Характеристика понятий «фабула» и «сюжет». Неоднозначность их определений в теории литературы.
Теория литературы различает понятия «фабула» и «сюжет», которые в различные эпохи имели разные значения. Сегодня общепринятым считается, что фабула – это сюжетная схема или то, как события произведений располагались бы в хронологическом порядке. Аристотель: «фабула – основа повествования».
Термин «сюжет» впервые был введен в XVII веке классицистами. Современный литературный энциклопедический словарь: сюжет – совокупность происшествий, ход событий повествования драматического, иногда лирического произведения. Хализев: сюжет – цепь событий, воссозданных в художественном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях и сменяющих друг друга в положениях и обстоятельствах, т.е. художественное распределение событий в произведении и называется сюжетом.
Фабула может повторяться в различных произведениях, в то время как сюжет и составляет художественное своеобразие того или иного автора или того или иного текста.
Один из основателей отечественной теории литературы Борис Томашевский определяет сюжет, как совокупность динамических и статических мотивов в той последовательной связи, в которой они даны в произведении. Таким образом, мотив также является понятием сюжетологии. Сюжетология, как область теории литературы, изучает такое понятие как событийная динамика, которая проявляется в диалогах, подробном описании событий, в пейзажных описаниях, лирических отступлениях, внутренних монологах героев.
14. Литературное произведение как художественное единство. Слагаемые литературного произведения как системы.
Художественные произведения (в частности литературные) создаются на основе единого творческого замысла (индивидуально или коллективного) и апеллируют к их постижению как некого единства (смыслового и эстетического), а потому обладают завершенностью. Они являются неким «окончанием»: никаким «послеавторским» трансформациям, доделкам и переделкам не подлежит. Но сам автор может дорабатывать и перерабатывать текст. «Война и мир».
Случается, что автор публикует текст, не полностью отвечающий его творческому замыслу, его художественной воле. «Евгений Онегин» - отрывки.
Некоторые произведения имеют авторские варианты: публикации разных лет, осуществляемые самим автором. А. Белый – «Петербург». Лермонтов – «Демон». Иногда писатель до конца своих дней корректирует произведение: Булгаков – «Мастер и Маргарита». Не полностью осуществленный творческий замысел: «Мертвые души».
Литературное произведение (при всем том, что оно едино и цельно) не является однородным монолитом. Это предмет многоплановый, имеющий различные грани (стороны, ракурсы, уровни, аспекты). Его состав и строение, нередко весьма сложные, характеризуются литературоведами посредством ряда понятий и терминов.
Слагаемые: форма и содержание.
Проблема художественной формы и художественного содержания в литературном произведении как отражение его органической целостности.
Понятия формы и содержания служат мыслительному отграничению внешнего – от внутреннего, сущности и смысла – от их воплощения, от способов их существования. Содержанием при этом именуется основа предмета, его определяющая сторона. Форма же – это организация и внешний облик предмета, его определяемая сторона.
Форма и содержание – в равной мере необходимые стороны феноменов бытия.
В произведениях искусства содержание и его воплощение максимально соответствуют друг другу: художественная идея. «Всякая истинная форма органична, то есть определяется содержанием произведения».
Поистине художественное произведение исключает возможность переоформления, которое являлось бы нейтральным к содержанию. («Чуден Днепр при тихой погоде» - «Днепр при тихой погоде чуден» - нелепица). В произведениях искусства наличествует и играет решающую роль содержательная форма. .
Важнейший принцип художественной деятельности: установка на единство содержания и формы в создаваемых произведениях. Сполна осуществленное единство формы и содержания делает произведение органически целостным, как бы живым существом, рожденным, а не рассудочно сконструированным.
Органически целостное произведение имеет аналогию с целостностью, упорядоченностью бытия.
Но понятие художественной целостности неоднократно оспаривалось, особенно в литературном течении XX века – постмодернизме. Постмодернисты выдвинули концепцию деконструкции. Тексты (в том числе и художественные) здесь рассматривались в свете предпосылки их заведомой нецельности и противоречивости, взаимной несогласованности их звеньев.
Итак, в художественном произведении различимы начала формально-содержательные и собственно содержательные. Первые, в свою очередь, разноплановы. В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяют три стороны, которые имеются в наличии в любом литературном произведении. Это, во-первых, предметное начало: все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения. Во-вторых, это словесная ткань произведения: художественная речь. И, в-третьих, это композиция.