ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД
ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД
Теоретический минимум
Мозг человека реагирует на две системы сигналов:
1-ая сигнальная система – это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем;
2-ая сигнальная система – это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия. Животные реагируют на слово как на конкретный раздражитель, знакомый набор звуков.
В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И.П.Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их «художественный» и «мыслительный». Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П.Павлов отнес к «смешанному» типу ВНД.
Представления о мыслительном и художественном типе ВНД во многом совпадают с представлениями о функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека. Поэтому тестирование доминантного полушария и типа ВНД обычно дает сходные результаты.
Более точно определить степень доминирования полушария и преобладание одной из сигнальных систем возможно, многократно поставив человека в ситуацию с возможностью принятия альтернативного решения. Желательно, чтобы количество таких ситуаций было как можно большим: не менее 100.
Лабораторная работа №5
Тестирование доминантного полушария и типа ВНД
Цель:научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.
Оборудование:тесты, цветные карандаши или ручки, бумага, набор карточек с изображением различных предметов (10 шт.).
Ход работы:
1. Определить тип ВНД по тесту 1.
2. Определить доминантное полушарие по тесту 2.
3. Сравните результаты тестов 1 и 2_____________________________
4. Сделайте вывод о соотношении типа доминирования и преобладания одной из сигнальных систем_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 1. «Художник или мыслитель»
Тестируемого просят прослушать 10 утверждений и, пользуясь 11-балльной шкалой, оценить их на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 - баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если у испытуемого возникают сомнения, поскольку он не относит себя ни к мрачным личностям, ни к счастливым оптимистам, то в его распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9.
Содержание теста:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю: эмоции в разговоре мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Для подведения итогов предлагается подсчитать отдельно сумму баллов 1,2, 5,8, 9 ответов (ЛП - левополушарные ответы) и 3. 4, 6, 7, 10 ответов (ПП - правополушарные ответы).
1. ЛП > ПП на 5 баллов и более - мыслительный тип.
2. ПП > ЛП на 5 баллов и более - художественный тип.
3. ПП = ЛП - смешанный тип.
Таблица 3.1
Анализ результатов тестирования
Правополушарные ответы | Левополушарные ответы |
1а, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8а, 9а, 10б, 11б, 12а, 14а, 15б, 16б, 17б, 18а, 19а, 21б, 22а, 23а, 24б, 25б, 26а, 27а, 28а, 29а, 30а, 31а, 32а, 33а, 34б, 35а, 36б, 39б, 42а, 43б, 44б, 45б, 46б, 47б, 48а, 50а, 51а, 52б, 53б,г, 54б, 55а, 56а, 57а, 58а, 59а, 60б, 61б, 62б, 63б, 64а, 65б, 66а,в,г, 67б, 68б, 69а, 70б, 71б, 72а, 73а, 74б, 75а, 76б, 77а, 78б, 79б, 81а, 82а, 83а, 84б, 85б, 86б, 87б, 88б, 89а, 90б, 91б, 92б, 94б, 95б, 96а, 98а, 99а, 100б. | Оставшиеся буквы в вопросах, перечисленных в графе «Правополушарные ответы» |
Лабораторная работа №6
Ассоциативный эксперимент
Цель: убедиться в том, что образование систем временных связей между словами, т. е. ассоциаций, и их изучение позволяет выявить некоторые индивидуальные особенности ВНД человека: богатство или бедность временных связей, тип ВНД, способность к торможению, характер тормозных раздражителей, работоспособность.
Оборудование: карточки, секундомер.
Ход работы:
1. Используя заранее составленные списки из 10-20 слов, главным образом имен существительных (испытуемый не должен быть с ними ознакомлен), исследователь называет слова. Испытуемый должен быстро ответить на каждый раздражитель первым пришедшим в голову словом, которое возникает у него по ассоциации с названным словом. При этом регистрируется латентный период ответа (время, необходимое для возникновения ассоциаций). В ходе эксперимента заполняется таблица 3.2.
Таблица 3.2
ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД
Теоретический минимум
Мозг человека реагирует на две системы сигналов:
1-ая сигнальная система – это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем;
2-ая сигнальная система – это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия. Животные реагируют на слово как на конкретный раздражитель, знакомый набор звуков.
В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И.П.Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их «художественный» и «мыслительный». Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П.Павлов отнес к «смешанному» типу ВНД.
Представления о мыслительном и художественном типе ВНД во многом совпадают с представлениями о функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека. Поэтому тестирование доминантного полушария и типа ВНД обычно дает сходные результаты.
Более точно определить степень доминирования полушария и преобладание одной из сигнальных систем возможно, многократно поставив человека в ситуацию с возможностью принятия альтернативного решения. Желательно, чтобы количество таких ситуаций было как можно большим: не менее 100.
Лабораторная работа №5