Кафедра общей психологии и истории психологии
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра общей психологии и истории психологии
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_________________А.И. Ковалева
«_____» ___________________2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Творческая деятельность в детском возрасте»
ДПП.ДС.04
для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения
по специальности 050706.65 – Педагогика и психология
Москва
Творческая деятельность в детском возрасте: учебно-методический комплекс. –М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011.– 21 с.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Творческая деятельность в детском возрасте», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и стандарта Московского гуманитарного университета по специальности «Педагогика и психология».
Автор-составитель:
Косинова Оксана Анатольевна, докт. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы
Рецензенты:
Рекомендовано: методическим советом факультета психологии и социальной работы, протокол № 2 от 15. 03. 2011 г.
Содержание | |||||
I | Программа дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
Паспорт дисциплины | |||||
Аннотация дисциплины | |||||
2.1 | Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» для специальности «Педагогика и психология» | ||||
2.2 | Цели и задачи дисциплины | ||||
2.3 | Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине | ||||
2.4 | Междисциплинарные связи | ||||
Учебный тематический план | |||||
Содержание дисциплины | |||||
Тема 1 | Введение. Сущность творчества | ||||
Тема 2 | Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка | ||||
Тема 3 | Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей | ||||
Тема 4 | Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей | ||||
Тема 5 | Формирование творческого образовательного пространства | ||||
Планы семинарских занятий по дисциплине | |||||
Основные определения понятий по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» (глоссарий) | |||||
II | Контроль качества освоения дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
Материалы к промежуточному и итоговому контролю | |||||
1.1 | Виды контроля | ||||
1.2 | Вопросы для самостоятельной работы студентов | ||||
1.3 | Материалы для практических работ | ||||
1.4 | Примерные темы для обсуждения | ||||
1.5 | Примерные перечень вопросов для контроля знаний | ||||
1.6 | Балльно-рейтинговая система | ||||
III | Учебно-методическое обеспечение по дисциплине «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
3.1 | Основная литература | ||||
3.2 | Дополнительная литература | ||||
IV | Материально-техническое обеспечение дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
1 Паспорт дисциплины
Индекс: ДПП.ДС.04
Специальность: 050706.65 Педагогика и психология
Курс: 5*
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Семестр: 9*
Общее количество часов на дисциплину: 56 часов*
Количество аудиторных часов на дисциплину: 22 часов*
2 Аннотация дисциплины
2.1 Требования ГОС ВПО по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» для специальности «Педагогика и психология»
Индекс | Наименование дисциплины и ее основные разделы | Всего часов |
ДПП.ДС.04 | Творческая деятельность в детском возрасте Введение. Сущность творчества. Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка. Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей. Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей. Формирование творческого образовательного пространства. |
2.2 Цели и задачи дисциплины
Основной целью изучения дисциплины «Творческая деятельность в детском возрасте» является подготовка студентов к реализации программ развития творческой деятельности детей.
Основными задачами дисциплины являются:
1. Показать социокультурную значимость данного направления дидактико-педагогической деятельности на современном этапе.
2. Познакомить с понятийным аппаратом психологии творчества и педагогики творческого развития детей.
3. Научить анализировать разнообразные источники дидактико-педагогических и научно-популярных знаний о творчестве детей и способах их развития.
4. Сформировать умение анализировать концепции и учебные программы школ и дошкольных образовательных учреждений по названной теме.
5. Сформировать умение составлять программу развития творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен:
знать:
психолого-педагогические теории творчества в детском возрасте;
уметь:
применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного и младшего школьного;
организовывать продуктивную деятельность детей;
владеть:
способами эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности.
2.4 Междисциплинарные связи
Дисциплина «Творческая деятельность в детском возрасте» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих навыки развития творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученными студентами при изучении таких дисциплин, как «Теория обучения», «Теория воспитания», «Психология развития», «Психология общения», «Возрастная психология», «Развитие личности», «Педагогическая психология», «Педагогика и психология современной семьи», «Психолого-педагогическая антропология».
Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, необходимы для усвоения материала по таким предметам, как: «Психолого-педагогическая коррекция», «Современные технологии подготовки ребенка к школе», «Теория и методика домашнего воспитания». Указанные связи дисциплины «Творческая деятельность в детском возрасте» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности выпускника.
3 Учебный тематический план дисциплины
«Творческая деятельность в детском возрасте»
Для очной формы обучения
№ п/п | Наимен. раздела, темы | Виды занятий (часы) | Виды контроля | |||||
Лекции | Семин. занят. | Сам. раб. | Тесты | Практич. занятия | Реферат | Курсовая работа | ||
ВСЕГО 56 | _ | _ | _ | |||||
Тема 1 Введение. Сущность творчества | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 2 Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 3 Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 4 Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 5 Формирование творческого образовательного пространства | _ | _ | _ |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Наимен. раздела, темы | Виды занятий (часы) | Виды контроля | |||||
Лекции | Семин. занят. | Сам. раб. | Тесты | Практич. занятия | Реферат | Курсовая работа | ||
ВСЕГО 80 | да | _ | _ | |||||
Тема 1 Введение. Сущность творчества | _ | да | _ | _ | _ | |||
Тема 2 Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 3 Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 4 Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 5 Формирование творческого образовательного пространства | _ | _ | _ | _ |
4 Содержание дисциплины
Виды контроля
Текущий контроль успеваемости включает в себя текущую аттестацию (ответы на вопросы к темам семинарских занятий), практическую работу студентов по заданиям преподавателя частично-поискового, поискового и творческого характера.
Промежуточная аттестация (зачет или экзамен) проходит в устной форме по вопросам билетов, представленным в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине.
1.2 Вопросы для самостоятельной работы студентов
1. Какие качества личности учащихся способствуют формированию у них самостоятельной позиции в учении?
2. Достаточно ли для достижения цели развития познавательной самостоятельности учащихся увеличить количество самостоятельных работ? Ответ обоснуйте.
3. Почему при развитии познавательной самостоятельности учащихся предпочтение отдается поисковым методам обучения?
4. Каково значение использования метода проектов в развитии познавательной самостоятельности учащихся младших классов?
5. В чем дидактико-педагогические преимущества разноуровневого обучения?
6. Какой из известных дидактических подходов Вы хотели бы применить в работе с детьми по развитию их творческих сил? Почему?
7. Как дидактический принцип дифференциации в образовании и индивидуализации в обучении связан с задачей развития творческих возможностей учащихся?
8. Как влияет на развитие познавательной самостоятельности и творчества учащихся обучение в сотрудничестве?
9. Каковы преимущества разновозрастного коллектива детей?
10. Каково воспитательное значение развития познавательной самостоятельности учащихся?
11. Каково значение метода поощрения для развития познавательной самостоятельности и творческих возможностей учащихся?
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Формирование творческого образовательного пространства
Задание 19.
Определите свою позицию по вопросу: все ли дети талантливы? Представьте план психолого-педагогического обоснования позиции.
Задание 20.
Составьте тезисы доклада на педагогическом совете школы, доказывающие необходимость введения системы творческих заданий на уроках.
Задание 21.
Определите принципы школьной концепции по развитию творческой деятельности детей.
Задание 22.
Составьте примерное планирование содержания деятельности учителя по развитию творческой деятельности учащихся младших классов.
Задание 23.
Составьте программу развития творческой деятельности детей (возраст по выбору).
Задание 24.
Предложите не менее трех правил родителям для воспитания в их детях способности к успешной творческой деятельности в будущей жизни.
Примерные темы для обсуждения
1. Мотивы творческой самореализации и способы их формирования у дошкольников и школьников младших классов.
2. Способы создания проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной познавательной деятельности учащихся.
3. Домашние задания и их роль в формировании творческой деятельности учащихся младших классов.
4. Игровые способы обучения в современной школе, их значение для развития познавательной самостоятельности и творческой деятельности учащихся младших классов.
5. Влияние развития познавательной самостоятельности творческой деятельности на дисциплину на уроках в начальной школе.
6. Диалоговые формы организации учебной деятельности, их роль в развитии познавательной самостоятельности и творчества младших школьников.
1.5 Примерный перечень вопросов для контроля знаний студентов
1. Понятие творческой деятельности. Специфика творчества в детском возрасте.
2. Мотивы творческой самореализации: характеристика, трактовка в психолого-педагогической литературе.
3. Роль познавательных интересов и направленности личности на учение в творческой деятельности школьников.
4. Взаимосвязь активности и самостоятельности личности.
5. Уровни познавательной самостоятельности, их характеристика.
6. Теоретическая взаимосвязь личностной позиции школьника и его самостоятельности в учении.
7. Самообразование в структуре познавательной деятельности школьников.
8. Творческое отношение: характеристика, трактовка в психолого-педагогической литературе.
9. Связь творческого отношения с творческой деятельностью. Способы выявления в учебном процессе.
10. Трактовка одаренности.
11. Специфика мышления одаренных детей.
12. Особенности обучения одаренных детей.
13. Диагностика одаренности и творческих способностей детей (по выбору).
14. Дидактические подходы к развитию творческих сил младших школьников (по выбору).
15. Основные идеи развивающих дидактических систем Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
16. Виды дифференциированного обучения.
17. Роль задачной технологии в активизации творческого потенциала детей.
18. Педагогические методы поддержки творческой направленности детей.
19. Принципы педагогики сотрудничества.
20. Значение «ситуации успеха» для развития творческого потенциала детей.
21. Проблема критериев оценки творческих работ учащихся в психолого-педагогической литературе.
22. Государственные программы поддержки одаренных детей.
23. Дидактико-педагогическая сущность и способы создания образовательного пространства в школе.
24. Роль семьи в развитии одаренности и творческого потенциала.
25. Способы создания образовательного пространства в семье.
26. Педагогическое значение и место оценочных суждений в содержании процесса обучения школьников младших классов.
Балльно-рейтинговая система
Аттестация по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» включает в себя текущий и итоговый виды контроля знаний и умений студентов. Рейтинговая оценка осуществляется по балльной шкале. Минимальное количество баллов – 60, максимальное – 100.
Итоговая рейтинговая оценка осуществляется по 100-балльной системе, причем, интервал баллов от 60 до 100 соответствует положительным оценкам:
91–100 баллов – оценка «отлично»,
76–90 баллов – оценка «хорошо»,
60–75 баллов – оценка «удовлетворительно».
III УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
Косинова О.А. Развитие творческой позиции школьников в учении: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
4. Николаева Е.И. Психология детского творчества: допущено УМО по направлениям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2010.
3.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Факультет обладает специально оборудованными аудиториями и компьютерными классами, в которых возможно доступно излагать необходимый теоретический (лекционный) материал в виде презентации.
* По очной форме обучения.
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра общей психологии и истории психологии
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_________________А.И. Ковалева
«_____» ___________________2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Творческая деятельность в детском возрасте»
ДПП.ДС.04
для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения
по специальности 050706.65 – Педагогика и психология
Москва
Творческая деятельность в детском возрасте: учебно-методический комплекс. –М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011.– 21 с.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Творческая деятельность в детском возрасте», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и стандарта Московского гуманитарного университета по специальности «Педагогика и психология».
Автор-составитель:
Косинова Оксана Анатольевна, докт. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы
Рецензенты:
Рекомендовано: методическим советом факультета психологии и социальной работы, протокол № 2 от 15. 03. 2011 г.
Содержание | |||||
I | Программа дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
Паспорт дисциплины | |||||
Аннотация дисциплины | |||||
2.1 | Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» для специальности «Педагогика и психология» | ||||
2.2 | Цели и задачи дисциплины | ||||
2.3 | Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине | ||||
2.4 | Междисциплинарные связи | ||||
Учебный тематический план | |||||
Содержание дисциплины | |||||
Тема 1 | Введение. Сущность творчества | ||||
Тема 2 | Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка | ||||
Тема 3 | Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей | ||||
Тема 4 | Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей | ||||
Тема 5 | Формирование творческого образовательного пространства | ||||
Планы семинарских занятий по дисциплине | |||||
Основные определения понятий по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» (глоссарий) | |||||
II | Контроль качества освоения дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
Материалы к промежуточному и итоговому контролю | |||||
1.1 | Виды контроля | ||||
1.2 | Вопросы для самостоятельной работы студентов | ||||
1.3 | Материалы для практических работ | ||||
1.4 | Примерные темы для обсуждения | ||||
1.5 | Примерные перечень вопросов для контроля знаний | ||||
1.6 | Балльно-рейтинговая система | ||||
III | Учебно-методическое обеспечение по дисциплине «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
3.1 | Основная литература | ||||
3.2 | Дополнительная литература | ||||
IV | Материально-техническое обеспечение дисциплины «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» | ||||
1 Паспорт дисциплины
Индекс: ДПП.ДС.04
Специальность: 050706.65 Педагогика и психология
Курс: 5*
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Семестр: 9*
Общее количество часов на дисциплину: 56 часов*
Количество аудиторных часов на дисциплину: 22 часов*
2 Аннотация дисциплины
2.1 Требования ГОС ВПО по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» для специальности «Педагогика и психология»
Индекс | Наименование дисциплины и ее основные разделы | Всего часов |
ДПП.ДС.04 | Творческая деятельность в детском возрасте Введение. Сущность творчества. Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка. Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей. Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей. Формирование творческого образовательного пространства. |
2.2 Цели и задачи дисциплины
Основной целью изучения дисциплины «Творческая деятельность в детском возрасте» является подготовка студентов к реализации программ развития творческой деятельности детей.
Основными задачами дисциплины являются:
1. Показать социокультурную значимость данного направления дидактико-педагогической деятельности на современном этапе.
2. Познакомить с понятийным аппаратом психологии творчества и педагогики творческого развития детей.
3. Научить анализировать разнообразные источники дидактико-педагогических и научно-популярных знаний о творчестве детей и способах их развития.
4. Сформировать умение анализировать концепции и учебные программы школ и дошкольных образовательных учреждений по названной теме.
5. Сформировать умение составлять программу развития творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен:
знать:
психолого-педагогические теории творчества в детском возрасте;
уметь:
применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного и младшего школьного;
организовывать продуктивную деятельность детей;
владеть:
способами эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности.
2.4 Междисциплинарные связи
Дисциплина «Творческая деятельность в детском возрасте» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих навыки развития творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученными студентами при изучении таких дисциплин, как «Теория обучения», «Теория воспитания», «Психология развития», «Психология общения», «Возрастная психология», «Развитие личности», «Педагогическая психология», «Педагогика и психология современной семьи», «Психолого-педагогическая антропология».
Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, необходимы для усвоения материала по таким предметам, как: «Психолого-педагогическая коррекция», «Современные технологии подготовки ребенка к школе», «Теория и методика домашнего воспитания». Указанные связи дисциплины «Творческая деятельность в детском возрасте» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности выпускника.
3 Учебный тематический план дисциплины
«Творческая деятельность в детском возрасте»
Для очной формы обучения
№ п/п | Наимен. раздела, темы | Виды занятий (часы) | Виды контроля | |||||
Лекции | Семин. занят. | Сам. раб. | Тесты | Практич. занятия | Реферат | Курсовая работа | ||
ВСЕГО 56 | _ | _ | _ | |||||
Тема 1 Введение. Сущность творчества | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 2 Государственные нормативные требования к качеству образования и развитие творческого потенциала личности ребенка | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 3 Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 4 Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей | _ | _ | _ | _ | ||||
Тема 5 Формирование творческого образовательного пространства | _ | _ | _ |