Две семиологии для одного театра
Если возможно вообще, как это делается сегодня в теории и на практике, разделить зрение и слух, следует по крайней мере задаться вопросом, действительно ли обе составляющие всякого театрального действия — пространство и временное событие (театральное и драматическое) — непременно противоположны и взаимно исключают друг друга и действительно ли они обрекают всякую семиологическую теорию на распадение и уход в два типа рассуждения, совершенно чуждые друг другу. Согласно подобной схеме мы имели бы, с одной стороны, семиологию пространства, исходящую из понятия «пустого пространства» (Питер Брук), которое {238} должно быть заполнено внутри жестко фиксированного пространства (трехмерного сценографического пространства), подверженного сценографическим модификациям, но по сути остающегося величиной постоянной и ограниченной, а потому внушающей чувство безопасности. С другой же стороны мы имели бысемиологию времени (и чувства), которая более не исходит из пред-видимых элементов, не способна ни измерять пространство, ни разделять его, но скорее создает его в соответствии с требованиями и исходя из игрового события; такая семиология организует опыт актера и зрителя в неструктурированную последовательность рассуждений, ритмов, обмена словами, взаимодействия между образом и словом: иначе говоря, элементов сценического высказывания.
1. Семиология пространства и театральная практика, которую она описывает, хорошо известна, поскольку со времени признания значимости постановки она правит как полновластная хозяйка в теории и на сцене. Со времен натурализма и символизма вплоть до брехтовского критического реализма пространство считается как бы изначальной рамой, внутри которой вписаны постановка и смысл. Для натурализма, к примеру, пространство является даже единственной средой, в которой развивается человек и благодаря которой он вписывается в некоторые общественные определенности. Начиная с Брехта мы попадаем на другую вершину пространственности, поскольку постановка призвана сделать очевидными социальные отношения персонажей, подчеркивая их жесты или основной принцип организации сценических фигур. Теория очуждения учитывает это воздействие пространства на создание театрального смысла, когда оказывается возможным наглядно представить себе иной персонаж за данным очевидным персонажем, «процессы за процессами», вписывая знаки на сцену подобно тому, как типографский наборщик располагает буквы на бумаге (следуя метафоре В. Беньямина, приведенной в связи с понятием брехтовского очуждения). И даже если пространство утратило всякую ориентацию и всякое единство, смысл все же продолжает оставаться более или менее читаемым. Так, скажем, в кинематографической версии постановки П. Брука пьесы П. Вайса «Марат/Сад»[cc] камера делает пространство относительным, умножая точки зрения на тюремные купальни больницы в Шарантоне. При этом отъезжающая камера много раз показывает директора тюрьмы за пределами места действия, отделенного от публики рядом решеток. Такое ироничное движение немедленно устанавливает границу между внутренним и внешним, помещая рассуждение о свободе в наглядное противоречие с тюремным заключением. Даже будучи фрагментарным и разорванным, этот тип пространства, столь характерный для современного авангарда, все еще несет в себе некоторый смысл; он как бы вновь склеивает разрозненные куски и тем самым дает безопасное прибежище зрителю, который может проецировать себя в такое {239} пространство. Такой тип авангарда и семиологии покоится на ясном восприятии границы между знаками, пространствами, произведением и внешним миром. Граница даже становится критерием вычленения и создания смысла, — в полном соответствии с соссюровским принципом языка, согласно которому «есть только различия, и нет никаких положительных терминов».
2. Напротив, семиология и практика, опирающаяся на время, лишены пространства, которое нужно наполнить, — у них есть лишь длительность и ритм, которые нужно выдерживать. Пространство существует только в соотношении с координатами актера; очень часто оно вообще не связано с созданием смысла. Намного более проблематичным здесь становится определение возможностей театрального опыта, отвечающих такому событийному измерению, поскольку такие виды опыта часто еще пребывают в состоянии программирования или же противоположения по отношению к доминирующей идеологии «пространственной постановки». Так обстоит дело с энергетическим театром, о котором мечтает Ж.‑Ф. Лиотар, не умея пока что определить его иначе, как через то, чем он не является: это театр, где не чувствуется «“доминирования драматурга”, равно как и преобладания постановщика, хореографа, художника, действующих с помощью условных знаков, а также возможных зрителей»[26]. Такой «энергетический театр», о котором говорит Лиотар, уже «смутно брезжит» и намечается сегодня, — или, скорее, «смутно слышится» через ритм (как в «Разговорных пьесах» П. Хандке[cci]), голос (голос «нематериальных» персонажей М. Дюра[ccii]), назойливое повторение идеологических речей (как у болтливых «героев» Винавера) или же через нарративное присутствие «исполнителя». Нынешний успех представлений-перформансов и объясняется таким открытием заново событийного, временного и уникального аспекта театра. Ведь по существу театр — это всегда присутствие передо мной живого существа, актера, который живет в протяженности и пространстве, являющихся также и моими. И вместо того, чтобы вновь представлять и разыгрывать внешнюю ситуацию и надежную точку отсчета, актер-перформер подает себя как неуловимое уклоняющееся существо, расположенное пройти со зрителем лишь «часть пути». Во всех этих примерах видно, что чем более пространство используется как точка отсчета, которая дублирует и иллюстрирует текст, тем более наглядным и предсказуемым становится развертывание спектакля, которое зритель должен охватить своим взглядом и духом; речь идет о том, чтобы «слушатель» был захвачен ритмом высказываемого, сосредоточившись на задаче структурировать материалы, предлагаемые вперемешку; отсюда — {240} и акцент на процессе выработки смысла, а не на смысле как таковом. «Отсюда следует настойчивое подчеркивание процесса. Как видно здесь столь же важно, как и то,что именно видно»[27]. В таких видах театральной практики постоянно отодвигается граница между смыслом и бессмыслицей, произведением и жизнью, — так что всякая граница начинает казаться условной и передвигаемой. Многочисленные тексты воздействуют именно таким образом на наше восприятие границ: М. Винавер повторяет одни и те же стереотипы до полного эстетического отвращения, которое заставляет нас физически ощутить постоянно растущую мощь идеологии; казалось бы, П. Брук в своем «Марат/Саде» склонен показать, что безумие заключенных и их бунт рискуют охватить все социальное пространство госпиталя и театрального зала, однако это делается только для того, чтобы затем напомнить, что всякий психологический, социальный или художественный разгул на деле контролируется границами тюрьмы или произведения искусства: сценическое пространство и экран защищают нас от этих разгульных эксцессов жизни; граница здесь не отменяется, но сама ее подвижность указывает на невозможность рассчитывать на какие-то определенные элементы или на надежную семиологическую систему. Таким образом структура и пространственная форма превращаются в динамичную силу, связанную с постоянной изменчивостью времени. Граница между искусством и жизнью, актером и зрителем, знаком и его референтом становится крайне подвижной, — как если бы это перемещение преобразовывалось в беспрерывное смещение ясной границы театра и семиологии, которые основывались на понятии пространства. Прочие, еще более радикальные театральные опыты еще более последовательно и систематично играют на границе между жестом и словом, тотальной импровизацией и жестким повторением. К примеру, «театр непосредственного» Николь Сованьяк и Николь Рандом предлагает зрителю серию «рассчитанных импровизаций». Начиная с какого-то жестового импульса, движения, которое вначале ощутимо телесно, а потом постепенно меняется и определяется, они пытаются включить сюда же вокальный импульс, а затем формирование слов и фраз, толчком для которых служит жестовое и вокальное событие. Эти опыты интересны, поскольку они дают почувствовать сдвиг и раскачивание между жестом и словом, показывают, как текст (даже совсем рудиментарный) может выступать следствием опытов с жестами. Потому нет ничего удивительного в том, что именно голос служит опосредующим звеном между двумя этими разнородными элементами: телом (само собой разумеется, что оно способно к импровизации и потому свободно) и текстом (само собой разумеется, что уж он-то повторим и {241} жестко определен). В тот момент, когда западная технология и цивилизация приходят к совершенству письма и пространства, завоеванных посредством взгляда и знаков, нам остается только невидимое убежище, с трудом схватываемое голосом. Мы едва ли способны постичь его наглядно, а потому голос постоянно остается «зерном» (Барт) или импульсом. Подчеркивая вокальное означающее в измеренииустной словесности театрального послания, художественная и теоретическая практика меньше занимаются высказыванием (очевидным, понятным и конкретизированным в данном сценическом пространстве), чем самим процессом высказывания (местом произносящих субъектов, звуками и погрешностями в их произношении). Тогда театр действительно имеет право голоса.
Какие виды авангарда?
Легко и заманчиво теперь предложить здесь некую типологию театрального авангарда сообразно дихотомии пространство/время. Можно было бы попытаться различить постановки, которые исходят из образа, места, которое нужно заполнить, или сюжета, который должен материализоваться в сценическом письме, — и постановки, которые играют прежде всего на возможности слушания обмена текстуальными пассажами, сокращения образности за счет расширения и обогащения того, что не высказано в тексте. Подобная типология имела бы, впрочем, лишь ограниченный интерес, поскольку она всего лишь окольным путем приводила бы к платоновскому противопоставлению между мимезисом и диегезисом[cciii]; она только углубляла бы пропасть, разделяющую два вида авангарда, приписывая пространство безбрежной театральности и сценическому письму, а время — театру слушания и театральности, присущей драматическому языку. Арто как бы подводит итог первой тенденции; по его словам, «на сцене — которая является прежде всего пространством, которое должно быть заполнено, и местом, где нечто происходит, — язык слов должен уступить место языку знаков, объективным аспектом которого будет то, что более всего поражает нас тотчас же»[28]. Что же до театра слушания, то наиболее блестящим его представителем сегодня является М. Винавер, Он говорит: «Для меня театральное представление — это устная проекция записанного текста, повод для слушания… Я хотел бы, чтобы оно [оформление] стало наиболее действенной машиной для произнесения текста, но чтобы оно по возможности вовсе не было заметно, мне бы хотелось, чтобы в идеале оно стало вообще невидимым»[29].
{242} Два этих примера, которые сегодня можно было бы принять за два способа заниматься театром и рассматривать его теоретически, не являются, однако же, чистыми категориями, жестко противопоставленными друг другу. Существует, впрочем, даже некоторая опасность (которую семиология, похоже, никогда не сумеет полностью избежать) расколоть театральную постановку и анализируемый спектакль на пространство и время: это было бы примером той же опасности (и даже теоретической и практической невозможности), что подстерегает исследователя, разделяющего и изолирующего высказанное и само высказывание, содержимое и форму, сюжет и изложение (в терминах Бенвениста[cciv] — историю и дискурс)[30]. И было бы совершенно ошибочным под предлогом создания типологии и классификации рассматривать высказанное и пространство как область видимого, структурируемого и означающего, сводя высказывание к уровню невидимого, излишнего, импульсивного и эмоционального, короче, всего, что переживается лишь индивидуально, а потому утратило всякие следы социально значимого.
Между тем, всякий аналитик, исследующий спектакль, хорошо представляет себе, что сценическое или жестовое пространство, даже если оно хорошо структурировано, читается только в процессе и в результате создания театрального дискурса: во время постановки и развертывания под взглядом зрителя. Даже Арто, которого мы превратили в архетип наставника по пространству в области театральности, подозревает, что за пространством скрываются «безумные богатства»: «В этом театре происходит распадение пространства, — новое представление о пространстве, которое умножается, разрываясь: пространство как бы разбирают на составные части нить за нитью, его расплетают до основы; тогда под ним обнаруживаются безумные богатства»[31]. И наоборот, сам процесс сценического события (создание дискурса текста и дискурса актеров посредством сценической работы) всегда завершается тем, что организуется в систему закономерностей, повторов и противопоставлений, так что некий образ и вписывание в пространство с необходимостью входят в сознание зрителя и исследователя. Впрочем, некоторые виды театральной практики (скажем, опыты Боба Уилсона[ccv] или Ришара Демарси[ccvi]) вовремя напомнили нам, что «театр образов» одновременно играет на «двух досках», что он нуждается в музыке или голосе, чтобы попытаться «скрепить» образы. Да и семиологической теории тут также следовало бы последовать за этим спонтанным движением театральной практики: вместо того, чтобы стараться заменить классическую семиологию, основанную на знаке и {243} наблюдаемом пространстве, «обобщенной де-семиотикой»[32]; основанная на театре событий (events), семиология пытается замкнуть круг между структурирующим принципом (кодификатором) и деструктурирующим (событийным) принципом, объединяя то, что могло разъединяться лишь искусственно, то есть высказанное и высказывание, письмо и произнесение, смысл и звук, означающее и означаемое. Можно лишь напомнить семиологии о ее прежних обещаниях, когда она клялась преодолеть расчленение представления на жесткие и неподвижные системы, на означающее и означаемое; нам нужна семиология, которая принимает в расчет все измерения театра, все голоса и образы сцены.
Во всех приведенных примерах, как мы видели, авангард «играет» с семиологией (а иногда — и в семиологию). Авангард по-своему истолковывает или же оспаривает тот факт, что знак может рассматриваться как минимальный элемент или даже пространственная основа и основа представления для сценического события. И все-таки авангард при этом только отодвигает на более дальний срок смерть знака, в этом смысле задачи авангарда подобны попыткам деконструирования, предпринятым Дерридой[ccvii], который также отказывается от метафизики знака, не сумев однако же еще ее превзойти. Как говорит Деррида: «Знак и божественное имеют одно и то же место и время рождения. Эпоха знака по сути своей теологична. Возможно, она никогда и не закончится. Однако ее историческое завершение уже четко очерчено»[33]. Подобно философии, авангард и семиология все еще пребывают в эпохе знака и представления, — даже если вся теория и вся театральная игра призваны в итоге привести к их уничтожению. Именно поэтому мы не находимся по-прежнему в пост-авангарде, но все еще в аван-постмодернизме. И театр, который мы создаем и который создает нас, находит в этих этикетках-обозначениях и крайних случаях не свой конец, но саму свою сущность.
{244} Комментарии
{276} Именной указатель
А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Августин Аврелий (Блаженный) (Augustinus Aurelius Sanctus, 354 – 430), христианский теолог и философ — 258
Адамов Артюр (Adamov A., 1908 – 1970), французский писатель и драматург — 7, 59, 94, 150 – 151, 264 – 266
Адлер Альфред (Adler A., 1870 – 1937), австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии — 202
Альбер-Биро Пьер (Albert-Birot P., 1876 – 1967), французский писатель, поэт, сценарист, драматург и художник — 37, 247
Д’Аннунцио Габриэле (D’Annunzio G., 1863 – 1938), итальянский писатель и политический деятель — 245
Антуан Андре (Antoine A., 1858 – 1943), французский актер, режиссер и кинематографист, представитель натуралистического театра — 251, 274
Ануй Жан (Anouille J., 1910 – 1987), французский драматург — 85, 255
Аполлинер Гийом (Apollinaire G., наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, 1880 – 1918), французский поэт и драматург — 13, 14, 21 – 22, 37, 244, 245 – 246, 247, 248
Арагон Луи (Aragon L., 1897 – 1982), французский поэт и писатель — 22, 27, 246, 250
Аристотель (384 – 322 до н. э.), древнегреческий философ — 161, 198, 202, 223, 255, 257, 268, 273
Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 24
Арон Робер (Aron R., псевдоним Макс Робюр), драматург, один из основателей «Театра Альфреда Жарри» — 13, 252
Аррабаль Фернандо (Arrabal F., род. в 1932), испано-французский драматург и писатель — 5, 158 – 159, 181, 267 – 268
Арто Антонен (Artaud A., 1896 – 1948), французский актер, режиссер и теоретик театра — 7, 9, 11, 13, 41, 59 – 60, 97 – 98, 100 – 101, 107 – 108, 109, 150 – 151, 195, 202, 209, 225, 231, 232 – 233, 235, 236, 241, 242, 247, 252 – 253, 257, 258, 264, 265
Бальзак Оноре де (Balzac H. de, 1799 – 1850), французский писатель — 213, 269
Баню Жорж (Banu G.), современный французский театровед, профессор III Парижского университета — 272
Барро Жан-Луи (Barrault J.‑L., род в 1910), французский актер и режиссер — 9, 59, 140, 258, 262
Барт Ролан (Barthes R., 1915 – 1980), французский литературовед и теоретик искусства, представитель структурализма — 9, 10, 28, 118, 156, 170 – 172, 182, 225, 226, 241, 266, 268 – 269, 270, 272, 275
Барте Жюли (Bartet J., наст. имя Жанна-Жюли Реньо, 1854 – 1941), французская трагическая актриса — 54, 251
Батай Анри (Bataille A., 1872 – 1922), французский поэт и драматург, создатель «сентиментального реализма» — 251
Батай Жорж (Bataille G., 1897 – 1962), французский писатель, философ, экономист — 97
Батай Никола (Bataille N.), современный французский актер и режиссер — 137, 256, 258, 261, 262, 263
{277} Бати Гастон (Baty G., 1885 – 1952), французский режиссер — 267
Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975), русский литературовед и теоретик искусства — 199, 272
Бек Джулиан (Beck J.), один из создателей «Living Theatre» — 274
Беккет Сэмюэль (Beckett S., 1906 – 1989), французский писатель, поэт, драматург и публицист — 8, 11, 59, 94, 110, 118 – 119, 132, 134, 156, 159, 164, 185, 256, 259 – 261, 262, 265
Бенвенист Эмиль (Benveniste E., 1902 – 1976), французский лингвист — 242, 275
Беньямин Вальтер (Benjamin W., 1892 – 1940), немецкий философ и литературовед — 233, 238, 274
Бергсон Анри (Bergson H., 1859 – 1941), французский философ, представитель «философии жизни» — 59, 161, 244, 268
Бернар Жан-Жак (Bernard J.‑J., 1888 – 1972), французский драматург — 106, 259
Бернстайн Анри (Bernstein H., 1876 – 1953), французский драматург и режиссер — 137, 263
Бийеду Франсуа (Billetdoux F., род. в 1927), французский драматург и прозаик — 262
Бичер-Стоу Гарриет Элизабет (Beecher-Stowe H. E., 1811 – 1896), американская писательница — 257
Блэн Роже (Blin R., 1907 – 1984), французский актер и режиссер — 59, 140, 257, 259, 263, 264, 265, 266
Бовуар Симона де (Beauvoir S. de, 1908 – 1986), французский философ и писатель — 91, 265
Бодлер Шарль (Baudlaire Ch., 1821 – 1867), французский поэт — 53, 216, 252, 256, 261
Бомарше Пьер Огюстен (Beaumarchais P. A., 1732 – 1799), французский драматург — 19
Бомонт Фрэнсис (Beaumont F., 1584 – 1616), английский драматург — 254, 273
Боннар Пьер (Bonnard P., 1867 – 1947), французский художник — 123, 244
Бори Моник (Borie M.), современный французский критик и историк театра — 5
Брей. Ивонна де (Brey I. de, 1889 – 1954), французская актриса — 56, 251
Босх (Бос ван Ахен) Хиеронимус (Bosch van A., ок. 1460 – 1516), нидерландский живописец — 67
Брентано Франц (Brentano F., 1838 – 1917), немецкий философ, предшественник феноменологии — 255
Бретон Андре (Breton A., 1896 – 1966), французский писатель, теоретик сюрреализма — 13, 21, 22, 27, 37, 158, 169, 246, 247, 250, 252, 264, 267
Брехт Бертольт (Brecht B., 1898 – 1956), немецкий драматург и теоретик театра — 41, 59, 94, 98, 100, 130, 139, 153, 172, 173 – 180, 195, 197, 207, 231, 238, 265, 266, 269, 274
Брук Питер (Brook P., род. в 1925), английский режиссер — 102, 140, 158, 168, 237, 238, 240, 252, 257, 264, 267, 268, 275
Бюхнер Георг (Bëuchner G., 1813 – 1837), немецкий публицист и драматург — 77, 130, 187, 253
Вайнгартен Ромэн (Weingarten R., род. в 1926), французский драматург — 134, 262
Вайс Петер (Weiss P., 1916 – 1982), шведский драматург немецкого происхождения, представитель «документального театра» — 94, 238, 275
Валери Поль (Valéry P., 1871 – 1945), французский поэт и теоретик искусства — 8, 246, 259
Веласкес Родригес де Сильва (Velàsquez R. de S., 1599 – 1660), испанский художник — 144
Венцель Жан-Поль (Wenzel J.‑P., род. в 1947), французский драматург и режиссер — 181, 233, 274
{278} Вергилий Марон Публий (Vergilius, 70 – 19 до н. э.), римский поэт — 57, 192
Верн Жюль (Verne J., 1828 – 1905), французский писатель — 251
Верхарн Эмиль (Verhaern E., 1855 – 1916), бельгийский поэт и драматург — 246
Виан Борис (Vian B., 1920 – 1959), французский поэт, писатель, музыкант и драматург — 185
Вилар Жан (Vilar J., 1912 – 1971), французский актер и режиссер — 104, 219 – 220, 257, 266, 269, 270
Винавер Мишель (Vinaver M., наст. имя Мишель Гринберг, род. в 1927), французский писатель, драматург и театральный критик — 5, 181 – 182, 233, 235, 239, 240, 241, 270 – 271, 272
Витез Антуан (Vitez A., 1930 – 1990), французский режиссер — 274
Витрак Роже (Vitrac R., 1899 – 1952), французский драматург — 13, 252
Вольтер (Voltaire, наст. имя Мари-Франсуа Аруэ, 1694 – 1778), французский писатель и философ — 92
Вотье Жан (Vauthier J., род. в 1910), французский драматург — 134, 262
Гадамер Ганс Георг (Gadamer H. G., род. в 1900), немецкий философ, представитель герменевтики — 10
Гамсун Кнут (Hamsun K., наст. имя Кнут Педерсен, 1859 – 1952), норвежский писатель и драматург — 258
Гарсиа Виктор (Garcia V., 1934 – 1982), аргентинский режиссер, работавший во Франции — 158, 267
Гауптман Герхард (Hauptmann G., 1862 – 1946), немецкий драматург, основатель натуралистической школы в Германии — 82
Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.), древнегреческий философ — 199
Гете Иоганн Вольфганг (Goethe J. W., 1749 – 1832), немецкий писатель, философ и естествоиспытатель — 113
Годар Жан-Люк (Godard J.‑L., род. в 1930), французский кинорежиссер, представитель «новой волны» — 266
Гойя Франсиско Хосе де (Goya F. J. de, 1746 – 1828), испанский художник — 144
Голль Иван (Goll I., наст. имя Исаак Ланг, 1891 – 1950), немецко-французский поэт и драматург — 37 – 38, 247
Греймас Альгирдас-Жюльен (Greimas A.‑J., род. в 1917), французский лингвист, семиотик, автор работ по структурной поэтике — 269
Грёз Жан-Батист (Greuze J.‑B., 1725 – 1805), французский художник — 174, 177, 179, 269
Гротовский Ежи (Grotowski J., род. в 1933), польский режиссер — 60, 235
Грубер Франсис (Gniber F.), художник — 259
Грюневальд (Grëunewald, наст. имя Нитхардт Матис, ок. 1470 (1475) — 1528), немецкий художник — 67
Гуссерль Эдмунд (Husserl E., 1859 – 1938), немецкий философ-феноменолог — 255, 257
Гюго Виктор (Hugo V., 1802 – 1885), французский писатель — 23, 130, 195, 245, 251, 271, 272
Дебюсси Клод (Debussy Cl., 1862 – 1918), французский композитор-импрессионист — 250
Деккер Томас (Dekker Th., ок. 1572 – ок. 1632), английский драматург и писатель — 270
Демарси Ришар (Demarcy R.), современный французский режиссер, драматург и теоретик театра — 241, 275
Деррида Жак (Derrida J., род. в 1930), французский философ, представитель постструктурализма — 9, 242, 269, 275
Деснос Робер (Desnos R., 1900 – 1945), французский поэт и писатель, близкий дада и сюрреализму — 22
{279} Джакометти Альберто (Giacometti A., 1901 – 1966), французский художник и скульптор, сюрреалист — 260, 264
Джеймс Генри (James H., 1843 – 1916), американский писатель — 272
Джойс Джеймс (Joyce J., 1882 – 1941), ирландско-английский писатель — 259
Джонсон Бен (Бенджамин) (Johnson B., 1573 – 1637), английский драматург — 254, 273
Дидро Дени (Diderot D., 1713 – 1784), французский философ и писатель — 56, 172, 173 – 180, 205, 269, 270
Дойч Мишель (Deutsch M., род. в 1948), французский драматург, поэт и эссеист — 181, 233, 274, 275
Доннэ Морис (Donnait M., 1859 – 1945), французский драматург — 15, 16, 244
Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881), русский писатель — 258
Дрейер Карл Теодор (Dreyer C. T., 1889 – 1968), датский кинорежиссер и сценарист — 179, 270
Дюллен Шарль (Dullin Ch., 1885 – 1949), французский актер и театральный педагог — 91, 251
Дюма Александр (Dumas A., 1802 – 1870), французский писатель — 272
Дюма Александр (сын) (Dumas A.‑fils, 1824 – 1895), французский писатель — 251
Дюра Маргерит (Duras M., род. в 1914), французская романистка и драматург — 11, 239, 275
Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929), русский театральный деятель — 250
Еврипид (ок. 480 – 406 до н. э.), древнегреческий драматург — 39, 92, 249
Жакар Эммануэль (Jacquart E.), историк французского театра, профессор Гарвардского университета — 13, 119
Жакоб Макс (Jacob M., 1876 – 1944), французский поэт и писатель, близкий к сюрреализму — 27, 244, 245, 252
Жарри Альфред (Jarry A., 1873 – 1907), французский писатель и драматург — 7, 13 – 15, 91, 244 – 245, 252
Жемье Фирмен (Gémier F., 1869 – 1933), французский актер, режиссер и педагог — 105
Жене Жан (Genêt G., 1910 – 1986), французский поэт, писатель и драматург — 8, 94, 95 – 97, 98 – 99, 100, 109, 140 – 141, 151, 185, 195, 256, 257, 263 – 264
Жид Андре (Gide A., 1869 – 1951), французский писатель — 245
Жироду Жан (Giraudoux J., 1882 – 1944), французский писатель и драматург — 185, 202, 273
Жиронэ Робер (Gironès R.) французский режиссер — 275
Жори Шарль (Joris C.), руководитель Народного Романского театра (Швейцария) — 271
Жуве Луи (Jouvet L., 1887 – 1951), французский актер, режиссер и постановщик — 140, 251, 263
Зевксис (кон. V – нач. IV вв. до н. э.), древнегреческий живописец — 16
Ибсен Генрик (Ibsen H., 1828 – 1906), норвежский драматург — 85
Ионеско Эжен (Ionesco E., род. в 1912), французский писатель и драматург румынского происхождения — 11, 59, 94, 108 – 109, 118, 128 – 129, 202, 256, 258, 260, 261 – 262, 265
Казарес Мария (Casares M., род. в 1922), французская актриса испанского происхождения — 262
Кальдерон де ла Барка Педро (Calderôn de la Barca P., 1600 – 1681), испанский драматург — 258, 267
Камю Альбер (Camus A., 1913 – 1960). французский писатель, философ и драматург — 85, 91, 112 – 113, 128, 185, 255, 258 – 259
Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944), русский живописец и график — 126
{280} Кант Иммануил (Kant I., 1724 – 1804), немецкий философ — 246, 261
Кафка Франц (Kafka F., 1883 – 1924), австрийский писатель — 268
Клейст Генрих фон (Kleist G. von, 1777 – 1811), немецкий писатель и драматург — 85
Клодель Поль (Claudel P., 1868 – 1955), французский писатель и драматург — 5, 41 – 42, 79, 87, 108 – 109, 185, 248, 249, 252
Клоссовски Пьер (Klossôvski P., род. в 1903), французский философ, писатель и художник — 253
Коат Таль (Coat Tal, наст. имя Пьер Луи Корантен Жаков, род. в 1905) французский художник и график — 119, 120 – 121, 122, 123, 260
Кокто Жан (Cocteau J., 1889 – 1963), французский драматург, писатель и художник — 27, 52 – 53, 97, 128, 140, 185, 250 – 251, 263
Колетт Габриэль-Сидони (Colette G.‑S., 1873 – 1954), французская писательница — 244, 263
Кольридж Сэмюэль Тэйлор (Coleridge S. T., 1772 – 1834), английский поэт-романтик, литературный критик — 206, 209, 210, 254, 273
Кольтес Бернар-Мари (Koltés B.‑M., 1948 – 1989), французский писатель и драматург — 11
Корвэн Мишель (Corvin M.), современный французский историк и семиотик театра — 27, 129, 225
Корнель Пьер (Corneille P., 1606 – 1684), французский драматург — 107, 130, 202, 214, 215, 272, 273
Кребийон-сын (Crebillon-fils, наст. имя Клод Проспер, 1707 – 1777), французский драматург — 92
Крётц Франц Ксавер (Kroetz F. X., род. в 1946), немецкий актер и драматург — 233, 274
Кристева Юлия (Kristeva J., род. в 1935), французский семиотик, представительница постструктурализма — 269
Крэг Эдуард Гордон (Craig E. G., 1872 – 1966), английский актер, режиссер и теоретик театра — 41
Кьеркегор (Киркегор) Серен (Kierkegaard S., 1813 – 1855), датский теолог, философ и писатель — 93, 256, 261
Кэрролл Льюис (Carroll L., наст. имя Чарльз Латуидж Доджсон, 1832 – 1898), английский писатель — 268
Лабиш Эжен Марен (Labiche E., 1815 – 1888), французский драматург, автор водевилей — 218
Лавелли Хорхе (Lavelli J., род. в 1932), французский режиссер аргентинского происхождения — 158, 262, 267
Лаводан Жорж (Lavodant G., род. в 1947), французский актер и режиссер — 275
Лакан Жак (Lacan J., 1901 – 1981), французский психоаналитик, представитель постфрейдизма — 108, 202, 203, 269, 272, 275
Лассаль Жак (Lassalle J., род. в 1936), французский режиссер — 271
Лебель Жан-Жак (Lebel J.‑J.), теоретик хэппенинга — 102, 257
Леви-Стросс Клод (Lévi-Strauss Cl., род. в 1908), французский этнолог-структуралист — 234
Лейбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz G. W., 1646 – 1716), немецкий философ — 261
Лекуврер Адриенна. (Lecouvreur A., наст. имя Адриенна Куврёр, 1692 – 1730), французская трагическая актриса — 117, 259
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452 – 1519), итальянский художник и ученый — 16, 123
Лессинг Готхольд Эфраим (Lessing G. E., 1729 – 1781), немецкий писатель и теоретик искусства — 176
Лили Джон (Lilly J., 1553 – 1606), английский драматург — 254
{281} Лиотар Ж.‑Ф. (Lyotard J.‑F.), современный французский семиотик, создатель концепции «энергетического театра» — 236, 239, 242, 275
Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988), русский философ и филолог — 5
Лотреамон (Lautréamont, наст. имя Изидор-Люсьен Дкжас, 1846 – 1870), французский поэт — 13, 246, 252
Люнье-По Орельен (Lugné-Poe A., 1869 – 1940), французский актер и режиссер — 20, 244, 245, 274
Макробий (Macrobius, V век н. э.), римский ученый и писатель — 245
Макс Эдуард Александр де (Мах E. A. de, 1869 – 1924), французский трагик — 54, 251
Малина Джудит (Malina J.), одна из создателей «Living Theater» — 274
Малларме Стефан (Mallarmé S., 1842 – 1898), французский поэт — 95, 147, 212, 213, 146, 248, 272
Мальро Андре (Malraux A., 1901 – 1976), французский писатель и теоретик искусства — 258, 264
Маннони Октав (Mannoni O.), представитель современного французского постфрейдизма и семиотики — 5, 202 – 204, 272 – 273
Маре Жан (Marais J., род. в 1913), французский актер театра и кино — 54, 56, 250, 251
Марешаль Марсель (Maréchal M., род. в 1937), французский актер и режиссер — 262
Мариво Пьер Карле де Шамблен де (Marivaux P., 1688 – 1763), французский писатель и драматург — 188, 227
Маринетти Филиппо Томмазо (Marinetti F. T., 1876 – 1944), итальянский писатель-футурист — 245
Марло Кристофер (Marlowe Ch., 1564 – 1616), английский драматург — 254, 262
Марсель Габриэль Оноре (Marsel G., 1889 – 1973), французский философ, драматург и театральный критик — 7, 78 – 79, 91, 254 – 255
Массон Андре (Masson A., род. в 1896), французский художник — 119, 121 – 123, 126, 260
Матисс Анри (Matisse H., 1869 – 1954), французский художник — 120, 121, 122, 245
Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930), русский поэт — 37, 247
Мейерхольд Всеволод Эмильевич. (1874 – 1938), русский актер и режиссер — 41
Мерло-Понти Морис (Merleau-Ponty M., 1908 – 1961), французский философ, представитель феноменологической школы — 161
Мийо Дариюс (Milhaud D., 1892 – 1974), французский композитор — 250
Микеланджело Буонарроти (Michelandgelo B., 1475 – 1564), итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт — 16
Мнушкина Ариана (Mnouchkine A., род. в 1939), французский режиссер, создательница «Театр дю Солей» — 11, 265
Мольер (Molière, наст. имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673), французский драматург и актер — 15, 19, 85, 117, 195, 202, 206
Мондриан Пит (Mondrian P., наст. имя Корнелис Питер, 1872 – 1944), голландский живописец, работавший во Франции и США — 126
Монтерлан Анри де (Monterlant H. de, 1896 – 1972), французский поэт, писатель и драматург — 185, 210
Мориак Франсуа (Mauriac F., 1885 – 1970), французский писатель и драматург — 86, 185, 255
Морон Шарль (Mauron Ch., 1899 – 1966), французский литературовед-неофрейдист, создатель «психокритики» — 197, 202, 272
Муне-Сюлли Жан (Mounet-Sully J., 1841 – 1916), французский трагик — 17, 54, 251
Мюссе Альфред де (Musset A. de, 1810 – 1857), французский поэт и писатель — 85, 192, 200, 272, 273
{282} Неве Жорж (Neveux J., 1900 – 1982), французский поэт, актер, драматург, секретарь Луи Жуве — 264
Нерваль Жерар де (Nerval G. de, наст. имя Жерар Лабрюни, 1808 – 1855), французский журналист, прозаик, поэт и актер — 209, 221, 273
Ницше Фридрих (Nietzsche F., 1844 – 1900), немецкий философ, представитель «философии жизни» — 59, 95, 117, 256, 259, 275
Овидий Назон Публий (Ovidius Naso P., 43 до н. э. – ок. 18 н. э.), римский поэт — 245
Одиберти Жак (Audibertî J., 1899 – 1965), французский драматург и писатель — 262
Онеггер Артюр (Honegger A., 1892 – 1955), французский композитор швейцарского происхождения, участник «Шестерки» — 250
Остин Джон Л. (Austin J. L., 1911 – 1960), английский философ, представитель «лингвистической философии» — 8
Пави Патрис (Pavis P.), современный французский семиотик театра — 8, 10, 11, 225 – 227
Паскаль Влез (Pascal B., 1623 – 1662), французский философ — 192, 272
Пеги Шарль (Péguy Ch., 1873 – 1914), французский поэт и драматург — 79
Пере Бенжамен (Péret B., 1899 – 1959), французский эссеист, журналист и поэт-сюрреалист — 22, 27, 247
Пикабиа Франсис (Picabia F., 1879 – 1953), французский поэт, сценарист и художник-сюрреалист — 246
Пикассо Пабло Руис (Picasso P. R., 1881 – 1973), испано-французский художник, график и скульптор — 244, 245, 250
Пиранделло Луиджи (Pirandello L., 1867 – 1936), итальянский писатель и драматург — 53, 91, 130, 206, 207, 210, 223, 273
Пискатор Эрвин (Piscator E., 1893 – 1966), немецкий режиссер, представитель политического театра — 180
Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ и математик — 173
Планшон Роже (Planchon R., род. в 1931), французский актер, режиссер и драматург — 181, 266, 270
Платон (428 – 348 до н. э.), древнегреческий философ — 91, 262, 275
Плотин (ок. 204/205 – 269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма — 258
По Эдгар Алан (Poe E. A., 1809 – 1849), американский писатель — 252
Поттеше Морис (Pottecher M.), французский режиссер, основатель Народного театра — 245
Превер Жак (Prévert J., 1900 – 1977), французский поэт — 264, 265
Пруст Марсель (Proust M., 1871 – 1922), французский писатель — 132, 259, 272
Пудовкин Всеволод Илларионович (1893 – 1953), русский кинорежиссер — 252
Пуленк Франсис (Poulenc F., 1899 – 1963), французский композитор, входил в «Шестерку» — 250
Рабле Франсуа (Rabelais F., 1494 – 1553), французский писатель — 199, 272
Расин Жан (Racine J., 1639 – 1699), французский драматург — 15, 65, 80, 106, 130, 187, 188, 195, 202, 255, 272
Рембо Артюр (Rimbaud A., 1854 – 1891), французский поэт — 13, 246, 266
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt H. van R., 1606 – 1669), голландский художник — 144
Ренуар Жан (Renoire J., 1894 – 1979), французский кинорежиссер и драматург — 180
Рибемон-Дессень Жорж (Ribemont-Dessaîgnes G., 1884 – 1874), французский писатель и драматург — 22, 27
Роман Жюль (Romains J., наст. имя Луи Фаригуль, 1885 – 1972), французский писатель и драматург — 259
{283} Ростан Эдмон (Rostand E., 1868 – 1918), французский драматург — 257
Сад Донасьен-Альфонс-Франсуа, маркиз де (Sade D.‑A.‑F. de, 1740 – 1814), французский писатель — 7, 13, 77, 253
Салакру Арман (Salacrou A., 1899 – 1989), французский драматург — 271
Санд Жорж (Sand G., наст. имя Аврора Дюпен, 1804 – 1876), французская писательница — 201
Сандрар Блез (Cendrars B., 1887 – 1961), французский поэт швейцарского происхождения — 245
Сарду Викторьен (Sardou V., 1831 – 1908), французский драматург — 93, 251
Сартр Жан-Поль (Sartre J.‑P., 1905 – 1980), французский философ, писатель и драматург — 10, 83, 85, 91 – 92, 112, 128, 140, 185, 210, 255 – 257, 258, 263, 265, 268
Сати Эрик (Satie E., 1866 – 1925), французский компо<