Народные промыслы и ремесла в период российской модернизации
(середина XIX – начало XX вв.)
История возникновения, формирования и развития народных художественных промыслов на территории нашей области совершенно не изучена, и отдельные публикации носят случайный, эпизодический характер и рассматривают один из видов народного художественного творчества. До революции была предпринята попытка изучения кустарных промыслов Тамбовской губернии, но она, несмотря на ряд публикаций [49, 62], носит статистический характер и не затрагивает художественных проблем взаимодействия кустарей и мастеров народного искусства. Художественная и творческая сторона ученых чаще всего не интересует, или ей отводится второстепенная роль. Большой интерес исследователей вызывают каталоги кустарно-промышленных выставок, проводившихся как до революции 1917 года, так и в годы Советской власти. Однако и они дают лишь фактологический материал.
Большую сложность при изучении народного искусства и кустарных промыслов на территории Тамбовской губернии представляет неоднократное изменение административно-территориальных границ в XVIII веке и особенно за годы Советской власти. Если с 1779 и вплоть до 1917 года ее территория оставалась неизменной (см. карту), то после изменения границ области в 1923, 1928, 1930, 1934, 1937, 1939 годах ее площадь уменьшилась почти вдвое: северные части губернии отошли к Рязанской, Пензенской, Нижегородской областям, Мордовской АССР, а юго-западная перешла к Воронежской и Липецкой областям.
В результате территориально-административных перестановок были нарушены слагавшиеся столетиями культурно-бытовые связи и утрачена преемственность традиций. Исчезли из научного оборота или потеряли полноту значения такие понятия, как “тамбовская игрушка”, “тамбовское кружево”, “тамбовская вышивка”, “тамбовский костюм”, ибо места бытования этих традиционных для тамбовского края видов декоративно-прикладного искусства оказались за пределами области. Достаточно вспомнить хотя бы “елецкое кружево”, а ведь центром кружевоплетения было и с. Тютчево под Лебедянью, мастерицы которого работают на производственном объединении “Елецкие кружева”. Во всех изданиях по Полхов-Майданской деревянной посуде и игрушке, изготавливаемых в Нижегородской области, даже нет упоминания о том, что с. Полхов-Майдан входило в XIX веке в состав Тамбовской губернии. Поэтому при изучении кустарных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства приходится использовать сведения и статистические данные как в границах дореволюционного, так и современного административно-территориального деления области. Ведь для народного искусства установить границы невозможно, так как оно мобильно и взаимосвязано с традициями всего региона.
На протяжении XVIII-XIX веков кустарные промыслы оставались значительным подспорьем крестьянства и городской бедноты. Мелкими сельскими ремеслами и кустарной промышленностью в XIX веке было занято в четыре раза больше людей, чем в крупной промышленности, и они занимали второе место после земледелия в качестве источника благосостояния малоимущих слоев населения. Недаром на Руси была в ходу пословица: “Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают, одевают”.
Кустарное производство рассматривалось государством как одна из отраслей хозяйства. С 50-х годов XIX века Министерство государственных имуществ России занялось сбором сведений о доходах крестьян, получаемых от занятий кустарным промыслом, а в 1871 году начали собирать сведения для “Свода материалов кустарной промышленности”.
В 1888 году специальной комиссией было издано шестнадцать томов материалов по кустарным промыслам различных губерний. При Министерстве государственных имуществ был создан Кустарный комитет, направляющий деятельность земских управ по распространению кустарных промыслов. В Тамбовской губернии изучение кустарных промыслов началось с подворного обследования в 1880-1884 годах Статистическим отделением земской управы 24803 крестьянских семейств, в которых были кустари. Все кустарные промыслы в губернии были объединены в шесть групп [82. С.240-251]:
1. Деревообрабатывающие.
2. Обработка волокнистых веществ (лен, конопля и др.).
3. Обработка животных продуктов (шерсть, кожа).
4. Обработка минеральных веществ (глина, камень).
5. Обработка металла.
6. Смешанные производства.
Для каждой местности были характерны те ремесла, которые, используя местный материал, удовлетворяли бытовым запросам местного населения. По данным статистического отделения можно судить о том, что кустарные промыслы в губернии были развиты слабо по сравнению с другими регионами России. Число кустарей составляло лишь пять процентов всего мужского рабочего населения. Однако в статистические данные не были включены промыслы, в которых было занято женское население, тогда как ткачеством, вязанием, ковровым и кружевным производством, вышивкой в основном занимались именно женщины.
Конечно, число знакомых с каким-либо ремеслом было значительно больше и среди мужского населения, но их изделия предназначались прежде всего для собственного домашнего обихода, а учитывались кустари, сбывающие свой товар на ярмарках, базарах. Кроме того статисты не учитывали крестьян, имеющих отхожие промыслы. Ведь почти в каждой деревне можно было найти крестьянина, занимающегося сапожным, плотничьим, столярным или слесарным делом, но его нельзя было назвать кустарем, так как он занимался починкой имеющегося инвентаря или изготовляли вещи для себя.
Впервые более полно сведения о кустарных промыслах обобщены в “Сборнике статистических сведений Тамбовской губернии” за 1880-1884 годы [81]. В четвером томе этого издания приведена таблица распространения промыслов, из которой видно, что среди мужских ремесел исключены плотничий и портняжный промыслы, как имеющие отхожий характер .
Естественно, плотники имелись почти в каждом селении, но работали они артелями в соседних регионах, где имелись леса. Но даже и без них деревообрабатывающие промыслы были преобладающими в Спасском, Моршанском, Шацком, Тамбовском и Темниковском уездах (7618 человек). Наиболее распространенными были столярный, экипажный, бондарный, корзиночный, дужный и щепной промыслы. Почти повсеместно делали деревянную посуду, иногда крашеную (с. Полховский Майдан Темниковского уезда).
После деревообрабатывающих промыслов преобладали овчинный (4390 человек) и кирпичный (2720 человек). Многие кустари занимались шерстобитно-валяльным, веревочно-канатным промыслами, значительно меньше было гончаров (368 человек), шорников (318 человек), кожевников (316 человек). Лишь в Шацком (13,4%) и Спасском (10,5%) уездах большой процент крестьян были заняты кустарным промыслом, тогда как в Моршанском, Темниковском и Елатомском уездах он составлял соответственно 6,6%, 6,5%, 5,3%, а в среднем по губернии промысловики-кустари не превышали 4,9%.
Следует отметить, что в каждой местности наблюдалось преобладание определенного вида кустарного промысла. Например, кожевенным больше всего занимались в Моршанском уезде (1293 человека), сапожным - там же (730 человек) и Борисоглебском уезде (680 человек), овчинным - в Шацком (3417 человек), шерстобитно-валяльным - в Липецком (457 человек), гончарным - в Козловском (98 человек), металлическим - в Темниковском (801 человек), Тамбовском (387 человек) и Моршанском (309 человек) уездах.
Повышенный интерес к кустарным промыслам, и в первую очередь к русскому народному декоративно-прикладному искусству, в конце XIX века как в самой России, так и за рубежом способствовал оживлению деятельности земской управы в Тамбовской губернии по сбору сведений о кустарях.
Материалы исследований кустарных промыслов Тамбовской губернии свидетельствуют о том, что наибольшее распространение имели те промыслы, которые были связаны с сельскохозяйственным трудом (производство сох, борон, колесно-экипажное, шорное, дужное) и обработкой сельхозпродукции (бондарное, корзиночное, кожевенное, шерстобитное, ткацкое и так далее). Признавая сильные и слабые стороны кустарной промышленности, нельзя не отметить, что кустари, сбывая свой товар, пополняли скромный крестьянский бюджет дополнительными средствами. К тому же земледелием крестьянин занимался около шести месяцев в году и еще до революции отмечалось, “что ежегодная полугодовая праздность многих миллионов рабочих рук - прискорбное явление нашей хозяйственной жизни” [49].
Положение кустарей на Тамбовщине, как и в целом по России, было очень тяжелым. Труд кустарей ценился очень низко, несмотря на тяжелую, изнурительную работу, длящуюся до восемнадцати часов в сутки. Широкое использование детского труда повлекло за собой открытие различных школ и мастерских по обучению детей ремеслам. Естественно, что первые навыки рукоделия дети получали в семьях, где родители занимались каким-либо ремеслом. Так, например, вязанием шерстяных чулок в Рассказовской, Богословской, Верхне-Спасской, Нижне-Спасской и Хитровской волостях занималось почти все женское население: “Вяжут чулки и лето и зиму взрослые женщины и девочки от семилетнего возраста” [32. с.56].
Кустарная промышленность, несмотря на низкую продуктивность, несовершенную организацию, примитивную технику производства - чаще всего ручной труд - и невысокое качество изделий, требовала серьезного внимания и заботы со стороны местных властей и особенно губернской земской управы.
Кустарный отдел губернской земской управы ведал учебными мастерскими и кустарными школами, создаваемыми в уездах. Открытие учебных мастерских в губернии было связано не только с желанием частных лиц и общественных организаций (благотворительных и попечительских обществ) оказать помощь кустарям, но и в связи с усилившимся вниманием к народному творчеству со стороны художественной интеллигенции в конце XIX - начале XX века. Профессиональные художники, меценаты сыграли большую роль в изучении и сохранении искусства, в котором видели источники вдохновения. По народным мотивам художники создавали образцы прикладного искусства, по которым учились в кустарных мастерских.
В мае 1913 года был утвержден Устав Общества развития женского кустарного труда в Тамбовской губернии. В Уставе отмечалось, что основной целью Общества является содействие женщинам-кустарям. Среди различных мер Общество: а) изучает условия производства местных кустарных промыслов и распространяет между женщинами-кустарями знания по этому предмету; б) собирает статистические сведения о местной кустарной промышленности; в) открывает специальные школы-мастерские, музеи, бюро и склады кустарных изделий; г) устраивает выставки местных изделий и награждает экспонентов за лучшие изделия денежными премиями, почетными грамотами; д) принимает посредничество в сбыте произведений и изыскивает кредит для кустарей; е) устраивает публичные чтения, издает брошюры [91. с.1-2].
Деятельность Общества явилась своевременной и оказала несомненную помощь кустарям и, что особенно важно, тем промыслам, которые имели непреходящую художественную ценность и оставили яркий след в культуре не только Тамбовской губернии, но и русского народа в целом (см. подробнее [2]).
Результаты архивных исследования позволили нам прийти к следующим выводам:
¨ Анализ эволюции народных промыслов показал, что в результате территориально-административных изменений Тамбовской губернии нарушены слагавшиеся столетиями культурно-бытовые связи и утрачена преемственность традиций различных этнических групп.
¨ Кустарной промышленности уделялось большое внимание в период до 1917 года местными властями, и особенно велика роль в распространении ремесел губернских земских управ.
¨ Активизировали жизнь местных ремесел, связанных с крестьянским бытом, с городским населением и дворянскими усадьбами, выставки различного уровня.
¨ Огромный вклад в развитие ремесел внесли мещане из дворянской сферы и творческая интеллигенция России и края в конце XIX - начале XX века.
¨ Среди наиболее распространенных художественных промыслов и ремесел в Тамбовской губернии традиционными являются вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественная обработка дерева, ткачество и игрушки, изготовленные из различных материалов.
¨ На всех художественных промыслах заметно влияние художественных промыслов территорий, сопредельных с Тамбовской губернией или ранее входящих в ее состав.
¨ В результате исследования удалось выявить ярко выраженные сложившиеся центры и очаги художественных народных промыслов и ремесел.
¨ Велика роль в развитии художественных промыслов художественных традиций живописных провинциальных школ, существовавших в крае в XIX веке.
¨ Интенсивная художественная жизнь начала XX века была связана с наличием творческой интеллигенции, способствующей изучению прошлого Тамбовского края и его этнической и культурной истории.