Развитие дошкольника в изобразительной деятельности
Учебное пособие
Редактор Л. И. Хлопова. Оформление серии: В.И.Феногенов.
Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка: С. В. Старовойтова.
Корректоры Г. В. Абатурова, В. И. Хомутова
Подписано в печать 29.12.99. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5. Тираж 20000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2266.
ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095)165-4666, (095)367-0798, (095)305-2387.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
I8ВN 5-7695-0326-2
©Григорьева Г. Г., 2000
© Издательский центр «Академия», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребенка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности, в том числе в изобразительной. На этой основе происходит овладение методикой воспитания и обучения, позволяющей реализовать эти возможности.
Современная система подготовки специалистов по дошкольному образованию включают целый комплекс наук, призванных обеспечить, обосновать практическую деятельность воспитателя.
Однако анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Так, главный ориентир современного дошкольного образования на развитие личности, общее психическое развитие ребенка в условиях конкретных видов деятельности часто остается на уровне деклараций. Общение и деятельность (в данном случае изобразительная), общепризнанные как основные условия развития личности, в педагогическом процессе ДОУ чаще всего имеют узкодидактическую направленность. Их роль сводится к формированию знаний, умений, навыков, безусловно важных, но не единственных в развитии ребенка.
Педагогическое творчество практиков чаще всего не имеет достаточного теоретического обоснования - это в лучшем случае, в худшем - оно эклектично и ошибочно.
Все эти и другие недочеты массовой практики обусловлены и характером подготовки специалистов, в частности отсутствием у них системных знаний, отражающих взаимосвязи между комплексом дисциплин, призванных обслуживать педагогическую деятельность.
Педагог-практик объективно поставлен в ситуацию, когда он ежедневно должен применять знания по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, анатомии и физиологии, педагогике и другим дисциплинам, руководя конкретным видом деятельности, в конкретной возрастной группе, общаясь с отдельным ребенком. Эта задача оказывается для педагога довольно трудной. Одна из причин отсутствия системных знаний кроется в несовершенстве учебных планов вуза, программ по конкретным предметам, технологий и методик обучения. В учебных пособиях конкретный материал по предмету также не всегда подается как часть общей системы знаний, необходимых студенту.
Конечно, педагог обязан сам выстраивать систему психолого-педагогического обеспечения любого методического вопроса в соответствии с конкретными задачами. Однако для этого междисциплинарная теория воспитания и развития ребенка-дошкольника должна усваиваться в течение всех лет обучения студента в вузе, проверяться и уточняться в ходе практической подготовки. Содержание и технология преподавания каждого предмета, в частности методики обучения изобразительной деятельности, должна быть как «подсистема» в реализации этой общей задачи.
Дело осложняется тем, что в науке нет однозначных ответов на многие вопросы. Так обстоит дело с проблемами деятельности, личности, способностей, творчества и др. Для их практической реализации нужна интегративная, междисциплинарная теория.
Предлагаемое учебное пособие - попытка авторов помочь будущим педагогам в решении практических проблем путем интеграции материала детской и педагогической психологии, педагогики, теории искусства с методикой воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности. Иными словами, сделана попытка в интегрированном системном виде представить психолого-педагогический материал, обслуживающий данный предмет. Авторы старались реализовать эту задачу как принцип, не претендуя на полноту. Поэтому уже название пособия ориентирует на развитие ребенка - главный смысл введения изобразительной деятельности в систему воспитания детей.
Теоретический раздел открывается проблемой развития личности: анализ, отбор, интерпретация и систематизация материалов многоаспектных психологических исследований и некоторых учебных пособий сделаны с определенных авторских позиций. Предпринята попытка интегрировать положения психологической и социологической трактовок личности с учетом степени их значимости, возможности и необходимости реализации в условиях детской изобразительной деятельности.
В параграфе, посвященном развитию ребенка как субъекта изобразительной деятельности, последняя характеризуется как целостное явление, с анализом мотивов, целеполагания, комплекса действий, результата. Авторы попытались определить «предметное содержание» (В.В.Давыдов) детской изобразительной деятельности и развитие ее в онтогенезе. Поднимается вопрос об освоении этой деятельности ребенком, а значит, и становлении его как субъекта этой деятельности. Формирование ребенка как субъекта любой деятельности немыслимо в отрыве от общих особенностей этого периода в его жизни и деятельности. Поэтому детская изобразительная деятельность рассматривается нами не изолированно, а в более широком контексте периода раннего и дошкольного детства. Положение ребенка в обществе, особенности его социализации, ведущий тип его отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяют не только отличие детской изобразительной деятельности от соответствующей деятельности взрослых, но и своеобразие ее на каждом возрастном этапе.
Поэтому детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому изобразительную деятельность следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы - дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях - в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей. Поэтому в учебном пособии анализ собственно изобразительной деятельности детей дан в тесной связи с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и обучения дошкольников, с теорией изобразительного искусства и художественной деятельности.
Проблема способностей как свойства личности рассматривается в связи со спецификой изобразительной деятельности вообще и детской в частности. В пособии представлены разные подходы к проблеме, предпринятые отечественными психологами и педагогами. Авторами сделана попытка проанализировать их и соотнести между собой.
Проблема творчества как одна из сущностных характеристик изобразительной деятельности и личности обсуждается особо, но во взаимосвязи с этими проблемами. В психолого-педагогической литературе термины «изобразительная деятельность», «изобразительное творчество» часто фигурируют как равноценные. В общем контексте пособия авторами используются оба термина. Однако при строгом рассмотрении термин «деятельность» понимается как более широкий, субстанциональный. «Творчество» - скорее качественная характеристика деятельности, один из показателей ее развития и тенденция развития. Поэтому выделение специальной главы, посвященной творчеству, - не противопоставление ее по содержанию главе, раскрывающей особенности изобразительной деятельности, а более глубокая характеристика этой же деятельности, но с иных позиций. Скорее всего, это анализ творческой деятельности ребенка вообще, вполне применимый для характеристики любого вида деятельности, но с учетом специфики его средств и способов (не случайно в пособие включен материал по ручному труду).
Логика этой главы обусловлена субъективной позицией автора в понимании доступности материала студентам именно в таком изложении: от анализа своеобразия продуктов детской деятельности к анализу своеобразия процесса его создания и, наконец, к объяснению причин этого своеобразия. Эта позиция проверена многолетним опытом преподавания автором данного предмета в вузе. Таким образом, отбор и компоновка содержания пособия обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
В содержании книги реализуется деятельностный подход в решении проблем развития личности. Эта позиция проявилась:
а) в реализации основного положения психологии о главенствующей роли деятельности в развитии ребенка;
б) в принятии возрастной периодизации развития детей (Д.Б.Эльконин, А. Леонтьев), сделанной на основе анализа изменения социальной ситуации развития ребенка и cоответствующего ей ведущего вида деятельности;
в) в раскрытии своеобразия детской изобразительной деятельности и задачи ее формирования у детей как одной из основных;
г) в трактовке педагогической деятельности взрослых, содержательного взаимодействия их с детьми как основного условия амплификации развития ребенка в изобразительной деятельности.
Безусловно, на целостность, системность материала пособия повлияло и наше признание приоритетности реалистического метода в искусстве, предназначенном для детей. Метода, который предполагает раскрытие в художественном образе закономерных типичных явлений при одновременной индивидуальности их видения и выражения художником.
С этих позиций мы подходим и к пониманию детского изобразительного творчества. Большая роль подсознательных факторов, интуитивных моментов в художественном отражении и самовыражении как взрослого, так и ребенка не противоречит реалистическим, объективно понятным людям содержанию и формам художественного образа.
Содержание и язык реалистического искусства легче воспринимаются дошкольниками потому, что они только еще познают, непосредственно открывают для себя окружающий мир наглядным и действенным способом. Художественные образы дети невольно соотносят с тем, что видят вокруг себя, и именно поэтому дошкольники тяготеют к реалистическим формам при восприятии искусства. Что касается их собственной изобразительной деятельности, то и в ней дети пытаются познать и реалистически отразить окружающий их мир так, как видят, как понимают.
В пособии широко используется термин «обучение». Обучение понимается нами не как узкодидактическая деятельность только на занятии. Обучение понимается широко - как одна из форм целенаправленного, организованного взрослым общения с ребенком, как процесс передачи взрослым и активного усвоения ребенком социального опыта. В процессе такого взаимодействия и происходит усвоение опыта и взаиморазвитие личности ребенка и педагога.
Структура учебного пособия определена основной целью авторского коллектива - содействие подготовке педагога, хорошо ориентирующегося в основных проблемах детской, педагогической психологии и дошкольной педагогики; умеющего видеть их конкретное проявление в детском творчестве, в детской изобразительной деятельности, а затем способного гибко, вариативно, творчески использовать эти знания при решении частных методических вопросов. Более конкретно это выражается в умении понимать, чувствовать ребенка, его деятельность, видеть в ней возможности развития малыша, знать и уметь создавать условия для этого развития.
При изложении материала пособия основные принципиальные положения повторяются неоднократно, но это не случайные повторы. Они сделаны в разных контекстах, включены в разные взаимосвязи. Такой подход также нацелен на формирование у студентов системных знаний.
В основу содержания пособия положены материалы в первую очередь отечественной психолого-педагогической науки. В понимании детской изобразительной деятельности, возможностей и путей развития ребенка в ее условиях авторы стоят на позициях школы известного ученого, тонкого знатока проблем детского творчества Н.П.Сакулиной и ее учеников (Т.С.Комарова, Л.А.Раева, Т.Г.Казакова и др.). Идеи талантливого педагога Е.А.Флериной органично вошли в исследования представителей этой школы.
Раздел первый