Сценарий интерактивной беседы с элементами проектирования моделей чат-ботов (для обучающихся в 7-9 классах)
Основная идея. После просмотра видеолекцииученикам 7-9 классов предлагается самим выступить в роли разработчиков интеллектуальных виртуальных ассистентов (собеседников).Специфическая особенность этого сценария состоит в том, что школьники познакомятся с приемами:
● формализации и ввода знаний (данных и правил) в память интеллектуальной системы;
● разработки диалоговых процедур общения на естественном языке, обеспечивающим взаимодействие интеллектуальной системы с пользователем.
Этот этап занятия разбивается на два блока (модуля): фронтальную беседу и проектировочную часть, и завершается ситуативной рефлексией.
Блок 1. Фронтальная беседа
Для актуализации личного опыта школьников и более глубокого погружения в проблемное поле рекомендуется провести фронтальную беседу, начав ее с вопроса:
● Для чего нужны чат-боты?
Конечно, у детей есть определенный опыт взаимодействия с чат-ботами. Важно показать, что область их применения стремительно расширяется.
Обобщая ответы школьников, важно подчеркнуть, что чат-боты в мессенджерах и социальных сетях стали использоваться во многих сферах деятельности: интернет-магазинах, общественном питании и сфере услуг (кафе, рестораны, службы доставки и т.д.), интернет-банках и т.п.
Чат-боты помогают пользователям интернет-магазинов и сетей питания подобрать товар и совершить покупку; в сфере образования «трудятся» боты, помогающие абитуриентам выбрать вуз и разобраться в различных вопросах университетской жизни; найти работу также могут помочь виртуальные собеседники. Боты консультируют в вопросах страхования и банковских операций, помогают изучать иностранные языки, подбирать книги и музыку, искать рецепты, составлять программы спортивных тренировок; и, конечно, виртуальные собеседники активно используются для развлечения пользователя.
Для справки:Например, один китайский поисковик запустил медицинский чат-бот, который призван упростить процесс диагностирования заболеваний. Этот чат-бот позволяет связываться с настоящими врачами и записываться на прием. Но, самое главное, приложение анализирует заданные пользователем симптомы и, в зависимости от предполагаемого диагноза, связывает его с одним из 600 000 профильных врачей. Он задаёт дополнительные вопросы, но при этом реагирует на предыдущие высказывания. В некоторых случаях дается возможность выбрать ответ сразу из нескольких вариантов. По «дотошности» этотБот может показаться даже въедливее врача, но в результате ваш лечащий доктор еще до первого приема получит информацию о заболевании и на основе своего клинического опыта сделает предварительные выводы.
Очевидно, что в ходе беседы целесообразно обсудить, прежде всего, преимущества использования ботов:
● Почему бот, а не человек?
Важно сделать выводо том, что для обслуживания такого огромного количества запросов нужно очень много менеджеров, работающих круглосуточно, готовых ответитьна любой запрос в любой момент времени. Найти людей для выполнения такой работы очень сложно, ведь тогда бы им буквально пришлось превратиться в… роботов! Гораздо лучше создать и обучать роботов (ботов), виртуальных собеседников, которые будут имитировать общение с реальным человеком и смогут гораздо быстрее человека искать, обрабатывать такое количество данных,удовлетворяя многочисленные запросы пользователей.
Если бот способен внятно общаться и верно понимает человека, то нет особой необходимости нанимать дополнительного сотрудника. Кроме того, чат-боты не нуждаются в заработной плате, отпуске и выходных, они могут круглосуточно помогать большему числу людей одновременно.
Для справки:На самом деле, идея создания виртуального собеседника не так нова, как это может показаться. Первая такая компьютерная программа, которая называлась «Элиза» была написана Джозефом Вейценбаумом в 1966 году! Элиза пародировала диалог с психотерапевтом, реализуя технику активного слушания: переспрашивала пользователя и использовала фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». Был проведен эксперимент, во время которого программа общалась со случайно выбранными пользователями. Впервые некоторые люди не смогли догадаться, что с ними общалась машина!
На следующем этапе беседы следует обсудить вопрос:
● Что умеют чат-боты? Как они ведут диалог? Как формируется интеллект бота?
Обсуждение этого вопроса предвосхищает практическую часть и фактически выводит школьников на постановку проектной задачи, связанной с разработкой собственной модели чат-бота.
Дальнейшие рассуждения, фактически, приводят школьников к пониманию основных принципов работы интеллектуальной экспертной системы, поскольку в большинстве приведенных примеров чат-бот выступает в роли консультанта-эксперта. А именно, в память бота загружается набор стандартных пар «вопрос-ответ», составляющих фактически базу знанийинтеллектуальной системы, и пар «вопрос-действие», определяющих технологию принятия решения ботом.