип «развивающего обучения», выдвинутый Л.С.Выготским и предполагающий опору на зону актуального и создание зоны ближайшего развития.
Решение изобразительной задачи происходит с помощью воспитателя, но постепенно помощь взрослого уменьшается и ее характер меняется. Возрастает самостоятельность ребенка в решении изобразительной задачи одного типа, а помощь педагога приобретает косвенный характер. Поэтому все методы обучения направлены на постепенное изменение характера познавательной деятельности: от подачи и усвоения детьми «готовой» информации с помощью информационно-рецептивного метода к организации репродуктивной деятельности разного уровня, направленной на вариативное применение знаний и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении задачи.
В основе системы методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.
Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. В условиях наблюдения возможно заметить выразительность, разнообразие предметов, явлений. Именно наблюдением и формирующимися представлениями обусловлена выразительность образов, нередко случайная, интуитивная. Любые методы, применяемые без опоры на наблюдение, обусловливают появление относительно грамотных, «правильных», но недостаточно выразительных образов. Живая натура в ее естественном проявлении - залог создания детьми выразительного образа. Другим важнейшим методом является обследование. При обучении предметному рисованию (лепке, аппликации) процесс обследования крайне важен, так как он служит основой осмысленного восприятия детьми показанного педагогом способа изображения.
Содержание и последовательность обследования совпадают с содержанием и последовательностью изображения. У детей формируется «изобразительное представление» (наглядный образ, представление будущего рисунка и способов его выполнения).
Чем старше ребенок, тем в большей степени осознается эта связь. Например, в младшей группе при показе педагогом способа изображения предмета (например, круглой формы) воспитатель говорит: «Карандаш «бежит», как пальчик по колечку бежал, нигде не останавливается. Круглое колечко рисует». Тем самым педагог устанавливает связь между способом действия и обследованием, обследующим жестом. В средних, старших группах педагог при планировании последовательности изображения, состоящего из нескольких частей предмета, напоминает дошкольникам о том, что рисовать надо в той последовательности, в которой рассматривали предмет: сначала самую крупную часть, затем другие крупные части и т.д. К семи годам дети постепенно осваивают правило: чтобы хорошо нарисовать, надо хорошо рассмотреть. При неполном, частичном обследовании дети уже знают порядок изображения. Показ тоже может быть частичным (той самой сложной части, которую обследовали, например, морды собаки, лисы).
Полный показ способа изображения, способа действия выполняется педагогом в тех случаях, когда дети знакомятся с ним впервые. По мере освоения дошкольниками способов изображения детей целесообразно привлекать к показу-напоминанию уже известных способов. При сравнении изображаемого предмета с сенсорными эталонами (форм, величин, цвета) наглядные действия необходимо подкреплять словом. Образец (работу воспитателя, выполненную заранее и предлагаемую детям для подражания) в предметном рисовании использовать, на наш взгляд, не рекомендуется. Это связано с тем, что образ предмета, складывающийся у детей на основе эмоционально-интеллектуального опыта, формируемого в процессе специальной работы через наблюдение, обследование, художественную литературу и т.п., моментально вытесняется готовым графическим образом. Ребенок, действительно, начинает смотреть на мир, по образному выражению Б.М. Неменского, через очки, взятые напрокат у взрослого. Это объяснимо с точки зрения психологии: ребенок подражателен. И даже самые яркие непосредственные впечатления, полученные детьми в наблюдении, обследовании, отступают на второй план. Готовый графический образ, предложенный воспитателем, - очень сильный раздражитель. Этот метод как бы блокирует информацию, полученную детьми другими путями. Положение не спасает и несколько так называемых вариативных образцов. Предоставляемое в этом случае детям право выбора - иллюзия свободы, самостоятельности, творчества. Это выбор в пределах тех же заданных графических структур, выполненных по видению педагога.
Вызывают большие сомнения в этой связи широко распространенные книги некоторых художников-профессионалов, которые можно подвести под рубрику «Учись рисовать». На страницах этих книг даны упрощенные способы изображения каких-то предметов, графически представлена последовательность их выполнения. То есть детям предлагаются те же образцы для прямого следования только в профессиональном и полиграфическом исполнении. Кажущаяся графическая простота, упрощенность, схематизм и даже предоставленная последовательность выполнения этой схемы-рисунка на самом деле не всегда просты для понимания и восприятия дошкольником. Ребенок, как правило, не видит так, как видит художник. Редкому ребенку придет в голову, например, начать изображение лягушки с глаза. Предлагаемый же ему способ изображения, графически представленная последовательность изображения, позволяет узнать изображение даже взрослому только где-то на третьей или четвертой фигуре. Ребенку предлагается, по существу, выучить эти рисунки-схемы наизусть, и он, действительно, способен их выучить. Но такие рисунки превращаются в шаблоны, даже не изобретенные ребенком, а навязанные ему взрослым. Шаблоны, изобретенные ребенком в самостоятельных поисках, как правило, дороги ему, он редко от них отказывается, иногда с трудом варьирует. Шаблоны, изобретенные ребенком, имеют право быть, они экономят его силы при выполнении сюжетного рисунка. Вплетаясь в общий замысел, легко реализуясь в рисунке, они обогащают его. Освободившееся время и силы при этом дошкольник тратит на поиски нового. Задача педагога - направить его в случае «застоя» на варьирование, обогащение этих образов, т.е. на позитивное разрушение их или применение в сочетании с другими.
Шаблоны же, предложенные взрослым, разрушить труднее, так как они выучены наизусть, нередко без осмысления и понимания, почему надо так рисовать, а не иначе. Такой образ трудно варьировать, так как идет он от замысла взрослого, а не ребенка. Кажущиеся взрослому графическая простота и доступность образа ребенку на самом деле для психологического освоения, осмысления, восприятия им чаще всего сложны.
Полезнее прислушаться к совету такого художника-профессионала, как Курчевский, который призывает взрослых вообще не спешить с показом способа изображения, а привлечь внимание ребенка к наблюдению, к рассматриванию предметов и явлений окружающего мира. Он тоже выпускает для детей книжки, но с другим информативным в этом смысле названием: «А что там за окном?»
Упорная, многолетняя приверженность многих педагогов к обучению по образцам вполне понятна: результат получается быстрый и качественный, почти все дети усваивают способ изображения. Такой педагог под результатом обучения видит только рисунок, правильность его исполнения. А результат не только и не столько в рисунке, сколько в общем психическом, личностном развитии ребенка в процессе его изобразительной деятельности.
Процесс развития ребенка не прост, не сиюминутен, и качественные скачкообразные изменения в самом рисунке появятся не сразу. Но тогда тот же результат, детский рисунок, при его относительной грамотности будет и более живым, и более выразительным, творческим, а главное, относительно самостоятельно выполненным. Ребенок, которого учили наблюдать, рассматривать, думать, рассуждать, не боится изображать, не боится придумывать новые темы, развивать замысел. Ребенок, овладевший к тому же доступными обобщенными способами действия, владеющий деятельностью на самостоятельном уровне, хочет и может относительно свободно, легко выражать свои впечатления в рисунке. В этом и был смысл обучения. Ребенок, обучаемый способам изображения, только или преимущественно на примере готовых графических схем, будет рисовать наизусть, в лучшем случае как-то дополняя, варьируя и комбинируя схемы-шаблоны. Такой ребенок всегда будет нуждаться в прямой помощи, показе способов со стороны взрослого, будет стремиться к срисовыванию с книг, тренируя при этом руку, но не развивая мысли, чувства и волю.
Кроме вышеназванных методов и приемов в руководстве предметным рисованием следует как можно шире применять игровые приемы обучения. Музыка, художественное слово, элементы сказок, потешки, загадки позволяют интересно предложить тему, вызвать у ребенка соответствующие чувства, «разбудить» воображение, обострить восприятие, повысить его интерес к процессу и результату деятельности.
Приведем пример планирования цикла занятий по изобразительной деятельности (рисованию) предметов круглой формы.
Соответственно общим задачам обучения детей этой группы нужно отбирать темы, при изображении которых возможно учесть детские интересы, знания, ориентации, предпочтения, свежесть представлений. Поскольку во второй младшей группе дети начинают осваивать соответствующие формообразующие движения, на первых занятиях лучше использовать твердый материал: фломастеры, цветные карандаши. В этом случае дети лучше, чем при рисовании мягкой кистью, чувствуют характер изобразительного движения. Следовательно, нужно выбрать такие предметы-темы, изображение которых будет выразительным и не потребует закрашивания.
Можно рисовать следующие темы: колечки к пирамидке серсо («рассыпались колечки»), мыльные пузыри, «цветной горошек», «витамины в коробке», «Пришьем пуговки большие на пальто, маленькие - на платье», «Соберем рассыпавшиеся бусы» и т.п. По мере овладения малышами способами изображения предметов круглой формы можно переходить к изображению кистью и красками. Способ действия (операция) в этом случае несколько меняется. Необходимо обращать на это внимание детей, начиная с младшей группы, иначе и в дальнейшем они рисуют кистью так же, как карандашом, или владеют техникой работы только с каким-то одним материалом. Можно подобрать темы: «Баранки к чаю», «Шарики воздушные, ветерку послушные», «Разноцветные мячи», «Колобок - румяный бок», «Повесим на елку разноцветные шары» и т.п.
Количество таких занятий может быть различным. Рисование следует чередовать с аппликацией и лепкой. При этом занятия по лепке и аппликации из готовых форм должны предшествовать рисованию, так как процесс изображения в рисовании более труден для детей. Однако при успешном сочетании обучения на занятии с интересной самостоятельной деятельностью вне занятий и создании дома соответствующих условий многие дети очень быстро приобретают соответствующие умения и навыки.
При планировании занятий необходимо конкретизировать общие задачи с учетом степени их новизны, уровня освоения детьми, а значит, возможной самостоятельности. Важно, чтобы задачи были направлены на развитие всех компонентов деятельности детей (постепенное формирование специфических, нравственно ценных и доступных мотивов деятельности; принятие цели-темы, поставленной педагогом, стимулирование ее самостоятельной постановки ребенком). Например, воспитатель планирует:
1. Оживить впечатления детей от игры в серсо.
2. Вызвать желание нарисовать рассыпавшиеся колечки для кукол (игровая мотивация).
3. Побуждать к активному обследованию особенностей формы колец (учить обследовать форму жестом по контуру, сопровождая движение взглядом).
4. Активизировать в речи название формы «круглая».
5. Познакомить детей со способом изображения круглой формы, фиксируя внимание на способе действия.
6. Вызвать интерес к повторению изображения и его эстетическому восприятию.
В предварительной работе важно организовать игры в серсо. По ходу игры обращать внимание, как быстро катятся по полу колечки, не попавшие на стержень. Можно спросить дошкольников, почему они так быстро катятся, обратить внимание на их форму, обследовать колечки жестом. На самом занятии целесообразно организовать работу с детьми в контексте игровой ситуации (куклы растеряли колечки, они укатились от них, нечем играть и т.п.). Сначала обследуется одно колечко с привлечением отдельных детей к обследованию жестом. Воспитатель показывает способ изображения, фиксируя внимание ребят на способе действия, характере формообразующего движения, совпадении его с обследующим жестом. Затем показ повторяется.
В процессе занятия педагог «оживляет» образ, обыгрывая детские рисунки, фиксирует внимание на способе действия («Вот какое колечко круглое прикатилось, фломастер бежит, нигде не останавливается... Вот еще колечко прикатилось». Используется дополнительный показ и совместное действие - рисование).
На последующих занятиях по мере приобретения детьми опыта меняется и характер задач. Речь идет о познавательной деятельности детей, усвоении ими основной программной задачи (изображение предмета круглой формы) уже на репродуктивном уровне.
Например, воспитатель может планировать такие задачи:
1. Вызвать интерес детей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.
2. Побуждать детей к самостоятельному определению темы рисунка на основе игровой ситуации и мотива.
3. Побуждать детей всматриваться в разнообразные по цвету, величине круглые пуговки (пришиты на картон), подводить к самостоятельному определению формы, обследуя их жестом.
4. Подвести детей к выводу о сходстве предметов круглой формы.
5. Побуждать дошкольников к припоминанию и применению (переносу) известного способа изображения.
6. Активизировать живое, образное восприятие рисунков.
При подготовке к занятию педагог обращает внимание детей на предметы круглой формы: пуговицы (во время одевания на прогулку, после сна), затем проводит вместе с ребятами индивидуальное обследование: дети при этом пальчиком обводят пуговки, вместе с воспитателем замечают, что они круглые, большие и маленькие и т.п.; вспоминают, что они еще знают круглое, и т.д.
Педагог пришивает пуговицы к одежде детей и кукол, дети помогают (находят, подают нужные пуговицы); помогают няне, кастелянше разобрать пуговки в шкатулке, по поручению воспитателя делают это вместе с мамой дома. Воспитатель может многое придумать, понимая цель такой подготовки детей.
На самом занятии можно использовать кукол, изображенных на картоне. Дети любят играть с такими куклами. Они обновляют для них одежду (вырезают из цветной бумаги пальто, платье и т.п.).
На занятии воспитатель просит ребят обвести пуговицу пальцем по контуру и выясняет, на какую форму она похожа. Дети рассматривают одежду для кукол (без пуговиц) и совместно решают «пришить» - нарисовать пуговицу. Воспитатель показывает способ изображения, напоминая, что пуговки рисуются так же, как и колечки, фломастер нигде не останавливается. Можно привлечь к показу отдельных детей («Иди, Лена, «пришей» пуговку к шубке куклы Кати. Вот какая большая пуговка, еще одна. Одевайся, Катя, в пальто»).
Дети рисуют на вырезанных из бумаги силуэтах различной одежды для кукол. Куклы «примеряют одежду, уходят гулять, в детский рад» и т.д.
В том случае, если дошкольники впервые рисуют форму красками, следует особо выделить задачу по технике (например, показать детям, как рисовать красками круглую форму, обратить внимание на положение кисти, поворот руки и другие особенности рисовального движения).
На каждом последующем занятии задачи обучения усложняются. Педагог учит дошкольников самостоятельно обследовать предметы, определять их внешние признаки, сравнивать, обобщать, находить адекватные способы изображения.
Например, при рисовании на тему «Повесим разноцветные шары на елку» на доске помещают силуэт елки большого размера - для коллективного рисунка, а каждому ребенку раздают небольшие силуэтные изображения. Педагог ставит следующие задачи:
1. Оживить впечатления детей от предпраздничной подготовки к встрече Нового года. Вызвать радостное чувство от предвкушения праздника.
2. Пробудить у малышей желание украсить елочку: «повесить» шары и т.д. На основе игрового мотива (звери придут на праздник, а елку не украсили) подвести к самостоятельной постановке изобразительной задачи.
3. Вызвать эстетическое восприятие елочных игрушек-шаров: любование, удивление блеском, цветом, яркостью, красотой.
4. Побуждать к самостоятельному обследованию по выбору любой игрушки (цвет, величина, детали разные, а форма - одна, круглая) и определению формы.
5. На основе припоминания других, уже знакомых ребятам круглых предметов и сравнения подвести детей к пониманию обобщенности способа изображения. (Все круглое рисуется одинаково.)
6. Направлять детей на припоминание и выражение в слове способа изображения красками («Чтобы кисточка повесила на елку круглые, ровные, красивые шары, как она должна «бежать» по листочку? За палочкой, всегда бежать и поворачиваться за палочкой»).
7. Стимулировать смелые, уверенные изобразительные действия дошкольников, желание варьировать изображение.
8.Побуждать детей проявлять инициативу в выборе цвета, дополнении образа деталями (на основе ассоциаций): «повесить» на елку серпантин, гирлянды, конфеты и т.п.
9. Вызвать у ребят радость от процесса и результата изображения, активное восприятие рисунков.
В системе общевоспитательной работы целесообразно рассматривать игрушки вместе с детьми, но их обследование должно быть ненавязчивым, интересным для детей. Например, ребята могут помогать воспитателю отыскивать и вешать на елку разные игрушки, в том числе и круглые шары. Тех ребят, кто затрудняется в определении формы, можно попросить обвести шар пальчиком. В дальнейшем на занятии детям предлагается вспомнить, как они рисовали круглые предметы. Затем педагог напоминает, что круглые шары надо рисовать таким же способом: все круглое рисуется одинаково. Если к такому обобщению детей подвели раньше, их можно спросить, как надо рисовать предметы круглой формы, и напомнить дошкольникам движение, проведя пальчиком по столу или показав движение в воздухе.
В процессе рисования воспитатель радуется появлению красивых разноцветных шаров, больших и маленьких. Обыгрывая рисунок, воспитатель от имени зайчика или мишутки просит ребят, чтобы не вешали «битые» (неровные) шары на елку, чтобы шары были без дырочек (закрашено без просветов) и т.д.
Цикл занятий по изображению предметов круглой формы завершается к концу года тематикой, которую дети определяют относительно самостоятельно. На этих занятиях они самостоятельно определяют форму и выбирают способ изображения. Так, для зайчика (Винни-Пуха и т.п.) могут нарисовать новые игрушки (на выбор), которые появились у них в группе. Педагог выставляет на полку игрушки круглой формы и предлагает детям рисовать любую, которая понравилась. Способ изображения дети определяют сами. При возникающих затруднениях некоторым детям достаточно поставить вопрос: «Вспомни, как рисуется все круглое?», другим предложить обследовать предмет. А если возникнет необходимость, использовать индивидуальный показ и совместные действия.
Завершающее занятие может быть более сложным. Например, рисование на тему, предложенную Т.С.Комаровой, «Что ты знаешь кругленькое?» требует от дошкольников большей самостоятельности и творчества. Ребята самостоятельно определяют тему, применяют способ изображения и выбирают материал.
Смысл приведенных тем и примеров программных задач в акцентировании внимания педагога на необходимости их тщательного продумывания и конкретизации формулировок с целью последовательного планирования, усложнения характера познавательной деятельности детей. Без этого нет подлинного развивающего обучения. Если педагог четко не представляет этапы продвижения детей в цикле работы, то и методика обучения на занятии нередко не адекватна поставленным общим задачам. Общие задачи, как правило, во всех занятиях формулируются одинаково с добавлением слов: «учить», «продолжать учить», «совершенствовать», «закреплять» умение и т. п. Эти формулировки показывают только то, что процесс освоения знаний, умений идет на уровне упражнений, повторов. Но каков характер познания, а значит, и развития детей при этом - неизвестно. Упражнение возможно и на механическом, репродуктивном уровне по готовому образцу.
Соответственно задачам каждого занятия строится и методика обучения. Этот цикл занятий типичен для процесса освоения любого нового способа изображения, освоения изображения предметов новой формы. Они имеют место и в младшей, и в средней группе (при освоении изображений предметов овальной формы). Такой цикл занятий возможен и в старших группах, но не в рисовании, так как абсолютно новых задач там нет, а в аппликации. Например, при освоении приемов вырезания предметов симметричной формы, способов силуэтного вырезывания.
Применительно к предметному рисованию уже в средней, тем более старшей группе при изображении многочастных предметов процесс обследования и поиска способа изображения строится при максимальной активизации опыта детей. В этих случаях полезно выявить индивидуальный опыт детей для того, чтобы помощь педагога была разумной.
Показателен в этом плане такой пример. Весной в детском саду во второй младшей группе появилось несколько цыплят. Дети наблюдали за ними, кормили, пели им песенки, изображали в играх и танцах и т.п. Общение было живым, интересным. Цыплят несколько дней приносили в группу и выпускали в большую коробку. Затем воспитатель решила провести занятие по рисованию. Дети умели к тому времени узнавать и изображать круглую форму, но не знали, как рисовать клюв и ножки цыпленка. Однако воспитатель не стала их учить, а просто раздала ребятам листы бумаги - зеленые полянки, лужайки - и предложила «выпустить» (нарисовать) на лужайку цыплят. Абсолютно все дети выполнили изображение. На рисунках было изображено не менее двух цыплят, у некоторых детей 10, .16, а у одного ребенка - 22. Оказалось, что дошкольники не только нашли самостоятельно способ изображения, но и нарисовали цыплят выразительно, в разных ракурсах (в профиль и анфас «На жердочке сидит»), в движении, дополнили рисунок деталями (тарелка для корма, червячки). Так, «живое», эмоциональное, активное общение с птицами позволило детям самостоятельно выполнить выразительные и творческие рисунки. Безусловно, самостоятельность, смелость, активность и быстрота исполнения были обусловлены предшествующим, разумным, развивающим обучением детей, начиная с первой младшей группы. Поэтому, обучая детей в системе, педагогу необходимо по возможности выявлять интеллектуально-эмоциональный, изобразительный опыт детей перед предстоящим рисованием. Это важно для поиска индивидуального подхода к детям в постановке задач и применении методов обучения. Такой подход позволяет в какой-то мере определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка, строить работу с ним более целенаправленно. Обучение детей по подгруппам, контакт с семьей, системное построение педагогического процесса позволяют педагогу понимать возможности развития каждого ребенка на данном этапе.