Режиссерский замысел спектакля.

В этом разделе должны быть определены и разработаны:

2.1. Идейно-тематический анализ:

Ø Тема.

Ø Идея.

Ø Конфликт

Ø Сверхзадача

Ø Сквозное действие

Ø Контрсквозное действие.

Ø Жанр.

Ø Событийный ряд.

Ø Характеристика действующих лиц.

2.2. Художественное оформление спектакля(обоснование)

2.3. Музыкальное оформление спектакля.(обоснование)

Тема – основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете ставить спектакль.

Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово в ней могло быть сыграно в пространстве сцены.

Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее:

· Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе.

· Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону.

· Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».

Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор (режиссер), В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего?

Формулируя идею, необходимо понять, над чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея режиссера вытекает из темы, определенной режиссером. Без собственной идеи не может быть режиссерского прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо. Идея на сцене, как и в жизни, утверждается в борьбе главного «сквозного» действия с контрдействием.

Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение:

· одного действующего лица с другим;

· одного лица и группы действующих лиц;

· одной группировки с другой;

· одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот;

· человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием

Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили ставить именно это произведение. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссера и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод.

Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в пьесе. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.

Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.

Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе, спектаклю своеобразным стержнем.

Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий.

При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.

Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней;

· признак формы и содержания;

· правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению.

Жанр определяется из:

· природы литературного материала;

· способ отбора предлагаемых обстоятельств;

· способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие.

Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве (факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д.)

· Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно является полем для эксперимента драматурга или режиссера, оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст.

· Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.

Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.

· Исходное событие– первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы.

· Предшествующее событие– повод для обострения конфликта.

· Начальное событие– начало интриги. ( Кто первый?)

· Главное событие– открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.

· Кульминационное событие– разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес».

Характеристика действующих лиц – полное и подробное описание внешности, характера, привычек и всего того, что может характеризовать персонаж как личность, что поможет нам «оживить» литературного героя. Его прошлое, мечты, пристрастия, привязанности, страхи, предпочтения в связях ,одежде, еде и т.д.

3.Приложения (предполагаемые, т.к. студент может на свое усмотрение добавить что-то)

· Художественное оформление спектакля (эскизы, макеты сцены, афиши, программки)

· Музыкальная партитура спектакля плюс диск с музыкой.

· Световая партитура спектакля.

· Перечень необходимых декораций, костюмов, реквизита.

Оформление дипломной работы

Работа начинается с титульного листа (Приложение 1).

На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:

- полное наименование ведомства (министерства, агентства), в структуру которого входит АКИ;

- полное название учебного заведения (ГБОУ СПО СО «Асбестовский колледж искусств»);

- наименование отделения (отделение театрального творчества);

- тема выпускной квалификационной работы (слово «тема» не пишется);

- сведения об исполнителе, его подпись, дата подписания работы;

- сведения о научном руководителе (должность, подпись, дата подписания работы);

- местонахождение (город);

- год написания работы;

- на титульном листе помещается отметка о допуске к защите, который подписывается заведующим отделением.

Выпускная квалификационная работа выполняется на компьютере. Текст помещается на одной стороне формата А 4, печатается через 1,5 компьютерных интервала с применением 14-го размера шрифта. Текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы.

Каждая страница имеет одинаковые поля: размер левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 25 мм.

Абзацный отступ должен быть во всем тексте одинаковым и равен 5 знакам.

Примерный перечень пьес для дипломного проекта.

1. Е.Шварц «Тень»

2. В.Розов «Гнездо глухаря»

3. А.Вампилов «Прощание в июне»

4. А.Арбузов «Жестокие игры»

5. Н.Некрасов «Актер»

Защита дипломной работы

Выпускник представляет свою дипломную работу в устной форме, кратко излагая основные этапы работы и структуру дипломного проекта. Отвечает на вопросы по данной теме государственной аттестационной комиссии

Наши рекомендации