Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности

§ 1. Общие вопросы развития личности.

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предпо­лагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?

На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, соци­альная и возрастная психология, педагогика и другие науки.

Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общест­венных отношений, в которых развивается индивид, психологиче­ский - деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и прак­тике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положе­ния философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оп­тимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие за­кономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом1 единстве во взаимосвязи, не исклю­чая, а дополняя друг друга.

В данном параграфе приведены основные положения пробле­мы личности. Критерием их отбора и систематизации является, одной стороны, признанность большинством отечественных уче­ных и практиков, с другой - адекватность специфике изобрази­тельной деятельности, в условиях которой предполагается в дан­ном случае их реализация.

Итак, что же такое личность? Существует множество опреде­лений этого явления. Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них.

Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоя­тельно и ответственно определяющий свое место в жизни общест­ва, в культуре1.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологи­ческих характеристик, которые социально обусловлены, прояв­ляются в общественных по природе связях и отношениях, являют­ся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих2.

В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Лич­ность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.

1 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 346.

2 См.: Немов Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 336.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира3. В данном опреде­лении личности ярче представлен психологический аспект. Лич­ность - не просто представитель общества, но и уникальный, са­мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста­вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с цен­ностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступ­ков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчи­няется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельно­сти. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоя­тельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие поло­жения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н.Леон­тьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид нико­гда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной дея­тельности с другими людьми. История приводит множество при­меров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.

Итак, личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерно­стей развития личности, признаваемая всеми.

Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно по­этому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект дея­тельности означает овладение им основными структурными ком­понентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»¹. Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.). «Субъектностъ - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер челове­ка. Иначе говоря, субъектность - есть... центральная категория психологии человека»².

Таким образом, субъектность как целостное психологическое образование - одна из составляющих личности. Личность рассмат­ривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание чело­веком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования лично­сти ребенка в изобразительной деятельности - это в первую оче­редь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного пси­хического развития ребенка в данной деятельности.

3 Кузин В. С. Психология. - М., 1997.

1 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 135.

2 Там же - С. 253.

Таким образом, без освоения ребенком изобразительной дея­тельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» под­ход к воспитанию человека. Тем не менее доказано, что без ра­зумного обучения деятельность не осваивается ребенком долж­ным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее усло­виях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность де­тей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношений к ней: от полного отрицания до безоговорочного при­нятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение де­тей изобразительной деятельности - непременное условие разви­тия личности.

Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г.Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характе­ризует не только совокупность деятельностей и мера их продук­тивности, но и совокупность общественных отношений (экономи­ческих, политических, нравственных и т.д.), которые и определя­ют положение человека в обществе1. Причем механизмом, посред­ством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.

Ряд психологов указывают на более тесную связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как пси­хологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возни­кающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть пси­хологическая и социальная сущность личности неразделимы.

Человек как субъект (личность) формируется в системе разно­образных отношений и в условиях художественной деятельности. Искусство и собственно художественная (изобразительная) дея­тельность - это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве - это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, инте­ресы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени.

Процесс восприятия произведений искусства - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение как один из механизмов, реализующих отношение между людьми, ярко пред­ставлено в искусстве. Не случайно за процессом восприятия произведений искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности. Так, не устарело чувство красоты мате­ринства, воспетое еще в мадоннах эпохи Возрождения и вызы­вающее восхищение до сих пор. Душа человека, раскрытая в скульптурах Родена, в поэтических пейзажах и в сюжетах произ­ведений различных художников, близка и понятна нам. Классиче­ское искусство говорит с нашим поколением живым, понятным, ярким, убедительным языком. Конечно, как и в обычном обще­нии, каждый зритель в силу различного житейского и художест­венного опыта, общего развития общается с искусством на раз­ном уровне.

Однако в любом случае это общение творческое, развивающее.

1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - Т. 3. - С. 141.

Не только восприятие, но и собственная художественная деятельность взрослого и особенно ребенка как способ выражения отношения к миру немыслимы без общения. Взрослый художник и маленький ребенок, создавая художественные образы, заранее

ориентированы на общение с другими людьми по поводу своих творений.

Мотивы художественной деятельности разнообразны, но од­ним из ведущих смыслообразующих является потребность худож­ника, как и в игре, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие, огорчившие его. Эта потребность сочетается с желанием художника поделиться своими впечатле­ниями о мире со зрителем. Продукты его творчества предназна­чены людям, в них выражена позиция художника. Художник, рас­сказывая о волнующем его явлении, призывает зрителя к сопере­живанию. Представленные в яркой художественной форме мысли, чувства художника воздействуют на чувства, разум, мотивационно-потребностную сферу зрителей.

Не только побуждение к деятельности, но и процесс реализации замысла - своеобразная подготовка художника к акту общения со зрителем. Развивая замысел, он определяет содержание и способы этого общения. Идет поиск, нередко мучительный, яркого языка, адекватного замыслу художника и одновременно понятного, убе­дительного для других. Стремление художника быть понятым и принятым зрителем стимулирует творческий поиск образов - средств такого общения. Наконец, созданный образ становится предметом художественного диалога автора и зрителей.

Общение в искусстве может идти не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания. Так, художественное творче­ство нередко носит коллективный характер и требует определен­ных отношений его участников: согласование идей, замыслов, способов его реализации. Такое творчество имеет место как в зрелом, так и в детском возрасте. Участники коллективного твор­чества объединены ведущим мотивом деятельности - стремлением создать выразительный, уникальный образ, адекватно отражаю­щий мировосприятие авторов и вызывающий подобное отноше­ние у зрителей. Совместную художественно-творческую деятель­ность пронизывает активное взаимодействие ее участников в форме общения.

Обучение изобразительному искусству также представляет со­бой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обу­чения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека.

Таким образом, осваивая изобразительную деятельность, об­щаясь с искусством, человек формируется как субъект этой дея­тельности в системе разнообразных отношений.

В.В.Давыдов, уточняя понятие личности, замечал, что индиви­дуальная деятельность субъекта всегда осуществляется в системе вполне определенных общественных отношений. Но чем же отли­чаются тогда понятия «субъект индивидуальной деятельности» и «личность»?, - ставит вопрос ученый. Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, он приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто дейст­вует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творче­ски созидающий самого себя1.

Итак, критерием личности является наличие у субъекта дея­тельности творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В.Давыдов выделял психологические черты, характеризующие творческую личность. Это - потребность индивида в активном созидании. Данная потребность - смыслообразующая, отмечает ученый, и подчиняет себе все другие. Другой признак личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 56.

В этом ключе В.В.Давыдов характеризовал индивидуальность. Индивидуальность выражает стремление отдельного человека быть в чем-то непохожим на других, иметь какие-либо своеобраз­ные черты своего внешнего и внутреннего облика1.

Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности - ее результаты ориги­нальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделан­ное другим или им самим... Иными словами, подлинная индиви­дуальность есть форма проявления личности человека². Рассуждая далее о задачах педагогики, он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспи­тания личности, индивидуальности человека»3.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе пси­хологического развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск - одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический механизм самообновления и развития»4. Поэтому овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый поиск, который выступает как ос­нова детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экс­периментирования как самую поисковую в детстве. Она пронизы­вает все другие детские деятельности, все сферы психики ребенка, «...является основной формой проявления детского саморазви­тия»5. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направлен­ное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, ри­сунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспери­ментирование - два генетических источника творчества. В про­цессе поисковой деятельности формируется эвристическая струк­тура личности.

Эти позиции ученого обогащают понятие личности, понимание специфики ее развития в дошкольном возрасте, дают психологиче­ское обоснование направлению педагогической деятельности.

Применительно к художественной деятельности идеи о творческости как сущностной характеристике личности особенно акту­альны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочте­ние данного вида деятельности в педагогическом процессе, направ­ленном на развитие личности дошкольника. Это объясняется тем, что художественная деятельность в силу своей специфики (суть ее в творчестве) представляет собой естественную «школу творческого развития». Без творчества, без индивидуального видения и отраже­ния впечатлений этот вид деятельности теряет смысл. За ним оста­ются только функции общения, языка, передающего информацию, что возможно и при обычном, вербальном общении. Художествен­ная деятельность по сути своей носит поисковый характер. Боль­шому и маленькому художнику известны «муки творчества».

Итак, личность - это активный деятель, проявляющий само­стоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения. Это индивидуальность, занимающая определенную позицию в обществе.

Что же заставляет человека так целенаправленно действовать, активно проявлять себя?

1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 57.

2 Там же. - С. 58.

3 Там же. - С. 58.

4 Поддьяков Н. Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка//Дошкольное образование: история, традиции, проблемы... (Материалы юби­лейной конференции). - М., 1997. -С. 77, 80.

5 Там же. - С. 80.

Деятельность человека подчиняется его потребностям, жела­ниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из кото­рых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.

В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, не­обходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают орга­нические и социальные. Среди последних - материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, со­зидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и призна­нии других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализа­ции или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в пер­вую очередь с ростом духовных потребностей.

Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поста­вить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.

В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интере­сы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.

Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами - представлениями о наиболее ценных, привлекатель­ных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их разви­тия - в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.

Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизнен­ных принципов).

Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокуп­ности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.

Направленность личности многие психологи считают централь­ным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.) (Л.И. Божович). А.Н.Леонтьев также полагал, что становление личности связано с развитием ее моти­вов, иерархией мотивов, среди которых есть главные, смыслообразующие¹. Б.Ф.Ломов определил направленность личности как системообразующее качество и считал ее ведущей характеристи­кой личности.

Н.Н.Вересов, рассуждая о развитии личности как процессе приобщения к культуре, подчеркивал, что культуру нельзя сво­дить к созданным человечеством способам деятельности. Овладе­ние деятельностью и знаниями в ее условиях - это развитие интеллекта. (Можно владеть топором и срубить храм, а можно убить человека, идущего в храм2).

Культура - это еще и система ценностей и смыслов, «царство смыслов». Становление личности - это становление нравствен­но-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными куль­турными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития и творчества тракту­ется широко, как развитие нравственно-смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром.

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 22.

2 См.: Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. -№ 1-2.-1992.-С. 124-128.

Безусловно, важно, чтобы нравственно-смысловая позиция че­ловека по отношению к миру не противоречила культурным, ду­ховным ценностям, принятым в обществе. Эгоистически или аль­труистически направленная личность проявляется в характере человека, идеалах, выборе целей и способах ее достижения и т.п. В человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой считается общественно направленная личность, побуждаемая об­щественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается «жадина».

В исследованиях Я.З. Неверович, посвященных изучению моти­вов трудовой деятельности дошкольников, обнаружено начало формирования общественно направленных мотивов, которые ока­зывают большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы.

Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.

Под влиянием именно общественных мотивов у человека фор­мируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других лю­дей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициатив­ность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. (Е. И. Фельдштейн).

Таким образом, не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, кото­рые соответствуют позитивному развитию других людей и обще­ства в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на творческое созидание, а не на разрушение, а если раз­рушение, то ради созидания, думая при этом о цене разрушения.

Проблема соотношения и взаимосвязи направленности лично­сти и творчества исследуется в работах Д.Б.Богоявленской1. Оно посвящено изучению интеллектуальной активности как свойству личности, как центральной проблеме творчества. Интеллектуальная активность, объединяющая, по идее автора, познавательную и мотивационную структуры личности, может быть самого высокого уровня (креативное творчество) только при условии высокого «нравственного строя личности». «Бесспорно одно: когда мы гово­рим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях2. В ее исследовании экспериментально доказано взаимовлияние качества мотивов («нравственного строя личности») и уровня творчества.

Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют раз­витию творчества.

Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».

Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовле­творения потребностей. Сама потребность субъективно ощущает­ся как та или иная эмоция, переживание. В психологии определе­но, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значи­мости предметов, явлений, ситуаций для данного человека в кон­кретной ситуации.

1 См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д, 1983. Подробнее о данном исследовании см. в главе «Творчество».

2 Там же. - С. 165

Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, лю­бовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возмож­ности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональ­ное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г.Белин­ский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца - это все равно, что понять его ногами. Эмоцио­нальное воздействие искусства заложено уже в истоках художест­венного творчества. Именно содержательная эмоциональная реак­ция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отно­шение рождают у него идеи, желание выразить их. Таким образом, побуждение к художественному творчеству, затем целеполагание в виде определения темы, замысла основаны на чувствах художника. Процесс творчества (развитие замысла и поиск способов его во­площения) также эмоционально насыщен и связан с волевыми уси­лиями¹. Художник (взрослый и малыш), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержаниемсоздаваемого им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от ус­пешности его воплощения.Таким образом утверждает в себе сози­дательное, творческое, гуманистическое начало.

Поэтому изобразительное искусство, собственная изобразитель­ная деятельность, смысл которых не только в самовыражении ху­дожника, но и в воздействии его на умы и души людей, призыве их к сопереживанию, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности как художника, так и зрителя. Искусство, несу­щее агрессию, античеловечные устремления, встречает в обществе неприятие и активный протест, а гуманистическое принимается им.

Нравственная позиция, эмоционально выраженная в творчест­ве, ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Так, интересен по своей нравственной сути и необычен для малыша (5 лет) рису­нок, выполненный еще в период войны в Афганистане и изобра­жающий солдат в кузове грузовика: «Наши солдаты едут из Аф­ганистана» (в семье старший брат служил в Афганистане).

Эмоциональное развитие человека начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций закладывают­ся в период внутриутробного развития. Диапазон эмоционально­го развития человека уже в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствий, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств - сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично впле­тены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность - благодатнейшее средство для их развития.

Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, о человеке и обществе, о себе). Знания о мире, способность к познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Без знаний о мире и рассуждений о нем нет предмета чувств и потреб­ностей, нет разумных действий. Таким образом, личность - явле­ние целостное, все сферы которого взаимосвязаны. Без признания и понимания этой объективно существующей взаимосвязи нельзя практически решать проблему развития личности.

1 Подробнее об этом см. в главе II.

В психологии познавательные процессы, познавательная дея­тельность, как правило, не рассматриваются в структуре лично­сти. Это затрудняет реализацию идеи развития личности в педа­гогическом плане. Поиск эффективных способов содействия развитию личности возможен только на основе подхода к ней как целостному образованию. Теоретическими основаниями тому являются в первую очередь идеи Л.С. Выготского о единст­ве аффекта и интеллекта в развитии психики, определяющем ее целостность. Л.С. Выготский, изучая это явление психики, отме­чал, что единство их не стабильно, а динамично, их взаимовлия­ние происходит на всех ступенях психического развития, при этом характер взаимосвязи меняется. Например, если в младшем дошкольном возрасте чувства оказывают определяющее влияние на умственное развитие, на поступки ребенка, то к концу до­школьного возраста такого однозначного и определяющего их влияния нет. Чувства все больше подчиняются разуму, становят­ся «умными».

Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших пси­хических функций - это их опосредование и изменение межфунк­циональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладе­ния собой, своим поведением - одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.

Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большин­ство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но не­приятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих при­тязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз ре­шает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.

Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности - это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс само­движения, саморазвития личности?

Л.С. Выготский - один из первых начавший изучать социаль­ный аспект как внешний фактор в развитии личности, в то же время он обращал внимание на внутренние факторы ее становле­ния, подчеркивая, что именно внутренние моменты и определяют самодвижение, саморазвитие личности.

Используя метод сравнительного анализа психологии нор­мального и ненормального ребенка, он пришел к выводу о необ­ходимости различения двух моментов в психическом развитии: степени развитиятой или иной функции и степени развития овла­дениятой или иной функцией. Овладение человеком своим пове­дением, управление им есть тот внутренний фактор, который влияет на процесс становления личности. Он выдвигает вопрос о средствах, с помощью которых происходит овладение поведени­ем, и изучает эти средства. Экспериментально исследуя процесс овладения человеком собственным поведением, Л.С. Выготский особое внимание обратил на волю и такое явление, как выбор, осуществляемый человеком при волевом действии. «Самым ха­рактерным для овладения собственным поведением является вы­бор, - писал он, - и не даром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта»1.

Используя пример утреннего вставания с постели, Л.С.Выгот­ский иллюстрирует борьбу мотивов, предшествующую волевому действию:

1) надо вставать (мотив),

2) не хочется (мотив),

3) чело­век считает до трех: раз, два, три (вспомогательный мотив),

4) на «три» - подъем.

Счет до трех - это средство, которое вводится человеком и поддерживает один из мотивов, т.е. определяет вы­бор, решение. Таким образом, принятие решения связано с введе­нием вспомогательного мотива (дополнительного мотива, моти­ва-стимула), который поддерживает один из основных мотивов. Использование дополнительного мотива-стимула - то средство, с помощью которого осуществляется регуляция поведения, ней­тральному стимулу придается сила мотива.

Л.С.Выготский писал: «Культурное развитие какой-нибудь функции... заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусст­венных стимулов знаков. При их помощи направляется общест­венное поведение личности, они же становятся основным средст­вом, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения»2. Таким образом, овладение поведением, делает вывод Л.С.Выготский, представляет собой опосредован­ный процесс, который всегда осуществляется через известные вспомогательные стимулы. Считая, что в выборе - существо воле­вого акта, ученый подчеркивал, что «это - свободный выбор меж­ду двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри са­мим ребенком».

Итак, личность - это не просто активный творческий деятель, занимающий определенную позицию в обществе, но и волевой человек, способный к поступку, инициативным действиям, к пре­одолению при этом препятствий.

Как показывают психологические исследования, только при­мерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки во­левого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хо­чу», «Я сам»).

В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоле­ния себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявле­ния борьбы мотивов. Например, угостили ребенка конфетой. Проблема: съесть самому или поделиться с сестренкой. Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора: «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы.

В плане развития личности, а именно возможностей самораз­вития, проблема свободы выбора (воли) особенно важна. На ос­нове экспериментальных данных Л.С. Выготский пояснял, что свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что р

Наши рекомендации