Костюмно-предметный анализ в практике атрибуции 4 произведений живописи.
7 Значение иконографического исследования в практике 2
атрибуции произведений портретного жанра.
8 Анализ подписей и надписей. Возможности использования 4
в практике атрибуции произведений живописи
вспомогательных информационных элементов
(наклейки, штампы, нумерация и пр.).
9 Способы разграничения оригинала, авторского 4
повторения и копии. Типология и методы распознания
копии, имитации, подделки. Проблема реставрационных
вмешательств в практике атрибуции произведений
живописи.
10 Рама как вспомогательный фактор атрибуции 4
произведений живописи. Индивидуальные черты
авторских рам.
11 Проблемы атрибуции произведений живописи 4
непрофессиональных художников. Типология работ
неизвестных мастеров.
Особенности атрибуции произведений 4
русского авангарда.
13 Способы использования архивных и иных библио- 2
графических источников в практике атрибуции
произведений живописи.
14 Значение атрибутивной работы в современной 4
организации экспертизы произведений искусства.
Ее правовые аспекты. Специфика развития антикварного
рынка в России последних двадцати лет.
ТЕМА 1. Введение. Понятия «атрибуция» и «экспертиза», их
Сходство и различия. Теоретическое изучение вопросов
«знаточества» в трудах иностранных и отечественных
Исследователей.
Формулировка понятий «атрибуция» и «экспертиза». Научно-поисковые задачи атрибуции, ее содержание в контексте экспертизы. Акцентирование внимания на комплексном характере экспертной работы, которая включает в себя химико-технологический, стилистический (искусствоведческий) и маркетинговый анализ
Исторические аспекты развития атрибуции. Теоретическая постановка проблем в эпоху знаточества. «Грамматика художественного языка» Дж.Морелли и Б.Бернсона. Оценка интуитивного и сравнительного методов. Научные труды Т.Фриммеля, К.Фолля. К.Хофстеде де Гроота, В.Боде и др. Книга М.Фридлендера «Об искусстве и знаточестве»: Вклад в изучение рассматриваемой темы отечественного искусствоведения. Специализированные работы Б.Р.Виппера и И.В.Линник.
ТЕМА 2. Методология визуального исследования.
Составляющие комплексного анализа произведений
Живописи.
Последовательность детального визуального осмотра произведения без специального технического оборудования. Важность внимательного изучения даже малозначительных информационно-несущих элементов исследуемой картины. Анализ образного решения и формального изобразительного языка (жанр, тема, сюжет, мотив, композиция и т.д.). По возможности, обязательный сравнительный анализ с оригинальными эталонными работами предполагаемого автора.
Понятие «структура произведения» в контексте разграничения художественных школ.
Способы исследования материалов и техники исполнения произведения в процессе технологического анализа. Цели использования микроскопа, приборов рентгенографирования, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов спектра. Мотивация необходимости отбора проб для изготовления микрошлифов. Необходимость проверки аутентичности всех компонентов памятника изобразительного искусства.
Многоуровневый характер определения маркетинговой оценки.
ТЕМА 3. Способы сравнения исследуемого произведения с авторским оригиналом. Понятия законченной картины, эскиза и этюда в практике атрибуции произведений живописи.
Понятие "оригинал" в атрибутивной работе. Признаки, которым должно отвечать эталонное произведение. Установление полной (материалы, техника, живописная манера, сюжет...) или частичной аналогии между исследуемой и авторской работами. Важность скрупулезного сравнительного анализа фактуры красочного слоя. Привлечение в качестве дополнительного художественного материала картин мастеров рассматриваемого периода.
Специфика понятия "законченная картина". Ее традиционные черты. Цели и задачи эскиза и этюда в творческом процессе. Необходимость использования при анализе законченного произведения сохранившихся работ, выполненных как в живописной, так и в графической техниках. Реконструкция возможной трансформации эскиза и этюда в картине.
ТЕМА 4. Роль исследования фактуропостроения в практике