Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности
§ 1. Общие вопросы развития личности.
Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.
Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?
На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки.
Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общественных отношений, в которых развивается индивид, психологический - деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.
Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие закономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом1 единстве во взаимосвязи, не исключая, а дополняя друг друга.
В данном параграфе приведены основные положения проблемы личности. Критерием их отбора и систематизации является, одной стороны, признанность большинством отечественных ученых и практиков, с другой - адекватность специфике изобразительной деятельности, в условиях которой предполагается в данном случае их реализация.
Итак, что же такое личность? Существует множество определений этого явления. Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них.
Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре1.
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих2.
В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Личность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.
1 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 346.
2 См.: Немов Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 336.
Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира3. В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Личность - не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ставит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.
При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н.Леонтьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. История приводит множество примеров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.
Итак, личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми.
Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно поэтому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»¹. Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.). «Субъектностъ - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность - есть... центральная категория психологии человека»².
Таким образом, субъектность как целостное психологическое образование - одна из составляющих личности. Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.
3 Кузин В. С. Психология. - М., 1997.
1 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 135.
2 Там же - С. 253.
Таким образом, без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» подход к воспитанию человека. Тем не менее доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношений к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей изобразительной деятельности - непременное условие развития личности.
Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г.Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характеризует не только совокупность деятельностей и мера их продуктивности, но и совокупность общественных отношений (экономических, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе1. Причем механизмом, посредством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.
Ряд психологов указывают на более тесную связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как психологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возникающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть психологическая и социальная сущность личности неразделимы.
Человек как субъект (личность) формируется в системе разнообразных отношений и в условиях художественной деятельности. Искусство и собственно художественная (изобразительная) деятельность - это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве - это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, интересы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени.
Процесс восприятия произведений искусства - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение как один из механизмов, реализующих отношение между людьми, ярко представлено в искусстве. Не случайно за процессом восприятия произведений искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности. Так, не устарело чувство красоты материнства, воспетое еще в мадоннах эпохи Возрождения и вызывающее восхищение до сих пор. Душа человека, раскрытая в скульптурах Родена, в поэтических пейзажах и в сюжетах произведений различных художников, близка и понятна нам. Классическое искусство говорит с нашим поколением живым, понятным, ярким, убедительным языком. Конечно, как и в обычном общении, каждый зритель в силу различного житейского и художественного опыта, общего развития общается с искусством на разном уровне.
Однако в любом случае это общение творческое, развивающее.
1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - Т. 3. - С. 141.
Не только восприятие, но и собственная художественная деятельность взрослого и особенно ребенка как способ выражения отношения к миру немыслимы без общения. Взрослый художник и маленький ребенок, создавая художественные образы, заранее
ориентированы на общение с другими людьми по поводу своих творений.
Мотивы художественной деятельности разнообразны, но одним из ведущих смыслообразующих является потребность художника, как и в игре, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие, огорчившие его. Эта потребность сочетается с желанием художника поделиться своими впечатлениями о мире со зрителем. Продукты его творчества предназначены людям, в них выражена позиция художника. Художник, рассказывая о волнующем его явлении, призывает зрителя к сопереживанию. Представленные в яркой художественной форме мысли, чувства художника воздействуют на чувства, разум, мотивационно-потребностную сферу зрителей.
Не только побуждение к деятельности, но и процесс реализации замысла - своеобразная подготовка художника к акту общения со зрителем. Развивая замысел, он определяет содержание и способы этого общения. Идет поиск, нередко мучительный, яркого языка, адекватного замыслу художника и одновременно понятного, убедительного для других. Стремление художника быть понятым и принятым зрителем стимулирует творческий поиск образов - средств такого общения. Наконец, созданный образ становится предметом художественного диалога автора и зрителей.
Общение в искусстве может идти не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания. Так, художественное творчество нередко носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласование идей, замыслов, способов его реализации. Такое творчество имеет место как в зрелом, так и в детском возрасте. Участники коллективного творчества объединены ведущим мотивом деятельности - стремлением создать выразительный, уникальный образ, адекватно отражающий мировосприятие авторов и вызывающий подобное отношение у зрителей. Совместную художественно-творческую деятельность пронизывает активное взаимодействие ее участников в форме общения.
Обучение изобразительному искусству также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека.
Таким образом, осваивая изобразительную деятельность, общаясь с искусством, человек формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений.
В.В.Давыдов, уточняя понятие личности, замечал, что индивидуальная деятельность субъекта всегда осуществляется в системе вполне определенных общественных отношений. Но чем же отличаются тогда понятия «субъект индивидуальной деятельности» и «личность»?, - ставит вопрос ученый. Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, он приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя1.
Итак, критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В.Давыдов выделял психологические черты, характеризующие творческую личность. Это - потребность индивида в активном созидании. Данная потребность - смыслообразующая, отмечает ученый, и подчиняет себе все другие. Другой признак личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.
1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 56.
В этом ключе В.В.Давыдов характеризовал индивидуальность. Индивидуальность выражает стремление отдельного человека быть в чем-то непохожим на других, иметь какие-либо своеобразные черты своего внешнего и внутреннего облика1.
Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности - ее результаты оригинальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим... Иными словами, подлинная индивидуальность есть форма проявления личности человека². Рассуждая далее о задачах педагогики, он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности, индивидуальности человека»3.
Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск - одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический механизм самообновления и развития»4. Поэтому овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый поиск, который выступает как основа детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве. Она пронизывает все другие детские деятельности, все сферы психики ребенка, «...является основной формой проявления детского саморазвития»5. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества. В процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности.
Эти позиции ученого обогащают понятие личности, понимание специфики ее развития в дошкольном возрасте, дают психологическое обоснование направлению педагогической деятельности.
Применительно к художественной деятельности идеи о творческости как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности дошкольника. Это объясняется тем, что художественная деятельность в силу своей специфики (суть ее в творчестве) представляет собой естественную «школу творческого развития». Без творчества, без индивидуального видения и отражения впечатлений этот вид деятельности теряет смысл. За ним остаются только функции общения, языка, передающего информацию, что возможно и при обычном, вербальном общении. Художественная деятельность по сути своей носит поисковый характер. Большому и маленькому художнику известны «муки творчества».
Итак, личность - это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения. Это индивидуальность, занимающая определенную позицию в обществе.
Что же заставляет человека так целенаправленно действовать, активно проявлять себя?
1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 57.
2 Там же. - С. 58.
3 Там же. - С. 58.
4 Поддьяков Н. Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка//Дошкольное образование: история, традиции, проблемы... (Материалы юбилейной конференции). - М., 1997. -С. 77, 80.
5 Там же. - С. 80.
Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.
В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают органические и социальные. Среди последних - материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, созидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей.
Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поставить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.
В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.
Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами - представлениями о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их развития - в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.
Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизненных принципов).
Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.
Направленность личности многие психологи считают центральным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.) (Л.И. Божович). А.Н.Леонтьев также полагал, что становление личности связано с развитием ее мотивов, иерархией мотивов, среди которых есть главные, смыслообразующие¹. Б.Ф.Ломов определил направленность личности как системообразующее качество и считал ее ведущей характеристикой личности.
Н.Н.Вересов, рассуждая о развитии личности как процессе приобщения к культуре, подчеркивал, что культуру нельзя сводить к созданным человечеством способам деятельности. Овладение деятельностью и знаниями в ее условиях - это развитие интеллекта. (Можно владеть топором и срубить храм, а можно убить человека, идущего в храм2).
Культура - это еще и система ценностей и смыслов, «царство смыслов». Становление личности - это становление нравственно-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными культурными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития и творчества трактуется широко, как развитие нравственно-смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром.
1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 22.
2 См.: Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. -№ 1-2.-1992.-С. 124-128.
Безусловно, важно, чтобы нравственно-смысловая позиция человека по отношению к миру не противоречила культурным, духовным ценностям, принятым в обществе. Эгоистически или альтруистически направленная личность проявляется в характере человека, идеалах, выборе целей и способах ее достижения и т.п. В человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается «жадина».
В исследованиях Я.З. Неверович, посвященных изучению мотивов трудовой деятельности дошкольников, обнаружено начало формирования общественно направленных мотивов, которые оказывают большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы.
Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.
Под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. (Е. И. Фельдштейн).
Таким образом, не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на творческое созидание, а не на разрушение, а если разрушение, то ради созидания, думая при этом о цене разрушения.
Проблема соотношения и взаимосвязи направленности личности и творчества исследуется в работах Д.Б.Богоявленской1. Оно посвящено изучению интеллектуальной активности как свойству личности, как центральной проблеме творчества. Интеллектуальная активность, объединяющая, по идее автора, познавательную и мотивационную структуры личности, может быть самого высокого уровня (креативное творчество) только при условии высокого «нравственного строя личности». «Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях2. В ее исследовании экспериментально доказано взаимовлияние качества мотивов («нравственного строя личности») и уровня творчества.
Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют развитию творчества.
Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».
Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовлетворения потребностей. Сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. В психологии определено, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значимости предметов, явлений, ситуаций для данного человека в конкретной ситуации.
1 См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д, 1983. Подробнее о данном исследовании см. в главе «Творчество».
2 Там же. - С. 165
Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г.Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца - это все равно, что понять его ногами. Эмоциональное воздействие искусства заложено уже в истоках художественного творчества. Именно содержательная эмоциональная реакция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отношение рождают у него идеи, желание выразить их. Таким образом, побуждение к художественному творчеству, затем целеполагание в виде определения темы, замысла основаны на чувствах художника. Процесс творчества (развитие замысла и поиск способов его воплощения) также эмоционально насыщен и связан с волевыми усилиями¹. Художник (взрослый и малыш), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержаниемсоздаваемого им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от успешности его воплощения.Таким образом утверждает в себе созидательное, творческое, гуманистическое начало.
Поэтому изобразительное искусство, собственная изобразительная деятельность, смысл которых не только в самовыражении художника, но и в воздействии его на умы и души людей, призыве их к сопереживанию, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности как художника, так и зрителя. Искусство, несущее агрессию, античеловечные устремления, встречает в обществе неприятие и активный протест, а гуманистическое принимается им.
Нравственная позиция, эмоционально выраженная в творчестве, ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Так, интересен по своей нравственной сути и необычен для малыша (5 лет) рисунок, выполненный еще в период войны в Афганистане и изображающий солдат в кузове грузовика: «Наши солдаты едут из Афганистана» (в семье старший брат служил в Афганистане).
Эмоциональное развитие человека начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций закладываются в период внутриутробного развития. Диапазон эмоционального развития человека уже в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствий, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств - сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность - благодатнейшее средство для их развития.
Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, о человеке и обществе, о себе). Знания о мире, способность к познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Без знаний о мире и рассуждений о нем нет предмета чувств и потребностей, нет разумных действий. Таким образом, личность - явление целостное, все сферы которого взаимосвязаны. Без признания и понимания этой объективно существующей взаимосвязи нельзя практически решать проблему развития личности.
1 Подробнее об этом см. в главе II.
В психологии познавательные процессы, познавательная деятельность, как правило, не рассматриваются в структуре личности. Это затрудняет реализацию идеи развития личности в педагогическом плане. Поиск эффективных способов содействия развитию личности возможен только на основе подхода к ней как целостному образованию. Теоретическими основаниями тому являются в первую очередь идеи Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта в развитии психики, определяющем ее целостность. Л.С. Выготский, изучая это явление психики, отмечал, что единство их не стабильно, а динамично, их взаимовлияние происходит на всех ступенях психического развития, при этом характер взаимосвязи меняется. Например, если в младшем дошкольном возрасте чувства оказывают определяющее влияние на умственное развитие, на поступки ребенка, то к концу дошкольного возраста такого однозначного и определяющего их влияния нет. Чувства все больше подчиняются разуму, становятся «умными».
Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших психических функций - это их опосредование и изменение межфункциональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладения собой, своим поведением - одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.
Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большинство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.
Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности - это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс самодвижения, саморазвития личности?
Л.С. Выготский - один из первых начавший изучать социальный аспект как внешний фактор в развитии личности, в то же время он обращал внимание на внутренние факторы ее становления, подчеркивая, что именно внутренние моменты и определяют самодвижение, саморазвитие личности.
Используя метод сравнительного анализа психологии нормального и ненормального ребенка, он пришел к выводу о необходимости различения двух моментов в психическом развитии: степени развитиятой или иной функции и степени развития овладениятой или иной функцией. Овладение человеком своим поведением, управление им есть тот внутренний фактор, который влияет на процесс становления личности. Он выдвигает вопрос о средствах, с помощью которых происходит овладение поведением, и изучает эти средства. Экспериментально исследуя процесс овладения человеком собственным поведением, Л.С. Выготский особое внимание обратил на волю и такое явление, как выбор, осуществляемый человеком при волевом действии. «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, - писал он, - и не даром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта»1.
Используя пример утреннего вставания с постели, Л.С.Выготский иллюстрирует борьбу мотивов, предшествующую волевому действию:
1) надо вставать (мотив),
2) не хочется (мотив),
3) человек считает до трех: раз, два, три (вспомогательный мотив),
4) на «три» - подъем.
Счет до трех - это средство, которое вводится человеком и поддерживает один из мотивов, т.е. определяет выбор, решение. Таким образом, принятие решения связано с введением вспомогательного мотива (дополнительного мотива, мотива-стимула), который поддерживает один из основных мотивов. Использование дополнительного мотива-стимула - то средство, с помощью которого осуществляется регуляция поведения, нейтральному стимулу придается сила мотива.
Л.С.Выготский писал: «Культурное развитие какой-нибудь функции... заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов знаков. При их помощи направляется общественное поведение личности, они же становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения»2. Таким образом, овладение поведением, делает вывод Л.С.Выготский, представляет собой опосредованный процесс, который всегда осуществляется через известные вспомогательные стимулы. Считая, что в выборе - существо волевого акта, ученый подчеркивал, что «это - свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри самим ребенком».
Итак, личность - это не просто активный творческий деятель, занимающий определенную позицию в обществе, но и волевой человек, способный к поступку, инициативным действиям, к преодолению при этом препятствий.
Как показывают психологические исследования, только примерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки волевого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хочу», «Я сам»).
В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоления себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявления борьбы мотивов. Например, угостили ребенка конфетой. Проблема: съесть самому или поделиться с сестренкой. Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора: «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы.
В плане развития личности, а именно возможностей саморазвития, проблема свободы выбора (воли) особенно важна. На основе экспериментальных данных Л.С. Выготский пояснял, что свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что р