Порядок работы над вкр (дипломным проектом)
Тематика дипломного проекта определяется перед преддипломной практикой и уточняется и корректируется в соответствии с собранным аналитическим материалом на преддипломной практике.
В соответствии с темой дипломного проекта, руководитель дипломного проекта выдает студенту задание на дипломный проект, используя разработанное студентом, во время преддипломной практики, «Техническое задание». Задание на дипломный проект утверждает заведующий кафедрой с указанием срока окончания.
На кафедре составляется и утверждается график выполнения дипломных проектов со сроками выполнения отдельных этапов, формой отчета по этапам.
Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, предоставляется студентом руководителю. После просмотра и одобрения, руководитель подписывает его, и вместе со своим письменным отзывом предоставляет заведующему выпускающей кафедры.
Заведующий кафедрой назначает время предзащиты дипломного проекта на кафедре.
Во время предзащиты дипломник получает замечания и пожелания по дипломному проекту и комиссия по предзащите (КПП) допускает диплом к защите в ГАК.
ВКР (дипломный проект) подлежит обязательному рецензированию, которое проводится с целью получения дополнительной объективной оценки ВКР. Как правило в качестве рецензентов привлекаются опытные специалисты в области дизайна, члены творческих союзов( союз архитекторов, союз дизайнеров, союз художников).
Доклад в процессе защиты дипломного проекта.
Доклад на защите, по структуре должен содержать следующие сведения:
- цель и актуальность разработки;
- исторический аспект разрабатываемой темы;
- описание и обоснование принятого дизайнерского решения;
- выводы.
Доклад на защите дипломного проекта по времени должен быть не более 10 минут. В ходе защиты разрешается использовать заранее подготовленный план и тезисы доклада.
Рекомендуется следующая последовательность изложения:
- цель и актуальность разработки (1-2мин);
- исторический аспект разрабатываемой темы (1-2);
- описание и обоснование принятого дизайнерского решения(4-5 мин);
- выводы(1-2 мин)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ВКР (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)
Процедура защиты выпускных квалификационных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт». В соответствии с данным Положением к защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты-выпускники, успешно прошедшие все предшествующие к аттестации испытания (при наличии отзыва руководителя и рецензии на ВКР).
Защита выпускных квалификационных работ бакалавра проводится публично на заседании ГАК, состав которой утверждается приказом ректора института. Она проводится в публичной форме, т.е. на ней имеют право присутствовать научный руководитель, другие студенты, представители других организаций.
До начала защиты ВКР студент представляет в ГАК следующие документы:
- отзыв руководителя на ВКР ;
- рецензию на ВКР ;
- заключение заведующего кафедрой (допуск проставляется на титульном листе ВКР);
- отчет о степени заимствования из сетевых источников(Интернет) в тексте ВКР
Защита проходит по спискам, заранее составленным кафедрой дизайна, и согласованными со студентами-дипломниками.
В начале каждой защиты секретарь ГАК объявляет фамилию студента и зачитывает тему выпускной квалификационной работы.
Защита начинается с доклада студента-выпускника по теме выпускной квалификационной работы.
После доклада студент-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК. В дискуссии могут принимать участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица.
Затем секретарем зачитывается рецензия на ВКР и отзыв научного руководителя.
После окончания обсуждения ВКР студенту-выпускнику предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент-выпускник отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ними или не соглашаясь, приводя при этом обоснованные возражения.Общая продолжительность защиты не должна превышать 20-25 мин.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВКР (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)
После окончания защиты выпускных квалификационных работ ГАК на закрытом заседании (допускается присутствие руководителей выпускных квалификационных работ) обсуждает результаты защиты и большинством голосов выносит решение – оценку.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критериями оценки ВКР являются:
- научный уровень доклада, степень освещенности в нем вопросов темы исследования, значение сделанных;
- использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов производственной практики;
- актуальность темы с социальной точки зрения и с точки зрения развития дизайна как вида художественно-проектной культуры;
- профессиональное мастерство, новизна и актуальность графической части ВКР;
-соответствие стилистики ВКР современным тенденциям в области художественно-проектной культуры;
- чёткость и аргументированность ответов студента на вопросы, заданные ему в процессе защиты;
- оценки руководителя в отзыве и рецензента.
Оценка «отлично» выставляется выпускнику, если:
ВКР выполнена на актуальную тему, четко сформулированы цель и задачи исследования, раскрыта суть проблемы с использованием профессиональных знаний и навыков, полученных в результате обучения в области коммуникативного дизайна.
Руководителем и рецензентом работа оценена положительно. В ходе защиты выпускник продемонстрировал свободное владение материалом исследований, уверенно излагал тактику и стратегию проектного поиска, представил презентацию, в убедительной форме отражающую суть работы.
Графическая часть ВКР выполнена на высоком профессиональном уровне, соответствует сложившимся взглядам общества на современный коммуникативный дизайн, соответствует требованиям технической эстетики.
Материальная часть ВКР убедительно дополняет графическую и исследовательскую части дипломного проекта.
Оценка «хорошо» выставляется выпускнику, если:
ВКР выполнена на актуальную тему, четко сформулированы цель и задачи исследования, раскрыта суть проблемы с использованием профессиональных знаний и навыков, полученных в результате обучения в области коммуникативного дизайна.
Руководителем и рецензентом работа оценена положительно. В ходе защиты выпускник продемонстрировал владение материалом исследований, излагал тактику и стратегию проектного поиска, представил презентацию, дополнившую комплекс проведенных проектных исследований.
Графическая часть ВКР выполнена на хорошем профессиональном уровне, соответствует сложившимся взглядам общества на современный коммуникативный дизайн, соответствует требованиям технической эстетики.
Материальная часть ВКР в целом соответствует тематике дипломного проекта.
Оценка «удовлетворительно» выставляется выпускнику, если:
ВКР выполнена на актуальную тему, сформулированы цель и задачи исследования, раскрыта суть проблемы с использованием профессиональных знаний и навыков, полученных в результате обучения в области коммуникативного дизайна.
Руководителем и рецензентом работа оценена положительно. В ходе защиты дипломник неубедительно продемонстрировал владение материалом исследований, нечетко излагал тактику и стратегию проектного поиска, неубедительно представил презентацию, которая должна была дополнить комплекс проведенных проектных исследований.
Графическая часть ВКР выполнена на удовлетворительном профессиональном уровне, во многих аспектах не соответствует требованиям технической эстетики.
Материальная часть ВКР выполнена на низком профессиональном уровне.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется выпускнику, который:
ВКР выполнена на актуальную тему, сформулированы цель и задачи исследования . Выпускник нарушал график выполнения дипломного проекта.
Руководителем и рецензентом работа оценена неудовлетворительно. В ходе защиты выпускник не продемонстрировал владение материалом исследований.
Графическая часть ВКР выполнена на плохом профессиональном уровне, не соответствует сложившимся взглядам общества на современный коммуникативный дизайн, не соответствует требованиям технической эстетики.
Материальная часть ВКР выполнена на плохом профессиональном уровне.
Оценки объявляются в день защиты выпускной квалификационной работы дизайнера-бакалавра после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии (ГАК).
В том случае, когда защита выпускной квалификационной работы дизайнера-бакалавра признаётся неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент-выпускник представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена кафедрой после первой защиты выпускной квалификационной работы.
По положительным результатам ГАК государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускникам соответствующей степени и выдаче диплома дизайнера, профиль «Графический дизайн».
Выпускник, не прошедший в течение установленного срока аттестационного испытания, входящего в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из института и получает академическую справку.
Выпускникам, не проходившим аттестационного испытания по уважительной причине, ректором института может быть продлён срок прохождения итогового аттестационного испытания до окончания работы действующей ГАК, но, не более одного года.
После защиты экземпляр выпускной квалификационной работы дизайнера - бакалавра передаётся на факультет.
Тема выпускной квалификационной работы дизайнера - бакалавра и её оценка заносятся в зачётную книжку и в приложение к диплому, которое выдаётся выпускнику вместе с дипломом об окончании института.
Наиболее интересные в теоретическом и практическом отношении ВКР могут быть рекомендованы к опубликованию в печати, а также представлены к участию в конкурсе творческих работ. Авторы таких работ могут быть рекомендованы к вступлению в члены Союза дизайнеров России.
12. Требования к подготовке и проведению итогового междисциплинарного экзамена
12.1 Требования к подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену
К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе.
Программа итогового междисциплинарного экзамена и экзаменационные билеты разрабатываются выпускающими кафедрами, обсуждается с участием председателей государственных аттестационных комиссий и рассматривается Советом соответствующего факультета.
Программы должны строиться на базе интеграции междисциплинарных знаний, определяющих целостные требованию к уровню теоретической и практической подготовки выпускника, составляющей основу его профессиональной деятельности, профессионального мышления и кругозора.
Для подготовки выпускников к итоговым междисциплинарным экзаменам соответствующими кафедрами проводятся обзорные лекции и плановые предэкзаменационные консультации.
Для проведения итогового междисциплинарного экзамена в графике учебного процесса предусматривается не менее 7 дней для подготовки студентов и проведения консультаций кафедрами.
Студенты обеспечиваются программой экзамена не менее чем за три месяца до начала его проведения.
При подготовке к экзамену студенту необходимо изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, повторить и проанализировать имеющийся лекционный материал курсов по дисциплинам специальности. Составить краткий план ответа.
12.2 Вопросы к Итоговому государственному междисциплинарному экзамену
1. Возникновение дизайна как нового вида художественно-проектной культуры
2. Предметный мир древних цивилизаций: Древнего Египта, Античной Греции и Рима
3. Ремесленное производство в средние века и в эпоху Возрождения. Предпосылки создания машинной техники.
4. Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения XVII- XIX вв.
5. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.
6. Первые теории дизайна конца XIX в.: Дж. Рескин, У.Моррис.
7. Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России. Русская инженерская школа на рубеже XIX-XX в.
8. Россия в международных промышленных выставках.
9. Дж. Рескин. Движение «Искусств и ремесел».
10. Модерн. Поиск нового стиля в Европе
11. Первые идеи функционализма в Европе. Германский Веркбунд.
12. Художественный авангард в Европе начала ХХ века
13. Становление дизайна после первой мировой войны в Германии, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна.
14. Архитектурно-художественное творчество в Советской России. Производственное искусство. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН - разработки принципов промышленного искусства.
15. Ранний американский функционализм. Чикагская школа
16. Стилевые особенности в европейском формообразовании перед Второй Мировой войной.
17. Всемирный экономический кризис. Американская модель «дизайна для всех».
18. Дизайн США 50-нач.60-х г.г.
19. Значение стиля «Браун». Создание фирменного стиля.
20. Итальянское экономическое чудо. Стиль Оливетти.
21. Органический дизайн в Скандинавских странах.
22. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.
23. Описание стиля Поп-арт. Поп-дизайн для молодых.
24. Оп-арт. Виктор Вазарели.
25. Радикальный дизайн. Анти-дизайн.
26. Концептуальные поиски советских дизайнеров в 1960-х годах
27. Описание стиля Неопластицизм П. Мондриана.
28. Описание стиля Постмодерн. Основные представители.
29. Описание стиля Стайлинг. Основные представители.
30. Стримлайн и аэродинамический стиль.
31. Описание стиля «Мемфис». Основные представители.
32. Стиль конструктивизм в дизайне и архитектуре.
33. Стиль высоких технологий «Хай Тек».
34. Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.
35. Понятие эргономики, цели и задачи.
36. Определение, функции фирменного стиля. Основные элементы.
37. Определение товарного знака, основные виды и функции.
38. История возникновения и развития фирменного стиля.
39. История возникновения и развития плаката. Основные направления.
40. Основные виды наружной рекламы.
Содержание ПРОГРАММЫ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА