Искусство Франции второй половины 20 века
Охарактеризовать искусство Франции в послевоенные годы чрезвычайно сложно. Во-первых, некоторые процессы, происходившие в искусстве Франции 60—80-х годов, особенно в последнее десятилетие, не завершены по сей день и выносить о них окончательное суждение можно лишь с известной долей риска. То же самое можно сказать и об отдельных художниках — их место в общей эволюции искусства не до конца ясно, тем более, что современным художникам свойственна быстрая перемена ориентации, переходы из одного художественного стана в другой.
Во-вторых, роль французского искусства, особенно в 70—80-е годы, несколько изменяется. Париж перестает быть художественной столицей мира, оставаясь при этом крупнейшим художественным центром, а само французское искусство характеризуется неким усредненным западноевропейским уровнем. Все более очевидной становится ориентация на американские художественные образцы и потеря национального лица.
В-третьих, друг за другом уходят из жизни те. кто составили славу французского искусства XX столетия. Матисс (1954) ,Леже (1955), Люрса (1966) и "последний из могикан" — Пикассо (1973). Пришедшие им на смену художники, среди которых, бесспорно, есть очень интересные мастера, все же уступают своим великим предшественникам в даровании.
Неореализм во Франции, как и в других странах, где он получил распространение, пережил полосу расцвета во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов. И это закономерно: неореализм был детищем антифашистской борьбы, движения Сопротивления, а значительная демократизация общественной жизни в первые послевоенные годы создавала благоприятные условия для его развития.
Достижения ваятелей, связавших свое творчество с антивоенной тематикой, были, пожалуй, более значительны, чем работы графиков и живописцев. В первую очередь следует отметить скульптуру О. Цадкина "Памятник разрушению Роттердама" (1953). Она стоит в голландском городе, сильно пострадавшем во время бомбардировок, напоминая об ужасах войны. Исполненная в кубистическом духе фигура с поднятыми вверх руками, одновременно молящими и защищающимися, с зияющей в груди пустотой — раной — экспрессивна, пластически выразительна.
На парижском кладбище Пер-Лашез воздвигнуты в разное время памятники жертвам концлагерей: Равенсбрюка (скульптор П. Морле) — каменные руки в оковах, взывающие к живым; Освенцима (скульптор Ф. Сальмом) —стилизованная струя дыма от крематория, в которой отдаленно угадываются человеческие фигуры; Бухенвальда (скульптор Л. Бансель) — три измученных узника-скелета. Эти разные по стилю памятники, авторы которых были либо участниками Сопротивления, либо узниками концлагерей, обращаются к живым, они призывают их не допустить повторения пережитого.
В 1940—60-е годы новый виток развития получил абстракционизм, ставший ведущим течением модернизма. Искушенный глаз специалиста отличает друг от друга произведения ведущих абстракционистов. Хартунг, например, узнается по быстрому росчерку-иероглифу, оставленному светлым мазком на темном фоне или, наоборот, темным на светлом. Де Сталь пишет мазками тяготеющими к квадрату, но с подчеркнуто неровными краями. Цвет наносится на холст плотно, закрывая всю его поверхность. Вазарелли неизменно тяготеет к геометризму и является ведущим представителем так называемого оптического искусства (оп-арт). Таким образом, можно сказать, что произведения абстракционистов сохраняют в известной мере индивидуальный почерк и оказывают различное эмоциональное воздействие, связанное с подбором красок, мрачных или, наоборот, радостных, характером мазка, легкого, подвижного или почти скрытого, и т. д.. но все эти цвета, линии, формы живут сами по себе, в отрыве от зримых образов действительности.
В 60-е годы поп-арт, достигший своего апогея в США, был продемонстрирован перед европейцами на венецианской бьеннале 1964 г. Французские художественные круги поначалу истово сопротивлялись "нашествию" поп-арта, видя в нем специфическое порождение именно американской культуры, могущее существовать лишь на американской почве. Но жизнь показала другое: поп-арт, или, как его еше называли во Франции, "неофигуративизм", проник в большие салоны и в полную меру продемонстрировал себя на молодежных парижских бьеннале, "вошел'", в музеи. Концептуализм, т е. искусство концепции, заменяющее изображение надписью и фактически отрицающее само право искусства на существование, получил во Франции известную популярность благодаря Вену (псевдоним Бенжамена Вотье)
В развитии современного художественного процесса во Франции все отчетливее обнаруживается тенденция, присущая и современному искусству других стран Запада.— идет активизирующее с каждым годом разрушение станковой живописи и скульптуры, станковой формы как таковой.
В послевоенное время Большое значение имело восстановление разрушенных войной городов и сельских поселений. Это стало первоочередной задачей, масштабы и характер которой до сих пор не имели места в истории архитектуры. Функционалистические принципы были использованы при восстановлении Мобежа и Сен-Дени (1946—1949, автор А. Люрса) во Франции. В середине 50-х гг. строительная техника переживала настоящую революцию. Всё более широко использовались возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок (надувные сооружения) и др. Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и «чистотой стиля» ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли — причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой иронией или даже в окарикатуренном виде. Иногда архитектура прячется от зрителей за зеркальной облицовкой («здания-призраки»), иногда «украшается» вынесенными наружу трубами и проводами технических коммуникаций.