В изобразительной деятельности дошкольника

Как же ребенок создает художественный образ?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к зре­лой деятельности.

Что побуждает художника к созданию произведений искусст­ва? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутство­вать мотивы материального и социального порядка, например запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями самого художника, и множество других. Однако главный, доми­нирующий мотив этой деятельности - стремление художника вы­разить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразив­шему его явлению, событию. При этом он может испытывать чув­ства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.

Художник хочет не просто выразить свои чувства, но вызвать соответствующие чувства и мысли у зрителя: призвать его к сопе­реживанию, со-радости, со-гордости или вызвать огорчение, чув­ство возмущения, негодования. Для чего? Чтобы через людей, через их чувства, мысли, а затем и поступки изменять мир. Это -основной мотив художественно-творческой деятельности. Поэто­му художник хочет быть понятым и принятым его сообществом.

Сколько трагических судеб, порожденных непониманием, не­приятием, непризнанием, знают история и современность художе­ственного мира!

2 Жукова А. Оранжевый лев. - М., Педагогика, 1971.-С. 269.

Чем талантливее художник, чем масштабнее и глубже его лич­ность, ярче индивидуальность, тем более насущные проблемы и темы он поднимает, тем более точные, выразительные и своеоб­разные средства, способы их воплощения находит.

Другим, не менее важным мотивом, нередко тесно связанным с вышеназванным, являются любовь к данному виду деятельности потребность в творчестве, в творческой самореализации.

Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель: написать картину. Поставив соответст­вующую цель, художник организует свою деятельность, направ­ленную на ее достижение. Часть действий, реализующих деятель­ность, носит ориентировочный характер. К ним относятся вос­приятие, замысливание образа, контрольно-оценочные действия. Ориентировочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Существенная часть деятельности реализуется не­посредственно исполнительскими, изобразительными действия­ми. С их помощью воплощается замысел.

Все ориентировочные и исполнительные действия находятся во взаимосвязи, взаимодополнении. Как они представлены и реали­зуются в творческом процессе?

Применительно к зрелой художественной деятельности выяв­лена примерная модель творческого акта, в результате которого создается художественный образ.

Как правило, процессу творчества предшествует длительный пе­риод накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Художник, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изу­чая жизнь, он не остается беспристрастным наблюдателем. Чем богаче, глубже личность художника, тем более неравнодушен он к тому, что видит и знает. Художник может испытывать разные по характеру (позитивные и негативные), силе, глубине, степени осоз­нанности чувства. Такое интеллектуально-эмоциональное воспри­ятие мира рождает потребность выразить свое отношение. В отли­чие от остальных людей художник выражает себя средствами того или иного искусства, в художественных образах. Личностное отно­шение художника к миру - непременное условие искусства. Худо­жественный образ - это всегда сплав объективных -сторон явлений действительности и индивидуальности художника, неповторимости его внутреннего мира. Итак, окружающий мир и деятельность чело­века рождают эмоционально-интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Сначала по­являются замысел, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. А.П.Чехов сравнивал замысел с чуть забрезжившим ранним рассветом, когда писатель, художник еще сам не знает, что из этого выйдет. Толчком для появления конкретного замысла может быть случайный момент. Известно, что у В. И. Сурикова замысел картины «Боярыня Морозова» возник, когда тот увидел ворону на снегу. Черная ворона на белом снегу подсказала образ, композицию картины. И таких примеров мно­жество. Объединяет их способность художника видеть в обычном необычное. Это особенность продуктивного воображения, отме­ченная психологами: «...в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеоб­разный отлет от действительности, т.к. он позволяет соединять предметное содержание разлитых объектов»¹. Эта особенность проявляется в метафорах, символах и т.п.

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М, 1996. - С. 11-12.

Следующий этап - «вынашивание замысла», в процессе кото­рого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художест­венной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Художник стремится приобрести дополнительную информацию из разных источников (литература, архивные материа­лы, встречи и беседы с людьми, наблюдения). Нередко на этом этапе работы он использует собственные исполнительские дейст­вия: зарисовки, эскизы. Все мысли и чувства художника подчине­ны определенной цели, и в итоге это вызывает у него яркое виде­ние образа, идет интенсивная работа воображения.

В процессе художественного творчества активизируется лич­ность художника в целом. Психологи отмечают включенность в воображение всего опыта субъекта: перцептивного, абстрактно-логического, эмоционально-чувственного. Благодаря восприятию возможно приобретение информации, благодаря памяти - ее со­хранение, накопление. В нужный момент эта информация актуа­лизируется. Без мышления невозможны анализ, отбор информа­ции, целенаправленное оперирование представлениями, а без во­ображения вообще невозможно творчество.

Следующий этап творческой деятельности - «исполнение, реа­лизация замысла». Суть его - в переводе представления в кон­кретный образ. Процесс этот нельзя назвать только репродуктивным. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться. И.Е.Репин признавался, что когда писал портрет соседки, то думал о ней как о милом и приятном челове­ке, а на портрете вышла ханжа и лицемерка.

В литературе описывается способность у О.Бальзака до гал­люцинаций видеть образ, который он создавал. Такая способ­ность «вживаться» в художественный материал, в создаваемые образы накладывает отпечаток на поведение, настроение, чувства автора. Художник Ю.М. Непринцев специально прибегал к прие­му «психологического проигрывания» ролей тех персонажей, кого изображал. Это помогало ему вживаться, перевоплотиться в об­раз и тогда легче было найти средства для его выражения. Однако художественное перевоплощение, наглядное видение образа - реакция, всегда контролируемая сознанием. Об этом писали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский и др. «Живое» видение об­раза в творческом акте входит в структуру целенаправленной ра­боты воображения.

Процесс творчества связан с чувствами. Отмечаемая психоло­гами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств (Л. С. Вы­готский, С.Л. Рубинштейн, П. М.Якобсон, В.К. Вилюнас и др.) осо­бенно ярко проявляются в творческой деятельности.

Процесс творчества сопровождают разные по силе чувства. От легкого волнения до глубоких, сильных переживаний и даже аф­фектов. Именно на этом этапе творчества к художнику нередко приходит вдохновение. Состояние, при котором обостряются чув­ства, проясняются мысли, когда пишется легко, как бы само собой. В минуты особого накала чувств человек делает неожиданные мо­ментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу. Как правило, художник (ученый) не может объяснить, как произошло «прозрение», открытие, пришло именно это решение. Явление ин­туиции мало изучено. Определенно ясно, что интуитивное решение возможно только в структуре целенаправленного поиска путей ре­шения задачи, нередко длительного и мучительного. Оно проявля­ется в системе логических рассуждений, но в условиях субъективно или объективно неполной информации. Эта познавательная спо­собность, когда воображение мгновенно отбирает единственно верный вариант решения. Предполагается, что в условиях особой напряженности, сосредоточенности мыслей и особенно чувств на решении задачи неожиданно актуализируется материал из сферы неосознанного опыта. Знание нередко накладывает запрет на не­стандартное решение, вернее, встает на пути к нестандартному решению. Поэтому интуитивное решение приходит иногда и в со­стоянии заторможенного сознания, например во сне.

Известный психотерапевт В.Райков, исследования и практиче­ская деятельность которого посвящены мобилизации творческих потенций человека в состоянии гипноза, также отмечает большую роль в творчестве интуиции (невербального момента). Он считает, что интуиция является более древней в эволюции человека и по­тому даёт более богатые ассоциации, чем сознание, что и прояв­ляется в творчестве. Потому он широко использует в своем мето­де невербальные приемы активизации творческих потенций человека, в частности музыку. Для этого им разработана специальная программы творческого гипноза с применением музыки1. Однако интуиция, как правило, помогает только при условии предвари­тельного упорного, страстного поиска человеком ответа на ре­шаемый вопрос или при сильном накале чувств.

При всем разнообразии внешнего выражения связь воображе­ния с эмоциями и чувствами несомненна.

Эмоции и чувства порождаются не только содержанием об­раза, но и удовлетворением или неудовлетворением художника формой его воплощения. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, к самому процессу творчества, радости от кон­кретной возможности реализовать себя, свои устремления.

Не случайно одной из функций воображения, выделенных в психологии, является защитная функция. Она обусловлена связью воображения с эмоциональной сферой личности. Процесс созда­ния нового образа, предмета и т.п. снимает у человека вынужденное напряжение. Именно поэтому художественная деятельность входит в систему лечения, применяемую психотерапевтами.

Процесс реализации замысла может быть длительным. Клас­сический пример этому - творчество художника А.А.Иванова, писавшего картину «Явление Христа народу» около тридцати лет. Но существует также масса примеров быстрого протекания этого периода. Иногда под воздействием внешней ситуации (особая об­щественная необходимость) и сильнейшей эмоциональной реакции художника или его особого интереса к теме резко сокращается про­цесс исполнительства. На длительность воплощения образа могут влиять и личностные особенности, темперамент художника.

Последний этап - окончательная оценка полученного резуль­тата и его доработка, если в этом есть необходимость. Художник, получив результат и не будучи удовлетворен, а может быть, под влиянием сильного увлечения пытается переработать образ. Из­вестен факт, когда П.М.Третьяков, купив картины И.Е.Репина и экспонируя их в своей галерее, распорядился не пускать туда ху­дожника, так как тот не раз пытался переписывать свои полотна. Нередко пристрастие к теме, образу находит отражение в неодно­кратном вариативном копировании первоначального образа самим художником. Такова примерная структура зрелой творческой изобразитель­ной деятельности.

Освоение изобразительной деятельности ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: моти­вами, целеполаганием, действиями и операциями. Чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи сравнили его с творчеством взрослых (Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Н.А.Ветлугина и др.). Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Почти все исследователи детского творчества под­черкивают его реалистическую основу (Л. С. Выготский, Е. И, Иг­натьев, Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина и др.). На истоках детского творчества следует остановиться особо.

Эмоционально-интеллектуальный опыт детей, складывающий­ся в процессе общения с миром, отражается в специфических моделирующих видах деятельности, игре, изодеятельности, конст­руировании и др. К сожалению, в практике обучения детей этот фактор слабо учитывается.

____________________

1. Райков В. Прикладная психология и психоанализ. — № 1. — 1998. - С. 15.

Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Формирую­щаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение од­них предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и ис­пользовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве игрушки при этом использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окру­жающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Так, этап появления, замысла характерен и для деятельности дошкольника. Однако развивается, развертывается он не предварительно, а в процессе исполнитель­ской части деятельности.

Как это можно объяснить? Отсутствие предварительного за­мысла, конечно, - показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени — это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходи­мость, как условие, средство осуществления игры, как своеобраз­ная полуготовая игрушка. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольника.

Интересно отметить, что при появлении общественно направ­ленных мотивов деятельности, предназначении художественного результата (рисунка) для других людей игра не исчезает. Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его рисунок обычно схематичен, невыразителен. А рисуя для других, этот же ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.

Умение предварительно замысливатъ образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошколь­ника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровож­дает рисунок речью, а иногда планирует его (поделку) с помощью речи. Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это про­является в его речи и игровых средствах воплощения образа.

В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Известный ученый Н.А.Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «худо­жественный образ». Исследователь детской изобразительной дея­тельности Н.П. Сакулина ввела другой термин: «художественно-выразительный образ».

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно.Поэтому термин, предложенный Н.П. Сакулиной и обозначающий детскую продукцию, более точен.

Каков может быть педагогический вывод из вышеизложенного?

Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последова­тельность и своеобразие этапов творческого процесса1.

1. См.: раздел 11.

Наши рекомендации