Промыслов в 60 -80-е годы XX века.
Социальные и культурные сдвиги общества привели в 60-80-е годы к качественно новому этапу в народном декоративно-прикладном любительском творчестве. Основную массу мастеров прикладного творчества составляли мужчины в возрасте от 25 до 50 лет, прежде всего инженерно-технических профессий. Массовое жилищное строительство требовало новых эстетических установок. Эстетика быта выступает одним из действенных средств интеграции материальной и духовной культуры. Волна “квартирного творчества” захлестнула молодежь, стремящуюся выразить свой протест против однотипности квартир и промышленного стандарта. В этот стандарт молодежь стремилась внести свое понимание уюта и красоты. Внес свою лепту и “суровый стиль” профессионального искусства, который также вызывал неприятие молодежи. Увлечение деревянной мозаикой, резьбой по дереву, чеканкой, утративших свое изначальное предназначение, привело не только к массовому увлечению любительским декоративным творчеством, но и повлияло на промышленность, изготавливавшую сувениры. Чеканки с пышногрудыми или лилейногибкими красавицами, масками и портретами, заполняли интерьер дворцов культуры, квартиры и прилавки галантерейных отделов магазинов. Сюжетный стереотип преобладал в работах профессиональных мастеров и прикладников-любителей. Гипноз массового сознания, деградация художественных вкусов привели к созданию “кича”.
В Тамбовской области вопрос о развитии художественных промыслов стал подниматься лишь в начале 60-х годов, о чем свидетельствовали статьи в печати и проведение выставок. 31 мая 1961 года Тамбовский облисполком принял решение “О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов и улучшению качества изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства”. В Постановлении отмечалось, что управление бытового обслуживания, отвечающее за работу предприятий, выпускающих художественные изделия, недостаточно внимания уделяет развитию художественных промыслов. Но уже в 1962 году на сессии облисполкома отмечалось, что Постановление Совета Министров РСФСР №479 от 28 апреля 1961 года “О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов и улучшению качества изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства” успешно выполняется.
В том же 1962 году начальник Управления бытового обслуживания А.Иванова обращается к председателю Тамбовского облисполкома с просьбой не отрывать работниц строчевышивальной фабрики в с. Александровка Никифоровского района на сельскохозяйственные работы, так как художественные изделия, вырабатываемые фабрикой, пользуются большим спросом населения таких городов, как Москва, Ленинград, Одесса, Волгоград, Иркутск, а также в союзных республиках. Ею отмечалось, что в настоящее время фабрика вырабатывает изделия для продажи на иностранную валюту. В декабре 1966 года было принято решение Тамбовского облисполкома “О дальнейшем развитии местной промышленности и художественных промыслов” в ответ на Постановления Совета Министров РСФСР.
Для 70-80-х годов было характерно омоложение состава мастеров декоративно-прикладного творчества, увлекшихся художественной обработкой камня и драгоценных металлов. В эти же годы происходит активизация творческой деятельности женщин, которые не прекращали своих занятий “домашним рукоделием”, но столь массового увлечения шитьем, вязанием, вышиванием, макраме никогда не было. Сложные технические приемы, новые материалы, позволяли поднять женское рукоделие на новый качественный в художественном отношении уровень. Выставки декоративно-прикладного искусства заполняются коврами, дорожками, плетением и ткачеством, вышитой, вязаной, кружевной одеждой [3. С.99]. Любительское декоративно-прикладное творчество взаимодействовало с профессиональной модой, художественными промыслами и сформировало своего рода народный промысел из текстиля.
Уже в начале 80-х годов при анализе состояния развития народного декоративного искусства и самодеятельного изобразительного творчества был использован региональный подход к проблеме. Данные анализа позволили разработать локальные программы по сохранению, развитию и возрождению народных художественных промыслов и ремесел, а также самодеятельного изобразительного творчества исходя из социально-экономических условий Липецкой, Рязанской и Тамбовской областей. На основе полученных в результате исследования данных была разработана концепция развития любительского изобразительного и народного прикладного творчества путем оптимизации досуговой культуры различных социальных и возрастных групп населения в тех регионах, где в различные исторические периоды существовали художественные промыслы и ремесла. При этом особое внимание было уделено тем центрам, где уже имелись кружки декоративно-прикладного творчества или были живы мастера, сохранившие традиционные методы работы с различными материалами. Были взяты на учет и создатели произведений декоративно-прикладного искусства с ярко выраженной индивидуальной художественно-образной манерой изготовления, но не выходящей за пределы существующей в данной местности традиции.
В ходе исследования были изучены различные формы организации любительского изобразительного творчества и художественного производства изделий прикладного искусства. Если до 80-х годов основной акцент в исследовании художественного творчества делался на самодеятельном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, развивающемся в организованных, коллективных формах (изокружки, изостудии, кружки декоративно-прикладного творчества, клубы художников-любителей) в учреждениях культуры, школах и внешкольных учреждениях, то нами были изучены и представители бытового изобразительного и прикладного творчества, то есть самодеятельные художники и мастера прикладного искусства, не организованные в коллективные формы работы. Между тем бытовое любительское изобразительное и прикладное искусство всегда было широко представлено на выставках самодеятельного творчества различного уровня, но глубокому изучению этот пласт народной художественной культуры не подвергался.
Глава IV.
специфика развития народных художественных промыслов и ремесел на современном этапе
4.1.Роль ярмарок и выставок в развитии
народных художественных промыслов и ремесел
Выставки и ярмарки играли значительную роль в развитии народных промыслов и ремесел. Еще в 1887 году земская управа составила план своей деятельности по улучшению и распространению кустарных промыслов. Большое место отводилось организации выставок изделий кустарей как одному из средств пропаганды, развития и сбыта продукции народных умельцев. На сессии 1888 года был поставлен вопрос о предоставлении бесплатных помещений для устройства выставок, а в перспективе - о целесообразности открытия постоянной кустарной выставки в Тамбове. Кроме того, предполагалась выдача кустарям денежных пособий для участия на выставках. Как правило, практиковалось выделение для кустарных промыслов отделов на сельскохозяйственных и промышленных выставках.
Одной из первых организованных в губернии можно считать торгово-промышленную выставку 3 июля 1837 года, приуроченную к посещению Тамбова наследником престола цесаревичем Александром Николаевичем (впоследствии Александр II) [33. с.56-58]. В специально выпущенном к этому событию каталоге все экспонаты выделены “в пять классов или отделений: 1. Царства растительного. 2. Царства животного. 3. Произведений промышленности. 4. Царства ископаемого. 5. Отделений художеств” [65]. Наряду с рожью, пшеницей, представленными в колосе, зерне, муке и хлебе, овсом, гречихой, просом, льном, коноплей, маком, ячменем, картофелем и табаком, а также крупным и мелким рогатым скотом, лошадьми, наряду с рудами, торфом, глиной, камнем и даже слоем черноземной почвы, продуктами и товарами фабрично-заводского производства были выставлены портреты и разные картины учителей живописи Егора Куракина и Гуаниди и даже “пирамида из сахарных конфет художника Громова, замечательная по изящности отделки разных фигур” [Там же. С.5].
Важно отметить, что уже на этой выставке были представлены изделия кустарей. Вместе с сукнами, изготовленными на фабриках Лиона, Полторацкого, Тулинова и других промышленников, экспонировались крестьянские ткани и сукно, шитье и кружева, ковры и вязаные изделия крестьянского домашнего производства. То, что “шитье и ткани простого народа” соседствовали с тканями, скатертями, салфетками, полотенцами, кружевами и шитьем господ Гагариной, Голицыной, Волхонской, Сабуровой, Рахманиновой и многих других неудивительно, так как в их мастерских работали тысячи безвестных крепостных мастериц, изготавливающих для своих владельцев замечательные по красоте, изяществу и тонкости предметы дворянского обихода. Недаром обозреватель выставки отмечает, что в губернии есть “и хороший материал, и искусные ткачи, и довольно вкуса” [80. с.179].
О великолепном мастерстве тамбовских вышивальщиц можно судить по ковру, изготовленному крепостными графа Воейкова для выставки 1837 года с изображением скакуна Лебедя, победителя многих скачек [96].
Успех тамбовских мастериц ожидал на выставках в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Париже, где женские кустарные ремесла получают популярность и распространение, рынок их сбыта расширяется и выходит далеко за пределы губернии. Этому способствовали и многочисленные ярмарки, “рождественские” и “пасхальные” базары в Тамбове, городах и селах губернии, а также увеличивающееся число выставок, которые устраиваются не только в городах губернии, таких как Моршанск, Борисоглебск, Липецк, Козлов и других, но и в селах Рассказово, Кариане (Ново-Покровском), Бондарях, Сампуре... На этих ярмарках и выставках наряду с чисто мужскими ремеслами и традиционными женскими (ткачество, вязание шерстяных изделий) все большим спросом начинают пользоваться кустарные художественные изделия, производимые в частных и государственных кустарных школах-мастерских губернии.
На сельскохозяйственной выставке 1910 года в Моршанске экспонировались кружевные изделия Темниковской кружевной земско-городской школы. Ко времени работы выставки школа-мастерская получила известность в России, в ней работало 250 работниц из г. Темникова, 50 кружевниц из близлежащих деревень и обучалось около 20 учениц. Кружевные изделия сбывались в Москву, Петербург, сдавались на кустарные склады в Тамбов, а также продавались частным лицам и вывозились за границу.
Разнообразно были представлены кустарные художественные промыслы на открывшейся в мае 1911 года женской кустарной выставке в Тамбове. Экспонировались работы почти всех кустарных мастерских, находящихся в губернии, а также изделия мастериц, занимающихся рукоделием в свободное от сельскохозяйственных работ время. Помимо разнообразных тканей, шерстяных вязаных изделий, ковров, одежды, полотенец и других предметов городского и деревенского быта экспонировались произведения художниц-любительниц, изделия из папье-маше, глины.
Вторая губернская сельскохозяйственная и кустарная выставка открыта была в Тамбове в 1912 году, и кустарный отдел занимал на ней почти десятую часть всех экспонатов. Прежде всего, необходимо отметить, что из 86 номеров кустарного отдела выставки женские изделия занимают 42 номера, а если учесть, что под номерами не учитывается количество экспонируемых предметов, а просто дается их название, то число экспонатов, изготовленных женщинами, становится еще более внушительным. Так, например, под №1022 значатся “Женские рукоделия”, сделанные М.М.Петрово-Солововой со ст. Ржакса Рязанско-Уральской железной дороги. Под №№1030-1033 представлены блузы, детские платья, прошивки, скатерти и салфетки, изготовленные М.А.Сабуровой из с. Александровки ст. Сабурово [90. с.73]. Однако из помещенных в “Указателе” сведений о некоторых экспонатах, полученных из опросных листов, мы узнаем, что Мария Андреевна Сабурова открыла в 1906 году в с. Александровке Сабурово-Покровской волости Козловского уезда строче-вышивальное производство, в котором работало около двухсот жительниц этого села [Там же. с.121-122]. Таким образом, сомнительно авторство изделий как М.А.Сабуровой, так и М.М.Петрово-Солововой. Видимо, работы производились в домах крестьянок и сбывались на благотворительных базарах и кустарных складах Санкт-Петербурга.
Примечательно, что изделия александровских мастериц были на нескольких выставках и получили на Усманской сельскохозяйственной выставке 1911 года серебряную медаль, а на выставке в Тамбове в 1902 году - бронзовую.
Кроме вышивальщиц из с. Александровки на выставке были предложены вниманию зрителей кружевные изделия из Кадомского и Темниковского уездов. Школа кружевниц в г. Кадоме была открыта М.Ю.Авиновой в 1907 году и с тех пор неоднократно участвовала на выставках в губернии, а в 1912 году экспонировались кружевные и вышитые скатерти, салфетки, покрывала и блузки, сделанные в мастерских при школе. На выставке в Тамбове кружева Темниковской кружевной земско-городской школы были награждены малой серебряной медалью.
Среди экспонатов выставки внимание привлекали холсты, ковры и сукно из Лебедянского, Борисоглебского и Усманского уездов. Липецкая уездная земская управа выставила манекен женщины в свадебном крестьянском наряде и глиняные игрушки.
Кроме женских ремесел на выставке экспонировались гончарные изделия из Козловского уезда, железные изделия из с. Рассказово (В.И. и В.П.Желтовы, Я.М.Лапин), изделия из кожи (И.И.Арясов и Ф.И.Орлов из с. Рассказово), из лыка (П.И.Житков из с. Никольское и Н.Ф.Уклеин из с. Горелое Тамбовского уезда). Тамбовский земский ремесленно-воспитательный приют с 1911 года начал производство корзин различных сортов и видов и экспонировал их на ряде выставок в губернии, в том числе и в 1912 году.
Большой интерес у публики вызвали музыкальные инструменты, в том числе гармони рояльного строя С.А.Старченкова из г. Усмани, Ф.И.Микулина из Княже-Байгорской волости Усманского уезда и мастера С.И.Ермолаева из Тамбова.
В годы НЭПа ярмарки и выставки способствовали оживлению кустарных промыслов. В проведении выставок и ярмарок принимали участие кооперативы, союзы и кустари-одиночки. Наряду с сельскохозяйственной продукцией, промышленными товарами фабричного производства пользовались спросом и изделия кустарей. “Тамбовская правда” писала, что ярмарки проводились “с целью усиления проникновения товаров в деревню” [7].
13-14 октября 1922 года в Лебедяни работала ярмарка и сельскохозяйственная выставка, на которой были представлены экспонаты 132 хозяйств и 10 кустарных отделов. Осенью того же года проводилась ярмарка в Токаревке, на которой продавались или обменивались товары и продукты из Москвы, Царицына, с Кавказа, а также продукция тамбовских фабрик, заводов, кооперативов и частных предпринимателей. Газета “Тамбовская правда” отмечала, что “товары брались нарасхват и местной драмстудией при Нардоме. Во все дни ярмарки ставились спектакли” [88].
Впервые после революции, осенью 1924 года были проведены ярмарки в Козлове, а затем и в Кирсанове. Особым спросом пользовались мануфактура, слесарные и столярные изделия, товары из кожи, представленные кустарями-одиночками и артелями.
Важную роль в подъеме художественных промыслов в период новой экономической политики сыграли сельскохозяйственные кустарно-промышленные выставки. Страна еще не успела оправиться от последствий гражданской войны, с трудом залечивались раны и восстанавливалось народное хозяйство, а в залах Исторического музея в Москве в декабре 1921 года открылась одна из интереснейших выставок “Крестьянское искусство”, которая стала, по словам В.С.Воронова, началом “новой эпохи в изучении русского народного искусства” [18. с.68].
В подробном обзоре этой выставки Воронов отметил разнообразие форм и видов народного искусства, представляющего различные регионы России. Среди многочисленных видов народного изобразительного творчества автор уделяет большое внимание анализу изделий женского художественного труда, и особенно вышивке. “Крестьянская вышивка, - отмечает он, - наряду с резьбой и росписью, открывает широчайшую область бытового искусства, необыкновенно тонко, глубоко и цепко воспринявшую и претворившую изобразительные мотивы и темы глубочайшего исторического прошлого... Вышивки - тамбовские, калужские, олонецкие и ряд других - каждая дает свою незабываемую, звучную и полную ноту в этой изумительной гармонии женского крестьянского художественного творчества” [Там же. с.73].
Но, пожалуй, самым заметным явлением в жизни страны стала Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом, проходившая в Москве с 15 августа по 18 октября 1923 года.
Уже с октября 1922 года начал работать Главный выставочный комитет, а также образованы высткомы в губерниях России (Губвысткомы), а в уездных городах - Увысткомы. В книге “Вся Тамбовская губерния. Справочная книга на 1923 год” было опубликовано объявление о проведении в Москве сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и сообщался адрес Губвысткома [20. с.52].
Представленные на выставке подлинные памятники крестьянского зодчества и вещи в жилых и хозяйственных постройках старой и новой деревни давали яркую картину хозяйственно-бытового уклада жизни русского крестьянства, отличающегося общими или локальными чертами. В экспозиции крестьянских усадеб включались и материалы кустарных промыслов, употреблявшихся в народном обиходе, таких как одежда, ткани, домашняя утварь, предметы интерьера, а также кружевоплетение, вышивка, резьба по дереву и камню, глиняная и деревянная игрушка. Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка носили просветительский характер.
На местах велась большая подготовительная работа и кустарно-промышленные и сельскохозяйственные выставки проводились во всех уездах губернии.
Широко были представлены кустари на сельскохозяйственной выставке в Борисоглебске. Помимо изделий гончарного производства из с. Русановки “на уездной выставке будут показаны ценные предметы труда крестьянки: холст, полотно, ковер в готовом виде, станки, на которых производит крестьянка работу... Женщина-крестьянка усиленно готовится к выставке” [19].
Наиболее интересной оказалась выставка в Козлове, работавшая с 15 по 17 июля 1923 года. В кустарном отделе экспонировались художественные кружева из Александровской волости, веревочные и бондарные изделия, которые были отобраны для отправки на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарную выставку в Москву [226].
Итоги сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки сыграли большую роль в дальнейшем развитии художественных промыслов. На базе восьми тысяч экспонатов, поступивших в Московский Кустарный музей, в декабре 1923 года была создана постоянная показательная кустарно-промышленная выставка ВСНХ. Эта выставка должна была способствовать развитию художественных промыслов и кооперированию кустарей [68. с.254-280].
В ноябре 1924 года нарком иностранных дел Г.В.Чичерин получил телеграмму из Франции с приглашением СССР принять участие в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности, которая должна была состояться с мая по октябрь 1925 года. На экспортное значение кустарной промышленности неоднократно обращала внимание читателей как российская, так и тамбовская пресса. Еще в 1923 году “Тамбовская правда” сообщала: “Из Парижа получено известие, что там наблюдается большой спрос на русские кустарные изделия. Последние партии, вывезенные в Париж из Нижегородской ярмарки, распроданы целиком. Особым интересом пользуются кружева и изделия из некрашеного дерева” [41]. В следующем году газета вновь обращается к вопросу об экспорте кустарной продукции: “Орловский губернский кооперативный союз получил из Америки большой заказ на вышивку и строчку работ орловских кустарей. Ведутся также переговоры с германскими и английскими фирмами” [87].
Грандиозный успех советского павильона на выставке 1925 года в Париже имел не только политическое и художественное значение, но и способствовал развитию художественных промыслов, так как значительно повысился спрос на изделия кустарей.
Советский павильон включил 4464 предмета, представленных 344 экспонатами. Он привлекал внимание посетителей как архитектурой, так и содержанием экспозиции. Кустарный отдел в одном из залов советского павильона показывал ткани, вышивку, кружева, игрушки, посуду, мебель, изделия из камня, стекла и папье-маше. Кружева представляли Кадомская и Рязанская школы.
После грандиозного успеха советского павильона на Парижской выставке спрос на изделия художественных промыслов значительно повысился. Выставка продемонстрировала огромный потенциал в развитии кустарной художественной промышленности советского народа, которая еще не получила в то время должного признания на мировом рынке. Отмечая успехи художественных кустарных промыслов на выставках 1920-х годов в Англии, Германии, Италии и Франции, Л.Оршанский писал: “Настоящий исторический момент особенно благоприятен не только для завоевания мирового признания ценности русской художественной промышленности, что в сущности уже давно подготовлено, но и для делового экономического интереса к нашей художественно-промышленной продукции” [70. с.22-23].
Участие на выставке в Париже изделий кружевной школы из Кадома свидетельствовало о высоком мастерстве и самобытности тамбовских крестьянок. Кадомская учебно-показательная кружевная школа до 1918 года находилась в ведении Кадомской кружевной артели, а затем в ведении Главкустпрома. В 1922 году было изготовлено прошивок и кружев 2820 аршин, вышивок по полотну и батисту 525 штук, разных филейных работ 1545 штук, всего на сумму 8,850,000 денежных знаков 1921 года. Газета “Тамбовская правда” отмечала: “Готовые изделия школа отсылает Главкустпрому, который реализует их почти исключительно за границею через Наркомвнешторг и коммерческо-комиссионную контору «Аркос» в Англии” [40].
Значительным событием в истории художественных промыслов была выставка «Русское население Черноземных областей» в 1937 году в Ленинграде. В путеводителе по данной выставке было особенное внимание обращено на гончарство и вышивку из Тамбовской губернии.
Выставочная деятельность в России не прекращалась даже в период Великой Отечественной войны. В эти трудные для страны годы выставки произведений народных художественных промыслов неоднократно экспонировались в залах Москвы и Ленинграда.
Как и прежде, в настоящее время выставочная деятельность мастеров декоративно-прикладного творчества занимает особенно место в их деятельности.
Так, на областной выставке художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства, посвященной 350-летию города Тамбова в 1986 году, были представлены работы 31 мастера декоративно-прикладного искусства, среди которых было 15 женщин и 16 мужчин. Однако мужчины преобладали в резьбе по дереву (9 человек), из 15 женщин - 13 представительницы кружевоплетения, вышивки, макраме, причем количество представленных женщинами работ было в два раза больше, чем мужских.
Выставки народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в это время получили большой общественный резонанс и по количеству зрителей не уступали выставкам профессионального искусства, о чем свидетельствовали материалы в периодической печати и записи посетителей в книгах отзывов.
Выставочная деятельность стала действенной формой участия художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства в общественной жизни региона, что особенно актуально это было для занимающихся творчеством в домашних условиях.
Организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества в 80-х годах играло решающую роль в формировании культурной среды региона, ибо они одновременно воздействовали и на художника и на публику. Интерес к выставкам определялся эстетическим, социальным и психологическим аспектами. Участием художника в выставках стимулировались социальная и художественно-творческая активность, утверждалась общественная значимость занятий изотворчеством в сфере досуга. Главным методическим и организационным принципом при формировании выставочной экспозиции являлся показ наиболее значительных по идейной и тематической направленности произведений в сочетании с высоким мастерством исполнения.
Выставки художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства являлись едва ли не единственным источником пропаганды изобразительного искусства, особенно на селе. Кроме того, разнообразные формы работы с выставкой (обсуждения и конференции зрителей, творческие семинары на базе выставок, экскурсии и так далее) имели большое воспитательное значение.
Сегодня наибольший интерес для исследователей представляют работы так называемого “домашнего предметного творчества” или ”бытового”, которое можно сопоставить с домашним крестьянским производством для собственных нужд. Эти произведения отмечены печатью индивидуального жизненного уклада и находятся где-то посередине между профессиональным декоративным и современным искусством народных художественных промыслов.
Среди мастеров бытового прикладного творчества преобладает мужской или женский контингент, что в большей мере связано с существующими в данном регионе народными культурными традициями и кустарными промыслами, а также с определенными видами творчества. Наивно было бы искать мужской контингент среди самодеятельных мастеров Рассказовского, Кирсановского или Бондарского районов, где до сих пор сохраняется чулочно-носочный вязальный промысел, бытовавший еще до 1917 года, в котором было занято почти все женское население. И напротив, неудивительно, что в гончарном промысле д. Федоровка Бондарского района работали в основном мужчины. Работы женщин в прикладном творчестве более сохраняют связь со средой, они теснее соединены с жизненным укладом, но более консервативны, так как в основе их чаще всего лежит копирование или подражание старинным вещам и технике их исполнения [8. С.96-97].
Новый взлет массового увлечения женским “рукоделием” приходится на последние десять лет, когда массовым тиражом издаются многочисленные, популярные еще до революции “энциклопедии женских ремесел”, призванные помочь украсить быт, желание внести в него уют, тепло и красоту. Рыночные отношения сегодня заставляют по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство. Недаром на выставках-распродажах можно увидеть много предметов домашнего обихода, сделанных руками и профессиональных, и самодеятельных мастеров. Вырученные от продажи деньги - это и дополнительные средства к тому прожиточному минимуму, с которым влачат свое существование и молодые, и пенсионеры, оказавшиеся без работы.
Расчет и численный состав участников районных и областных выставок народного творчества, показывает, что если в марте 1992 года на областной выставке изделий художественных промыслов и ремесел экспонировались работы 112 мастеров из разных городов и районов Тамбовского края, то уже летом того же года на традиционном областном празднике народного творчества было представлено 200 изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, что составило четвертую часть всех участников художественной самодеятельности разных видов и жанров.
Тамбовская областная выставка художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного творчества 1994 года, приуроченная к 50-летию Победы над фашизмом, оказалась более представительной в разделе прикладного творчества. В ней приняло участие шестьдесят мастеров народного искусства (44 женщины, остальные мужчины). Областная выставка самодеятельного творчества 1995 года в рамках очередной акции “Славянского хода” если и не повторяет предыдущую по составу экспонентов (54 участника), то количественно все же уступает. “Домоустроительная” функция является преобладающей среди женщин, занимающихся прикладным творчеством.
Каждая выставка - огромное событие в культурной жизни города. Посетители не только знакомятся с представленной экспозицией, но и имеют возможность побеседовать с ее авторами и организаторами.
Отрадно видеть, что в последнее время наряду с постоянными участниками тамбовских выставок А.Д.Абруковской, В.Д.Бычковым, А.В.Малютиным, Ю.В.Домаревым стали появляться новые имена: В.С.Костин, Т.Д.Красотина, М.И.Жарикова, Л.Г.Козадаева и многие другие.
Особенно хочется отметить областную выставку, приуроченную к 60-летию образования Тамбовской области. В ходе творческих отчетов городов и районов было представлено более семисот произведений изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Наибольший интерес представляли вышитые изделия александровских мастериц, кружевные изделия Л.Копыловой, работы резчиков по дереву А.Капаницкого, С.Ланьшина, В.Лисютина, Н.Объедкова, В.Байгузова. их декоративные тарелки, шкатулки, разделочные доски, ковши необычайно красивы и напоминают посетителям о прошлом нашего края.
Большое место в экспозиции занимали изделия из лоскутков, выполненные мастерицами М.Ануфриевой, Н.Булгаковой, А.Абруковской и другими. Работы, среди которых лоскутные картины, прихватки, грелки на чайник поражают своей яркостью и изысканной простотой.
В последнее время стало доброй традицией проводить выставки, приуроченные к определенным торжествам или юбилейным датам. Лучшим свидетельством тому явилось проведение массовых мероприятий, посвященных 360-летию основания Тамбова и 60-летию образования Тамбовской области. ОНМЦ народного творчества разработал положение о проведении областной выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая должна была пройти с 12 по 23 февраля 1996 года, куда принимались произведения изобразительного и прикладного искусства, созданные за период 1991-1996 годов, выполненные в различных техниках и жанрах, и не экспонировавшиеся ранее на областных выставках. В марте 1997 года 42 художника и 188 мастеров народного прикладного искусства из 23 районов и городов области приняли участие на областной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященной 60-летию образования Тамбовской области. В экспозиции были представлены произведения живописи, графики и скульптуры, самодеятельных художников. Самым представительным оказался отдел декоративно-прикладного искусства, где экспонировались почти все виды народного творчества, такие как кружевоплетение, вышивка, ткачество, лоскутная пластика, аппликация, макраме, изделия из дерева.
По словам ведущего методиста ОНМЦ, заслуженного работника культуры Российской Федерации Е.Н.Ладыгиной, эта выставка стала завершающим этапом в большой выставочной деятельности, которая проводилась в ходе творческих отчетов городов и районов области. Перед отчетными концертами в областном концертном зале в фойе экспонировались работы самодеятельных художников и народных мастеров, причем значительно больше работ, чем было представлено на областной выставке в залах Тамбовской областной картинной галерей. Однако прошел юбилей, и зритель гадает, к какому еще торжеству будет приурочена очередная выставка?! Несомненно, такие мероприятия оживляют деятельность учреждений культуры с самодеятельными художниками и народными мастерами. Но в то же время можно отметить, что в регионах и в будни много делается для возрождения народных промыслов, и не только работниками учреждений культуры.
Палата ремесел создана в Тамбове при партнерстве с Палатой ремесел Москвы, в сотрудничестве с объединением ремесленников Дюссельдорфа, при помощи и поддержке ассоциации промышленников и предпринимателей Тамбовской области, регионального центра управления и культуры. Сейчас в России создано 7 Палат ремесел, целью которых является возрождение утраченных ремесел и народных промыслов, поддержка существующих, становление сословия ремесленников и защита их интересов в области социальной и налоговой политики, образования.
Тамбовская Палата ремесел проводит обучение по системе “ученик-подмастерье-мастер” как это было в старину, когда профессиональные секреты и навыки передавались от поколения к поколению.
Палата проводит аттестацию на звание “подмастерье” и “мастер” и выступает посредником в поиске партнеров, рынков сбыта, поставляет сырье, посылает на стажировки в Германию, а также организует участие в выставках и ярмарках. На проведенной в апреле 1999 года в Москве выставке-ярмарке сувенирной и подарочной продукции приняла участие и Палата ремесел Тамбова, заняв 3 место и поделив его с Палатой ремесел Москвы.
На выставке-ярмарке было сделано очень много заказов и деловых предложений, а Ассоциация народных художественных промыслов России изъявила желание сотрудничать с тамбовскими мастерами. [26].
Особым успехом пользовались изделия из лозы, декоративной соломки, монастырское шитье и роспись на яйцах, деревянная скульптура и керамика. Организаторы выставки- ярмарки пригласили тамбовчан участвовать в фестивале “Русь мастеровая”, который состоялся в июне 1999 года в городе Москве.
Интересные выставки проводятся в последние несколько лет в различных детских внешкольных учреждениях. Так, например, на прошедшей в январе 1999 года областной выставке лоскутной мозаики в Центре творчества молодежи г. Тамбова широко были представлены изделия школьников из городских и сельских школ области. В технике традиционной для тамбовского края аппликации выполнены работы учащихся из школы №2 г. Котовска, Машково-Суренской средней школы Никифоровского района, школы №2 г. Кирсанова.
Сейчас много пишут о систематическом уничтожении крестьянства как носителя традиций художественного ремесла, о том, что нарушена экология сельского быта, и что настоящее крестьянское искусство уже давно существует как феномен. С сожалением приходится констатировать, что на выставках народного художественного творчества все реже появляются изделия сельских мастеров народного декоративного искусства. Повышенный массовый интерес в последнее десятилетие к народному декоративно-прикладному творчеству заставляет работников учреждений культуры, образования, деятелей искусства и широкую общественность искать пути выхода из создавшегося положения.