Что тебя отличает от большинства абстрактных хип-хоп исполнителей? Иначе говоря, что можно услышать у jabberwacky и нельзя услышать у других?
О, это сложный вопрос. Наверное, основное отличие обусловлено моим возрастом (мне 25) и, пожалуй, было бы как-то странно через jabberwacky пытаться раскрывать проблемы пубертатного периода жизни, которые давно уже канули в лету. Я, скорее, ностальгирую по прошедшему детству, переживаю, что время уходит, и никак не могу разобраться, как именно за ним угнаться. Думаю, именно эта тема, идет красной нитью через всю дискографию. Да блин, а так-то, все то же самое как и у всех, наверное, просто нет песен про бывших, про резанные рулетом вены. Своя призма, по-своему нездоровая. Для кого-то она более чем понятна, кому-то больше нравится, когда в песне говорят прямо, без намеков, глаголами, когда автор «страдаетвообщенеможет». Кто-то слушает фоном, обращает внимание, преимущественно, на музыку, для кого-то наиболее важный аспект - текст. Я вот скажу одно: релиз за релизом jabberwacky становится все сложнее сводить (привет, о, перфекционизм).
Сложнее, но ведь и удовлетворенности в работе больше, судя по твоим же словам. Как проходила работа над новым релизом "Время и человек", с какими сложностями столкнулся?
Разумеется больше. На данный момент - это тот самый мой потолок, которого я его достиг. Что касается процесса создания последнего релиза, то тут я нашел проблемы там, где обычно их не было. Но начну издалека: я сам в принципе за лоу-файный подход к творчеству. Конечно это не значит, что нужно писаться на микрофон ноутбука, но вот ребят, которые приходят на студию и записываются за какие-то бешеные деньги, понимаю смутно. Одно дело по блату, у «хоуми-котов», другое дело, когда приходишь к чужому дяде-бизнесмену со своим репом на 2 копейки.
Все свои предыдущие релизы и в Северодвинске и в СПб записывал дома, и гордился этим, мол, смотрите какая подземка. Но тут ситуация сложилась как: очередная смена съемной квартиры в городе на Неве привела меня в узкую комнату с голыми стенами. Перед релизом "Это и есть твоя жизнь?" я еще, вдобавок, сменил динамический микрофон на конденсаторный, который, как известно, особо чувствителен ко всяким частотным артефактам при записи. И имея на руках эту комбинацию "стены-микро", как бы я шкафы не двигал, как бы одеялками себя не забрасывал, результат записи получался всегда один единственный: ужасный.
Тут как раз и я стал задумываться о путях возможных решений.
В итоге принял решение для записи материала альбома ходить записываться на репетиционную точку по 100-150 р. в час. Правда походов я туда совершил больше, чем можно представить - как никак, новый опыт, и не сразу разобрался с оптимальными условиями для записи. Работы на тот момент уже не имел, потому в желании сэкономить изначально ходил пешком (а это минут 30, если очень быстро) и на точке пытался записываться максимально быстро, чтобы уложиться в отведенное время. В итоге дома, при прослушивании записанного материала, часто приходил к выводу, что всё - брак. То голос не того тона, то не хватало дыхалки, то комната не подходила для записи своими отражениями - все-таки там еще и мониторы стоят с барабанными установками, что тоже вносило в звучание оттенок. В общем, на понимание и осознание того, как именно нужно записываться у меня ушел едва ли не месяц. Но, самое главное, все получилось, разобрался. Записался.
А так, хлопот, помимо этих, релиз мне особых не доставил. Тексты написал буквально за месяц, плюс, месяцок на сводку и причесывание шероховатостей, и вот, в день 5летия проекта jabberwacky, "Время и человек" увидел свет.
В новом релизе много припевов и удачных примеров их реализации (на релизах ранее их было куда меньше), планируешь ли ты в дальнейшем делать больше припевов в треках?
Да, безусловно планирую. Возможно, такое их обилие косвенно связано с тем, что 2016й год отметился в моей творческой биографии более-менее регулярной концертной деятельностью. Ну, то есть, раньше я просто стремился рассказать текст в треках, а теперь, еще на стадии формирования их структуры, так или иначе, пытаюсь продумывать варианты концертного исполнения. Наличие же припевов, в особенности эмоциональных, очень здорово воспринимается публикой. Спокойные тексты, стихи, по-своему хороши, но, скорее подойдут именно для поэтических вечеров, а не для концертов. У меня много таких, но их, наверное, лучше послушать дома или в плеере по дороге. Плюс, очевидно, что хороший припев - залог успеха песни. Припевы на самом деле писать не так просто, думаю, в данный момент, я лишь в начале долго пути обучения этому скиллу, но уметь это делать - крайне важно. Лично я, создавая трек, имею огромное желание уже не просто сделать что-то, что хотелось бы исполнить самому, но и то, что было бы интересно услышать людям, которые на меня смотрят. Зачастую в текст песни с первого раза сложно въехать, и тут как раз припев в помощь: «чувак, на, держи».